Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 - 11 классы (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом среднего  общего образования (далее ФГОС СОО), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 Nо 1645), с учётом  примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 28 июня 2016 года №2/16-з)

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественно - научного образования на всех ступенях образования.

Цели биологического образования в старшей школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требования к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы.

Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_10-11_klass.docx101.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

городского округа Спасск - Дальний

РАССМОТРЕНО

На заседании  ШМО

31 августа 2021 года

ПРОВЕРЕНО

Методист _____ Козак О.С.

31 августа 2021 года    

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология» 

 10 - 11 классы (базовый уровень)

Срок реализации: 2 года

Составила:

Чуднова Серафима Михайловна,

учитель биологии,

высшая категория

г. Спасск - Дальний

2021 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом среднего  общего образования (далее ФГОС СОО), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 Nо 1645), с учётом  примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 28 июня 2016 года №2/16-з)

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественно - научного образования на всех ступенях образования.

Цели биологического образования в старшей школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требования к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы.

Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Ценностные ориентиры биологического образования

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности  научного  знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии  обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. 

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – осознание важности  жизни во всех ее проявлениях, включая понимание  уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

У учащихся формируется способность к эстетическому восприятию объектов живой природы.

В системе естественно - научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании:

  • научной картины мира;
  • функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни;
  • навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
  • экологического сознания;
  • ценностного отношения к живой природе и человеку;
  • собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

На базовом  уровне изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Программа учебного предмета составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Планируемые личностные результаты:

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 

Планируемые метапредметные результаты

1.Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной деятельности.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Планируемые результаты  междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в рамках урочной деятельности.

Поиск информации и понимание прочитанного.

  • Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • Использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации;
  • Отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов.

Преобразование и интерпретация информации.

  • Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • Создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • Прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;
  • Определять замысел автора.

Оценка информации.

  • Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.
  • Анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается

Основное содержание программы (10 класс)


Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

3

2.

Клетка

11

5

3.

Организм

20

3

Итого в 10 классе

34

8

1.Биология как комплекс наук о живой природе (3 часа)

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

2. Клетка (11 часов)

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Лабораторные работы:

1.Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

2.Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

3.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

4.Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

5.Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

3. Организм (20 часов)

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Лабораторные работы:

6.Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

7.Составление элементарных схем скрещивания.

8.Решение генетических задач.

Тематическое планирование 10 класс:

№ урока

Тема урока

Сроки проведения

д/з

Биология как наука. Методы научного познания 3 часа

1 урок

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

П.1

2 урок

Сущность и свойства живого.

П.2

3 урок

Уровни организации жизни.

П.3

Предметные результаты

Учащийся должен:

-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

-оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

-выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

 -иметь представление об уровневой организации живой природы;

-приводить доказательства уровневой организации живой природы;

-представлять основные методы и этапы научного исследования;

-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников. 

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

Коммуникативные УУД: умение критично относиться к своему мнению и корректировать его, вести дискуссию, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УУД: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Познавательные УУД: умение систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи.

Личностные УУД: умение использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков, осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Клетка 11 часов

4 урок

История изучения клетки. Клеточная теория.

П.4

5 урок

Химическая организация клетки. Химические элементы

П.5

6 урок

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества. Вода  и минеральные соли

П.6

7 урок

Органические вещества. Белки.

П.8

8 урок

Органические вещества. Углеводы и липиды. Л/р № 1.Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

П.7,8

9 урок

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

П.9

10 урок

Эукариотическая клетка. Органоиды  клетки Л/р № 2. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

П.10

11 урок

Эукариотическая клетка.

Строение и функции ядра. Л/р. № 3. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

П. 11

12 урок

Прокариотическая клетка.

Распространение и значение бактерий в природе. Л/р № 4. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

П.12

13 урок

Реализация наследственной информации.

Генетический код, его свойства. Л/р № 5 Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

П.13

14 урок

Вирусы.

