Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост
методическая разработка по биологии (5 класс)

Аясмаа Александровна Лакпар

В авторской  разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучения биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologichekaya_karta_5_klass_otkrytyy_urok.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,  

а факел, который надо зажечь

Плутарх

Разработка открытого урока по биологии

на тему:

«Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост»

                                                                            Составила: учитель биологии

                                                                                                         Лакпар А.А

Суш 2020г


Технологическая карта урока

Автор-разработчик

Лакпар Аясмаа   Александровна

Учебная дисциплина

Биология                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Класс

5                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Формируемы   е компетенции

                                                                 

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Осуществлять                                                                                                                                                   поиск информации, необходимой для эффективного применения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       полученных биологических знаний на практике.

Тема раздела рабочей программы

Клеточное строение организмов

Тема урока

Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост.

Вид урока

Открытие новых знаний

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

Цели учебного занятия

- сформировать понятия: межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы 

- знание определения процесса деления, умение различать процессы деления.

Задачи учебного занятия

Предметные

Метапредметные

Развивающие

Сформировать понятия

- межклетники

-межклеточное вещество

-движение цитоплазмы

-хромосомы

Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, решать задачи в новой проблемной ситуации, обобщать и делать выводы.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения целей и задач урока, оценивать свою деятельность на уроке. Подводить итоги урока.

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.  Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета биологии.

Методы обучения

рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, метод сравнения биологических признаков, работа в группах, метод критического мышления.

Результаты обучения

Освоенные умения

Усвоенные умения

Знать понятия полимеры, аминокислоты, мономеры.

Сравнение различных видов макромолекул и оценивать их значение в жизнедеятельности клетки.

Знать понятия нуклеиновые кислоты; нуклеотид; Днк и Рнк;

 комплиментарность, правило Чаргаффа. знать формулировку принципа комплементарности. Уметь различать и сравнивать молекулы Днк и Рнк, и применять знания на практике.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Технические средства обучения

Дидактический материал

литература

Наглядные пособия

Мультимедиа, проектор с выходом в интернет.

тематическая презентация, задания для закрепления

Задания для прохождения этапов урока.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Основные этапы организации учебной деятельности

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

1-2 минуты

Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга сегодня пожелаем  друг другу плодотворной работы.

Спасибо, садитесь, пожалуйста.  

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Актуализация знаний.

5-7 минут

Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий

фронтального и индивидуального характера

- Итак, мы приступили к  изучению строения клетки, и домашнее задание было слепить из пластилина модель «строения клетки».

- теперь расскажите ребята, из каких обязательных структур состоит клетка ( выслушивает ответы учащихся)

- а теперь давайте вспомним материал предыдущих тем.

На доске слова: мембрана, цитоплазма, ядро, защита, среда, хранение, пластиды

Внимательно посмотрите и скажите, что соответствует каждому понятию?

Ответ поясните.

(На доске ответы разместить)

Вспоминают ранее изученный материал.

Высказывают суждения.

Выполняют проверку домашнего задания  дополняют своими примерами.

Высказывают свое мнение (клетка состоит из мембраны (защита), цитоплазма(среда), ядро (хранение),пластиды(фотосинтез, крахмал, морковь,поимдоры)).

Постановка темы и  целей урока

5 минут

- Так, ребята  расшифруйте ребус  и отгадайте тему урока

Описание: https://vcs.resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4436/20190822163917/OEBPS/objects/t_math_3_16_13/5c0e3ff9716ca79723b94070.jpg
Ответьте на вопросы:

1.Какое слово зашифровано?

2. В каком предмете вы еще применяете данное действие?

3.Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Сформулируйте цель урока.

Используя опорные слова:

1.Познакомиться с процессом деления клетки.

2. Сравнивать  стадии деления клетки

3. Применять знания  при выполнении тестов.

Расшифровывают ребус, отвечают на вопросы, делают выводы.

Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения.

Формируют тему урока, ставят цели своих будущих учебных действий.

 

Осознают цель предстоящей деятельности.

