Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «Взаимоотношения организма и среды» (экология)
тест по биологии (11 класс)

Тесты с выбором одного ответа. нескольких ответов, определения последовательности и соответствия  по разделу "Взаимоотношения организма и среды", дисциплина "Биология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_biologiya_levenets_ekologiya.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «Взаимоотношения организма и среды» (экология)

Студентам 1 курса специальностей «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика», преподаватель Левенец О.В.

ЧАСТЬ I

Выбрать один правильный ответ

1. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

а) вытаптывание растений туристами

б) сбор растений для букетов

в) распространение плодов и семян животными

г) уменьшение влажности почвы

2. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, –  это действие фактора

а) ограничивающего

б) биотического

в) абиотического

г) антропогенного

3. Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору

а) абиотическому

б) лимитирующему

в) антропогенному

г) биотическому

4. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

а) проявляется постоянно

б) носит случайный характер

в) зависит от климатических условий

г) носит ритмичный характер

5. Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

а) организмы нормально функционируют

б) повышается приспособленность особей

в) снижается жизнеспособность особей

г) возникает экологическая изоляция

6. Некоторые виды растений стали редкими, так как…

а) сократилась их численность в связи с возрастом

б) их уничтожили животные

в) их вытеснили другие группы растений

г) человек сильно изменил их среду обитания

7. Под влиянием антропогенного фактора сократилась численность

а) амурского тигра

б) лисицы обыкновенной

в) волка

г) полевой мыши

8. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют

а) раздражимостью

б) фотопериодизмом

в) фототропизмом

г) инстинктом

9. Лишайники называют организмами-индикаторами, так как они

а) изменяют свой цвет в течение жизни

б) требовательны к содержанию минеральных солей в почве

в) чувствительны к вредным примесям в воздухе

г) поселяются только в холодных и влажных местах

10. Какие приспособления к опылению насекомыми сформировались у растений?

а) отсутствие соцветий

б) наличие пыльников на длинных нитях

в) наличие нектарников в цветках

г) обилие лёгкой сухой пыльцы

11. Какая особенность растений является приспособлением к использованию энергии солнечного света в процессе фотосинтеза?

а) яркие крупные цветки

б) плоская поверхность листовой пластинки

в) способность к испарению

г) наличие устьиц в покровной ткани

12. Приспособленность к обитанию в водной среде у дельфинов –

а) жаберное дыхание

б) обтекаемая форма тела

в) наличие плавательного пузыря

г) легочное дыхание

13. Как называется форма отношений организмов, при которой они не оказывают никакого влияния друг на друга?

а) комменсализм

б) симбиоз

в) нейтрализм

г) протокооперация

14. Какие взаимоотношения возникают между повиликой и сиренью?

а) паразитизм

б) хищничество

в) нейтрализм

г) конкуренция

15. Лишайник является примером симбиоза:

а) грибов и бактерий

б) бактерий и водорослей

в) вирусов и водорослей

г) водорослей и грибов

16. Весной на участках леса происходит токование тетеревов. Это пример отношений?

а) конкурентных

б) паразитических

в) нейтральных

г) симбиотических

17. Примером чего является откладывание горчаком икринок в раковину беззубки?

а) паразитизма

б) нейтрализма

в) квартиранства

г) нахлебничества

18. Примером чего является появление головни на злаковых растениях?

а) мутуализма

б) симбиоза

в) протокооперации

г) паразитизма

19. Примером нахлебничества является взаимоотношения между:

а) дятлом и птицами-дуплогнездниками

б) акулой и рыбой-прилипалой

в) заразихой и подсолнечником

г) актинией и раком-отшельником

20. Что дерево получает от гриба при их симбиозе?

