Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Юрканова Ирина Николаевна

Рабочая  программа

 

  по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень)

 

в 7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_7_klass.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнехавская  средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

                         «Согласовано»                                                                   « Согласовано»                                                             «Утверждено»

                        Руководитель МО                                                            Заместитель  директора                                                    Директор школы

_______Юрканова И. Н.                                                           ________Елисеева Н. В.                                        ________ Садовников Н. Н.

Протокол № 1                                                                       «28» августа 2015 г.                                                      Введено в действие

От «26» августа 2015г.                                                                                                                                        Приказ №85 от «31»августа 2015г.

                                                                                                                             

Рабочая  программа

  по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень)

в 7 классах

учителя высшей квалификационной категории

Юркановой Ирины Николаевны

2015г.

                                                                                                   Пояснительная записка

      Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный образовательный план об образовательных учреждениях Российской Федерации от 2010г.
  • Примерная программа по «Изобразительному искусству 5-7 классы» (Москва «Просвещение» 2011), составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  • Приказ Минобрнауки от 27.12.2011г «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013гг».
  • Программы развития и формирования УУД для общего образования.
  • «Рекомендации по оснащению учебного процесса» в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента ФГОС.
  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-176 с. ( Стандарты второго поколения). Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ  и Федерального агентства по образованию, с опорой на авторскую  программу «Изобразительное искусство» 5-9 классы народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Авторы:  Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских.-М.: Просвещение, 2011.

                                                                                         

                                                                                                Структура документа

 

  Рабочая программа включает следующие  разделы:

  • Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
  • Учебно-тематическое планирование по  предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее  основное направление  тем всего года;
  • Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса;
  • Календарно-тематическое планирование, указывающее  на  элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность,  требования  к уровню достижений, средства обучения (Интернет-ресурсы, м./медиа).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

       Цель курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения;
  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Основные содержательные линии

Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».

Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — дает инструментарий для его практической реализации, четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.

Например, тема «Исторические эпохи и художественные стили» (одна из подтем блока «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества») подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с материальным миром, окружавшим человека в разные исторические эпохи, и его духовными ценностями, знание выразительных средств языка искусства и художественных материалов для создания выразительного образа в собственной художественно-творческой деятельности. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.

Место предмета в базисном учебном плане.

       В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

                                                                                    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Примерная программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в любой рабочей программе по этому предмету.

Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической  деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.

Планируемые результаты

   Обучающиеся должны:

- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

 -знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

 -понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

 - знать о композиции как  о целостности и образном строе произведения,  о композиционном построении произведения, роли  формата, выразительном значении размера произведения, соотношений целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

 - чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников, понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

 - знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

 -знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

 - знать о  поэтическом  (метафорическом)   претворении  реальности во  всех  жанрах   изобразительного   искусства;  о  разнице  сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

- зазывать  наиболее   значимые  произведения   изобразительного искусства на исторические и библейские темы  в европейском  и отечественном  искусстве; понимать особую  культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

 -об историческом художественном процессе, о содержательных  изменениях  картины  мира  и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой  индивидуальности художника;

 -о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы обучающиеся должны:

 -получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

 -научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

 -развивать навыки наблюдательности, способность образного  видения  окружающей  ежедневной  жизни,  формирующие  чуткость и активность восприятия реальности;

 -получить   творческий   опыт   в   построении тематических композиций, предполагающих сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

 -получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.  

Художественно-творческие проекты

     Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть (как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

     Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.

     Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

                         

Учебно-тематический     план    предмета  «Изобразительное искусство»  (7 класс).  

Тема курса: «Изобразительное искусство в жизни человека»

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.8 часов.

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

2.

3.

Пропорции и строение фигуры человека

2

4

Лепка фигуры человека.

1

5.

6.

Набросок фигуры человека  с натуры

2

7.

8.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

2

II четверть . Поэзия повседневности. 8 часов.

9.

10.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

2

11.

12.

Тематическая картина. Бытовой и  исторический жанры

2

13.

Сюжет и содержания в картине.

1

14

Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве

1

15

Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

1

III четверть. Великие темы жизни.  (12 часов)

17

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

19

Процесс работы над тематической картиной.

1

20.

21.

