Мастер-класс "Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
статья по биологии

Топильская Татьяна Игоревна

Мастер-класс включает следующие разделы:

- актуальность;

- краткую характеристику некоторых онлайн-сервисов;

- примеры работы с онлайн-сервисами на различных этапах урока;

- заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся»

Актуальность

В настоящее время в связи с техническим прогрессом и растущим динамизмом жизни отмечается рост потребностей людей в эффективном образовании. На первый план выдвинулись задачи развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся, формирования у них деловых качеств и профессиональной мобильности, способности к самообучению в течение всей жизни.

Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования явилась его информатизация.

Среди направлений информатизации образования использование интернет-сервисов в образовательном процессе на сегодняшний день, пожалуй, является одним из важных и приоритетных.

Во-первых, мы живем в эпоху информационного взрыва. Информации вокруг огромное количество. Накопленная всеми предыдущими поколениями и увеличенная в разы в последние десятилетия, информация сегодня перестала быть той ценностью, которой она была еще недавно. Сегодня важно уметь хранить, обрабатывать, передавать информацию, и интернет-сервисы становятся важным и актуальным инструментом для эффективной реализации этого умения.

Во-вторых, выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный школьник родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает его как данность, использует ежедневно его возможности в личных целях и для него хранить, искать информацию, общаться, слушать музыку, читать, играть, писать письма и многое другое с помощью сети Интернет и его сервисов – обычное дело.

Интерес к предмету у обучающихся во многом зависит от технологий, используемых преподавателем на уроках и во внеурочной деятельности.

Современный учитель должен эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

Таким образом, внедрение интернет-инструментария в образовательный процесс школы – актуальная проблема.

Но для того, чтобы сервисы стали полноценным инструментом образовательного процесса мало научиться в них работать. Более важно, научиться их эффективно использовать: на уроке, в дополнительном образовании, в работе с родителями, в научной и исследовательской деятельности.

В этой статье мне хотелось бы поделиться практическим опытом, как можно использовать онлайн-сервисы для создания интерактивных заданий на различных этапах урока биологии.

На сегодняшний день существует огромное количество онлайн-сервисов. Познакомившись со многими из них, мой выбор остановился на следующих: Mentimeter, LearningApps, Padlet.

Следует отметить, что научиться работать в любом сервисе можно как самостоятельно, используя большое количество обучающего контента сети Интернет, так и пройдя обучение на дистанционных курсах под руководством тьютора.

Краткая характеристика используемых онлайн-сервисов

Что собой представляют данные онлайн-сервисы?

Mentimeter – это бесплатный, простой, стильный онлайн-сервис, который позволяет создавать в реальном времени опросы, викторины, облака слов, вопросы и ответы, и многое другое.

Сервис задает каждому опросу идентификационный номер, участники могут голосовать в режиме реального времени. Для этого нужно пройти по адресу menti.com и ввести номер опроса.

В своей работе я использую такой способ визуализации информации, как облако слов. Облако слов (или облако тегов) – это визуальное представление слов, которые чаще всего встречаются при добавлении их участниками опроса. Этот тип визуализации помогает быстро собрать данные об аудитории, выделить наиболее частые ответы и представить данные понятным для всех способом.

Padlet – простой и очень удобный инструмент, с помощью которого можно создавать интерактивные «стены» (доски) самых разнообразных форм.

Сетевой сервис Padlet является сегодня одним из самых популярных онлайн-средств создания виртуальных досок.

LearningApps – это бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Является одним из самых популярных онлайн-сервисов, которые используют в своей работе преподаватели.

Преимуществом данного сервиса является то, что можно использовать уже созданные упражнения без дополнительной регистрации, так как они находятся в свободном доступе. Также можно самостоятельно создавать упражнения, используя готовые шаблоны.

На каких этапах урока можно применять работу с данными онлайн-сервисами?

Каждый сервис обладает своим типом визуализации информации, который можно применять на различных этапах урока.

