Рабочая программа по биологии 10-11 класс базовый уровень
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Зайцева Яна Алексеевна

Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования и составленной на ее основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов В.В.Пасечника.

Рабочая программа реализуется с помощью УМК: Биология. Общая биология. 10-11 класс. Авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М.: Дрофа, 2013. − 367 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11_klass_baza.docx54.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2  города Волгореченск Костромской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

Базовый уровень

10-11 классы

Срок реализации: 2 года

Составитель: Зайцева Я.А.

учитель биологии МБОУ «СОШ №2 города Волгореченск»

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

3

Место предмета в учебном плане

6

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии      

6

Содержание курса биологии

8

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  

11

Планируемые результаты изучения предмета «Биология»

13

Учебно-методический комплект

15

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования и составленной на ее основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов В.В.Пасечника.

Рабочая программа реализуется с помощью УМК: Биология. Общая биология. 10-11 класс. Авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М.: Дрофа, 2013. − 367 с.

Цели изучения биологии

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
  • изучение истории развития современных представлений о живой природе;
  •  изучение выдающихся открытий в биологической науке;
  •  осознание роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • знание методов научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;
  • развитие современных технологий;
  • проведение наблюдений за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  • нахождение и анализ информации о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
  • обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил

поведения в природе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Учебное содержание курса биологии:

Общая биология. 10 класс. 34 часа, 1 час в неделю.

Общая биология. 11 класс. 34 часа, 1 час в неделю.

Цели и задачи преподавания предмета «Биология»

  • Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологического образования для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности.
  • Формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения видеть, понимать и объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной технической сред, используя знания, полученные на уроках биологии.
  • Приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, навыков измерений.
  • Освоение знаний об основных понятиях и законов биологии.
  • Овладение умениями наблюдать природные явления, проводить биологический эксперимент.
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения биологического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
  • Воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и общечеловеческой культуры.
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, понимания и профилактике факторов, наносящих вред физическому здоровью человека и окружающей среде.
  • Пониманию важности программы здоровьясбережения и участия в ней.

Методы, формы и средства обучения

 Методы обучения представляют собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, ведущими из которых являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристические, исследовательские, метод проектной деятельности. По дидактическим целям наиболее приемлемы методы приобретения  новых знаний, формирования умений, навыков и применения их на практике, контроль и оценка знаний, умений и навыков, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

На уроках биологии формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности. Для решения этой задачи используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные. В основу форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и обучающихся, между самими учениками.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать комбинированные уроки, учебные лекции, семинары, лабораторные и практические работы, экскурсии.

Используются формы обучения: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Самостоятельная работа: подготовка докладов, рефератов, творческих работ

Формы контроля знаний обучающихся

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит и из контролирующей части. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «учитель − ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.

Формы контроля: устный, письменный, лабораторный.

Устный контроль – опрос.

Письменный контроль – проверочные и контрольные работы, биологические диктанты.

Лабораторный контроль – лабораторные работы.

 

Логическая связь предмета «Биология » с другими дисциплинами.

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие метапредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом химии, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, математики, где приобретаются навыки решения задач на проценты.

Метапредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку метапредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.                                                                                                  

Образовательная функция метапредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Метапредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция метапредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Метапредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция метапредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция метапредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация метапредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для образовательного учреждения учебного предмета «Биология» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

 Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 10-х классах и 34 часа в 11-х классах). В ней предусмотрено:

- в 10 классе - проведение 4 контрольных и 4 лабораторных работ;

- в 11 классе - проведение 4 контрольных и 4 лабораторных работ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Личностные образовательные  результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

12) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные образовательные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

7) овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ

10 КЛАСС

(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 34 часа)

Введение (2 часа)

Объект изучения биологии − живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Демонстрации:

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Раздел 1. Клетка (15 часов)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Типы питания клетки.

ДНК − носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные работы:

Л. Р. № 1 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля».

Л. Р. №2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Входящая контрольная работа

Контрольная работа №1 по теме: «Клетка».

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое и половое размножение организмов. Гаметогенез. Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма».

Лабораторные работы:

Л. Р. №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Раздел 3. Основы генетики (7 часов)

История развития генетики. Гибридологический метод. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость».

Контрольная работа №2 по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основы генетики».

Раздел 4. Основы селекции и биотехнологии (5 часов)

Основные методы селекции и биотехнологии.  Методы селекции растений. Методы селекции животных и микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».

Лабораторные работы:

Л. Р. №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)».

Итоговая контрольная работа.

11 КЛАСС

(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 34 часа)

Раздел 1. Основы учения об эволюции (9 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея и Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов, биологический прогресс и регресс.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция животного и растительного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных».

Лабораторные работы:

Л. Р. №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Л. Р. № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Входящая контрольная работа

Раздел 2. Антропогенез (5 часов)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека, происхождение рас.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Систематическое положение человека», «Стадии антропогенеза», «Движущие силы антропогенеза», «Расы и их происхождение».

Контрольная работа № 1 по теме: «Основы учения об эволюции, антропогенез».

Раздел 3. Основы экологии (13 часов)

Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества.

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологическая пирамида. Экологическая сукцессия. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организм», «Межвидовые отношения», «Ярусность растительного сообщества»,  «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема».

