Влияние школьного научного общества на развитие исследовательских и творческих способностей одаренных детей.
статья по биологии

Дорогов Евгений Константинович

Система образования в настоящее время ставит своей главной задачей комплексное развитие личности учащихся, направленное на создание системы научно-практических знаний и умений, ценностных качеств, которые позволят ученику стать активным и полноправным членом общества, гражданином своей страны. Важность развития исследовательских способностей учащихся признавали многие знаменитые педагоги прошлого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogov_statya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние школьного научного общества на развитие исследовательских и творческих способностей одаренных детей.

Е.К. Дорогов

Система образования в настоящее время ставит своей главной задачей комплексное развитие личности учащихся, направленное на создание системы научно-практических знаний и умений, ценностных качеств, которые позволят ученику стать активным и полноправным членом общества, гражданином своей страны.

        Важность развития исследовательских способностей учащихся признавали многие знаменитые педагоги прошлого. Так, в своих работах процесс исследования и творческого познания мира подчеркивался И.Г. Песталоции, Я.А. Каменским.

        В России полноценно обратили внимание на развитие исследовательского потенциала у учащихся в 20-30е годы XX столетия С.Т. Шацкий, А.И Макаренко, предложив форму клубной работы.

        Позднее, в середине XX века, исследовательские ученические образования отличались излишней заидеологизированностью и напыщенностью (помпезностью).

        С начала 1960-х годов в условиях начавшейся НТР вновь усиливается

интерес к научно-исследовательской деятельности школьников. На первое место выдвигаются научные общества учащихся (НОУ), где превалирует интерес к исследованиям технического и физико-математического направлений.

        Главная цель, преследуемая НОУ, заключалась не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой научно-технический кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся.

В современной школе многие дети занимаются в различных кружках, секциях, студиях, объединениях. Но большинство учащихся, надо признать, уделяют саморазвитию в различных формах внеклассной работы относительно немного времени. Также, многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт - в распространении. Но следует принять во внимание, что творческий потенциал большинства преподавателей реализуется не полностью.

Вовлечение учащихся и учителей в активную творческую и научно-исследовательскую деятельность - потребность сегодняшней системы образования. Для удовлетворения потребностей и потенциала учащихся и учителей в средних общеобразовательных учреждениях формируются школьные научные общества.

Подобное общество организовано в Политехническом лицее-интернате

(ПЛИ) ГОУ ВПО ТГТУ. Необходимость создания ШНО в лицее продиктована ходом развития образовательного учреждения. С момента создания лицей реализует основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, осуществляет профильную подготовку по отдельным предметам естественно-технического профиля, способствует

раскрытию потенциальных возможностей обучающихся, включение их в научно-исследовательскую работу на раннем этапе образования.

        По решению педагогического совета Политехнического лицея-интерната было организовано ученическое научно-исследовательское общество «ДИВО» (Детские исследования – великим открытиям). Общество сформировано в целях объединения творческой молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, приобретения умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Результатами работы общества являются множество докладов, представленных лицеистами. В частности, в 2009/2010 учебном году тематика докладов охватывала различные вопросы. Рассматривались компоненты модели

исследовательской деятельности и ее традиций. Исследовалась динамика работоспособности школьников. Предлагались психологические рекомендации подготовки устного выступления и многое другое.

Экспериментальная работа показала, что общее количество победителей и призеров олимпиад и конкурсов ежегодно составляет около 30 человек.

(25–27 % от общего числа всех обучающихся в лицее) и более 60 % членов

УНИО «ДИВО». Наблюдается положительная, стабильная динамика участия учащихся лицея в олимпиадах, конкурсах, конференциях как регионального, так и всероссийского уровней.

        Но не только в лицее возможна организация ШНО, например в МБОУ СОШ №84 города Барнаула педагогическим советом было принято решение по организации научного общества учащихся “Мудрая сова”. Школа поставила определенную цель перед ШНО: создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Для достижения цели общество организовало несколько направлений своей деятельности:

1.Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в Интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

5. Рецензирование научных работ при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях муниципального и регионального уровня.

6. Подготовка, организация и проведение школьных научно-

Практических конференций и конкурсов проектов.

7. Подготовка к участию в олимпиадах, интеллектуальных играх.

        Благодаря ШНО у учащихся сформировались ключевые компетентности,  ученики научились эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях, включая социальные,  эффективно использовать знания и умения в творческой демонстрации проекта. У всех участников общества повысилась эффективность интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы. Большинство учащихся смогли профессионально самоопределиться.

        Работа в ШНО имеет для учащихся практическое значение. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, у них появляется возможность опубликовать свои исследования в научных сборниках и периодической печати, представить их на конкурсы, конференции, семинары различных уровней. Участие в деятельности общества обеспечивает их активную познавательную потребность, и, как следствие, осуществляется их личностная самореализация и профессиональное самоопределение.

Таким образом, организация школьных научных обществ позволяет учащимся погрузиться в интеллектуально-творческую среду развития исследовательских способностей как на этапе довузовской подготовки, так и продолжить данную работу в условиях вуза.

Список литературы:

1.Викторов, Ю.М. Организация исследовательской деятельности

школьников: из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-

Петербурга / Ю.М. Викторов, С.А. Лебедева, С.В. Та-

расов. – СПб., 1998. http://www.abitu.ru/researcher/-

practice/practice_org/practice_all/a_1z0csx.html?xsl:print=1

2. Мулподжанов, B.C. Профессиональная ориентация старшеклассни-

ков в деятельности научного общества учащихся : автореф. дис. … канд.

пед. наук : 13.00.08 / B.C. Мулподжанов. – М., 1990. – 22 с

3. Шутов В.П. /Директор школы. 2002.  № 3. С. 50-54 / Шутов В.П., Кушнарев А.А.

4.Макаренко И.Б. Школьные научные общества как форма развития исследовательских способностей обучающихся / Вопросы современной науки и практики 2011. С. 178-186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.

Использование информационно-компьютерных технологий как  важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....

Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.

Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации

     Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мот...

"Развитие музыкально-творческих способностей одаренных детей в пении"

В статье рассказывается о важности пения, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкально-творческих способностей детей....