Интелектуальная игра «Что? Где? Когда?» по биологии в 9-11 классах
план-конспект занятия по биологии (11 класс)

Иванова Лидия Александровна

Цель:  данное внеклассное мероприятие способствует повышению интереса учащихся к биологии, качества знаний и успеваемости, развитию и закреплению навыков самообразования, стремлению к самостоятельному поиску решения сложных вопросов подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Правила игры:

1.     Команда может начать обсуждение или дать ответ, только после того, как ведущий зачитает вопрос и прозвучит команда «время».
2. Время для обсуждения вопроса – 1 мин. В номинации блиц-вопросы 3 вопроса по 20 секунд  каждый вопрос состоит из 3-х, и только ответ на все 3 дает команде очко.
3. Готовность команды к ответу показывает капитан, он должен встать с места, после сигнала «время», время останавливается, и участник команды, названный капитаном, дает ответ. Другие участники не имеют право дополнять. Команда может дать досрочный ответ, но только после того, как полностью прозвучит вопрос, в этом случае капитан должен поднять руку.

4. Игрок, давший правильный ответ получает жетон.

5. Если в команде игроки ответили  не  правильно, то право дать ответ предоставляется игрокам в зале, давший правильный ответ получает жетон
6. По окончании игры определяется победитель конкурса  - «Лучший знаток». Он определится по наибольшему числу жетонов, то есть давший наибольшее количество правильных ответов.
 

Правила игры:

  1. Команда может начать обсуждение или дать ответ, только после того, как ведущий зачитает вопрос и прозвучит команда «время».
    2. Время для обсуждения вопроса – 1 мин. В номинации блиц-вопросы 3 вопроса по 20 секунд  каждый вопрос состоит из 3-х, и только ответ на все 3 дает команде очко.
    3. Готовность команды к ответу показывает капитан, он должен встать с места, после сигнала «время», время останавливается, и участник команды, названный капитаном, дает ответ. Другие участники не имеют право дополнять. Команда может дать досрочный ответ, но только после того, как полностью прозвучит вопрос, в этом случае капитан должен поднять руку.

4. Игрок, давший правильный ответ получает жетон.

5. Если в команде игроки ответили  не  правильно, то право дать ответ предоставляется игрокам в зале, давший правильный ответ получает жетон
6. По окончании игры определяется победитель конкурса  - «Лучший знаток». Он определится по наибольшему числу жетонов, то есть давший наибольшее количество правильных ответов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn.meropriyatie._chto.gde_.kogda_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пристенская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

Интелектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

по биологии в 9-11 классах

Разработала: учитель биологии

Иванова Л.А.

2016 год

Игра «Что? Где? Когда?»

Участники: учащиеся 9-11 классы (заранее отбирается команда, ее капитан)

Цель:  данное внеклассное мероприятие способствует повышению интереса учащихся к биологии, качества знаний и успеваемости, развитию и закреплению навыков самообразования, стремлению к самостоятельному поиску решения сложных вопросов подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. 

Оформление:

в центре стол с секторами и волчок со стрелкой. Всего 5 секторов: «зоология», «ботаника», «экология», «анатомии», «разное», а между секторами хаотично располагаются обозначения «Черный ящик» и «Блиц», конверты с вопросами, часы, гонг.

Правила игры:

  1. Команда может начать обсуждение или дать ответ, только после того, как ведущий зачитает вопрос и прозвучит команда «время».
    2. Время для обсуждения вопроса – 1 мин. В номинации блиц-вопросы 3 вопроса по 20 секунд  каждый вопрос состоит из 3-х, и только ответ на все 3 дает команде очко.
    3. Готовность команды к ответу показывает капитан, он должен встать с места, после сигнала «время», время останавливается, и участник команды, названный капитаном, дает ответ. Другие участники не имеют право дополнять. Команда может дать досрочный ответ, но только после того, как полностью прозвучит вопрос, в этом случае капитан должен поднять руку.

4. Игрок, давший правильный ответ получает жетон.

5. Если в команде игроки ответили  не  правильно, то право дать ответ предоставляется игрокам в зале, давший правильный ответ получает жетон
6. По окончании игры определяется победитель конкурса  - «Лучший знаток». Он определится по наибольшему числу жетонов, то есть давший наибольшее количество правильных ответов.

Ход мероприятия

Приветствие игроков и капитана команды

Правила игры

Игра

Подведение итогов

Награждение победителей

Внимание игра(звучит музыка)

Вопросы для игры

Вопрос  №1

вопрос задает __________

Вопрос: Эту неопасную болезнь известный английский физик открыл еще в детстве, когда мать послала его за земляникой в лес. Впоследствии эта болезнь получила его имя. Что это за болезнь?

Ответ: Дальтонизм. Ученый Джон Дальтон

Вопрос №2

вопрос задает __________

 Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными удобрениями. Объясните почему?

Ответ: Клевер, соя, фасоль – растения семейства бобовых, корни которых вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями;

Клубеньковые бактерии усваивают атмосферный азот и обогащают растения азотным питанием.

Вопрос №3

вопрос задает __________

Внимание черный ящик(музыка)

 В черном ящике находится видоизмененная почка, в строении которой имеется видоизмененный стебель, на котором располагаются  мясистые листья и зачаточные почки.

