Курс Животные 7 класс
элективный курс по биологии

курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_zhivotnye_7_klass.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Эти удивительные животные» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  

• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самолюбовской ОШ;

• Примерная программа элективного курса. Биология. 6-9 классы. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.

 • Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ

• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ

На  изучение  курса в 7  классе  отводится  34  часа  

Срок реализации программы 2019-2020 ученый год.

Форма итоговой аттестации – зачёт.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • Работать с дополнительной литературой;
  • Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
  • Работать с определителем животных;
  • Изготавливать гербарии;
  • Подводить итоги и делать выводы.

Содержание курса « Эти удивительные животные», 7 класс

Тема 1. Среды жизни и их обитатели

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.

Викторина «Знаете ли вы животных?»

Экскурсия «Среды жизни животных Вологодской области»

Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри, королёк, камышовая мышь, насекомые.

Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».

Тема 4. Ядовитые животные

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Вологодской области».

Тема 5. Животные – рекордсмены

Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»

Тема 6. Животные – строители

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»

Тема 7. Заботливые родители

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Тема 8. Язык животных

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».

Тема 9. Животные – понятливые ученики

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».

Тема 10. Герои песен, сказок и легенд

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11. Животные – символы

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Презентация «Животные – символы стран»

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты

Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга

Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во занятий

Из них:

Теоретических занятий

Практических занятий

Экскурсий /в том числе видео

экскурсий

1.

Среды жизни и их обитатели

3

1

1

1

2.

Гиганты и карлики в мире животных

4

3

1

3.

Одетые в броню. Рождающие мел

3

2

1

4.

Ядовитые животные

4

2

1

1

5.

Животные - рекордсмены

3

2

1

6.

Животные-строители

2

1

1

7.

Заботливые родители

3

2

1

8.

Язык животных

3

1

1

1

9.

Животные - понятливые ученики

3

1

1

1

10.

Животные - герои песен, сказок и легенд

2

2

11.

Животные – символы

1

1

12.

Вымершие и самые редкие животные планеты

2

1

Итого:

34

19

7

9

Календарно-тематическое планирование курса «Эти удивительные животные» 7 класс

№ урока

п/п

урока

по

теме

Тема урока

Дата

по

плану

по

факту

Среды жизни и их обитатели (3 часа)

1

1

Среды жизни и их обитатели

04.09

2

2

Разнообразие форм животного мира

11.09

3

3

Экскурсия «Среды жизни животных Смоленской области

18.09

Гиганты и карлики в мире животных (4 часа)

4

1

Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных.

25.09

5

2

Гиганты моря. Акулы и киты.

02.10

6

3

Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые

09.10

7

4

Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов»

16.10

Одетые в броню. Рождающие мел (3 часа)

8

1

Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов

23.10

9

2

Защитные покровы животных, относительность их защиты

30.10

10

3

 Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных»

13.11

Ядовитые животные (4 часа)

12

5

Ядовитые и опасные животные планеты

20.11

13

6

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете»

27.11

14

7

Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности

04.12

15

8

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Смоленской  области»

11.12

Животные – рекордсмены (3 часа)

16

9

Самые сильные и быстрые животные планеты

18.12

17

10

Спортивные рекорды животных

25.12

18

11

Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены»

15.01

Животные-строители (2 часа)

19

1

Животные строители, многообразие используемого материала

22.01

20

2

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» (воска, гнезд птиц, домика ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма

29.01

Заботливые родители (3 часа)

21

1

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве

05.02

22

2

Забота о потомстве и плодовитость

12.02

23

3

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

19.02

Язык животных (3 часа)

24

1

Язык и общение животных. Способность животных к символизации

26.02

25

2

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных»

04.03

26

3

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?»

Животные - понятливые ученики (3 часа)

27

1

Интеллект животных. Способность к обучению

01.04

28

2

Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки)

08.04

29

3

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных»

15.04

Животные - герои песен, сказок и легенд (2 часа)

30

1

Животные – герои народных сказок

22.04

31

2

Животные – герои песен и легенд

29.04

Животные – символы (1 час)

32

1

Животные на гербах и флагах стран мира

06.05

Вымершие и редкие животные планеты (2 часа)

33

1

Вымершие и самые редкие животные планеты

13.05

34

2

Зачет по курсу

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел Животные.Класс Земноводные.

Данный ресурс состоит из 8  презентаций, относящихся к теме «Класс Земноводные»,которые являются сопутствующим иллюстрированным материалом к урокам по данной теме.Цель создания ресурса: более наг...

Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов

Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп ж...

Использование идеографических изображений на уроках биологии при изучении курса «Животные»

Отображение основного содержания материала последовательным рядом знаков, символов, так называемое идеографическое письмо, т.е. письмо при помощи идеограмм, а не букв,- один из древнейших способов пер...

Итоговая контрольная работа «Биология. Животные» за курс 7 класса

итоговой контрольной работы оценить общеобразовательную подготовку учащихся по биологии за курс 7 класса в соответствии с требованиями ГОС....

Регулятивные УУД по курсу Животные

Материал содержит различные задания по курсу Животные....