Урок по теме " Развитие зародыша и плода. Беременность и роды "
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Мякишева Ирина Олеговна

Предоставляемый материал содержит 2 презентации учебного назначения и является дополнением к основному материалу (статье). 

На уроке используется интеграция педтехнологий:

- технология разноуровневого обучения

- технология модульного обучения

-технология личностно-ориентированного обучения

-технология проблемного обучения

-ИКТ-технология

- технология здоровьесбережения

  1. Тема урока: " Развитие зародыша и плода. Беременность и роды "
  2. Формулирование целей, плана урока.
  3. Технологическая карта урока.
  4. Предоставление возможности учащимся выбора формы работы.
  1. Работа по модулю  ( Приложение 1, Презентация 2)
  2. Работа с учителем ( Приложения 2-4, Презентация 1, Презентация 2)
  1. Выбор формы самопроверки (тест с выбором правильных ответов или заполнение таблицы (Приложение 2)).
  2. Вопрос: «В чем же заключается тайна развития зародыша? Какой путь развития прошел каждый из нас?»
  3. Изучение нового материала (по выбору).

Первый способ изучения – чтение учебника и ответы на вопросы.

Второй способ – изучение структурированного конспекта (Приложение 3) и заполнение обобщающей таблицы «Развитие зародыша человека» (Приложение 4).

  1. Закрепление (по выбору).
  2. Самопроверка (по выбору).
  3. Рефлексия.
  4. Домашнее задание (по выбору).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме " Развитие зародыша и плода. Беременность и роды "

Мякишева Ирина Олеговна, Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель биологии и химии.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Дидактические. Изучить сущность оплодотворения. Распознавать этапы развития

    зародыша и плода. Изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность,

    роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной

    женщины. Закрепить знания о строении мужской и женской половых систем,

    половых клеток, о роли половых  хромосом в определении пола.

2. Развивающие. Развивать познавательный интерес учащихся, их логическое мышление,

    память, внимание, оперативность памяти, аналитические способности, устную речь;

    развивать умения формулировать вопросы, сравнивать и обобщать, находить главное.

    Развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, содействовать

    гигиеническому, половому, эстетическому и нравственному воспитанию.

ОБОРУДОВАНИЕ: Слайд-презентация; дидактический материал в конвертах. В каждом конверте два варианта заданий (тест и таблица) по строению половой системы и половых клеток; два варианта заданий по изучению нового материала (таблица и текст для самостоятельного изучения с заданием); два варианта тестов на закрепление нового материала; карточки для самооценки деятельности на уроке.

Время урока: 45 мин.

ПЛАН  УРОКА.

I.   Организационный момент.

II.  Проверка знаний по строению половой системы, половых клеток (по выбору) .

III. Формулирование темы, задач, мотивация. Выявление субъектного опыта.

IV. Изучение нового материала

      -   рассказ учителя об оплодотворении, о стадиях образования бластулы и гаструлы;     стадиях формирования зародыша и плода, образовании плаценты, ее значении; обмене веществ между зародышем и  материнским организмом;

      -   работа с дидактическим материалом по выбору (изучение биогенетического закона).

Индивидуальная и парная работа.

      -   отчет о работе;

      -   рассказ учителя о вреде никотина и алкоголя для организма беременной женщины;

V. Закрепление знаний:   работа с учебником по выбору: составить краткий конспект или заполнить, составить схему;

      -   обобщение.

VI. Самопроверка (по выбору)

VII.Информация о домашнем задании на выбор учащихся

VIII.Рефлексия.  

IX.   Подведение итогов урока. Обобщение о повышении субъективного опыта учащихся.

Ход урока

Этап урока

Дидактические цели

ФОПД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Организационный момент

Настроить учащихся на работу

Общеклассная

Проверяет принадлежности у детей.

Сообщает о формах работы на уроке. (Презентация1) Слайды1-2

Проверяют у себя принадлежности, слушают учителя. Настраиваются на работу.

Учащиеся готовы к работе.

Проверка знаний учащихся (по выбору)

Проверить, закрепить знания и умения, подготовить к восприятию нового материала.

Индивидуальная

Предлагает форму работы (самостоятельно по модулю (Приложение 1) или с учителем по выбору). Раздает модули, предлагает форму проверки (тест с выбором правильных ответов или заполнение таблицы (Приложение 2)).

Слайды3-5 Индивидуальное задание у доски ученик получает в конверте. К доске выходит ученик, который готов рисковать, т.к. он не знает, что это за задание.