Во второй год развития формируется взрослое растение с цветами и плодами  с семенами.

Вопрос. Что находится в черном ящике?

Ответ: Кочан капусты

Вопрос  №4

Внимание блиц-вопросы

  1. Как называется наука о строении и функциях клетки (цитология)
  2. Назовите красные клетки крови (эритроциты)
  3. К какому классу относятся семейства лилейные и злаковые (класс однодольные)

   Вопрос №5

вопрос задает __________

В первой половине 19 века были произведены опыты на голубях. У них удалили  участок головного мозга. Движение птиц нарушались по разному. Они то кувыркались через голову вперед или назад, то вращались вправо или влево, спотыкались.

Вопрос. Какой участок головного мозга удалили? Объясните действие птиц

Ответ: Мозжечок. У птиц нарушена координация движения после удаления участка мозжечка.

Вопрос  №6

вопрос задает __________

С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые  растения. Однако оказалось, что дочерние растения имели не только черты сходства друг с другом и с материнским растением, но и черты отличия: по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Объясните это явление. Какой способ размножения был использован в данном случае?

Ответ: Растения были получены в результате вегетативного размножения от одного материнского растения, следовательно, их генотипы одинаковы, поэтому растения имели черты сходства; различия растений обусловлены модификационной изменчивостью; изменчивость растений определяется влиянием факторов внешней среды: освещенностью,температурой, влагой, особенностью почв.

Вопрос  №7

вопрос задает __________

С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

Ответ: Дрожжи, питаясь сахаром, превращают его в спирт и углекислый газ, этот процесс называют брожением; этот процесс используют в хлебопечении, так как выделяемый углекислый газ способствует поднятию теста.

Вопрос  №8

вопрос задает __________

Что  изображено на рисунке?

Объясните, почему ботаники эвглену зеленую относят к растениям, а зоологи – к животным. Ответ обоснуйте.

Ответ: Эвглена зеленая. В цитоплазме эвглены имеются хлоропласты, поэтому она может как растение в процессе фотосинтеза создавать органические вещества из неорганических; в темноте эвглена может питаться как животное, всасывая растворы органических веществ.

Вопрос  №9

вопрос задает __________

На открытках изображены растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что объединяет эти растения?
Ответ: У всех изображенных на открытках растениях многосеменной сочный плод ягода.

Вопрос  №10

вопрос задает __________

Как называют белые (бесцветные) клетки крови? Почему эти клетки считают «защитниками» человека?

Ответ: Лейкоциты. Лейкоциты, по выражению И.И. Мечникова, - фагоциты, т.е. пожиратели чужеродных белков, микроорганизмов, отмерших клеток;

Лейкоциты участвуют в выработке антител, которые выполняют фагоцетарную функцию.

Вопрос  №11

Внимание блиц - вопросы

  1. Назовите науку, изучающую близнецовый метод (генетика)
  2. Какой химический элемент в организме человека необходим для поддержания достаточного количества гемоглобина в крови? (железо)
  3. Какое количество ног у  насекомых? (3 пары)

Вопрос  №11

вопрос задает __________

Какие органы растений находятся на подносе? В чем состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются? Какого органа не хватает в этом наборе?

 Ответ: Клубень. Луковица.

В этих органах запасаются питательные вещества, которые используются при вегетативном размножении;

Эти органы являются видоизмененными побегами.

Не хватает корневища, т.к. клубень, луковица, корневище – это видоизменения побегов.

Вопрос  №12

Внимание блиц - вопросы:

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя 1 минуту обе руки положите на стол.

Вопрос. 1. Почему поднятая рука побледнела, опущенная покраснела?

               2.В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

               3. Почему вены бывают набухшие?

Ответ:  Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопиться достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие

Вопрос  №13

вопрос задает __________

Как называются продукты, находящиеся на подносе? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения?
Ответ: Крупы. Манная – её получают из пшеницы. Перловая – из ячменя. Геркулес – из овса. Пшено – из проса. Все эти растения относятся к семейству злаков.

Вопрос №14

вопрос задает __________

Внимание черный ящик(музыка)

В «Чёрном ящике» находится нечто, что является плодом растения семейства сложноцветных. Цветки в корзине двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые,  желтые. Плоды съедобные.

Ответ:  семена подсолнечника
Вопрос  №15

Внимание блиц - вопросы:

  1. Назовите органы размножения цветка вишни (Пестик и тычинка)
  2. Назовите гормон, регулирующий уровень глюкозы в крови (инсулин)
  3. Назовите врача, который лечит болезни органов кровообращения(кардиолог)

Вопрос  №16

вопрос задает __________

Почему палец, туго перевязанный резинкой или ниткой, сначала багровеет, а при длительной перетяжке становится светлее?

Ответ: При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови и отток венозной, палец багровеет; увеличивается количество тканевой жидкости – палец светлеет.

Вопрос  №17

Внимание блиц – вопросы

  1. Какое количество хромосом у человека(гаплоидный – 23, диплоидный -46)
  2. Назовите гриб, из которого получают антибиотики (пеницилл)
  3. Назовите ученого, который ввел в науку двойное название видов(Карл Линней)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...