22.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков

3

23.

24.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

2

25.

26.

27.

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

3

28

Место и роль картины в искусстве XX века

1

III четверть. Реальность жизни и художественный образ. (7 часов)

29

Искусство иллюстраций. Слово и изображение. Построить эскизы будущих иллюстраций.

1

30

Искусство иллюстраций. Слово и изображение. Работа над иллюстрацией

1

31

Зрительские умения и их значения для современного человека

1

32

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

1

33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

34.

35.

Художественно – творческие проекты

2

Содержание программы.

Тема занятий учебного года:

«Изобразительное искусство в жизни человека».- 35 часов.

1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 8 часов

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

2 четверть. Поэзия повседневности.- 8 часов

          Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

        Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

          Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.

3 четверть. Великие темы жизни.- 12 часов.

          Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

          Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве 17 века.

            Беседа о развитии навыков восприятия  произведений изобразительного искусства.

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 7 часов.

       Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

        Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.

        В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

Художественно – творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть (как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

 Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, оформление проспекта  проектной работы, подготовка к защите проекта. Работа может готовиться дома.

Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 7 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

В учебно - методический комплект входит:

1. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; по ред . Б. М. Неменского. - ;-е издание.- М.: Просвещение, 2011 г.

                                                             

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35 ч)

     Продолжение учебного материала 6 класса, посвящённого основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни  ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно - смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип  урока

Элементы содержания

теоретической части

Основные виды учебной деятельности

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Приме-чания

По плану

 

Фактически

«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека.

Изображение человека в истории искусства разных эпох.

Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.

1

               07.09.15г. (7 «Б»)

               04.09.15г.(7 «А»)

 «Изображение фигуры человека в истории искусства»

Урок откры-тия нового знания

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Участие в беседе на тему изображений  фигуры человека для различных культур.

Знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве  и ее значении для анализа развития искусства;

Уметь:

- анализировать зарисовки изображений  фигуры человека для различных культур

Собрать иллюстра-тивный материал

2

14.09.15г.

11.09.15г.

Пропорции
и строение фигуры человека.

Урок общеметодоло-гичес-кой направ-лен-ности

Конструкция фигуры человека
и основные пропорции.. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость

Выполнение схемы для построения пропорциональной фигуры человека в полный рост (взрослого и ребенка).

Знать:

- основы изобразительной грамоты (пропорции
и строение фигуры человека);

Пригото-вить материалы для аппликации

3

            21.09.15г.

            18.09.15г

Пропорции
и строение фигуры человека.

Урок общеметодоло-гичес-кой направ-лен-ности

Схемы фигуры человека в движении.

Изготовление  модели фигуры человека в движении из картона и цветной бумаги.

Уметь:

-  изображать пропорциональную фигуру человека  в  движении по представлению;

- выполнять аппликацию фигуры человека в движении

Пригото-вить материалы для лепки

4

28.09.15г.

25.09.15г.

Лепка фигуры человека.

Урок рефлек-сии

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX – начала XX века.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта).

Уметь:

- использовать  материалами живописи, графики, лепки в соответствии с

программными требованиями;

- соблюдать правила безопасности при выполнении трудовых приемов

5

05.10.15г.

02.10.15г.

Набросок фигуры человека
с натуры.

Урок общеметодоло-гичес-кой направ-лен-ности

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Рисование с натуры одетой фигуры человека в  движении

Знать:

- иметь представление

о роли творческой индивидуальности художника;

Уметь:

- изображать пропорциональную фигуру человека с натуры и по ее  представлению;

6

12.10.15г.

09.10.15г.

Набросок фигуры человека с натуры.

 

Урок развивающего контро-ля

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека.

 Выполнение наброска фигуры человека с натуры, прорисовка простым карандашом

Уметь:

- выполнять изображение одетой фигуры человека с натуры

Подобрать живописные материалы

7

19.10.15г.

16.10.15г.

                                                             

«Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»

Урок обще-методологичес-кой направ-лен-ности

Урок рефле-ксии

Понимание красоты человека в античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском

искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.  Интерес к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Изображение человека в одежде эпохи Возрождения

 

Участвовать в беседе на тему изменчивости образа человека в истории искусства (с опорой на восприятие художественных шедевров)

 

Знать:

-  значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;

Уметь:

-собирать художественно - познавательный материал по теме

Оформить лучшую работу по темам 1четверти

8

26.10.15г.  