Выполняют выбранные задания.

Учащиеся вспомнили строение мужской и женской половых систем, половых клеток.Проверили свои знания по ключу. Самопроверка. Взаимопроверка. Оценили свои знания.

Выявление субъективного опыта учащихся.

Актуализировать знания по способам размножения, эмбрионального развития, биогенетический закон.

Общеклассная

Задает вопросы, с помощью которых дети вспоминают термины: зигота, набор хромосом, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, беременность.

(Презентация 2. Слайды 1-51)

Задает вопрос: «В чем же заключается тайна развития зародыша? Какой путь развития прошел каждый из нас?» 

Пр1, слайд 6

Отвечают на вопросы учителя, пытаются ответить на проблемный вопрос. Формулируют тему урока.

Вспоминают термины, понятия.

Заинтересовываются темой.

Изучение нового материала (по выбору)

Изучить особенности эмбрионального развития в соответствии с общебиологическим законом.

Парная, индивидуальная.

Раздает разные дидактические задания для выбора, объясняет, чем они отличаются друг от друга. Первый способ изучения – чтение учебника и ответы на вопросы. Второй способ – изучение структурированного конспекта и заполнение обобщающей таблицы «Развитие зародыша человека» (более высокий уровень). Слайды 7-9 

(Приложение 3-4)

Выбирают для себя форму изучения и изучают новый материал.

Изучены особенности эмбрионального развития человека. Изучили биогенетический закон.

Закрепление (по выбору)

Закрепить изученный материал

Общеклассная. Групповая.

Просит зачитать записи, сделанные в тетради, таблице «Развитие зародыша человека» по этапам. Делается обобщение. Предлагает на выбор двум группам: 1) заполнить с помощью учебника схему «Режим беременной женщины» или просто выписать эти правила из учебника. Слайд 10. Правила обосновываются. 2) составить при помощи учебника схему «Роды. Последовательность действий» или просто выписать это из учебника.

Зачитывают свои записи, слушают отвечающего. Дополняют или исправляют свои записи. Подводится итог.

Закрепили знания.

Самопроверка (по выбору)

Проверить усвоение нового материала.

Индивидуальная

Выбирают форму проверки (тест с выбором одного правильного ответа или вставить пропущенные слова) Слайды 11-12

Рефлексия Слайд 13

Выполняют выбранные задания

Проверили знания. Усвоили новый материал. Оценили свои знания.

Домашнее задание

Информировать о домашнем задании, содержащем основную часть и дополнительную по выбору

Общеклассная

Информирует о домашнем задании. Слайд 14

Обязательная часть - §61 по учебнику.

 Дополнительная часть по выбору: 1) Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на зародыш человека;

 2) Статистический материал о рождаемости

Записывают домашнее задание в дневники. Слушают учителя.

К следующему уроку подготовят домашнее задание.

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: " Развитие зародыша и плода. Беременность и роды " Мякишева Ирина Олеговна , Учитель биологии высшей категории МБОУ «СШ №12» города Смоленска.

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: 1 . Дидактические . Изучить сущность оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода. Изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины. Закрепить знания о строении мужской и женской половых систем, половых клеток, о роли половых хромосом в определении пола. 2 . Развивающие . Развивать познавательный интерес учащихся, их логическое мышление, память, внимание, оперативность памяти, аналитические способности, устную речь; развивать умения формулировать вопросы, сравнивать и обобщать, находить главное. Развивать коммуникативные умения. 3. Воспитательные . Продолжить формирование научного мировоззрения, содействовать гигиеническому, половому, эстетическому и нравственному воспитанию.

Слайд 3

Признаки Яйцеклетка Сперматозоид Размеры Форма Число хромосом Подвижность Половые хромосомы Проверка знаний учащихся (по выбору)

Слайд 4

Выполни тест 1. Семенники. 2. Яичники. З. Граафов пузырек. 4. Предстательная железа. 5. Маточные трубы (яичники). 6. Матка. 7. Мошонка. 8. Крупные неподвижные клетки. 9. Мелкая клетка, состоящая из головки, шейки, хвоста. 10. Содержит только X хромосому. 11. Содержит X или Y хромосому. 12. Образуются в яичниках. 13.Образуются в семенниках. 1. Мужская половая система: 2. Женская половая система: 3. Яйцеклетка: 4. Сперматозоид:

Слайд 5

Индивидуальное задание Соотнеси понятия 1. З И Г О Т А 2. ЯЙЦЕКЛЕТКА 3. СПЕРМАТОЗОИД 4. Я И Ч Н И К И 5. Г А М Е Т Ы 6. С Е М Е Н Н И К И 7. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ А)ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ Б) СЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК В) МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ Г) ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ Д) ОПЛОДОТВОРЕННАЯ ЯЙЦЕКЛЕТКА Е) ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ Ж) МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ

Слайд 6

вопрос: В чем заключается тайна развития зародыша? Какой путь развития прошел каждый из нас?

