Конспект урока в соответствии ФГОС, биология, 5 класс, тема: Водоросли"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Технологическая карта урока разработана В соответствии ФГОС, для 5 классов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vodorosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ___________ взвод   ________________

Тема: Водоросли.

Цели урока: обеспечить условия для осмысления блока информации о многообразии живых организмов, на примере водоросли, продолжать формирование и развитие  УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регуляторных).

Задачи: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением и жизнедеятельностью водорослей, показать приспособленность водорослей к разнообразным условиям обитания, раскрыть роль водорослей в природе и жизни человека;
  2. метапредметных компетенций через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
  3. личностных компетенций через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: проблемно-поисковый, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний.

Требования к результатам обучения

Личностные УУД:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать,  делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы.
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.
  3. Умение работать с разными источниками биологической информации.
  4. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи всего живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии.
  3. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
  4. Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов.

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный этап

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Ч.Дарвина: «Чем больше мы познаем законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса».

Одним из чудес природы являются водоросли. Чаще всего водоросли - это микроскопические организмы, плавающие в толще вод, это скопления зеленоватых нитей, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметов. Водоросли живут не только в воде, очень много их в почве, живут они и в воздушном океане. Цель нашего урока изучить многообразие организмов на примере водорослей.

Тема урока : «Водоросли»

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

Записывают тему себе в тетрадь.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

3. Изучение нового материала.

 Характеристика:  «Водоросль» - понятие очень широкое. К водорослям причисляют и некоторые безъядерные организмы, и ряд крупных групп царства растений. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров.

Строение:

Размеры их колеблются в очень широких пределах: мельчайшие соизмеримы с бактериальными клетками (не превышают 1 мкм в диаметре), а наиболее крупные морские бурые водоросли достигают несколько десятков метров в длину.

        

Группы водорослей по строению:

Строение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады):

Строение многоклеточных
водорослей (на примере ламинарии):

Строение колониальных водорослей (на примере вольвокса):

Питание:

Осуществляется за счёт фотосинтеза с помощью пигментов, находящихся в хроматофорах. Хроматофоры могут иметь различную форму:

спиральную (у спирогиры) , в виде незамкнутого кольца (у улотрикса), подковообразную (у хламидомонады)

Размножение:

Хламидомонада – одноклеточная

 зеленая водоросль. Она движется в воде

Многоклеточные водоросли

зеленые    бурые    красные

Многообразие водорослей

Зеленые водоросли

Тело-слоевище, имеющее форму нити или плоских листовидных образований. Обитают в пресных водоемах, морях и океанах. Примером является нитчатая водоросль улотрикс, а в морях и океанах растет ульва (морской салат).

Бурые водоросли

Бурые водоросли в основном морские растения. Слоевище их могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми. Иногда они содержат воздушные пузырьки, удерживающие растение в вертикальном положении. К грунту прикрепляются ризоидами. Примером бурых водорослей служит ламинария.

Красные водоросли

Это многоклеточные морские растения (некоторые виды живут в пресных водоемах) в клетках кроме хлорофилла содержатся красные и синие пигменты. В морях нашей страны широко распространены филлофора и порфира.

Учитель показывает строение водорослей их виды используя презентацию. Указывает на доску. Раздает инструктивные карточки для выполнения практической работы.

Работа с тетрадями, подписывают типы водорослей, их строение. Выполняют практическую работу в группах, используя инструктивные карточки, гербарий. Рассматривают при помощи микроскопа одноклеточные водоросли. Находят изображение одноклеточных водорослей, зарисовывают в тетрадь. Заполняют схему-кластер. Работа с учебником стр.55-56, изучение рисунка 34-37

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

5. Физкультминутка

Мы сегодня водолазы,

В воду мы ныряем разом.

Словно рыбы мы плывем,

Изучаем водоем.

Посмотрите, там вдали,

Проплывают караси.

А у нас под носом,

Сидит дафния с циклопом.

Опускаемся на дно,

Водорослей полным-полно.

Красные, зеленые

Словно краски новые.

Поднимаем взор наверх,

Все! Всплываем, нет помех!

Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении.

6. Закрепление изученного материала.

1. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

2. Где обитают одноклеточные зеленые водоросли?

3. Какое строение имеет хламидомонада?

4. Где обитают и какое строение имеют зеленые водоросли?

Учитель задает вопросы

Устные ответы учащихся

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение навыков работы с учебником.

7. Домашнее задание

&13 кроссворд, доклад.

Записывают задание себе в дневник.

8. Рефлексия

Обобщают информацию, формируют отношение к изученному материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"

Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....

конспект урока в соответствии ФГОС

Данный урок входит в систему учебного курса «Технология»,раздел  «Современное производство и профессиональное образование»...

Конспект урока по географии ФГОС 7 класс

Конспект урока с технологической картой и презентацией по теме "Южно-Африканская республика" 7 класс.ФГОС...

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема раздела: «На улице листопад». Тема урока: «Мы идем за покупками».

Данный урок предназначен для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Draußen ist Blätterfall»; обеспечить условия для активизации грамматического материала; развитие умения в...

Конспект урока "Покрытосеменные", соответствует ФГОС.

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. В документе присутствует презентация....

Конспект урока немецкого языка в 7 классе. Тема урока: Формирование НЛЕ по теме «Виды спорта». Бим И. Л.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.Цели урока:1) Образовательные:- Научить высказывать своё мнение с опорой на диаграмму;- учить чтению с извлечением нужной информации;- отр...

Конспект урока географии по ФГОС 7 класс на тему "Южная Африка"

Южная Африка.Цель: расширить и углубить знания об особенностях природы Южной Африки, населении и его хозяйственной деятельности, дать представление о современной политической карте региона.I...