Рабочая программа по биологии для 5 класса (надомное обучение)
рабочая программа по биологии (5 класс)
Планирование адаптирова для обучения учащихся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии для 5 класса (надомное обучение) | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Рассмотрено на ГМО учителей биологии Протокол № __1___ от «28»__08._ 2021г. Руководитель ГМО __________/ | Согласовано на МС школы Протокол №_____ от «__»_________2021г. Председатель МС ____________/../ «_____» ______________ 2021г | Утверждаю Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сасово» ____________/./ Приказ № ____142_______ «___01» __сентября__ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
5 класс
(планирование адаптировано для обучения уч-ся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения)
Год разработки 2021г.
Срок реализации 2021-2022уч.год
Рабочая программа по биологии составлена на основе приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», на основе примерной программы по биологии для основной школы. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2017.)
Программу составила: Филатова ГалинаЮрьевна
Педстаж 38 лет, высшая квалификационная категория
Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ СОШ N6 разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ N6 от 01.09.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
- рабочей программы воспитания МБОУ СОШ N6;
- УМК «Биология», 5 класс / Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – М. :Вентана-Граф,2013
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
Авторы : И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов,
Т.С. Сухова
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии 34 часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. 5 класс / Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – М. :Вентана-Граф,2013
Данная программа не отличается от государственной количеством часов и содержанием. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценно тью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно - познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Для достижения целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение знаний о том, что:
- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;
- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.
Развивающие:
- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные:
Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.
Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно- познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
- различение на таблицах частей клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов с их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
В результате изучение биологии в 5 классе учащиеся должны:
знать/ понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
Содержание учебного предмета
1.Биология – наука о живой природе..
Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.
2.Многообразие живых организмов.
Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
3.Жизнь организмов на планете Земля.
Среды жизни планеты. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
4.Человек на планете Земля.
Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.
Лабораторные работы
№ 1«Изучение устройства увеличительных приборов»
№ 2 «Знакомство с клетками растений»
№ 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»
№ 4 «Наблюдение за передвижением животных
Тематическое планирование
5 класс (17 ч, 0,5 час в неделю)
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ урока | Основное содержание по темам рабочей программы | Кол. часов | Д/З | Дата по плану | Дата по фак-ту | Вид контро-ля |
Тема 1.Биология – наука о живой природе. | ||||||
1 | Наука о живой природе. Свойства живого. | 1 | 1, 2 | 1 неделя сентября | ||
2 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». | 1 | 4 | 3неделя | ||
3 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». Химический состав клетки. | 1 | 5,6 сделать модель клетки | 1 неделя октября | ||
4 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 | 7 | 3 неделя | Конт. работа | |
Тема 2.Многообразие живых организмов. | ||||||
5 | Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. | 1 | 8,9,10 | 1 неделя ноября | ||
6 | Растения. «Знакомство с внешним строением побегов растения». Лабораторная работа № 3 | 1 | 11, создать альбом фото растений своего региона | 3неделя | ||
7 | Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | 1 | 12, сооб. Об охраняемых жив. | 1 неделя декабря | ||
8 | Грибы. Многообразие и значение грибов. | 1 | 13,14 сделать модель гриба | 3неделя | ||
9 | Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1 | 15,16, проект о значении живых организмов в природе. | 3 неделя января | Конт.раб | |
Тема 3.Жизнь организмов на планете Земля. | ||||||
10 | Среды жизни планеты. Экологические факторы среды. | 1 | 17,18 | 1неделя февраля | ||
11 | Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. | 1 | 19,20 | 3 неделя | ||
12 | Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. | 1 | 21,22 сооб. с презентацией о жизни организмов в разных зонах | 1 неделя марта | ||
13 | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | 23, составить схему | 3 неделя | Конт.раб. | |
Тема 4.Человек на планете Земля. | ||||||
14 | Как появился человек на Земле. | 1 | 24,сооб. о пред-х челов. | 1 неделя апреля | ||
15 | Как человек изменял природу. | 1 | 25 | 3 неделя | ||
16 | Важность охраны живого мира планеты. | 1 | 26, сооб. по страницам Красной книги обл. | 1 неделя мая | Контр. раб. | |
17 | Сохраним богатство живого мира. Подведем итоги по теме «Человек на планете Земля». | 1 | 27 | 3 неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс (надомное обучение, 3 часа в неделю)
Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту и расчитана на учеников 5 класса. находящихся на индивидуальном обучении. 3 часа в неделю, итого 102 часа в год....
Рабочая программа по математике 5 класс(надомное обучение)
Рабочая программа рассчитана на учебник Н.Я.Виленкина для надомного обучения...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов; ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...
Рабочая программа по математике 9 класс (надомное обучение)
Обучение по учебникам Мордковича и Атанасяна, 1.5 недельных часа, алгебра и геометрия изучаются блоками...
Рабочая программа по математике 6 класс (надомное обучение)
Рабочая программа для обучения математике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 2,5 часа в неделю, 84 часа за учебный год)...
Рабочая программа по информатике 6 класс (надомное обучение)
Рабочая программа для обучения информатике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 0,2 часа в неделю, 9 часов в год)...