Технологическая карта фрагмента урока Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение. Учитель биологии Шишкина Ольга Александровна МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Шишкина О.А.

Технологическая карта урока составлена по программе И.Н. Пономарёвой,  по учебнику биология 9 класс, под редакцией  И.Н. Пономарёвой, М:- Вентана-Граф. Для урока биологии по теме Человеческие расы, их родство и происхождение, для обучающихся 9 класса. На  данном уроке рассматривается практико - ориентированная деятельность в виде использования кроссворда и таблиц, что повышает результативность качества знаний и способствует дифференциации знаний по биологии. Развивает умения сравнивать, анализировать и делать выводы; Формирует интерес к предмету, развивает эмоциональную и мотивационную сферы личности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл tk_po_biologii_9_klass.docx 388.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока

учитель биологии Шишкина Ольга Александровна

МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск

Класс: 9 класс

Предмет: Биология

Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение.

Цель урока: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;

Задачи урока:

  1. Ознакомиться с формулировкой понятия раса.
  2. Изучить и называть биологические особенности рас и определить, с чем связаны различия между расами.
  3. Привести доказательства  и характеризовать единства происхождения и биологической равноценности человеческих рас, на конкретных примерах.
  4. Называть существенные признаки вида Человк разумный.

Планируемые результаты обучения:

− личностные: сформировать: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

− метапредметные: закрепить знания и умения по постановки цели и задач урока, контроля и самоконтроля, сформировать умения по созданию классификации рас, умение работать в группах.

−  предметные: сформировать  знания основных черт рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека.

Формируемые УУД:

−  регулятивные: научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

 −  познавательные: научится: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах. 

- коммуникативные - научится принимать участие в работе группами; научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, корректно вести диалог и участвовать  в дискуссии, владеть монологической и диалогической формами речи.

Методы обучения: проблемное обучение, учебный диалог.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Особенности структуры урока:

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Приветствует учащихся, настраивает детей на работу, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности

Этап проверка домашнего задания

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Разгадывают кроссворд, отвечают на поставленные вопросы

Кроссворд [ см приложение 1]

Разгадывают кроссворд

Проверяют по эталону и оценивают  работу одноклассника.

Отвечают.

Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях

 Регулятивные: Навыки самоконтроля

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Обучающиеся формулируют тему урока: Человеческие расы, их родство и происхождение

 Обучающиеся формулируют цель; формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;

Определяют и записывают тему  урока:

Человеческие расы, их родство и происхождение.:

Цель урока:  формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Умение принимать учебную задачу

Личностные: Формирование личностных качеств, обеспечивающих успешность действий в ученическом коллективе

Умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность

Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Мотивирует учащихся на активную работу

Постановка проблемы

Формирование рабочих групп

Инструкция по работе с рабочим листом

Подводит учащихся к осознанию целей и задач урока

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и партнерами во время обсуждения ответов

Познавательные:  Выдвигают гипотезы и предположения, анализируют, делают обобщения

Первичное усвоение новых знаний.

Организует беседу с учащимися о расах

Организует самостоятельную работу с учебником, заполнение в таблице недостающей информации в формате PISA

 [ см. приложение 2]

Контролируют выполнение задания

Отвечают на вопросы, применяют на практике полученные знания

Работают с текстом и рисунками учебника в группе

И по заданию в рабочих листах

.

Познавательные:  умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить схемы, работать в группе. Культура смыслового чтения,

Личностные Формирование понятий, логического мышления, естественно-научной картины мира

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонения от него

Физминутка

Учитель организует выполнение учащимися релаксационных упражнений.

Выполняют упражнения

Личностные осуществляют профилактику утомляемости

Первичная проверка понимания

Задает вопросы, требующие мыслительной активности учащихся

Выполняют задания.

Оценивание.

Коррекция.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план и анализировать таблицу в тексте.

Коммуникативные : Обсуждают результаты работы, дополняют ответы других учащихся

Регулятивные Контроль и самокоррекция, осуществление самоконтроля

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Вернемся к цели урока….

Достигли поставленной цели?

- Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подведение итогов

Объявление домашнего задания

Применение полученной информации

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов его

Пар. 46, с.194-198

Выясняют детали выполнения домашнего задания.

Регулятивные: уметь организовать себя, свою деятельность

Навыки самостоятельной работы, планирование собственной деятельности, самоконтроль

Демонстрируют интерес к изучению биологии, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, учителями

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Подведение итоговой самооценки

Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: 

Выберите 1 фразу

Я молодец.