Высказывают свои предположения

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и обсуждают его с учителем.

Изучение нового материала

(метод построения кластера)

15 минут

- Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с процессом деления.  Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Как делится клетка. Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут. Запишем определение процесса деления:

Деление клетки –это процесс образования двух дочерних клеток из одной материнской.

- Делению клетки предшествует деление её ядра (рис. 25).

- Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы их называют хромосомы.

 Хромосомы (от греческих слов «хрома» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

Деление клетки

Рис.25

- В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя.

-Образуются две одинаковые части.

- В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки.

- В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке.

- Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Любые клетки в живом организме способны расти.

Рост клетки

Рис. 26 Рост клетки

- Ядро молодой клетки располагается в центре. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей (рис. 26).

Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Какую мы поставили вторую цель?

- Теперь зарисуйте схему деления клетки.

Приложение 2

Составляют кластер занятия, дают определение понятиям;

-Деление;

- Хромосомы

-Рост клетки;

- Межклетник

-Межклеточное вещество

при необходимости корректируют свои записи.

Зарисовывают процессы деления клетки.

Записывают основные моменты

          Работают самостоятельно и в парах.

Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают черты сходства и различия нуклеиновых кислот.

Закрепление

10 минут

- А сейчас мы, научимся применять полученные знания на практике. Перед вами тест пожалуйста и проверим с помощью эталонов ответа у доски.

Приложение 3

- Проведение физкультминутки если время останется.

Работают в парах.

Фиксируют в тетрадях свои ответы

Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимопроверку.

Подведение итогов урока

5 минут

Теперь ребята, давайте подведем итоги нашего урока, какие цели мы поставили? Цели достигнуты. Какая группа работала хорошо?

Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия.

Стимулирует участие всех обучающихся. Корректирует ответы.

Рефлексия

2

минуты

Теперь оценим себя

Для оценивания своей деятельности

Внесем свой вклад в наш урок.

Оцените урок, запишите на листочках

Я знаю

Я могу…

Я хочу…

Записывают на листах свои ответы. И прикрепляют на доску

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формируют и записывают то, что узнали на уроке.

Домашнее задание

1-2 минуты

В качестве домашнего задания  вы можете:

1..

2.Творческие задания:

Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки!

Спасибо всем за урок

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Приложение 3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

 Выполните задания теста, и выберите один правильный ответ.

Система оценки: 5 балльная

0 ошибок – 5

2 ошибки -4

3 и более - 3

Вопрос 1

Выберите важнейшее свойство клетки из представленных:

А) поглощать вредные вещества

Б) питаться

В) поглощать воду

Г) размножаться делением

Вопрос 2

Процесс образования двух дочерних клеток из одной материнской называется:

А) ростом

Б) делением

В) обменом веществ

Г) накоплением

Вопрос 3

В процессе деления из одной исходной клетки образуется …. клеток: 

А)1

Б) 2

В)3

Г) 5

Вопрос 4

Каждая клетка появляется путем деления …

А) межклеточного вещества

Б) клеточных стенок соседних клеток

В) материнской клетки

Г) органических и минеральных веществ

Вопрос 5

Назовите наследственный материал ядра, которого удваиваются, а при делении клетки делится на две одинаковые части …. Запишите ответ. 

Вопрос 6

В каждой новой клетке количество хромосом

А) столько же, сколько в материнской клетке

Б) вдвое больше, чем в материнской клетке

В) втрое больше, чем в материнской клетке

Г) вдвое меньше, чем в материнской клетке

Вопрос 7

Кто первый открыл процесс деления клеток?

А) А. Левенгук

Б) Р. Вирхов

В) К. Линней

Г) Ч. Дарвин

Вопрос 8

Сопоставьте этапы деления клетки с номером, изображённым на рисунке:

А) Расхождение хромосом к полюсам клетки

Б) Образование дочерних клеток

В) Расположение хромосом по экватору

Г) Деление ядра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"

В технологической карте урока подробно расписаны все  этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"

Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"

Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...

Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).

Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс.,  компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....