Слайд 7

Различают зародышевый период и плодный период развития. Зародышевый период длится от момента имплантации в матку (7 день после оплодотворения) до образования плаценты. Плодный период - от образования плаценты (конец второго месяца) до родов. Плацента, или детское место - дисковидный орган, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и материнским организмом.

Слайд 8

Изучение нового материала 1. Прочитай текст учебника (стр.312 – 314, § 61) и рассмотри рис.127, стр.313. 2. Ответь на вопросы: 1). Как читается биогенетический закон? 2). Подтверди его фактами.

Слайд 9

Сроки развития зародыша Признаки зародыша Сходство с предками Первые часы Зигота Первые дни Стадия бластулы (двухслойный зародыш) Многоклеточные животные Первая неделя Стадия гаструлы, появление мезодермы Вторая неделя Появление хорды, нервной трубки Тип Хордовые 3 и 4 неделя Появление жаберных щелей, хвоста, 2 камер- ного сердца Пятая неделя Позвонки, головной мозг из 5 линейно расположенных отделов Тип Хордовые Класс Рыбы 6 и 7 недели Пальцы с зачаточной плавательной перепонкой Конец 2 месяца 4 камерное сердце, исчезновение хвоста, жаберных щелей Третий месяц Веки. Головной мозг без извилин. Тип Хордовые Класс Пресмыкающиеся Пятый месяц Мягкая шерстка по телу Тип Хордовые Класс Млекопитающие Шестой месяц Короткие ноги, дугообразный позвоночник. Шестой месяц Исчезновение волосяного покрова Заполни таблицу. РАЗВИТИЕ ЗАРОДЫША ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 10

Выпишите формулировку беременности. Перепиши в тетрадь схему, и заполни ее. РЕЖИМ БЕРЕМЕННОЙ ↓ ↓ НЕОБХОДИМО НЕЛЬЗЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДЕЛАТЬ

Слайд 11

Обобщение изученного Размножение – основное свойство всех животных организмов. Существуют две формы размножения -………….. и ………….. Человеку присуще только ……………. К женской половой системе относятся органы ………………. К мужской - …………………….. Мужские и женские гаметы отличаются не только размером, но и составом половых хромосом. В яйцеклетке ………. хромосома, в сперматозоиде - ……… и ………. хромосомы. При …………………. восстанавливается ………………….. набор хромосом. Развитие зародыша начинается в ………………… и продолжается в ……………….. Индивидуальное развитие (…………………) кратко повторяет этапы исторического развития (…………………).

Слайд 12

Выберите правильный ответ . 1. Человеку присуще размножение: А - вегетативное; Б - половое; В - споровое. 2. Мужские органы размножения: А - парный семенник; Б - придатки семенников, семявыводящие протоки; В - все верно. 3. Мужские половые гормоны образуются в: А - семенниках; Б - предстательной железе; В - семявыводных протоках. 4. Оплодотворение яйцеклетки происходит в: А - яичнике; Б - матке; В - маточной трубе. . 5. Сперматозоид имеет: А - головку, шейку; Б - головку, хвост, В - головку, шейку, хвост 6. Первая клетка нового организма: А - зигота, Б - яйцеклетка; В - сперматозоид. 7. Плодный период внутриутробного периода начинается после оплодотворения, спустя: А - 1 неделю; Б - 4 недели; В - 8 недель. 8. Семенники - это железы секреции: А - внешней; Б - внутренней; В - смешанной.

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ. Осмыслить деятельность на уроке путём ответов на вопросы Моя самооценка деятельности на уроке. 1. Мне было очень интересно, все понятно. 2. Мне было очень интересно, мало понятно. 3. Мне было не очень интересно, но мне все понятно. 4. Мне было не очень интересно, ничего не понятно. 5. Мне было совсем неинтересно.

Слайд 14

Домашнее задание Обязательная часть - §61 по учебнику. Дополнительная часть по выбору : 1) Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на зародыш человека; 2) Статистический материал о рождаемости

Слайд 15

http://soldmaral.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/biologija/obshhaja_biologija/71-1-0-499 Интернет-ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мякишева Ирина Олеговна, Учитель биологии высшей категории МБОУ «СШ №12» города Смоленска.