Я доволен работой на уроке.

Я  мог бы поработать лучше.

Было интересно

Учащиеся оценивают свои учебные действия

Задают уточняющие вопросы.

Познавательные: осознанно отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные: участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате

Регулятивные: оценивают достигнутые результаты на уроке; осуществляют итоговый контроль.

 

 Приложение 1

По горизонтали:

2. Свойство живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность к выживанию в изменяющихся условиях среды
3. Высокоразвитые приматы, предшественники человека, появились около 5 млн лет назад
4. Вымерший или ассимилированный представитель рода людей
6. Специальное направление генетики человека, биологии человека и антропологии, основанное на применении подходов и методов генетики к исследованиям современных и древних популяций человека
7. Одна из рас. Коренные жители Америки, индейцы
11. Вымерший подвид или вид человека. Известен по фрагментарному материалу из Денисовой пещеры
12. Становление человеческой особи с точки зрения историко-эволюционного аспекта
13. Ископаемая человекообразная обезьяна
14. Очеловечивание, включало в себя освоение ряда навыков. В частности, люди начинали ходить прямо, увеличилась их масса тела, усложнилась структура мозга
15. Способность организмов передавать свои признаки особенности развития потомства
16. Гипотеза антропогенеза, согласно которой человек произошел от приматов, близких к гиббонам и сохранил ряд гиббоноидных особенностей
17. Наличие в зубной системе нескольких морфологических классов зубов (у человека – резцов, клыков, премоляров и моляров)
18. Самые примитивные высшие приматы, ископаемые останки которых известны из верхнего эоцена Бирмы и Таиланд
21. Общее название ранних представителей современного человека, которые появились в Европе значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними
22. Кожа смуглая, желтоватого оттенка, иногда желто-коричневая
23. Ископаемые высшие приматы, обнаруженные на севере полуострова Индостан и в Южной Африке. Древность 12 млн. лет назад
24. Новые люди. Характерные признаки: настоящая речь, мышление, искусство, развитие сельского хозяйства, ремесел, религии
25. Древний человек, неандерталец

По  вертикали 1. В широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек
5. Гипотеза, В соответствии с ней за исходную форму людей принимаются рамапитеки
8. По уровню эволюционного развития они более близки к людям, чем к обезьяне, и представляют собой начальную стадию антропогенеза
9. Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной
10. Гипотеза антропогенеза, основанная на находках в южном Китае челюстей и зубов гигантопитека
19. Обезьяночеловек, или «яванский человек» — ископаемый подвид людей, некогда рассматриваемый как промежуточное звено эволюции
20. Территориальная (европейская) группа неандертальцев, которые иногда разделяются на: ранних или атипичных – с датировками до 100-70 тыс. лет

 

 Приложение 2

Человеческие расы их родство и происхождение ЕНГО - 9 класс  

КОГНИТИВНЫЕ УРОВНИ

 Низкий

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

 Средний

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

 Высокий

 Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Задание Человеческие расы их родство и происхождение.  Обзор задания

Задание 1. Человеческие расы их родство и происхождение

Прочитайте текст, расположенный справа.  Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Какое из приведенных ниже утверждений лучше всего объясняет,  на что обосновывались разные авторы о принципах деления на расы?

  • На цвет кожи;
  • На группы крови;
  • Форму волос;
  • Количество хромосом

Человеческие расы их родство и происхождение

Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как первобытные люди расселились по Земле. Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, t°, пищи и т.д. Все это отразилось на их внешнем облике: цвете волос и кожи, форме волос (прямые, волнистые, курчавые), форме головы, губ и носа, росте и весе, длине рук и ног. Также возникли физиологические различия в химическом составе крови, в интенсивности основного обмена, в восприимчивости к определенным болезням. В 1738 г. Швед К.Линней опубликовал "Систему природы", в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано ещё несколько аналогичных сочинений, и, хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на цвете кожи представителей рас.

Так возникли расовые отличия - биологические особенности, которые появились в связи с жизнью людей в разных природных условиях.

Задание 1. Человеческие расы их родство и происхождение

Характеристика задания:

Содержательная область оценки: живые системы

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Контекст: глобальный

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Максимальный балл: 1

Система оценивания

Балл

 Содержание критерия

1

выбран  ответ 1 (На цвет кожи)

 0

дан другой ответ

Задание 2. Человеческие расы их родство и происхождение

Изучить таблицу, расположенную справа.  И запишите свой ответ на вопрос. Используйте данные таблицы

По каким признакам можно охарактеризовать каждую расу?

