Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках биологии.
материал по биологии

Гордеева Ольга Ивановна

Приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_vystupleniya_na_zasedanii_mo_uchiteley_emts.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование современных  образовательных технологий на уроках биологии

Гордеева Ольга Ивановна, учитель биологии и химии

МБОУ «Русско – Паёвская СОШ»

Из выступления на заседании МО учителей ЕМЦ

.

        В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.

     Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

    Выпускник современной школы, который будет жить и трудится в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решение, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности, - быть компетентной личностью.

      Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

   При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

   В моей педагогической практике есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю несколько основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода.

1. Игровые технологии        

Особенности: Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения. Ведущий метод: Игра.  Формы работы: Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки.

     Игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», экологические задачи.

2. Коммуникативные технологии        

Особенности:  Активное взаимодействие всех участников учебного процесса с привлечением разных источников информации.  Ведущий метод: Общение.       

Формы работы: Работа в малых группах, парах, диалог, дискуссия, обмен мнениями по результатам работы. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества.

3. Исследовательские технологии        

Особенности:  Обучение через «открытие».

Ведущий метод: Проблемное обучение, метод проектов. Экологические задачи, проекты, творческие задания, наблюдения, практические занятия, опыт.

Формы работы: Исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

   Проектная технология представляет собой последовательную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Основной целью использования проектной деятельности на уроках биологии является формирование предметной компетенции учащихся, приобщение их к исследовательской работе. Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм процесса познания. Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.   Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.

    Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

4. Здоровьесберегающие технологии        

Особенности: Направленность на потребность здорового образа жизни.        

Ведущий метод: Укрепление здоровья        

Формы работы: Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки,  упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-развлекательные мероприятия, походы.

Данная технология направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

5. Информационно – коммуникативные технологии        

Особенности: Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий. Ведущий метод: Контроль. Формы работы: Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и  логические задания.

Формирование и развитие ключевых компетентностей невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий, которые применяю в разных ситуациях и на разных этапах урока. Использование новых технических средств, способствует повышению эффективности и информативности урока, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности. Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.   

   Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, словарные статьи, иллюстрации.  Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории.

    Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Я стараюсь создать банк уроков-презентаций, где используются иллюстрации растений, животных, таблицы, статистические данные, схемы и циклы развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования информационных технологий на уроках в школе

Развитие общества, науки и техники требует использование новых информационных технологий в обучении....

Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»

Данный мастер-класс «Эффективность использования  современных  технологий  на  уроках  гуманитарного  цикла»  был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....

Эффективность использования групповых технологий на уроках истории в школе

Педагогический проект, изучающий особенности групповых технологий, их реализацию на практике на уроках истории в 8 классе....

Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»

Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальн...

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Современный учитель должен обладать заниями информационных технологий и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует активизации...