Для повторения изученного на прошлом уроке материала можно использовать виртуальную доску Padlet. Так, при изучении темы «Органоиды клетки» учитель помещает все необходимые материалы на доску (название органоида, его краткое описание, иллюстрирующую картинку), просит обучающихся быстро просмотреть их, и задать вопросы, если у них возникнет необходимость что-то уточнить.

На этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса обучающихся, целесообразнее использовать облако слов, так как оно содержит красочное и оригинально оформленное название темы. Так, например, перед началом изучения главы «Строение покрытосеменных растений» в 6 классе ученикам в начале урока можно предложить ответить на вопрос: «Какие органы растений Вам известны?». Проанализировав все ответы детей, учитель подводит к изучению новой темы.

Для совместного конспектирования материала при изучении новой темы, больше подойдет работа с виртуальной доской Padlet. Так, при изучении темы «Первая помощь при кровотечениях» в 8 классе учитель размещает на доске тему урока и картинки, иллюстрирующие различные виды кровотечений. По мере прослушивания лекции, школьники добавляют на доску подписи к каждой картинке (определяют вид кровотечения, дают ему характеристику и перечисляют правила оказания первой помощи).

На этапе закрепления или контроля знаний можно использовать работу со всеми перечисленными онлайн-сервисами.

Так, облако слов будет содержать все основные понятия по пройденной теме. После изучения темы «Отряды насекомых» в 7 классе ученикам можно предложить создать облако слов, перечислив названия известных им  отрядов. После визуализации ответов дети выбирают любое название отряда и дают ему краткую характеристику.

Используя сервис LearningApps, обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, выполнив самые разнообразные интерактивные упражнения (викторины, ребусы, кроссворды, тесты, игры).

Наибольшей популярностью среди школьников пользуются следующие типы заданий данного сервиса: составление пазлов, сортировка картинок, решение ребусов, разгадывание кроссвордов и др.

Mentimeter и Padlet, как и многие другие конструкторы, являются хорошим инструментом для сбора неформальной обратной связи от учеников.

Так, в конце урока, используя виртуальную доску, можно попросить детей, например, ответить на такие вопросы: «Что нового Вы узнали?», «Что осталось неясным?», «Что бы Вы хотели у меня спросить?». На виртуальной доске можно будет не только увидеть ответы учеников, но и прокомментировать их, добавив текст, ссылку или мультимедийный файл. Кроме того, такую доску будет удобно использовать в дальнейшем для повторения материала.

Можно попросить обучающихся использовать доску, чтобы поделиться своими впечатлениями и идеями, например, ответив на вопрос «Ваши впечатления о занятии?».

Учитель может проверить готовность учеников к изучению нового материала, а также их эмоциональное состояние после урока, предложив создать «Облако эмоций», используя онлайн-сервис Mentimeter.

Также облако слов можно использовать на любом уроке и любом этапе урока, предложив обучающимся выполнить задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.

Наконец, создание виртуальной доски Padlet, облака слов в Mentimeter и различных интерактивных упражнений в сервисе LearningApps, может быть самостоятельным заданием для обучающихся в рамках выполнения домашней работы или целого проекта.

Заключение

В заключение хочется отметить, что применение интернет-сервисов на уроках можно рассматривать как новый подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в школе.

Данный подход позволяет учителю оптимизировать образовательный процесс, обогатить арсенал инструментов и методических приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Использование онлайн-сервисов в классе и после занятий является эффективным фактором развития мотивации обучающихся. Дети имеют возможность применить свои знания и навыки в новых условиях. Им нравится взаимодействовать, пользоваться компьютерами и мобильными устройствами, которые подключены к Интернету.

Онлайн-сервисы позволяют школьникам учиться с энтузиазмом. Процесс усвоения материала становится быстрее и проще. Как результат – активное участие детей в олимпиадах, викторинах и конкурсах, проектной деятельности.

Говоря об использовании онлайн-сервисов на уроках, следует отметить, что самым оптимальным вариантом является сочетание традиционных и цифровых методов в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Статья включает описание педагогического опыта по использованию средств ИКТ на разных этапах урока....

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...