Человеческие расы их родство и происхождение

Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная раса (40%)

Беловатый или смуглый

Разных оттенков, волнистые или прямые

Узкий нос, тонкие губы

Евразия, Северная Америка, Северная Африка

Монголоидная раса (20%)

Желтоватый или темно-смуглый

Жесткие, прямые, темные

Узкие глаза, уплощенное лицо

Азия, Америка

Негроидная раса (10%)

Темный

Курчавые или волнистые, темные и жесткие

Широкий нос, толстые губы, карие глаза

Африка, Океания

Австралоиды (0,3%)

Темный

Волнистые, темные

На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос

Австралия, Новая Гвинея

Задание 2. Человеческие расы их родство и происхождение

Характеристика задания:

Содержательная область оценки: живые системы

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: с кратким ответом

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Максимальный балл: 1

Система оценивания

Балл

 Содержание критерия

1

Дан ответ Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам (цвет кожи, форма волос, глаза, губы)

 0

дан другой ответ

Задание 3. Человеческие расы их родство и происхождение

Прочитайте текст, расположенный справа, теории моноцентризма и полицентризма. Ответьте на вопрос:  Как возникли расы и каковы условия способствовали их образованию?

http://img.youtube.com/vi/uMTRXXPcvhA/maxresdefault.jpg

Человеческие расы их родство и происхождение

теории моноцентризма и полицентризма.

На протяжении многих лет в антропологии шли споры: произошла ли каждая раса в одном месте (моноцентризм) или же в разных, независимо друг от друга (полицентризм)? Более решительные исследователи предполагали, что каждая раса ведёт начало от “своих” неандертальцев или даже архантропов. Высказывалось мнение, что вид человек разумный возникал в разных местах независимо и даже от разных видов обезьян. Последняя точка зрения уже не принимается всерьёз. Исключено, чтобы процесс эволюции несколько раз приходил к одинаковому результату. Сторонники полицентризма указывали, что китайские архантропы (синантропы) имели признаки, например лопатовидные резцы, сближающие их с монголоидами. Но такие резцы имели все палеоантропы, в том числе и европейские неандертальцы. Логичнее считать, что это древний признак, потерянный европеоидами и негроидами.Сейчас моноцентризм считается более обоснованным. Иное дело, что многие расовые группировки человека оказались искусственными, в них объединялись неродственные популяции. Например, негроидов и австралоидов объединяли в общую экваториальную расу. На всём протяжении тропического пояса в условиях влажных джунглей, от бассейна р. Конго до Индонезии, возникали карликовые племена. Сейчас считают, что они возникли независимо, может быть, вследствие дефицита микроэлементов. Но было мнение, что это остатки древней расы негриллей, ранее распространённой по всей экваториальной зоне.В антропогенезе проблема поли- и моноцентризма не единственная, она примыкает к другой, более важной – причинам возникновения человеческих рас, механизмам расогенеза.

Задание 3. Человеческие расы их родство и происхождение

Характеристика задания:

Содержательная область оценки: живые системы

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Контекст: глобальный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: с развернутым  ответом

Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процессов или явлений

Максимальный балл: 2

Система оценивания

Балл

 Содержание критерия

2

Существуют 2 гипотезы расогенеза: (моноцентрическая и полицентрическая)

Расы сформировались под влиянием условий среды обитания, таким образом, расы стоят на одном биологическом уровне развития.

1

Расы сформировались под влиянием условий среды обитания. .Существуют 2 гипотезы расогенеза: (моноцентрическая и полицентрическая)

0

дан другой ответ

Как возникли расы, и какие условия

способствовали их образованию?

Как возникли расы, и какие условия

способствовали их образованию?

Как возникли расы, и какие условия

способствовали их образованию?

Как возникли расы, и какие условия

способствовали их образованию?

Как возникли расы, и какие условия

способствовали их образовани  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение".

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение"....

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Технологическая карта фрагмента занятия по теме: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело".

Материал содержит технологичесую карту фрагмента учебного занятия по физике в 7 классе с использованием технологии проблемного обучения....

Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает  поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...

Человеческие расы, их родство и происхождение

Комбинированный урок по биологии в 9 классе...