«Формирование мотивации к обучению у учащихся посредством внедрения практико-ориентированного подхода на уроках биологии»
методическая разработка по биологии

Шаймухаметова Гузель Фанусовна

Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon guzel.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование мотивации к обучению у учащихся посредством

внедрения практико-ориентированного подхода на уроках биологии»

В школе по устоявшейся традиции мой предмет считается не очень-то важным. С него можно забрать детей на медосмотр, репетиции и другие мероприятия. Кроме того, почти во всех классах на биологию выделяют катастрофически мало времени — один или 2 часа в неделю.

Естественно, промежуток между уроками большой, и тот объем, который прописан в программе, школьникам преодолеть трудно. Я стараюсь сделать так, чтобы ребятам нравился мой урок, чтобы они спешили на него после медосмотра.

Как я это делаю? Стараюсь создавать у них правильную мотивацию.

Например, в средней школе я раздаю детям за ответы карточки с животными. Чтобы получить пятёрку, необходимо собрать 5 карточек. Я ввела такую систему, потому что видела у коллег следующую ситуацию. Школьник отвечает на уроке, старается. После него подходит к учителю и просит поставить ему хорошую оценку. Педагог говорит, что этого ответа недостаточно на оценку, и просит ребёнка в следующий раз подготовить более развернутый ответ, тем самым обесценивая усилия, которые ученик приложил здесь и сейчас. Чтобы таких ситуаций не возникало — ведь даже небольшие добавления ребят бывают содержательными, — я ввела накопительную систему.

В 5 классе в качестве мотивации отлично работают квесты.

Например, мы сегодня работаем в детективном агентстве и расследуем какое-то секретное дело, связанное с темой урока.

В 7 и 8 классах отлично работает модель сотрудничества. Я предупреждаю их, что сейчас будет сложный материал и нам нужно 10-15 минут для того, чтобы его пройти, а потом мы поиграем в биологического крокодила. Хорошо работают задания, которые я распечатываю на цветных листах. Чем необычнее само задание и его оформление, тем больше шансов, что дома ученик с удовольствием выполнит домашнюю работу, а не будет на следующем уроке придумывать, как младшая сестра съела тетрадку (а у меня бывало и такое!).

На первом же уроке в 10-м классе я предложила ребятам геймифицированную систему оценивания: вместо привычной бальной шкалы — система очков.

За разные задания они получают определённое количество experience points — очков опыта (действует накопительная система карточек, подобно карточкам с животными). Конечно, это влияет на оценку в полугодии. Я не могу полностью отказаться от обычных оценок, так как выставлять их — требование школы. Но та система, которую я использую в 10 классах, ученикам нравится. Накапливаешь очки и получаешь оценку в четверти (за 1200 — «5», 1000 — «4» и 800 — «3»).

У них есть выбор: работать дома или в классе, решать одни задания или сосредоточиться на других. Даже за небольшое участие в дискуссии (только настоящее участие, а не по принципу «лишь бы ляпнуть») школьник получает несколько очков.

Конечно, не все способы мотивации работают идеально, и мне ещё предстоит разгадать, как выстроить работу в 6 классе.

Но я не сдаюсь. Стараюсь сделать так, чтобы школьники считали мой предмет важным. Пока они воспринимают его как шоу. Но меня такая позиция устраивает. Это лучше, чем если бы они воспринимали его как ненужный предмет.

Я учу детей думать, а не зазубривать учебники

Моя задача — научить детей не зазубривать учебники, а думать и анализировать. Мне кажется, ребята должны приходить в школу не для того, чтобы много всего запоминать. Времена, когда знание было труднодоступным, а школа была его эксклюзивным источником, прошли.

Сейчас мы живём в информационном обществе, и ситуация изменилась.

Поэтому в преподавании я делаю ставку на рассуждение.

На контрольных работах по биологии мои ученики могут пользоваться абсолютно всем: тетрадкой, учебником, Интернетом. Можно даже позвонить другу или родителям. Но вопросы в этих контрольных действительно сложные. Я составляю их с расчётом на то, что дети должны хорошенько подумать, чтобы дать верный ответ.

По тому, как они формулируют свои мысли, я вижу, что результат есть. Не такой существенный, как бы мне хотелось, но он есть.

