Технологическая карта урока биологии по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Дудина Лариса Алексеевна

Технологическая карта урока биологии в 5 класса  по программе В.В. Пасечника. Тема урока "Плесневые грибы и дрожжи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog_karta_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

ТЕМА: «Плесневые грибы и дрожжи»

 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование:

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. - М. Дрофа, 2016. - 141 с.
  2. Биология : Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В. В. Пасечник. - М. : Дрофа,2016. - 60 с.
  3. Ноутбук.
  4. Проектор.
  5. Авторская презентация «Плесневые грибы и дрожжи».
  6. Микроскопы — 15 шт.
  7. Лупы — 15 шт.
  8. Препаровальные иглы — 15 шт.
  9. Предметные и покровныестекла — 60 шт.
  10. Культура плесневого гриба «Мукора».
  11. Культура дрожжей.

Цели 

        

Цель учителя:  расширение представления  учащихся о многообразии царства грибов.

Цель учащихся: изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • мотивация к познанию, учебе;
  • соблюдение правил техники безопасности при работе с увеличительными приборами и лабортаторным оборудованием;
  • понимание  личной ответственности за будущий результат работы;

Метапредметные:

- регулятивные УУД; 

  • определять и формулировать цель урока;
  • оценивать результат деятельности;
  • организовывать выполнение заданий по готовому плану;
  • представлять результат работы;

- познавательные УУД; 

  • ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость новых знаний;
  • извлекать информацию из учебника, выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • работать с натуральными объектами и приборами;
  • осуществлять элементарные научные исследования;

- коммуникативные УУД. 

  • высказывать свое мнение. оформлять свое мнение., слушать других;
  • работать в группах (парах);
  • осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками;

Предметные:

  • научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей;
  • различать мукор, пенецилл и дрожжи на рисунках и натуральных объектах;
  • выращивать культуру мукора и дрожжей;
  • готовить микропрепараты плесневых грибов и дрожжей;
  • объяснять значение мукора, пенецилла, дрожжей в природе и жизни человека;


Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствует детей

Приветствуют учителя

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урока

Р. Определять и формулировать цель урока

К. высказывать свое мнение. оформлять свое мнение., слушать других.

П. ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость новых знаний

Л. Мотивация к познанию, учебе

- Ребята, какое задание  вам было дано на прошлом уроке?

(Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.)

- Расскажите, что вы наблюдали  и  что образовалось на хлебе? (Плесень)

- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии ? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни) 

- Тогда это наверное животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

-Значит к какому же царству они относятся? (К царству Грибы) 

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

- Тогда сформулируйте тему урока. (Плесневые грибы и дрожжи).

- Как вы думаете, а какая цель урока? (Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей)

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. П.)

Организуют работу по выполнению задания, проверку задания,  корректирует, оценивает

Выполняют задания,

проверяют по критериям,

оценивают и исправляют при необходимости.

П. извлекать информацию из учебника, выстраивать логическую цепь рассуждений

К. высказывать свое мнение. Оформлять свое мнение, слушать других.

Р.  Оценивать результат деятельности

Задание1.

Получить информацию о плесневых грибах.

  1. Внимательно прочитайте,  пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 и просмотрите   презентацию «Плесневые грибы: Мукор и Пенецилл» (см. Призентацию 1).
  2. Ответьте на вопросы:

1) Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте?

2) А на фруктах?

3) В чем особенность строения грибницы мукора?

4) В чем особенности строения грибницы пенецилла?

4) Как они размножаются?

Выполнение лабораторной работы (часть 1)

Работа по инструкции.

1.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 учебника (п.2, 3)

2.Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

4. Обсудите результаты работы в паре.

Задание 2:

1. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15 «Дрожжи» Стр. 79.

Ответь на вопросы:

  1. В чем особенность строения дрожжей?
  2. Как дрожжи размножаются?

Выполнение лабораторной работы (часть 2.)

Работа по инструкции.

1.Выполни лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

2.  Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

3.Обсудите результаты работы.

4. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Организуют работу по выполнению задания, оказывает помощь., проверяет задания,  корректирует, оценивает

Выполняют задания,

проверяют по критериям,

оценивают и исправляют при необходимости

П. извлекать информацию из учебника, выстраивать логическую цепь рассуждений

К. высказывать свое мнение. Оформлять свое мнение, слушать других.

Р.  Оценивать результат деятельности

.Ответьте на вопросы

а)  Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?  

б)  Для чего человек разводит дрожжи?

в) Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли.

Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.

5. Контроль. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Организуют работу по выполнению  контрольного задания проверяет задания,  корректирует, оценивает

Выполняют задания,

проверяют вместе с учителем,

оценивают и исправляют при необходимости

Р. Оценивать свою деятельность

Выполнение мини-теста. (См. Презентацию 1)

Ответить «да» или «нет».

1.  Плесень и дрожжи - микроскопические  грибы.

2.Размножаются только спорами.

3.Плесень и дрожжи питаются только за счёт других живых организмов. Они паразиты.

4.Плесень и дрожжи живут только там, где тепло, влажно, много питательных веществ

5.Плесень и дрожжи приносят только вред.

6. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует беседу по вопросам

Отвечают на вопросы

Л. Мотивация к познанию. Учебе

Р. Оценивать свою деятельность

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал.

Какие затруднения испытывал?

7. Итоги урока

Подводит итоги. Комментирует отметки

Комментируюет домашнее задание

Записывают домашнее задание

1.Прочитайте цель урока

2. Достигли ли вы цели урока?

В какой степени?

Что нового узнали о грибах?

3.Оцените свою работу на уроке:

Критерии оценивания:

- приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1балл);

- зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1 балл);

- рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1балл);

- сделал(ла) вывод самостоятельно (2 балла)/ с помощью учителя или класса (1 балл)

Шкала оценивания «5баллов»-5; «4 балла»-4; «3балла» - 3 и тд.

4.Выберите домашнее задание.

Творческое задание (на выбор)

1) Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых).

2)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.

3) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

5. Запишите домашнее задание. Параграф 15, выбранное вами творческое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" в 6 классе

Урок-исследование по теме "Плесневые грибы". К уроку имеется презентация " Плесневые грибы и дрожжи"...

Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"

План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...

Технологическая карта урока Биологии 5 класс - "Плесневые грибы и дрожжи".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРазработала учитель биологии   МКОУ «Дарьинская ООШ» Суджанского района Кононова Галина АлексеевнаПредмет: БиологииКласс: 5Тип урока: Комбинированный.(Урок от...

Технологическая карта урока биология 5 класс "Грибы-паразиты"

Урок биологии по теме "Грибы-паразиты" в 5 классе разработан с учетом  уровня развития школьников и возможностей кабинета биологии....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе Грибы.

Цели урока: Обучающие: • раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств...