Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Киселева Светлана Алексеевна

Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 33.34 КБ
PDF icon urok_biologii_8_klass.pdf1021.38 КБ
Файл foto_ur_8_kl.docx159.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта урока «открытия новых знаний»

Предмет

Биология

Класс

Тема

                                                 Внутренние органы млекопитающих

Цель

Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Внутренние органы млекопитающих». Сформировать знания о строении и деятельности внутренних органов млекопитающих

Задачи

Коррекционно-образовательные:

-опираясь на знания обучающихся о внутреннем строении ранее изученных групп животных, сформировать знания о внутреннем строении млекопитающих;

 - на примере собаки показать расположение внутренних органов млекопитающих;

 - познакомить со строением органов пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения;

-  изучить, какую роль они выполняют в организме млекопитающего;

Коррекционно-развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности;

- корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, развивать умения анализировать, сравнивать;

- развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным;

- развивать интерес к изучаемому предмету.

- воспитывать нравственно- экологическую культуру обучающихся;

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание деятельности

(этапов работы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

0,3 мин

Эмоциональный настрой

0,3 мин

Ребята, есть ли у вас домашние животные? Не правда ли, что   они прекрасны и так преданы вам. Какие они: Умные? Веселые? Ловкие? Все ли вы знаете о них? Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Что бы вам хотелось узнать о животных?

Обучающиеся встают, настраиваются на урок, здороваются с гостями.

 

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

6мин

Слайд№ 1(скелет)

Проверка правильности выполнения задания

2,0 мин

Слайд№ 2( головной мозг млекопитающего и пресмыкающегося)

Слайд№ 3-(строение нервной системы кролика)

2,0 мин

ВЫКЛЮЧАЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Сейчас осуществим проверку наших знаний.

Предлагаю задание: выполнить тест «Особенности скелета млекопитающих»: выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

2.Вспомним особенности строения нервной системы.

Перед вами два головных мозга: пресмыкающихся и млекопитающих.  Как вы думаете, больший мозг кому принадлежит? (выплывают названия: млекопитающих, пресмыкающихся).  Чем отличается головной мозг млекопитающих от головного мозга пресмыкающихся?     Что еще, кроме головного мозга входит в состав нервной системы? ( спинной мозг и нервы, связывающие внутренние органы между собой). Какую главную функцию в нервной системе играет головной мозг?  (руководит поведением животного).

Ответ с места: Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Проверка по презентации. Карточки с рисунком скелета на столах

Ваня, Дима, Саша, Катя-раскрашивают разным цветом части скелета

Обучающиеся сравнивают рисунки головного мозга на презентации, отвечают с места. Передний мозг у млекопитающих сильно развит, его поверхность так сильно разрастается, что образует складки, борозды и извилины, Это говорит о сложности поведения животных.

2.Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока

4. Открытие нового знания

5.Первичное закрепление материала.

Мотивация к учебной деятельности

 

Работа в парах

3,0 мин

2, 0 мин

2,0 мин

Фронтальная беседа

2,0 мин

Слайд№ 4( органы пищеварения собаки)

Работа с учебником

5,0 мин

Работа с учебником

4,0 мин

Делает вывод учитель

Прием моделирования

Физкультминутка

Работа с учебником

3,0мин

Слайд№5(пульсирующее сердце)

Объяснение учителя по презентации: когда сердце сокращается, то кровь из него выталкивается в кровеносные сосуды, а когда расслабляется, то кровь из кровеносных сосудов заполняет сердце

Слайд № 6 (органы выделения)

3,0 мин

Работа с учебником.

1,0 мин

Вывод делает учитель

6,0мин

Таблица на партах обучающихся

Таким образом, от головного мозга зависит работа всех внутренних органов. Какие же они эти органы? Мы уже изучали внутренние органы животных. Давайте их вспомним, выполнив задание на карточках.

Карточка. Прочитайте названия внутренних органов, разделите их на 4 группы.
 Сердце, пищевод,  лёгкие, почка, трахея, желудок, мочевой пузырь, кровеносные сосуды, кишечник, рот, глотка, печень.
1.

 2.

 3.

 4.

Назовите группы   позвоночных животных, внутреннее строение которых мы уже изучали? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы). Какие группы внутренних  органов есть у этих животных ?( пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения).

А сегодня мы продолжим изучение строения внутренних органов, но уже у млекопитающих. Я предлагаю вам поработать по плану изучения нового материала, но многое нам уже  известно по предыдущим урокам.

Сегодня мы с вами попытаемся понять, такие же они у млекопитающих или чем-то отличаются.

Так какая  будет тема сегодняшнего урока?

Тема урока. Внутренние органы млекопитающих.

Что мы будем изучать? (строение внутренних органов и что происходит в них).

Цель урока.

План урока.

1.Какие органы находятся в полости тела млекопитающих.

2.Что происходит в органах пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

3. Чем они отличаются от строения органов пресмыкающихся.

Разбираем первый вопрос плана урока: открываем учебник на стр.143. Читаем термины, выделенные шрифтом (органы пищеварения. дыхания, кровообращения, выделения).

Вопросы:

  1. Их столько же, как и у других позвоночных животных ? (да)
  2. Они отличаются по названию ранее изученных органов? (нет, разницы нет)
  3. Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: У млекопитающих такие же группы органов, как и у других изученных животных.

Второй вопрос плана.

Назовите органы пищеварения.

Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, печень

А теперь прочитайте в учебнике (стр.143), что происходит в органах пищеварения ( в органах пищеварения происходит переваривание пищи).

Органы дыхания: рассмотрите их строение в учебнике  на стр.144, рис.118(а). Как называются?( трахея, легкие). Какие органы дыхания по строению?  Чем легкие млекопитающих отличаются от легких пресмыкающихся?» (имеют больше ячеек).

Значит в строении органов дыхания пресмыкающихся и млекопитающих есть отличия.

 Учебник: стр.144( Легкие млекопитающих развиты лучше, чем легкие пресмыкающихся. В них больше мелких кровеносных сосудов и кровь лучше обогащается кислородом), поэтому млекопитающие ведут более активный образ жизни.

Найдите в учебнике и зачитайте, какую роль выполняют. Дышат (обеспечивают организм кислородом и освобождают его от углекислого газа). А сейчас покажите, как это практически происходит: вдыхаем- подтянули диафрагму. Что вдохнули? (кислород). Расслабили диафрагму и мышцы-выдохнули. Что выдыхаем? (углекислый газ). Так же дышат и   млекопитающие.

Ребята, кто устал, можно отдохнуть: расправьте плечи, поработайте кистями рук, сделайте круговые движения глазами.

Органы кровообращения.

 Назовите органы кровообращения ( сердце и сосуды) Рассмотрите рисунок 118(б) на странице 144 «Сердце и кровеносная система млекопитающих». Сколько камер и как называются части сердца млекопитающих? (4 камеры: правое предсердие, левое предсердие, правый желудочек, левый желудочек). Сколько кругов кровообращения у млекопитающих? (2 круга: большой и малый круг). Найдите в учебнике и прочитайте, какую роль выполняют органы кровообращения стр.144 (последний обзац). Обеспечивают в организме постоянное движение крови. (Переносят кислород и питательные вещества).

Сравните сердце млекопитающих и сердце пресмыкающихся. В чём отличие? В органах кровообращения есть отличия: у пресмыкающихся сердце состоит из 3 отделов: правое и левое предсердия, желудочек.

Органы выделения.

Найдите в учебнике, как называются органы выделения у млекопитающих ( почка,  мочеточник, мочевой пузырь). Какую роль играют в организме млекопитающих? (выделяют из организма ненужные вещества). Строение выделительной системы тоже отличается от пресмыкающихся, она более сложная.

Выводы по уроку:

  1. Каждая из систем внутренних органов имеет более сложное строение, чем у ранее изученных представителей.
  2. Каждая система выполняет определённую функцию.


1.Назовите органы млекопитающих. К каким группам они относятся?

Материал у нас сложный, поэтому я подготовила опорную таблицу. На основе опорной таблицы на карточке закрепите знания.
Карточка.

2.Расскажите о внутренних органах млекопитающих, дополняя предложения.

Внутренние органы млекопитающих:

В полости тела млекопитающих находятся органы …

В органах пищеварения происходит…

Органы дыхания обеспечивают …

Органы кровообращения обеспечивают…

Органы выделения выделяют…

Карточки с названием внутренних органов. Четыре обучающихся (низкого уровня) подписывают названия органов в рабочей тетради на рис. 5 стр.44.

На партах карточки с названием органов и  групп органов.

Обучающиеся выходят и прикрепляют названия  групп органов магнитами на доске.

ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ.

Обучающиеся записывают в тетрадях.

Помогают формулировать обучающиеся.

Вывешивается на доске.

.

Обучающиеся читают в учебнике.

Обучающиеся смотрят на доску, где вывешены карточки с названиями органов

Делают обучающиеся

Обучающиеся называют органы пищеварения, вывешивают их названия  на доске рядом с карточкой «Органы пищеварения»

Проверка правильности названия органов: на презентации выплывают названия органов пищеварения собаки.

 в органах пищеварения происходит переваривание пищи 

Название вывешивают на доске

Обеспечивают организм  кислородом и освобождают его от углекислого газа

Практический показ работы органов дыхания обучающимися. Все выполняют движения: вдох-выдох.

Вывешивают на доске названия органов кровообращения

Обучающиеся наблюдают работу сердца на презентации

Обучающиеся читают в учебнике

Переносят кислород и питательные вещества.

Вывешивают на доске названия органов выделения. Обучающиеся читают в учебнике

Выделяют из организма ненужные вещества

 На презентации

Обучающимся низкого уровня раскрашивают внутренние органы.

Часть опорной таблицы на доске (карточки с названием групп органов и внутренних   органов)

Обучающиеся пользуясь опорной таблицей выполняют задание письменно.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2мин

Домашнее задание:

Работа с учебником:

 стр. 143-145.

Изучение опорной таблицы.

Оценки.

Обучающиеся высокого уровня

Обучающиеся высокого и низкого уровня.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

2мин

Давайте измерим ваш пульс. Сколько он должен быть в норме у здорового человека? (60-70 ударов в мин) А что вы испытываете сейчас после изучения новой темы? Какой пульс у  … ?

Обучающиеся измеряют и называют частоту пульса, говорят о своих эмоциях.

Опорная таблица ( на партах обучающихся, на презентации)

Название группы органов

Органы, входящие в эту группу

Выполняемая функция

Пищеварения

Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, печень, поджелудочная железа.

Происходит переваривание пищи

Дыхания

Трахея,  лёгкие.

Обеспечивают организм  кислородом, освобождают его от углекислого газа.

Кровообращения

Сердце (2 желудочка и 2 предсердия) и кровеносные сосуды.

Переносят кислород и питательные вещества, выводят углекислый газ.

Выделения

  почка,  мочеточник, мочевой пузырь.

Выделяют из организма ненужные вещества

                                                          

                                                     

                                                          Тест

                       1.  Ребра и грудина  образуют:
                                    а) грудную клетку
                                    б)  грудной вакуум

                       2. Количество шейных позвонков

                                 а) 18 позвонков

                                б)7 позвонков

                   3.В состав передней конечности входит:

                           а) плечевая кость

                           б) ребро

                  4. В состав задней конечности входит:

                       а) бедренная кость

                       б) ключица

                   5.Широкие кости черепа   образуют:

                       а) внутренние органы

                       б) черепную коробку


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\Downloads\IMG_0463.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"

В технологической карте урока подробно расписаны все  этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост

В авторской  разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучени...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"

Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...

Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).

Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс.,  компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....