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Дидактические. Изучить сущность оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода. Изучить сущность биогенетического закона;что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины. Закрепить знания о строении мужской и женской половых систем, половых клеток, о роли половых хромосом в определении пола. 2. Развивающие. Развивать познавательный интерес учащихся, их логическое мышление, память, внимание, оперативность памяти, аналитические способности, устную речь; развивать умения формулировать вопросы, сравнивать и обобщать, находить главное. Развивать коммуникативные умения. 3. Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, содействовать гигиеническому, половому, эстетическому и нравственному воспитанию. Время урока: 45 мин.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА. I . Организационный момент . II . Проверка знаний по строению половой системы, половых клеток (по выбору). III . Формулирование темы, задач, мотивация. Выявление субъектного опыта. IV . Изучение нового материала - рассказ учителя об оплодотворении, о стадиях образования бластулы и гаструлы; стадиях формирования зародыша и плода, образовании плаценты, ее значении; обмене веществ между зародышем и материнским организмом; - работа с дидактическим материалом по выбору (изучение биогенетического закона). Индивидуальная и парная работа. - отчет о работе; - рассказ учителя о вреде никотина и алкоголя для организма беременной женщины; V . Закрепление знаний: работа с учебником по выбору: составить краткий конспект или заполнить, составить схему; - обобщение. VI . Самопроверка (по выбору) VII .Информация о домашнем задании на выбор учащихся. VIII .Рефлексия. IX . Подведение итогов урока. Обобщение о повышении субъективного опыта учащихся.

Слайд 4

Женская половая клетка

Слайд 5

Мужская половая клетка - сперматозоид

Слайд 6

При овуляции в случае оплодотворения яйцеклетка выходит из яичника и сливается с мужской половой клеткой - сперматозоидом. Образуется зигота - оплодотворенная яйцеклетка. Получается, зачатие ребенка происходит на третьей неделе беременности. На этом сроке происходит прикрепление оплодотворенной яйцеклетки к слизистой оболочке матки - имплантация.

Слайд 12

На четвертой неделе беременности у плода: сердце начинает биться и перекачивать кровь развиваются системы жизнеобеспечения плода, которые в дальнейшем преобразуются в плаценту и плодный пузырь

Слайд 13

На пятой неделе плод: приобретает очертания, близкие к человеческим начинается формирование нервной, дыхательной, половой систем

Слайд 14

Развитие плода на шестой неделе беременности: эмбрион человека похож на эмбрион любого другого животного появляются крохотные зародыши легких имеются крошечные рот и губы

Слайд 15

Седьмая неделя развития плода: у плода еще есть хвост формируется пищеварительный тракт, легкие, ноздри, ладони и ступни появляются зачатки печени, языка и хрусталиков глаз

Слайд 16

Развитие плода на восьмой неделе беременности: формируются ручки и ножки формируются ушные раковины, веки, верхняя губа, кончик носа и кишечник плод подключается к системе кровообращения своей матери

Слайд 17

Внутриутробное развитие плода на сроке 9 недель беременности: глаза плода затянуты пленкой руки и ладони развиваются быстрее ног появляются половые признаки

Слайд 18

Десять недель беременности: есть почки, легкие, половые органы и желудочно-кишечный тракт структура организма плода уже заложена

Слайд 19

Развитие плода. Одиннадцатая неделя беременности: рост удваивается размеры головы и тела примерно одинаковые плод становится активным: переворачивается, изгибается, потягивается, шевелит пальцами, икает

Слайд 20

К двенадцатой неделе беременности: плод развивается до длины в 10 сантиметров очертания его тела близки к человеческим рактически все органы и системы уже сформированы или находятся на стадии развития

Слайд 21

Тринадцатая неделя беременности - завершающая неделя первого триместра беременности: формируются голосовые связки сформированы желчный пузырь и щитовидная железа почки плода выделяют мочу, а костный мозг вырабатывает белые кровяные тельца

Слайд 22

На четырнадцатой неделе развития плода: проявляются индивидуальные черты лица формируются зачатки зубов начинают расти волосы слышит мамин голос

Слайд 23

На пятнадцатой неделе развития плода: морщится и гримасничает органы плода начинают работать печень вырабатывает желчь

Слайд 24

На шестнадцатой неделе развития плода: начинается быстрый рост играет с пуповиной способен засунуть палец в рот