      Практико-ориентированный подход в изучении биологии

 «Недостаточно только получить знания,
надо найти им применение»
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Практико-ориентированный подход  позволяет сделать биологию интереснее, доступнее для понимания, тем инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни, и чувствовать себя частью этого единого пространства, тем, что мы называем «Видимый и невидимый мир, окружающий Нас».

           

А для этого я провожу  Уроки любования природой

Это самые любимые уроки моих учеников, которые они ждут с нетерпением. Если погода позволяет, я во время урока организую  экскурсии на природу или просто выход во двор гимназии, на которых веду пропаганду бережного отношения к природе и учу  важности знания законов природы. Кроме того, в детях воспитывается природовосхищение. Я знаю, что в Японии есть специальный учебный предмет «Природовосхищение». Применяя такие методы в преподавании предмета,  я глубоко убеждена, что любование природой воспитывает в детях хороший эстетический вкус, а также помогает снять стресс. Кроме того дети сегодня не имеют возможности соприкасаться с природой постоянно, поэтому для них такие экскурсии – способ отдохнуть от гаджетов и суеты.

.

Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении биологии имеет свои положительные результаты. Положительной динамикой применения практико-ориентированного подхода можно считать повышение уровня внутренней мотивации с 2016 по 2019 год. Кроме того, положительной динамикой является и высокие баллы на ЕГЭ и ОГЭ по предмету биология, достижения моих детей в олимпиадах по биологии и экологии и научно-исследовательских конференциях, таких как «Шаг в будущее», «Малая академия наук», «Совенок», « Юннат», «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду».

Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-ориентированного подхода в обучении биологии повышает мотивацию к обучению, к лучшему усвоению материала, применению биологических знаний в реальной жизни, и как следствие сказывается на повышении качества результата образования. Детей захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.   Практико-ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. 

Однако, это не единственный подход, применяемый мной. Значительно расширить пространство урока позволяет использование информационно-коммуникативных технологий. В наш скоростной век без интерактивных методов не обойтись. Можно увидеть то, что невозможно в реальности: познакомиться с новыми растениями и животными, заглянуть внутрь клетки, с помощью компьютерной модели понять, как идут процессы в организме, и даже провести виртуальный эксперимент.

С 2016 года я работаю на базе образовательного портала «ЯКласс». Система ЯКласс помогает сформировать и усилить учебную мотивацию у обучающихся.  Очень важно привлечь к активности пассивные группы обучающихся. Одним из инструментов в этом непростом деле является создание ситуации успеха для каждого ученика. «ЯКласс» позволяет внедрить индивидуальные траектории обучения. Тренажёры ЯКласс дают возможность обучения в условиях глубокой дифференциации. Режим тренировки и рейтинговая система способствуют формированию и повышению учебной мотивации. В непринуждённой манере повышается и качество знаний по выбранному предмету. Самое интересное заключается в том, что у ребят появилась самодисциплина и интерес к выполнению домашнего задания — они сами просят дать им задание от ЯКласс, что не может не радовать, поскольку у большинства ребят результаты контрольных работ по биологии значительно улучшились. Якласс я использую еще для обучающихся, которые много пропустили уроков по болезни.

С прошлого учебного года на базе ЯКласс провожу промежуточную аттестацию. Очень удобно, не надо вручную заполнять протоколы.  На портале существует огромнейшая база заданий, что решает проблему списывания.  На базе этой платформы я также проводила дистанционные пробные ОГЭ и ЕГЭ по биологии, различные конкурсы. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий учитель не считается со временем.

       Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-ориентированного подхода в обучении биологии повышает мотивацию к обучению, к лучшему усвоению материала, применению биологических знаний в реальной жизни, и как следствие сказывается на повышении качества результата образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

Условное разграничение учащихся на уроке основывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации и степени тяжести заболевания, поэтому учителю важно знать точный диагноз своих воспитанников и прин...

Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...

Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии.

Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии....

Создание единого образовательного пространства. Реализации практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Каждый ребенок талантлив, каждый признан, каждый представляет собой главную ценность и цель образования. Особое внимание в МБОУ «Гимназия №118», в которой я уже работаю три года, уделяется поиску и ре...

Формирование навыков смыслового чтения посредством использования практико-ориентированных задач

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.- Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оцениваетс...

Повышение мотивации учащихся посредством внедрения современных технологий

В мире всеобщей доступной информации, чтобы мотивировать детей к получению и применению новых компетенций необходимы современные технологии, которые  помогают сделать любой урок занимательным и и...