Человеческие расы, их родство и происхождение
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Ситникова Людмила Владимировна

Комбинированный урок по биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovech._rasy.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 9

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими  единства современного вида человека

Задачи: изучить морфологические особенности человеческих рас, их происхождение; доказать, что человек разумный – полиморфный вид, включающий родственные внутривидовые группы (расы);  развивать навыки работы с интерактивной доской и учебными модулями, самостоятельной работы с текстом учебника; формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение.

Оборудование:  информационный лист на каждого школьника, сигнальные карточки разных цветов, учебная презентация,  информационный модуль «Человеческие расы» и контрольный модуль «Этапы антропогенеза» , кроссворд, интерактивная доска, компьютер.

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный метод (работа с таблицами, модулями, презентацией, кроссвордом).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:

     

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников.

Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации). Фронтальная работа с классом. Вступительное слово учителя.

Костёр, похрустывая ветками, мне память тайную встревожил, -

Он был зажжён в пещерах предками у горно-каменных подножий.

Как трудно было им, «единственным», на человеческом рассвете,

На неуютной и таинственной необустроенной планете.

Быть может, там был каждый гением (бездарность выжила б едва ли)

С таким бессмертным удивлением они нам землю открывали.

На них презрительными мордами, как на случайное уродство,

Посматривали звери, гордые своим косматым превосходством.

Мы стали опытными, взрослыми, а предки шли призывниками,

Как смертники, в разведку посланные предшествующими веками.

Ещё не поклонялись идолам, ещё анналов не писали...

А Прометей был после выдуман — огонь они добыли сами.

Вопросы учителя:

О каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?

Перечислите основные этапы эволюции человека

Работа с контрольным модулем

В чём отличие биологических и социальных факторов эволюции человека?

На каком этапе на эволюцию человека преимущественно влияют социальные факторы?

Учитель демонстрирует серию портретов наших современников.

Вопросы к классу:

Кто изображён на данных снимках и можно ли считать их нашими современниками?

В чём особенности современного человечества?

Как называются эти группы?

Какова же тема сегодняшнего урока и его цель?

Учитель предлагает определить тему и цели  данного урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы и выполняют задания, предложенные учителем.

Выдвигают разные версии

Вывод: в стихотворении содержится информация о месте, которое занимает человек в животном мире, об эволюции предков человека, о роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа.

Выдвижение гипотезы «Для современного человечества характерно исключительное разнообразие физических и интеллектуальных особенностей, поэтому можно сказать что оно делится на несколько внутривидовых групп»

Формулируют тему урока «Человеческие расы, их родство и происхождение», его цели и  задачи: изучить особенности эволюции вида Человек разумный на современном этапе

Вписывают тему и цели урока в информационный лист, который в конце урока вклеивается в рабочую тетрадь.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания;

 логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Познавательные  ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Используя текст учебника, дайте определение понятию «раса», назовите главные расы

Проверка работы с использованием модуля.

Чем отличаются представители разных рас друг от друга?

Можно ли утверждать, что несмотря на эти различия все расы относятся к одному виду Человек разумный?

Почему людей разных рас нельзя отнести к разным биологическим видам?

Как проверить наши предположения?

Предлагает провести самостоятельную работу с текстом  учебника  и сравнить человеческие расы по инструкции, предложенной в информационном листе.

Предлагает проверить результаты проделанной работы, ответив на вопросы

Записывают формулировку определения в информационный лист

Выдвижение гипотезы

Предлагают провести исследование

Выполняют самостоятельную  работу по предложенной инструкции, отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Постановка проблемы и её решение

Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует самостоятельную работу с текстом учебника и текстом информационного листа. Учащиеся делятся на три группы и, используя текст параграфа  учебника, заполняют соответствующий столбец в таблице, характеризуя одну из больших рас:

Признаки

Человеческие расы

Негроидная

Монголоидная

Европеоидная

Морфологические

Генетические

Учащимся предлагается проанализировать информацию, содержащуюся в информационном листе: «В клетках человека любой расы содержится по 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми жёлтой или чёрной расы рождается нормальное плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы (если соответствует группа крови)»

Ответить на  вопрос:

Какие выводы можно сделать на основе этих фактов.

Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице, используя модуль,  корректирует ответы учащихся.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний.

Вопросы учителя:

Как внутри вида Человек разумный могли возникнуть различные человеческие расы?

Организуется самостоятельная работа в группах по заданиям, предложенным в информационном листе.

Используя соответствующий материал учебника, выявите приспособительный характер морфологических признаков больших рас, каково их значение в настоящее время.

Рассмотрите современные области расселения рас и сравните их с местами первоначального возникновения.

Каковы причины формирования внутри вида Человек разумный  нескольких рас?

Подумайте о перспективах эволюции рас на планете.

Учитель предлагает по итогам коллективной работы в результате обсуждения сформулировать вывод.

Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и кратко заполняют таблицу в тетради.

Зачитывают свои записи в таблице и корректируют их. Заполняют оставшиеся колонки в таблице, прослушав выступление своих одноклассников.

Формулируют выводы по проблеме урока:

В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;

большие расы неоднородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы;

все расы одинаковы по генетическим, биохимическим и физиологическим признакам;

все расы имеют неограниченные возможности скрещивания и от смешанных браков рождается плодовитое потомство;

все расы биологически равноценны и относятся к одному виду — Человек разумный Homo sapiens.

Формулируют вывод: «Основными факторами расогенеза являются: наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция, а исключительное разнообразие физических и генотипических особенностей рас объясняются тонкой приспособленностью к условиям жизни. Активное переселение людей уменьшают обособленность человеческих рас и их морфологические, физиологические и психологические отличия теряются»

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания); логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Организует краткий тестовый контроль знаний или работу с контрольным модулем ФЦИОР «Человеческие расы»

Предлагает готовые коды для проверки ответов.

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание

Перечисляют новую для себя информацию

Выполняют тестовое задание с выбором одного верного ответа или определяют расовую принадлежность знаменитых людей по фотографиям модуля

Осуществляют самоконтроль и самопроверку или обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

Тестовый контроль знаний:

Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания поднятием карточек: зелёной – да, красной – нет.

  • Группы людей с общими биологическими, но с  разными морфологическими признаками называются расами
  • Основной причиной формирования рас стала географическая изоляция
  • Расовые признаки человека возникли путём ароморфоза
  • Человеческие расы относятся к разным биологическим видам
  • Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас
  • Расизм – это наука о расах, их возникновении и развитии
  • Социальная организация человека подчиняется законам природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человеческие расы

Урок биологии в 9 классе с презентацией...

"Человеческие расы. Права и свободы граждан и их защита".

Интегрированный урок истории. Подготовила учитель истории Надёжкина Марина Юрьевна....

презентация по географии "Человеческие расы" 7 класс

презентация к уроку географии в 7-м классе по теме "Человеческие расы"...

Презентация "Человеческие расы"

Урок "Человеческие расы" в 9 классе. Мультимедийное сопровождение содержит информационный материал и задания по теме....

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение".

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение"....

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО РАС."

Презентация "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ, ИХ  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И  ЕДИНСТВО РАС." предназначена для учителей биологии, работающих в 11 кл. по учебнику А.А Каменский, Е.А. Криксунов, В. В. ...

Технологическая карта фрагмента урока Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение. Учитель биологии Шишкина Ольга Александровна МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск

Технологическая карта урока составлена по программе И.Н. Пономарёвой,  по учебнику биология 9 класс, под редакцией  И.Н. Пономарёвой, М:- Вентана-Граф. Для урока биологии по теме Человечески...