Урок по теме "Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для  обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredy_obitaniya_organizmov.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Среды обитания организмов.

Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Планируемые результаты:

Предметные:

закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Задачи урока:

Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Ход урока:

Звучит песня «От улыбки».

1.Организационный этап.

Учитель: Добрый день ребята. Я рада вас видеть. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем гостей.

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. У  вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!

2.Опрос по пройденной теме.

На предыдущих уроках мы знакомились с живыми организмами. Давайте вспомним, о чем или о ком шла речь.

Презентация (проверка домашнего задания).

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте... (мухомор) 

СЛАЙД

Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я
(подосиновик).

СЛАЙД

Хорошо, справились.

3. Актуализация  знаний.
Тогда  продолжим.

 СЛАЙД

О чем мы сегодня будем говорить, и определить тему нашего урока  поможет стихотворение Леонида  Олюнина.

(Учитель активизирует деятельность учеников через стихотворение). 

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой: 
– Скажите, чем вас привлекает помойка? 
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения. 
И Муха ответила –  честно, открыто: 
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто. 
Легко здесь живётся, и просто – с питанием: 
Это моя среда обитания.

  (Будем  изучать среду  обитания)

СЛАЙД

Учитель:А  где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?

(В воде, на земле и в почве).

Учитель:Значит  не  одна  среда  обитания. Вспомните  из  начальной  школы,  какие  бывают  среды обитания?

(Наземно-воздушная среда, водная среда, почвенная  среда, организменная (живой организм)).

 (Креплю на доску название сред).

Учитель: Давайте конкретно сформулируем  тему  урока.

 (Среды  обитания организмов).

СЛАЙД

Учитель: Хорошо, давайте определим, что мы должны узнать сегодня на уроке.

Учащиеся: сами ставят цели по аналогии с прошлой темой.

(что такое среда обитания, кто там живет, как живут, в каких условиях).

1. Узнать, что такое «среда обитания».

2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

Записываем тему урока.

4. Изучение нового материала.

СЛАЙД

Учитель: Давайте  сформулируем, что же  такое  среда  обитания? Дайте  определение  понятию, используя  слова  из  списка:

   Совокупность, всех, организм, условий, живёт, в  которых

Учащиеся формулируют понятие «среда  обитания».

(Среда обитания – совокупность всех условий, в которых живёт организм).

Учитель:Вспомним, какие условия для жизни могут быть и одинаковы ли они в каждой среде? ( Воздух-кислород, свет, температура, вода. Нет, в одной много воды, в другой мало света.)

(Креплю на доску название условий).

СЛАЙД

Учитель: Парить как птица в воздухе. Каждый мечтает испытать это неописуемое чувство легкости полета. Я предлагаю нам тоже совершить полет. Возьмите лист бумаги и запустите свой самолет. Почему лист бумаги не летит?

Ответы ребят.

Учитель: Сложите лист бумаги самолетиком и запустите его в полет. Что нам понадобилось, чтобы наш лист полетел? А почему я не могу запустить в полет кусок картона?

Ответы ребят.

Учитель: Оказывается, чтобы парить, как птица нужно иметь легкий скелет, у нас должны быть крылья и обтекаемая форма тела для полета.

Я привела только 1 пример приспособления живых организмов к среде обитания.

Учитель: А чтобы узнать какие  же   конкретно условия  обитания живых  организмов  в той или иной среде? И  как живые  организмы   к  ним  приспособились? Нам необходимо поработать  в группах  с  учебником.

У вас на столах кластеры, которые необходимо заполнить. На выполнение задания вам дается 10 минут. В конце указанного времени вы должны представить отчет о проделанной работе. Для составления отчета вы можете воспользоваться материалом, который находится у вас на столе.

После выступления групп у нас получится уже готовая таблица.

Физкультминутка.

Поработали, ребятки,

А сейчас все на зарядку

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились   вперед, назад,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

Работа в парах.  (можно музыку).

Выходят ребята с отчетами, можно с места.

Учитель: Какой вывод по данному материалу сделать можно?

Во всех средах разные условия, приспособления тоже.

СЛАЙД

На следующий урок мы свами продолжим изучение данной темы.

Учитель:Готовый материал приложите к себе в тетрадь.

  1. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД

Проверьте ответы друг друга.

Ответы (слайд.

Критерии (слайд).

  1. Домашнее задание.

Составить кроссворд или ребус по данной теме (не менее 5 слов).

Слайд.

  1. Рефлексия.

Оцените наше занятие с помощью яблок разного цвета. Посмотрим какие же яблоки соберет наш ежик. Положите яблоко в корзинки.

Слайд (смайлики).

  1. Слайд.

Давайте поблагодарим друг друга.

Ребята, подойдите с тетрадями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...

Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней....

Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...