Слайд 25

На семнадцатой неделе развития плода: под кожей накапливаются отложения коричневого жира вес плода превышает вес плаценты тело плода покрыто пушковым волосом (лануго)

Слайд 26

На восемнадцатой неделе развития плода: сосет пальчик, кувыркается, скрещивает ножки сетчатка глаза реагирует на свет завершается формирование костной структуры уха

Слайд 27

На девятнадцатой неделе развития плода: у девочек уже имеются яичники с формирующимися яйцеклетками касается плодного пузыря, трогает лицо, хватает пуповину, дрыгает ножками близнецы шлепают друг друга отдает предпочтение правой или левой руке

Слайд 28

На двадцатой неделе развития плода: среди остальных звуков выделяет голос отца двигает глазами на теле образуется первородная смазка

Слайд 29

На двадцать первой неделе развития плода: весит 300 грамм - столько же, сколько весят новорожденные медвежата на языке формируются вкусовые сосочки веки закрыты, но глаза активны

Слайд 30

На двадцать второй неделе развития плода: ногти на пальцах плода почти полностью выросли плод выглядит как новорожденный в миниатюре

Слайд 31

На двадцать третьей неделе развития плода: формируется мускулатура откладываются первые слои жира пож кожей

Слайд 32

На двадцать четвертой неделе развития плода: формируется уникальный узор на подушечках пальцев рук и ног плод способен толчками откликаться на звуки или прикосновения к животу матери

Слайд 33

На двадцать пятой неделе развития плода: ручками способен схватить ножки сжимает пальцы в кулачок много спит

Слайд 34

На двадцать шестой неделе развития плода: полностью сформировался слуховой аппарат формирование глаз на завершающей стадии в легких образуются воздушные пузырьки - альвеолы - предотвращающие слипание ткани легких

Слайд 35

На двадцать седьмой неделе развития плода: имеет шанс 85% выжить, если родится на двадцать седьмой неделе весит около 1 кг

Слайд 36

На двадцать восьмой неделе развития плода: способен дышать легкими глаза раскрываются учится сосать и глотать

Слайд 37

На двадцать девятой неделе развития плода: умеет спать мозг плода способен управлять дыханием и контролировать температуру тела

Слайд 38

На тридцатой неделе развития плода: с этой недели набор веса плода носит индивидуальный характер головной мозг продолжает быстро развиваться глаза способны следить за источником света

Слайд 39

На тридцать первой неделе развития плода: толкается до 10 раз в час

Слайд 40

На тридцать второй неделе развития плода: кожа становится менее прозрачной и приобретает розоватый оттенок наблюдается быстрое окостенение скелета

Слайд 41

На Тридцать третьей неделе развития плода: на этом сроке плод обычно переворачивается головой вниз продолжает получать антитела от матери через плаценту

Слайд 42

На тридцать четвертой неделе развития плода: много спит, что способствует развитию мозга в мозге плода образовываются триллионы связей

Слайд 43

На тридцать пятой неделе развития плода: нервная и иммунная системы продолжают развиваться все остальные органы и системы полностью сформированы имеет шансы 99% выжить, если родится на этой неделе

Слайд 44

На тридцать шестой неделе развития плода: реже шевелится, т.к. становится тесно

Слайд 45

На тридцать седьмой неделе развития плода: в кишечнике накапливается меконий у мальчиков - яички опускаются в мошонку

Слайд 46

На тридцать восьмой неделе развития плода: основное развитие плода завершилось в мозге продолжают формироваться новые связи ногти выросли до кончиков пальцев

Слайд 47

На тридцать девятой неделе развития плода: увеличивается вес плода растут волосы формируются новые связи в мозге

Слайд 48

На сороковой неделе развития плода: плод полностью сформировался беременность считается доношенной

Слайд 50

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...

Урок по теме: «Развитие навыков чтения и устной речи по теме «Рецепт салата».

Цель урока: организовать деятельность обучающихся посредством аудирования,...

Группа ПК 2 ОБЖ (05.11.2020) Урок по теме "Организационная структура ВС РФ, виды и рода ВС РФ, рода войск".

Тема: "Организационная структура ВС РФ, виды и рода ВС РФ, рода войск"Задание1. Изучить материал по теме урока. См. файл 2. Писменно ответить на вопросы теста. См.файл 2...

Технологическая карта урока на тему Развитие навыков монологического высказывания по теме “Великие ученые”

Данная технологическая карта была создана в рамках проведенного урока в 8м классе на тему: Развитие монологического высказывания по теме "Великие ученые"....