Рабочая программа по биологии для 5 класса (надомное обучение)
рабочая программа по биологии (5 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Планирование адаптирова для обучения учащихся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Рассмотрено

на ГМО учителей биологии

Протокол № __1___

от «28»__08._ 2021г.

Руководитель ГМО __________/

Согласовано

на МС школы

Протокол  №_____

от «__»_________2021г.

Председатель МС

____________/../

 «_____» ______________ 2021г

Утверждаю

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сасово»

____________/./

Приказ № ____142_______

«___01» __сентября__ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Биология»

5 класс

(планирование адаптировано для обучения уч-ся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения)

Год разработки 2021г.

 Срок реализации 2021-2022уч.год        

Рабочая программа по биологии составлена на основе приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», на основе примерной программы по биологии для основной школы. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2017.)

Программу составила: Филатова ГалинаЮрьевна

Педстаж 38 лет, высшая квалификационная категория

Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ СОШ N6  разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ N6 от 01.09.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
  • рабочей программы воспитания МБОУ СОШ N6;
  • УМК «Биология», 5 класс / Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – М. :Вентана-Граф,2013

Пояснительная записка

       Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)

        Авторы : И.Н. Пономарёва,  О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов,

 Т.С. Сухова

         Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии 34 часа, 1 час в неделю.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. 5 класс / Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – М. :Вентана-Граф,2013

          Данная программа не отличается от государственной количеством часов и содержанием. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные  целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценно тью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно - познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

          Для достижения целей ставятся задачи:      

      Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

         Развивающие:

- формирование умений: наблюдать,  работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

          Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно- познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

         

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение);
  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • различение на таблицах частей клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения,  растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов с их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

В результате изучение биологии в 5 классе учащиеся должны:

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы  и системы органов животных;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  •  в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Содержание учебного предмета

1.Биология – наука о живой природе..

Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.

2.Многообразие живых организмов.

Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

3.Жизнь организмов на планете Земля.

Среды жизни планеты. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.

4.Человек на планете Земля.

Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.

Лабораторные   работы

 № 1«Изучение устройства увеличительных приборов»

  № 2 «Знакомство с клетками растений»

№ 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

№ 4 «Наблюдение за передвижением животных

Тематическое планирование

5 класс (17 ч, 0,5 час в неделю)

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

урока

Основное содержание по темам

рабочей программы

Кол. часов

Д/З

Дата

по плану

Дата

по фак-ту

Вид контро-ля

Тема 1.Биология – наука о живой природе.

1

Наука о живой природе.

Свойства живого.

1

1, 2

1 неделя сентября

2

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

1

4

3неделя

3

Строение клетки. Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

Химический состав клетки.

1

5,6 сделать модель клетки

1 неделя

октября

4

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

7

3 неделя

Конт. работа

Тема 2.Многообразие живых организмов.

5

Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Значение бактерий в природе и для человека.

1

8,9,10

1 неделя ноября

6

Растения.

«Знакомство с внешним строением

побегов растения». Лабораторная работа № 3

1

11, создать альбом фото растений своего региона

3неделя

7

Животные.

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

1

12, сооб. Об охраняемых жив.

1 неделя

декабря

8

Грибы. Многообразие и значение грибов.

1

13,14 сделать модель гриба

3неделя

9

Лишайники.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1

15,16, проект о значении живых организмов в природе.

3 неделя января

Конт.раб

Тема 3.Жизнь организмов на планете Земля.

10

Среды жизни планеты. Экологические факторы среды.

1

17,18

1неделя февраля

11

Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества.

1

19,20

3 неделя

12

Природные зоны России.

Жизнь организмов на разных материках.

1

21,22 сооб. с презентацией о жизни организмов в разных зонах

1 неделя марта

13

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

23, составить схему

3 неделя

Конт.раб.

Тема 4.Человек на планете Земля.

14

Как появился человек на Земле.

1

24,сооб. о  пред-х  челов.

1 неделя

апреля

15

Как человек изменял природу.

1

25

3 неделя

16

Важность охраны живого мира планеты.

1

26, сооб. по страницам Красной книги обл.

1 неделя мая

Контр. раб.

17

Сохраним богатство живого мира. Подведем итоги по теме «Человек на планете Земля».

1

27

3 неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс (надомное обучение, 3 часа в неделю)

Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту и расчитана на учеников 5 класса. находящихся на индивидуальном обучении. 3 часа в неделю, итого 102 часа в год....

Рабочая программа по математике 5 класс(надомное обучение)

Рабочая программа рассчитана на учебник Н.Я.Виленкина для надомного обучения...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов;  ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...

Рабочая программа по математике 9 класс (надомное обучение)

Обучение по учебникам Мордковича и Атанасяна, 1.5 недельных часа, алгебра и геометрия изучаются блоками...

Рабочая программа по математике 6 класс (надомное обучение)

Рабочая программа для обучения математике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 2,5 часа в неделю, 84 часа за учебный год)...

Рабочая программа по информатике 6 класс (надомное обучение)

Рабочая программа для обучения информатике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 0,2 часа в неделю, 9 часов в год)...