23.10.15г.            

 «Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»

 

Уметь:

- формулировать свою   позицию  по  теме и находить  способы ее выражения;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей  жизни

Фотографии быта народов зарубежных стран

                                                                                                   

«Поэзия повседневности» (8 часов)

  Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.

  Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.

  Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.

  Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.

  Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

9

               09.10.15г.

               30.10.15г.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Урок откры-тия нового знания

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.  Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности.

Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов и эпох (зарисовки).

Знать:

- о поэтической красоте повседневности;

-роли формата;

-выразительном значении размера произведения;

Уметь:

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни;

Подобрать живописные материалы 

10

             16.11.15г.

             13.11.15г.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Изображение в цвете мотивов из жизни разных народов разных эпох (зарисовки)

Уметь:

- изображать в цвете мотивы из жизни разных народов разных эпох;

- делать зарисовки;

 Знать:

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения.

Принести книги

о жизни людей в прошлые века.

11

          23.11.15г.

          20.11.15г.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров

Знать:

-  о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

-  процесс работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.

Приготовить живописные материалы

12

                                30.11.15г.

                                27.11.15г.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Урок рефлек-сии

 Появление и развитие интереса к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и  любование жизнью, горести и сострадание человеку в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни

Знать:

- о  роли и истории тематической картины в изобразительном

искусстве и ее жанровых видах;

Уметь:

- получить творческий опыт в построении тематической композиции;

- научиться владеть материалами живописи

Альбом, карандаш,

Гуашь, акварель, графические материалы по выбору 

13

                                 07.12.15г.

                                 04.12.15г.

Сюжет
и содержание
в картине.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

лен-ности

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.

Работа
над композицией
с простым, доступным для наблюдения сюжетом
из своей жизни (например, «Завтрак», «Ужин», «Прогулка в парке»)

Знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств.

 Уметь:

- формулировать свою авторскую позицию по выбранной теме и находить способы ее выражения;

- выполнять рисунки с сюжетным содержанием

Цветные графические материалы (по выбору),

бумага

14

                              14.12.15г.

                              11.12.15г.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Тематическое рисование «Жизнь людей на моей улице»

Знать:

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

Уметь:

- выполнять композиции на темы жизни людей села

Альбом, карандаш

15

21.12.15г.

18.12.15г.

Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Урок развивающего контро-ля

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей нашего села в прошлом

Знать:

-о поэтической красоте

повседневности;

- о роли искусства в жизни человека;

- о роли художественных образов в понимании вечных тем жизни;

Уметь:

- строить тематические композиции;

-  осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы;

- развивать навыки

наблюдательности, способности

образного видения

Гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

16

  28.12.15г.

  25.12.15г.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Урок рефлек-сии

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, то есть  превращение обычного в необычное.

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника. (индивидуальная или коллективная работа)

Знать:

- о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека;

Уметь:

-выполнять композиции в технике коллажа на тему праздника

Подгото-вить сообщение
о русских живописцах XIX  века

 «Великие темы жизни» (12 часов)

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значимых событий в жизни общества.

Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Тематическая картина как общественный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

17

15.01.16г.

 «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох»

Урок откры-тия нового знания

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Былинные богатыри – защитники земли русской.

  Участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства

 

   

Знать:

- о поэтическом претворении

реальности во всех жанрах

изобразительного искусства;

Уметь:

-выполнять композиционное построение рисунка по мотивам былин

Подобрать иллюстра-ции к былинам
в книгах, живописные материалы

18

22.01.16г.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Значение станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века.

Выполнение композиционных поисковых эскизов.  

Знать:

- творчество выдающихся

художников XIX века;

 Уметь:

- различать картины художников данной эпохи

- чутко, активно и эмоционально

воспринимать реальность;

- соотносить собственные переживания с содержанием

произведений изобразительного

искусства;

- сравнивать произведения,

делать выводы

Альбом, карандаш

19

29.01.16г.

Процесс работы над тематической картиной.

Урок рефлек-сии

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве.