П.14

Предметные результаты

Учащийся должен знать:

Основные положения клеточной теории,  историю изучения клетки,  строение и функции органическ5их и неорганических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот), строение и функции  клетки и ее органоидов.

Учащийся должен уметь:

-приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

-сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

-представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

-проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;

-пользоваться современной цитологической терминологией;

-иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов; -обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧинфекции);

-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения; -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.;

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность.

Познавательные УУД: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, в том числе с помощью ПК, моделирования, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Раздел 3. Организм ( 20 ч)

15 урок

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

П.15

16 урок

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

П.16

17 урок

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен. Фотосинтез.

П.17

18 урок

Деление клетки. Митоз.

П.18

19 урок

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

П.19

20 урок

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Л/р № 6. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

П.20

21 урок

Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения.

П.21

22 урок

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Прямое и непрямое развитие. Причины нарушений развития организмов.

П.22

23 урок

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

П.23

24 урок

Наследственность и изменчивость. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

П.24

25 урок

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Л/р. №7 Составление элементарных схем скрещивания.

П.25

26 урок

Закономерности наследования. Дигибридное  скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

П.26

27 урок

Лабораторная работа № 8 « Решение генетических задач».

28 урок

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

П.27

29 урок

Современное представление о гене и геноме.

П.28

30 урок

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

П.29

31 урок

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы.

П.30

32 урок

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека.

П.31

33 урок

Основы селекции.

П.32

34 урок

Биотехнология.

конспект

Предметные результаты

Учащийся должен знать:

организм, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

Учащийся должен уметь:

-выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

-понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

-характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

-решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

-приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

-объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

-характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

-обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); -выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

-иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; -характеризовать основные методы и достижения селекции;

-оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

-овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность.

Познавательные УУД: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, в том числе с помощью ПК, моделирования, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

10 класс

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания – 3 ч.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические системы. Основные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения. Оценивают вклад различных ученых-биологов в развитие науки биологии, вклад биологических

теорий в формирование современной естественно-научной картины мира. Устанавливают связи биологии с другими науками. Готовят сообщения (доклады, рефераты, презентации) о вкладе выдающихся ученых в развитие

биологии. Характеризуют основные свойства живого. Объясняют основные причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Объясняют различия и единство

живой и неживой природы. Приводят примеры системразного уровня организации. Приводят доказательства

уровневой организации и эволюции живой природы.

Глава 2. Клетка – 11 ч.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Химическая организация клетки. Воды и других неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные клетки.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Гены и хромосомы. Строение и функции хромосом. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Вирусы – неклеточная форма жизни. Возбудители и переносчики заболеваний.

Профилактика вирусных заболеваний в Хабаровском крае. Способы борьбы со СПИДом.

Приводят доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения. Характеризуют особенности строения, свойства и роль

неорганических и органических веществ, входящих в состав живых организмов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями веществ на основе текстов и рисунков

учебника. Приводят примеры органических веществ(углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот),входящих в состав организмов, мест их локализации

и биологической роли. Работают с иллюстрациями учебника.

Решают биологические задачи. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Характеризуют клетку как структурно-функциональную единицу живого. Выделяют существенные при-

знаки строения клетки, ее органоидов, ядра, мембраны, хромосом, доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов. Сравнивают особенности строения доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов и делают выводы на основе сравнения. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Пользуются цитологической терминологией. Обосновывают меры профилактики бактериальных и вирусных заболеваний. Готовят сообщения, рефераты, доклады. Описывают и сравнивают процессы транскрипции итрансляции. Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни

на Земле. Находят информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках

Глава 3. Организм – 20 ч.

