Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классов

Ресурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс.,  компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрадь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 20.02.2023        

Предмет: биология

Тема урока: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).

Класс: 7

Учитель: Пыжонкова Н.Е.

Тип урока:  комбинированный.

Цели: раскрыть обучающимся признаки хордовых животных, их происхождение и классификации, установить различия между позвоночными и беспозвоночными животными, показать роль русских учёных в исследовании вопроса о происхождении хордовых.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • Характеризовать особенности строения организма ланцетника;
  • Выявить приспособления организма к обитанию в водной среде;
  • Выявить их практическую и научно-эволюционное значение.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • умение выделять главное в тексте;
  • структурировать учебный материал;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
  • грамотно формулировать вопросы;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  • формулировать вывод.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по плану, инструкции;
  • представлять результаты работы классу;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

  Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • умение работать в составе групп; обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в группах;
  • справедливо оценивать работы одноклассников.

Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классов

Ресурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс.,  компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрадь.

Организационная структура урока

Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации №

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

I. Организационный     момент

Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую   работу в классе.

Полная готовность класса к работе.

II. Актуализация знаний.

Многообразие животного мира 

— Какие типы животных мы изучили?

— Почему животных этих      типов относят к беспозвоночным? 

Беседа, цель которой –     переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных     ранее знаний.

Активно отвечают на поставленные вопросы.

III. Изучение нового материала. 

  1. Мотивационный этап.

— А знаете ли вы, к какому   типу относятся человек и ваши любимые домашние животные: кошки, собаки, черепахи, попугаи, рыбки? Я уверен, что вам будет интересно узнать побольше о строении и поведении своих питомцев и их диких сородичей. Этому мы посвятим несколько последующих уроков.

— Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых? 

  1. Задачи урока.

— Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип  Хордовые. Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся        с простейшими представителями этого типа 

  1. Исполнительная часть.

а) Общая характеристика типа хордовых.

— Ребята, чтобы вы могли   определить основные признаки типа хордовых, нужно прочитать статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника.  Затем заполните таблицу  «Общая характеристика типа хордовых» 

— А теперь в качестве обобщения и закрепления, вновь полученных знаний, рассмотрим схему строения хордовых животных и зарисуем её           в тетради 

б) Многообразие хордовых,    их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания.

в) Общая характеристика    подтипа бесчерепных и класса ланцетников: 

— Первооткрыватель ланцетника П.С. Паллас назвал его ланцетовидным слизнем          и отнес к типу моллюсков. Это утверждение было ошибочно. Сейчас мы прослушаем сообщение о классе Ланцетники и поймем, почему он был не прав.

Особенности внешнего строения ланцетника в связи со   средой обитания: ланцетовидная форма тела, спинной и хвостовой плавник, нет головы, ротовое отверстие окружено щупальцами, тело покрыто слизью(

Особенности внутреннего строения ланцетника как     низшего хордового животного:

нет черепа, внутренний скелет — хорда, нервная система — нервная трубка над хордой, головной мозг не сформирован, пищеварительная система: рот — глотка — кишечник; дыхательная система —  жаберные щели в глотке, кровеносная система замкнутая, сердца нет, органы чувств развиты слабо.

Значение ланцетников.

г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных:

— Почему животные этого подтипа получили такое        название – черепные, или    позвоночные?

— Прочитайте статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделите в ней     основные признаки подтипа черепных.

д) Общая характеристика класса круглоротых:

Среда обитания и образ жизни; особенности строения примитивных позвоночных: осевой скелет – хорда и хрящевые  зачатки позвонков, череп – хрящевой, рот круглый в форме присасывательной воронки, челюсти отсутствуют, мозг – примитивный

Сообщение «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины».

Обеспечение мотивации деятельности учащихся.

Создание проблемной       ситуации.

Сообщив об изучении       животных нового типа Хордовых, учитель показывает некоторых из них (рыбы, земноводные, птицы...) 

Постановка задачи и запись темы урока на доске.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания каждым учеником и дифференцированная помощь в заполнении таблицы.

Обобщение учителем результатов самостоятельной работы. Демонстрация на схеме хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки с жаберными щелями. Ещё раз обращается внимание на то, что у большинства хордовых эти органы в таком виде имеются только в      зародышевом состоянии.

Рассказ с элементами беседы.

Учащиеся прослушивают сообщение и делают выводы о строении Ланцетника.

Рассказ о принадлежности   к типу Хордовых своеобразных животных — ланцетников, систематическое положение которых около ста лет было неопределенным.

А.О. Ковалевский доказал, что ланцетник — хордовое животное                          

Беседа с использованием таблицы, препарата.

Создание проблемной       ситуации.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.

Проверка выполнения       задания.

Подготовка  класса к прослушиванию сообщения. Оценка работы ученика.

Проявление интереса к изучению новой темы.

Затрудняются  ответить на эти вопросы.

Восприятие задачи урока и запись темы урока в тетради.

Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное. Заполнение    таблицы.

Рисуют в тетради

Слушают выступающего, рассматривают ланцетника .

Участвуют в беседе, вспоминая схему строения хордовых животных, находят на микропрепарате органы, которые учитель показывает на таблице.

Проявление      интереса, участие в беседе.

Отвечают на     вопрос.

Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию. Один из учащихся называет основные черты подтипа, остальные при необходимости дополняют ответ.

Один из учащихся выступает с заранее подготовленным сообщением.

Обсуждение     сообщения.

IV. Домашнее задание.  

§ 20,

Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46; 11 и 12 на  с. 47

Поясняет, как выполнять домашнее задание.

Записывают     домашнее задание в дневник.

V. Итог урока.

Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежащей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые животные 

Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке.

Слушают учителя. Получают чувство  удовлетворения работой на уроке.

VI. Закрепление знаний.

— Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение

Вопросы для беседы:

  1. Какие классы объединены в тип хордовых?
  2. Каковы отличительные признаки типа хордовых?
  3. На основании каких   признаков ланцетника относят к типу хордовых?
  4. В чем примитивность  организации животных, относящихся к классу круглоротых?

Проверка и закрепление умения пользоваться указателем терминов.

Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания        основных вопросов урока.

Устанавливает степень     усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз.

Самостоятельная работа учащихся по заданию.

Активное участие в беседе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Тип Хордовые Подтип Бесчерепные Подтип Черепные (Позвоночные ) 7 класс УМК Сивоглазов Подготовила учитель биологии ЧОУ «Добрая школа на Сольбе » Пыжонкова Н.Е. 20.02.2023

Слайд 2

Цель: раскрыть обучающимся признаки хордовых животных, их происхождение и классификации, установить различия между позвоночными и беспозвоночными животными, показать роль русских учёных в исследовании вопроса о происхождении хордовых.

Слайд 3

— Какой тип животных мы изучили?

Слайд 4

— Почему животных этих типов относят к беспозвоночным?

Слайд 5

Общая характеристика типа В настоящее время известно около 42 000 видов этих животных, обитающих как в водной среде, так и на суше. Тип Хордовые включает: подтип Личиночнохордовые ( Urochordata ); подтип Бесчерепные ( Acrania ): класс Головохордовые ; п одтип Позвоночные ( Vertebrata ): класс Круглоротые, класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие.

Слайд 6

Прочитайте « Общую характеристику » на с. 92 учебника . 2. Определите основные признаки типа хордовых . Задание :

Слайд 7

Ковалевский Александр Онуфриевич (1840 – 1901 г.) Установил новый тип животных Хордовые

Слайд 8

Система органов Строение и особенности Скелет Центральная нервная система Пищеварительная система Жаберный аппарат Кровеносная система Симметрия тела Общая характеристика типа хордовых У низших хордовых прочный осевой стержень – хорда, у высших – хрящевой или костный позвоночник Нервная трубка, у высших появляется головной мозг Пищеварительная трубка Жаберные щели в передней части пищеварительной трубки Замкнутая Двусторонняя

Слайд 9

Паллас Пётр Симон (1741 – 1811 г.) В 1774 году описал ланцетника

Слайд 10

Подтип Бесчерепные Класс Ланцетники.

Слайд 11

Ланцетник почти все время проводит, зарывшись в песок, так что наружу высовывается только острый передний конец тела.

Слайд 12

Подтип Бесчерепные Класс Ланцетники. 1-8 см, водный образ жизни Зарывается в грунт, выставив переднюю часть тела Тело полупрозрачное Хорда Спинной мозг Воронка из щупальцев Желудочно-кишечный тракт Жабры

Слайд 13

Систематическое положение ланцетника: К подтипу Бесчерепные, классу Головохордовые. Покровы ланцетникая: Однослойный эпидермис и дерма. Какие особенности характерны для нервной системы ланцетника: Нервная трубка над хордой, нет головного мозга. Куда попадает вода из глотки, когда проходит через жаберные щели: В околожаберную (атриальную) полость. Чем кровеносная система ланцетника отличается от кровеносной системы кольчатых червей: По брюшному сосуду кровь движется в переднюю часть тела, у кольчатых червей – в заднюю. С какими полостями связана выделительная система ланцетника: С целомом и околожаберной полостями. Образ жизни личинки ланцетника: Личинка покрыта ресничками и первое время плавает в толще воды. Подтип Бесчерепные Класс Ланцетники.

Слайд 14

Подтип Черепные, или Позвоночные

Слайд 15

Подтип Черепные Класс Круглоротые

Слайд 16

Миноги

Слайд 17

Минога ручьевая

Слайд 18

Присасы-вательные воронки миног

Слайд 19

Паразитический способ питания круглоротых

Слайд 20

Миксины

Слайд 21

Минога Какие классы объединены в тип хордовых?

Слайд 22

Каковы отличительные признаки типа хордовых?

Слайд 23

На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?

Слайд 24

В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?

Слайд 25

Выводы Животные типа Хордовые имеют внутренний скелет Обладают единым планом строения Тип Хордовые включает бесчерепных и черепных животных Ланцетник – один из самых примитивных представителей Хордовых, сохраняющий все основные их признаки в течение всей жизни Черепные находятся на более высоком уровне развития, ведут активный образ жизни, освоили все среды обитания, распространены по всему земному шару

Слайд 27

§ 20, Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46, 11 и 12 на с. 47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.

Цель урока -  создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"

В технологической карте урока подробно расписаны все  этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост

В авторской  разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучени...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"

Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"

Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....