а) минеральные соли

б) органические вещества

в) воду

г) всё вышеперечисленное

21. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл – пример симбиоза, так как пчёлы

а) наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар

б) обитают с растениями в одних и тех же условиях

в) обеспечивают расселение растений

г) опыляют растения, собирая пыльцу и нектар

22. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

а) конкуренцией

б) хищничеством

в) симбиозом

г) паразитизмом

23. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется…

а) конкуренция

б) квартиранство

в) паразитизм

г) нахлебничество

24. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, –  пример

а) паразитизма

б) конкуренции

в) симбиоза

г) хищничества

25. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

а) питаются сходной пищей

б) имеют примерно одинаковые параметры тела

в) имеют многочисленное потомство

г) относятся к классу млекопитающих

26. Какие взаимоотношения образуют азотфиксирующие бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений?

а) паразитические

б) симбиотические

в) конкурентные

г) нейтральные

27. Примером чего является самоизреживание сосен в лесу?

а) протокооперации

б) мутуализма

в) комменсализма

г) конкуренции

28. Как называют взаимоотношения рака-отшельника и актинии?

а) симбиозом

б) паразитизмом

в) хищничеством

г) конкуренцией

29. Какое влияние оказывает паразит на хозяина?

а) вступает с ним в симбиотические отношения

б) приносит вред, но не приводит к его гибели

в) способствует повышению его плодовитости

г) усиливает его невосприимчивость к инфекциям

30. Показателем процветания популяции служит

а) связь с другими популяциями

б) связь между особями популяции

в) ее высокая численность

г) колебания численности популяции

31. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты

а) вида

б) биогеоценоза

в) популяции

г) биосферы

32. В экосистеме смешанного леса к консументам первого порядка относят:

а) кроты, бурозубки

б) зайцы, косули

в) волки, лисицы

г) синицы, поползни

33. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

а) бактерии

б) грибы

в) животные

г) растения

34. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов и консументов, а от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ

б) правилом пирамиды биомасс

в) развитием экосистемы

г) законом превращения энергии

35. Хемосинтезирующие бактерии относят к первичным продуцентам, так как они

а) аккумулируют энергию окисления неорганических веществ

б) запасают солнечную энергию

в) синтезируют неорганические вещества

г) питаются готовыми органическими веществами

36. Примером смены экосистемы служит

а) отмирание надземных частей растений зимой на лугу

б) сокращение численности хищников в лесу

в) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

г) зарастание водоема

37. Основной причиной неустойчивости экосистем является

а) колебание температуры среды

б) недостаток пищевых ресурсов

в) несбалансированность круговорота веществ

г) повышенная численность некоторых видов

38. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются

а) сезонные изменения в природе

б) изменения погодных условий

в) колебания численности популяций одного вида

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

39. Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) лисица → еж → семена ели

б) семена ели → мышь → лисица

в) мышь → семена ели → еж  

г) мышь → лисица → семена ели

40. Разветвлённость пищевой сети зависит от

а) ограниченности скорости размножения

б) количества энергии, вырабатываемой в организмах

в) разнообразия организмов по способу питания

г) интенсивности газообмена в биоценозе

41. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

а) ярусным размещением организмов

б) преобладанием организмов-продуцентов

в) преобладанием организмов консументов

г) многообразием обитающих в нем организмов

42. Укажите неверное утверждение. Наземная ярусность в лесу – результат приспособления к

а) рациональному использованию солнечной энергии

б) интенсивному фотосинтезу в сообществе

в) опылению с помощью ветра

г) совместному проживанию организмов

43. Ярусное расположение растений в экосистеме –  это приспособление к

а) поглощению кислорода при дыхании

б) самоопылению

в) использованию света и пространства

г) распространению плодов и семян животными

44. У деревьев верхнего яруса леса распространение плодов и семян в основном происходит путём переноса их

а) дождём

б) ветром

в) насекомыми

г) крупными млекопитающими

45. Агроэкосистеме пшеничного поля свойственны короткие цепи питания, так как в ней…

а) преобладает один вид продуцентов

б) высокая численность редуцентов

в) отсутствуют консументы

г) большое разнообразие продуцентов

46. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга?