Сходство и различие одноклеточных, многоклеточных, колониальных организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Способы питания организмов; понятие о фотосинтезе – как  одном из процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о хемосинтезе. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза. Половое и бесполое размножение. Мейоз и оплодотворение — основа видового постоянства числа хромосом. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).Причины нарушений развития организмов.   Последствия влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования признаков. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Значение генетики для медицины и селекции. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика в Хабаровском крае. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов. Сравнивают одноклеточные, многоклеточные организмы и колонии одноклеточных организмов и делают выводы на основе сравнения. Характеризуют фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и превращение энергии. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивают пластический и энергетический обмены и делают выводы на основе строения. Сравнивают организмы по типу питания и делают выводы на основе сравнения. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза. Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи.

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, реферат).

Характеризуют биологическое значение и основные фазы митоза, используя рисунки учебника. Выделяют существенные признаки процессов размножения и оплодотворения. Описывают способы вегетативного размножения. Приводят примеры организмов, размножающихся бесполым и половым путем. Характеризуют биологическое значение и основные фазы мейоза, используя рисунки учебника. Характеризуют стадии образования половых клеток, используя схемуучебника. Объясняют биологическую сущность оплодотворения. Характеризуют особенности двойного оплодотворения у растений. Определяют значение искусственного оплодотворения.

Сравнивают митоз и мейоз, яйцеклетки и сперматозоиды, сперматогенез и овогенез, половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения. Участвуют в дискуссии по изучаемой теме. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности индивидуального развития человека. Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Объясняют отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие

зародыша человека; причины нарушений развития организмов. Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье. Обосновывают меры профилактики вредных привычек. Сравнивают эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития, прямое и непрямое развитие и делают выводы на основе сравнения. Определяют основные задачи современной генетики. Характеризуют содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической науки, значение установленных ими закономерностей в формировании современной естественно-

научной картины мира. Решают элементарные генетические задачи. Составляют элементарные схемы скрещивания. Объясняют влияние мутагенов на организм человека,

возникновение наследственных заболеваний, мутаций. Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его

здоровья. Оценивают значение здорового образа жизни как наиболее эффективного метода профилактики наследственных заболеваний.

ИТОГО – 34 часа

Основное содержание программы (11 класс)


Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Вид

20 часов

5

2.

Экосистемы

12 часов

7

2

Обобщение

1 час

Итого в 11 классе

34

12

11 класс

Раздел 1. ВИД (20 ч)

Тема 1. История эволюционных идей (4 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация. 

Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина.

Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (10 ч)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к

условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. 

Схема, иллюстрирующая критерии вида.

Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных».

Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции:

мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий

и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Развитие жизни на Земле.  Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация.

Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая

эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней

среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс

Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. 

Схема «Основные этапы эволюции человека».

Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы 

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие

силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Раздел 2. ЭКОСИСТЕМЫ (13 ч)

Тема 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Экологическая ниша.

Тема 2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (5 ч)

Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и

превращения энергии в экосистемах. Устойчивость и динамика экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. 

Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Тема 3. БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. 

Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. 

Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы 

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Повторение основных понятий курса биологии за 11 класс. Решение экологических задач. (1 ч)

Тематическое планирование 11 класс:

№ урока

Тема урока

Сроки проведения

д/з

ВИД (20 ч)

История эволюционных идей (4 ч)

1 урок

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея. (1-й из 1 ч.)

П.1

2 урок

Значение работ Ж.Б. Ламарка, теории Ж Кювье. 

П.2

3 урок

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

П.3

4 урок

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в развитии современной естественнонаучной картины мира.  

П.4

СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 ч.)

5 урок

Современное эволюционное учение. Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 Описание особей вида по морфологическому критерию. Практическая работа №1 Выявление изменчивости у особей одного вида

П.5

6 урок

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции.

П.6,7

7 урок

Движущие факторы эволюции: наследственная изменчивость,  популяционные волны, изоляция

П.8

8 урок

Естественный отбор: движущий и стабилизирующий

П.9

9 урок

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

П.10

10 урок

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования

П.11

11 урок

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

П. 12

12 урок

Главные направления эволюционного процесса.