Лабораторные работы:

Л.Р. № 3 «Сравнительная характеристика экосистем и агросистем».

Л. Р. №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии».

Раздел 4. Эволюция биосферы и человек (7 часов)

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Усложнения живых организмов на Земле в процессе эволюции. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:

«Основные этапы развития жизни на Земле», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Круговорот азота в биосфере»  «Биоразнообразие», «Заповедники и заказники России».

Итоговая контрольная работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

10 КЛАСС

Введение

2

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать методы биологии, объяснять область их применения. Называть свойства живого, приводить примеры их проявления. Объяснять специфику живого. Называть и характеризовать уровни организации, объяснять их отличия.

Клетка

15

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Называть важнейшие группы неорганических и органических веществ, приводить их примеры, характеризовать их роль в клетке, связывая её с особенностями строения. Характеризовать основные положения клеточной теории. Перечислять основные органеллы клетки, их роль в жизнедеятельности клетки, связывая эту роль с особенностями их строения. Характеризовать важнейшие особенности пластического и энергетического обмена веществ в клетке. Называть и характеризовать типы питания клетки. Характеризовать процессы синтеза белка в клетке. Характеризовать материальные основы наследственности. Объяснять связь строения наследственного аппарата клетки с выполняемой им функцией. Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать способы деления клеток и выделять различия между ними, объяснять их биологический смысл.

 Характеризовать основные типы размножения и объяснять биологический смысл каждого из типов. Характеризовать особенности образования половых клеток у организмов разных полов; этапы наружного и внутреннего оплодотворения. Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез) на примере многоклеточных животных. Применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности.

Основы генетики

7

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности, современные представления о гене. Решать генетические задачи разных типов. Характеризовать наследственные болезни. Оценивать поведение человека и состояние его здоровья с генетических позиций. Приводить примеры изменчивости и объяснять её причины. Проводить исследования и выявлять источники мутагенов в окружающей среде по косвенным признакам.

Основы селекции и биотехнологии

5

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать методы селекции и биотехнологии, оценивая их этические аспекты.

11 КЛАСС

Основы учения об эволюции

9

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать эволюционное учение и закономерности эволюции (основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетическую теорию эволюции, учение о виде и видообразовании и др. Приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл. Анализировать и сравнивать виды с помощью морфологического критерия. Сравнивать формы естественного отбора, способы видообразования, микро- и макроэволюцию, пути и направления эволюции.

Антропогенез

5

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека. Характеризовать основные этапы происхождения человека. Называть и характеризовать движущие силы антропогенеза. Характеризовать расы и их происхождение.

Основы экологии

13

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать экосистему и биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении. Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ. Составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевые цепи и сети). Характеризовать и объяснять с позиций экологических теорий причины низкой устойчивости агроэкосистем. Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством. Находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий. Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.

Эволюция биосферы и человек

7

Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Называть и характеризовать гипотезы происхождения жизни. Характеризовать основные этапы развития жизни на Земле. Характеризовать усложнения живых организмов на Земле в процессе эволюции. Характеризовать антропогенное воздействие на биосферу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Ученик научится:

  • называть признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • характеризовать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • выделять особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
  • грамотно оформлять результаты биологических исследований;        
  • обосновывать и соблюдать правила поведения в окружающей среде, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для учащихся:

 Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013. – 367 с.

Для учителя:

1. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова.− М.: Издательство «Экзамен»,2006.

3. Пименов А.В.Уроки биологии в 10 – 11 классах. Часть 1. Развёрнутое планирование/ А.В.Пименов; худож. Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития, 2006.− 288 с.

4. Теремов А.В.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии – М.: ТЦ «Сфера», 1999. − 144 с.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Примерные нормы оценок устного ответа по биологии:

«5» − ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование схем и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших биологических событиях современности.

 «4» − ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного биологического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3» − ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки при ответе.

«2» − ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с рисунками.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии:

«5» − за правильность и самостоятельность определение цели данных работ; выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений; за самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов; за грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ, правильность формулировки выводов; за точность и аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений; за поддержание чистоты рабочего места, порядок на столе, экономию расходов материалов; за соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

«4» − выполнение практической (лабораторной) работы полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускается в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт; при оформлении работ допускаются неточности в описании хода действий; делаются неполные выводы при обобщении.

 «3» − правильное выполнение работы не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы; подбор оборудования, материала, начало работы с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускаются ошибки, неточно формулируются выводы, обобщения; работа проводится в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускаются в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения; допускается грубая ошибка в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

«2» − не определяется самостоятельно цель работы, без помощи учителя не может подготовить соответствующее оборудование; выполняется работа не полностью, нет правильных выводов; допускается две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не исправляются по требованию педагога; или измерения, вычисления, наблюдения неверны.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за письменные контрольные работы по биологии:

«5» − ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

«4» − ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

«3» − работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

«2» − работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за биологические диктанты:

«5» − нет ошибок;

«4» − 1-2 ошибки;

«3» − 3 ошибки;

«2» − более 3-ех ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)

Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного  общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)

Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне....

Рабочая программа по биологии 10-11 классы (базовый уровень)

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволю...

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе программы «Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Ага...