а) имеют незамкнутый круговорот веществ

б) для них характерна небольшая длина цепей питания

в) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)

г) в их состав входят продуценты

47. В практике сельского хозяйства для уничтожения насекомых-вредителей используют…

а) гормоны

б) пикировку

в) инсектициды

г) ферменты

48. Биосфера представляет собой

а) комплекс видов, обитающих на определённой территории

б) оболочку Земли, заселённую живыми организмами

в) гидросферу, заселенную живыми организмами

г) совокупность наземных биогеоценозов

49. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются

а) классы и отделы растений

б) популяции

в) биогеоценозы

г) классы и типы животных

50. Границы биосферы определяются…

а) условиями, непригодными для жизни

б) колебаниями положительных температур

в) количеством выпадающих осадков

г) облачностью атмосферы

51. Первоисточником энергии для биосферы является

а) гамма- и рентгеновское космическое излучение

б) термоядерный синтез в глубинах Земли

в) живое вещество биосферы

г) световая энергия Солнца

52. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый

а) Н.И. Вавилов

б) И.П. Павлов

в) Н.П. Дубинин

г) В.И. Вернадский

53. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского, к биокосным телам природы относят

а) почву

б) полезные ископаемые

в) газы атмосферы

г) животных

54. В масштабе геологического времени большая роль в преобразовании вещества и энергии принадлежит

а) атмосфере

б) живому веществу

в) воде

г) почве

 

55. Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов

а) накапливать различные вещества

б) окислять химические элементы

в) осуществлять сложные превращения веществ в их телах

г) поглощать и выделять кислород, углекислый газ

56. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

а) наличие в ней хищников

б) применение на полях высокой агротехники

в) создание заповедных территорий

г) биологический круговорот веществ

57. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

а) интенсивностью размножения продуцентов

б) приспособлением организмов к условиям жизни

в) перемещением веществ в трофических цепях

г) борьбой за существование

58. Бактерии и плесневые грибы, включаясь в круговорот веществ в

биосфере,

а) участвуют в формировании озонового экрана

б) разлагают органические вещества до неорганических

в) способствуют образованию известняков

г) нейтрализуют радиоактивные вещества в почве

59. Необходимое условие устойчивого развития биосферы

а) сокращение численности хищников

б) уничтожение насекомых – вредителей

в) создание агроценозов

г) учет экологических закономерностей в практической деятельности

60. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

а) кислорода

б) углекислого газа

в) сернистого газа

г) паров воды

61. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля –  это результат влияния факторов

а) абиотических

б) неживой природы

в) ограничивающих

г) антропогенных

62. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почв, вызванным воздействием человека, относят:

а) эрозию и засоление, опустынивание

б) осушение болот

в) создание искусственных водохранилищ

г) известкование полей

63. В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовое сокращение популяции хвойных из-за:

а) ухудшения климата

б) неблагоприятных погодных условий

в) сильного загрязнения почвы и воздуха

г) пониженной влажности воздуха

64. Загрязнение атмосферы рядом промышленных производств оксидами серы и азота способствует:

а) разрушению озонового слоя

б) разрушению структуры пахотного слоя

в) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

г) вымыванию из почвы питательных веществ

65. Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

а) сокращение численности ряда видов

б) вселение новых видов в сообщества

в) уничтожение вредителей сельскохозяйственных культур

г) устранение загрязнения окружающей среды

66. С целью защиты окружающей среды от загрязнения

а) создают ботанические сады

б) создают национальные парки

в) ограничивают добычу биологических ресурсов

г) внедряют малоотходные технологии

67. Создание Красной книги направлено на

а) раскрытие связей организмов со средой

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных

в) определение места вида в системе органического мира

г) ознакомление с многообразием растений и животных

68. Защита природной среды от загрязнения промышленными и сельскохозяйственными отходами способствует

а) формированию новых видов

б) возникновению у организмов приспособлений

в) сохранению биоразнообразия

г) проявлению саморегуляции

ЧАСТЬ II

Выбрать все правильные ответы

1. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

а) сокращение численности сов, ежей, лис

б) большой урожай семян ели

в) увеличение численности паразитов

г) рубка деревьев

д) глубокий снежный покров зимой

е) уменьшение численности паразитов

2. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между:

а) березами и елями

б) березами и грибами трутовиками

в) тлями и муравьями

г) ежами и насекомоядными птицами

д) березой и подберезовиком

е) черемухой и опыляющими ее мухами

3. Биогеоценозы характеризуются:

а) сложными пищевыми цепями

б) простыми пищевыми цепями

в) отсутствием видового разнообразия

г) наличием естественного отбора

д) зависимостью от деятельности человека

е) устойчивым состоянием

4. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

а) лоси, зубры

б) кроты, бурозубки

в) зайцы, косули

г) клесты, снегири

д) волки, лисицы

е) синицы, поползни

5. В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют

а) ели, лиственницы

б) копытень, кислица

в) шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы

г) мхи, папоротники

д) личинки насекомых, дождевые черви

е) бактерии гниения

6. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

а) майскими жуками

б) черемухой

в) грибами

г) шиповником

д) орешником

е) мышами

7. Агроценоз в отличие от биогеоцена характеризуется

а) короткими цепями питания

б) разветвленными цепями питания

в) незамкнутым круговоротом веществ

г) преобладанием монокультур

д) замкнутым круговоротом веществ

е) большим видовым разнообразием

8. Каково значение круговорота веществ в биосфере?

а) обеспечивает приток энергии извне.

б) способствует образованию приспособленности организмов к среде

в) поддерживает биологические ритмы

г) обеспечивает многократное использование веществ

д) в его основе лежат территориальные связи между организмами

9. Условия обитания организмов на Земле неоднородны, поэтому биомасса распределяется неравномерно, то есть…

а) увеличивается от экватора к полюсам в почве

б) увеличивается от полюсов к экватору на поверхности суши

в) увеличивается с глубиной в морях и океанах

г) уменьшается от полюсов к экватору на поверхности суши

д) уменьшается с глубиной в морях и океанах

е) уменьшается от экватора к полюсам в почве

10. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

а) газообмен между организмами и внешней средой

б) образование углеводов при фотосинтезе

в) выделение продуктов обмена

г) хемосинтез

д) транспирацию

е) расщепление органических веществ при дыхании

Установите соответствие

1. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) постоянство газового состава атмосферы

Б) изменение толщины озонового экрана

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) увеличение численности паразитов

                                   

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

1) биотические

2) абиотические

2. Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

А) прибрежная растительность

Б) рыбы

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) моллюски

КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ

1) продуценты

2) консументы

Установите правильную последовательность

1. Установить последовательность процессов, вызывающих смену экосистем:

а) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

б) появление кустарников и полукустарников

в) формирование травяного сообщества

г) появление накипных лишайников на скальных породах

д) формирование лесного сообщества

2. Установить правильную последовательность детритной цепи питания:

а) опенок

б) змея

в) ястреб

г) мышь

д) трухлявый пень

3. Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи агроценоза:

а) полёвка

б) пшеница

в) обыкновенный ёж

г) лисица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по дисциплине «Биология». Раздел «Экология»

Методические указания по дисциплине «Биология». Раздел «Экология»...

Презентация к уроку по биологии "Экологические взаимоотношения организмов" 11 класс

сформировать понятие о типахмежвидовых взаимоотношений;    показать многообразие связей междуорганизмами разных видов, обитающих всообществе....

Тест по теме "Взаимоотношения организмов и среды"

Тест по биологии для 11 класса разработан для контроля уровня усвоения программы по теме "Взаимоотношения организмов и среды"...

Самостоятельная работа по биологии 9 класс: Типы взаимоотношений организмов.

Самостоятельная работа расчитена на 15 минут. Может проводится как проверка знаний по теме: Типы взаимоотношений организмов....

Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «История развития жизни на Земле»

Тесты с выбором одного ответа, нескольких ответов, определения последовательности и соответствия по разделу "История развития жизни на Земле", дисциплина "биология"...

Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «Эволюционное учение»

Тесты с выбором одного ответа, нескольких ответов, определения правильной последовательности и соотвествия по разделу "Эволюционное учение", дисциплина "Биология"...

Взаимоотношения организмов и среды

Презентация для 9 и 11 класса...