Стр. 73-75

13 урок

Доказательства эволюции органического мира.

П.13

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)

14 урок

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Практическая работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 

П.14

15 урок

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна.

П.15

16 урок

Развитие жизни на Земле.  Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

П.16

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

17 урок

Гипотезы происхождения человека. практическая работа: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

П.17

18 урок

Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди).

П.18

19 урок

Эволюция человека, основные этапы.

П.19

20 урок

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

П.20

Предметные результаты

Учащийся должен знать:  

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);

сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;

вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

Учащийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

Коммуникативные УУД: умение критично относиться к своему мнению и корректировать его, вести монолог, диалог и дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами,

Регулятивные УУД: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Познавательные УУД: умения систематизировать знания, работать с разными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, приводить аргументы; навыки смыслового чтения

Личностные УУД: умения использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков, осознавать свои интересы, находить и изучать материал, имеющий отношение к своим интересам

Раздел 3. Организм (13 ч)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ч)

21 урок

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды

П.21

22 урок

Абиотические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы.

П. 22

23 урок

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

П.23

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (5 ч)

24 урок

Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем.

П.24

25 урок

Пищевые связи, круговорот веществ и

превращения энергии в экосистемах. Практическая  работа: Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

П.25

26 урок

Устойчивость и динамика экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем.

П.26

27 урок

Влияние человека на экосистемы. Практическая работа: Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).

П.27

28 урок

Искусственные сообщества — агроценозы. Практическая  работа: Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).  

П.27

БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (3 ч)

29 урок

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы.

П. 28

30 урок

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

П.29

31 урок

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

П.29

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

32 урок

Биосфера и человек.

Практическая работа: Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

П.30

33 урок

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Практическая работа:  Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

П.31

34 урок

Обобщающий урок. Решение экологических задач.

П.32

Предметные результаты

Учащийся должен знать:  

задачи экологии,  экологические факторы

компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;

способы оптимальной эксплуатации агроценозов;

способы сохранения естественных экосистем.

структурные компоненты и свойства биосферы;  

границы биосферы и факторы, их обуславливающие;

Учащийся должен уметь:

Описывать: структуру экосистемы; этапы смены экосистем, биохимические циклы воды, углерода;  проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Обосновывать роль экологии в решении практических задач, необходимость разработки принципов рационального природопользования. *Предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики.

Объяснять: взаимосвязь организмов и окружающей среды; механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах, причину устойчивости экосистем; причины смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания)

Характеризовать:  компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;  трофическую структуру биоценоза;  роль организмов в потоке веществ и энергии;  солнечный свет, как энергетический ресурс;  влияние человека на экосистемы, живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;  распределение биомассы на земном шаре;  сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии;  роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы;  причины и последствия современных глобальных экологических проблем;  роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу.

Находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом, о глобальных экологических проблемах и путях их решения.

Прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.

Приводить примеры экологических нарушений.

Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на живую природу, собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность.

Познавательные УУД: умения смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, действия со знаково-символическими средствами, логические действия - анализ и синтез, классификацию, обобщение, моделирование

Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

11 класс

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Глава 1. Вид – 20 ч.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания. Данные сравнительной анатомии, эмбриологии. Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают вклад различных ученых в развитие биологической науки. Оценивают предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Сравнивают определенную и неопределенную изменчивость, искусственный и естественный отбор, формы борьбы за существование и делают выводы на основе сравнения.

Работают с иллюстрациями учебника. Объясняют вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. Определяют критерии вида. Описывают особей вида по морфологическому критерию. Характеризуют популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Характеризуют основные факторы эволюции. Сравнивают пространственную и экологическую изоляции, формы естественного отбора и делают выводы на основе сравнения. Характеризуют основные адаптации организмов к условиям обитания. Сравнивают основные способы

и пути видообразования, биологический прогресс и регресс и делают выводы на основе сравнения. Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, реферат).

Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека.

Глава 2 Экосистема – 13

Среда обитания и экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Проведение биологических исследований: сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Глобальные экологические проблемы в Хабаровском крае  и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют основные задачи современной экологии. Различают основные группы экологических факторов

(абиотических, биотических, антропогенных). Объясняют закономерности влияния экологических факторов на организмы. Характеризуют основные абиотические факторы (температуру, влажность, свет). Описывают основные биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают роль экологических факторов в жизнедеятельности организмов.

Приводят доказательства взаимосвязей организмов в окружающей среды. Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, реферат        ). Работают с иллюстрациями учебника. Дают характеристику продуцентов, консументов,  редуцентов. Характеризуют влияние человека на экосистемы. Сравнивают искусственные и естественные экосистемы.

Делают выводы на основе сравнения.

Составляют элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи и сети).Решают биологические задачи.

Обобщение 1 час

ИТОГО – 34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 10 и 11 классов. Учебно-методические комплексы для изучения биологии в 10—11 классах на базовом уровне, созданные авторским коллективом (В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова), содержат, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Электронные приложения доступны на официальном сайте издательства www.drofa.ru.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа,

Мишакова В. Н, Дорогина Л. В., Агафонова И. Б. Решение задач по генетике: учебное пособие. — М.: Дрофа, любое издание.

2. Наглядные, демонстрационные и другие средства обучения:

  • портреты выдающихся биологов;
  • гербарии (современная флора);
  • CD (биологические энциклопедии, словари, справочники, сборники проверочных заданий, дидактические материалы к основным разделам
  • и темам курса на электронных носителях);
  • комплект микропрепаратов;

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Формы контроля:

  • Устный ответ
  • Тестирование
  • Практическая (лабораторная работа)
  • Самостоятельная  письменная или контрольная работа
  • Экспериментальная работа
  • Составление и заполнение таблицы

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик: даёт полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов – устный ответ.

Тестовое задание - 91-100%.

Экспериментальная работа: ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик: даёт полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров – устный ответ.

Тестовое задание - 71-90%

Экспериментальная работа: опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик при ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя – устный ответ.

Тестовое задание  - 50-70%

Экспериментальная работа: опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик имеет знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал – устный ответ.

Тестовое задание – менее 50%

Экспериментальная работа: не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

устный ответ - отказ от ответа.

Тестовое задание – отказ от выполнения теста.

Экспериментальная работа - отказ от выполнения работы.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; 
2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта.  В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. Или было допущено два-три недочета; 
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. Или эксперимент проведен не полностью; 
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик: 
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
 
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
 
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
 
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
 
Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 

Повышенный уровень (Отметка «4»), если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок; 
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик: 
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

Составление и заполнение таблицы

Критерии

баллы

Умение составить таблицу с учётом поставленных задач

1

Правильность заполнения

1

Полнота раскрытия материала (наличие примеров из художественного текста)

1

Наличие вывода

1

Эстетичность оформления

1

Самостоятельность выполнения задания

1

«5» высокий уровень - 6 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 4-5 баллов (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2-3 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям);

«1» очень низкий уровень – ученик не выполнил работу.

8. Лист внесения изменений в Рабочую программу

Тема по КТП

Дата по КТП

Дата проведения по факту

Пути корректировки

(сжатие, совмещение..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 5-9 классов по ФГОС (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс в МБОУ «Красногвардейская школа№2» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 клас­сы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах

Рабочая  программа   по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах

Рабочая  программа   по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах...

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса (базовый уровень) 2018

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса (базовый уровень) по учебнику "Биология" 8 класс А.Г. Драгомилов Р.Д. Маш...

Методическая разработка: " Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для учащихся 5-7 классов (базовый уровень)"

Рабочая программа по биологии для учащихся 5-7 классов к учебнику Линия жизни Биология 5-6,7 класс Пасечник В.В. 34 часа (1 час в неделю)....