Композиционное рисование по мотивам былин  «Русские богатыри» (в цвете)

   

Знать :

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

Уметь:

- выполнять композиционные поисковые эскизы

Подобрать иллюстра-ции по теме «Рождест-во», графические материалы.

Формат А3

20

                                  05.02.16г.

       

12.02

Библейские
темы в изобразительном искусстве.

Урок откры-тия нового знания

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик.

 Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.

Выполнение тематического рисунка: «Рождество». Композиционное построение.

Выполнение тематического рисунка  «Рождество». Работа над эскизом

   

Знать:

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о композиционном  построении произведения;

- о роли формата;

- о выразительном  значении размера произведения;

Уметь:

- выполнять тематическое рисование

Подобрать живописные материалы

Каран-тин

21

12.02.16г.

Библейские
темы в изобразительном искусстве

Знать:

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве);

Уметь:

- выполнять тематическое рисование

Подобрать живописные материалы

22

19.02.16г.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.
 Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Правила построение композиции на примере произведений известных художников

Выполнение тематического рисунка в цвете:  «Рождество».

   

Знать:

- о существовании стилей  и направлений в искусстве;

- о роли творческой индивидуальности художника

Пригото-вить материалы для лепки

23

26.02.16г.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.

  Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою (работа в парах)

Знать:

- о роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике,

скульптуре;

Уметь:

- осуществлять создание проекта памятника

Пригото-вить материалы для лепки, грунтовка

24

04.03.16г.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника (работа в парах)

Знать: 

- о роли искусства в создании памятников, посвященных

историческим событиям;

Уметь:

- осуществлять создание проекта памятника

Книги о Великой Отечественной войне

25

11.03.16г..

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников.

Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть.

 Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней 

Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней

   

Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней

   

Уметь:

- чутко, активно и эмоционально

воспринимать реальность;

- соотносить собственные переживания с содержанием

произведений изобразительного

искусства, сравнивать произведения,

делать выводы

Подобрать живописные материалы

26

18.03.16г.    

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Знать:

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями;

Уметь:

-выполнять эскизы композиции сцены из фронтовых будней в графике

Подобрать живописные материалы

27

01.04.16г.

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Урок развивающего контро-ля

Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Знать:

- о существовании стилей  и направлений в искусстве,

-о роли творческой индивидуальности художника;

-Уметь:

-выполнять эскизы композиции сцены из фронтовых будней в цвете

Подготовить сообщение о творчестве художников начала XX века.

28

08.04.16г.

 «Место и роль картины в искусстве
XX века»

Урок рефлек-сии

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).

Выполнение рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Знать:

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические темы в европейском и отечественном искусстве;

- понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины XX столетия;

- имена представителей русского и зарубежного искусства XX века и их произведения;

- названия наиболее крупных музеев России и мира;

Уметь:

- создавать рисунки в духе одного из авангардистских направлений в искусстве

Подобрать литератур-ное произведе-ние для иллюстри-рования

  Реальность жизни и художественный образ (7 часов)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни. Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.

 

29

       

       15.04.16г.

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации.

Выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него, сочинение эскизов будущих иллюстраций

Знать:

- о роли художественной

иллюстрации;

Уметь:

- выполнять  эскизы к различным сюжетам произведения

Альбом, карандаш

30

22.04.16г.

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

Урок рефлек-сии

Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы  литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения,  а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выполнение эскизов к различным сюжетам произведения

Уметь:

- иллюстрировать литера-турные произведения;

- выбирать литературное произведение и ряд значимых эпизодов из него;

- собирать необходимый материал для иллюстрации произведения;

- анализировать произведения с точки зрения принадлежности их к стилю, направлению

Подобрать живописные материалы

31

29.04.16г.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

 Участие обучающихся в более глубоком и системном аналитическом разборе произведений изобразительного искусства

Уметь:

- использовать  навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры;

Подобрать живописные материалы

32

06.05.16г.

История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Знать;

- авторов произведений искусства «больших» стилей искусства;

Уметь:

- анализировать произведения искусства
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению

 

Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве великих художников.

33

13.05.16г.

 «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

Урок развивающего контро-ля

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.

Посещение виртуальных музеев.

Участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре.

 Знать:

- о музеях своего города, страны в целом и других  стран

- о высочайшей  ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством.

Подгото-вить сообщение по теме

34.

20.05.16г.

1

Художественно-творческие проекты

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленно-сти

Поэтапное выполнение художественно-творческого проекта. Выражение идеи: замысел, эскизы. Обсуждение идеи, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта

  Работа над проектом (индивидуальная или коллективная).

Знать:

- этапы выполнения творческого проекта;

Уметь:

 - обсуждать идеи, замысел, эскизы;

- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

- получить творческий опыт  в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме

Сбор материала для творческого

проекта.

35

27.05.16г.

1

Защита художественно-творческого проекта

Урок рефлек-сии

Защита творческой работы

Выступление обучающихся.

Уметь:

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения

- использовать презентации при защите проекта


                                         

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Интернет-ресурсы, м/медиа

1.        Государственный Эрмитаж         http://www.hermitagemuseum.org/         

2.        Государственная Третьяковская Галерея        http://www.tretyakov.ru/         

3.        Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина        http://www.museum.ru/gmii/         

4.        Русский музей        http://www.rusmuseum.ru/         

5.        Музей Лувр        http://www.louvre.fr/

6.        Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России         http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm         

7.        Искусство России        http://www.artrussia.ru/         

8.        Мир Леонардо да Винчи, биография, творчество, живопись        http://worldleonard.h1.ru/          

9.        Русская икона         http://www.icon-art.narod.ru/         

10.        Коллекция: мировая художественная культура. http://artclassic.edu.ru/         

11.        История искусств в лекциях Светланы Анатольевны Еремеевой         http://vvvasilyev.narod.ru/index.htm         

12.        Art Dictionary: словарь искусствоведческих терминов        http://www.artlex.com/         

13.        Античное искусство        http://ancientrome.ru/art/index.htm          

14.        История Древнего Рима        http://ancientrome.ru/         

15.        Медиаэнциклопедия         http://visaginart.nm.ru/visaginart.htm         

16.        Учебник «Мировая художественная культура»        http://www.mhk.spb.ru/book

18.     Библиотека изобразительного искусства        http://www.artlib.ru/         

19.        История изобразительного искусства. Музеи и галереи http://www.arthistory.ru/museum.htm         

 20.        Энциклопедия искусства        http://www.artprojekt.ru/Menu.html         

21.        Музей современного искусства        www.mmsi.ru        

22.        Современное искусство  (Санкт-Петербург) www.RUSSKIALBUM.ru        

23.        Энциклопедия «Все о живописи»        http://jivopis.ru        

  1. Информационно- коммуникативные средства.
  • Лисаковский И. Н.  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Термины.  Понятия.  Значения. Словарь- справочник. – Москва, Издательство РАГС,  2002. -240с.
  • Виртуальный музей, созданный на основе 3D- графики. ЗАО «Интерсофт». Москва . 1998г.                                                                                                                             ЭРМИТАЖ  ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ  Государственный Эрмитаж. Санкт- Петербург
  • МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
  • Власов, В.Г. Большой Энциклопедический словарь изобразительного искусства.- СПб: Лита,2000.-848с: ил

           Искусство средних веков в западной и центральной Европе. МОСКВА ИСКУССТВО 1981

3. Наглядные пособия.

Раздаточный материал, коллекции

4. Технические средства обучения.

Компьютер, проектор

5. Учебно – практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, шкафы для хранения наглядных пособий

Литература

  1. А. М. Кучумов. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Букинистическое издание.1981 год.
  2. И. И. Плешанова, Л. Д. Лихачева Древнерусское декоративно-прикладное искусств. 1985год
  3. История изобразительного искусства. В 2-х т. Учебник.  Сокольникова Н.М. 2007, 2-е изд.; 304с., 208с., ил
  4. Н. А. Сидорова, О. В. Тугущева, В. С. Забелина. Античная расписная керамика. 1985год, ил
  5. История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник.  2000год , 368с.
  6. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
  7. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). Локтев В.И. 2004 год, 496с., ил
  8. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Вазари Д.:2008 год, 1278с., цв. ил.
  9. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год, 192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах

Рабочая  программа   по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство", базовый уровень, 7 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному искусству , базовый уровень, 7 класс, 1 ч. в неделю, 34 недели, всего 34 ч....