"Развитие музыкально-творческих способностей одаренных детей в пении"
статья по музыке

Бейникова Елена Владимировна

В статье рассказывается о важности пения, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкально-творческих способностей детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бейникова Елена Владимировна,

музыкальный руководитель МБДОУ «ДС «Дельфин», г. Муравленко ЯНАО

Все музыкально одаренные дети отличаются один от другого степенью одаренности, стилем познания, сферами интересов. Общим для них является стремление к совершенствованию, склонность к самостоятельности.

Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества, таких как пение, ритмика, игра на ДМИ.

Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности и занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и важных в музыкальной педагогической теории и практике. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Владение певческим голосом – результат специальной и очень тонкой работы по его постановке. Задатки некоторых музыкальных способностей заметны уже у детей, начиная с младшего возраста. Поэтому необходимо начинать развитие вокальных способностей как можно раньше. Выявив таких детей, я провожу с ними дополнительную индивидуальную работу. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.        

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка «Веселые нотки», который посещают дети 5-7-летнего возраста.

Организация дополнительного образования позволяет организовать поэтапное, систематическое развитие вокально-певческих навыков у музыкально способных, одаренных  дошкольников.

Критериями отбора детей в кружок являются следующие показатели:

  1. Педагогическое наблюдение (музыкального руководителя) за деятельностью детей на основе характеристик по «опознанию» талантов.
  2. Рекомендации психолога на основе изучения индивидуальных способностей ребёнка.
  3. Высокая познавательная активность самого ребёнка.
  4. Запросы и пожелания родителей, которые являются активными субъектами воспитательно-образовательного процесса ДОУ.  

В основе занятий кружка лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Д.Е. Огороднова, Т.М. Орловой и В.В. Емельянова, широко использую новейшие достижения музыкальной педагогики (Л.М. Абелян, Н.А. Ветлугииной, Г. Струве, О.В. Кацер), использую методы и приемы известных педагогов-вокалистов.

С чего начать, чтобы обучение одаренных детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Опыт моей работы показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через волшебную, увлекательную игру. Поэтому основное направление моей работы – «Учимся петь, играя!»

Сначала просто игра звуками своего голоса, интонацией речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта. Итак, я начинаю развитие певческого голоса детей с речевого этапа.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- речевые игры и упражнения,  ритмодекламация.

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и непринужденно подготовить свои голоса к пению, сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

На занятиях кружка я обучаю одаренных детей простейшим певческим навыкам:

- правильному звукообразованию;

- правильному дыханию (у дошкольников – формирование);

- хорошей дикции;

- чистоте интонации;

- эмоционально-выразительному исполнению;

- ансамблю – стройному, согласованному пению.

Но самое главное, я учу детей бережно относиться к своему голосу.

Песенный репертуар подбирается с учётом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей, он должен выполнять эстетические и общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст песни.

Песни для дошкольников подбираются в соответствии с такими принципами:

  • Песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста
  • Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.
  • Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
  • Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона.
  • Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются песни с более протяженными фразами – в 6-8 четвертей.
  • В репертуар детей 5-7 лет включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.
  • Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.
  • Педагог должен следить за тем, чтобы каждая последующая песня была несколько сложнее предыдущей (в отношениях вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться может и форма песни. (Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной – к песне со вступлением, отыгрышем и т.д.).

В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребенку прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше «настраивается» его речевой и певческий голос. Достигается это путем подражания пению и речи взрослого (подражательное пение), в данном случае – музыкального руководителя.

Поэтому для того чтобы пробудить творческую активность детей, стимулировать их воображение, желание включиться в творческую деятельность я сама импровизирую и предлагаю детям импровизировать на занятиях; при этом использую игры со звуком, ладовокальные жесты (упражнения с руками), музыкальные игры (сюжетные и несюжетные с пением, словом), а также музыкально-дидактические игры, в ходе которых развиваются музыкальные способности ребёнка (звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа).

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр, подбор правильного репертуара, индивидуальная и кружковая работа с одаренными детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Результатами роста творческих способностей одаренных детей являются их выступления на развлечениях, праздниках в саду, общегородских мероприятиях, участие и победы воспитанников в  фестивалях и конкурсах различных уровней в номинациях «Вокал».

Одаренные дети, как правило, очень эмоциональны, впечатлительны, у них хорошо развита интуиция. Поэтому обучение и воспитание вокально-одаренных детей предусматривает тесную связь с семьей. Очень важно, чтобы родители были проводниками музыкального воспитания, умело поддерживали интерес ребенка к музыке, воссоздавали полученный эмоциональный опыт в кругу семьи. А для этого необходимо дома слушать детские песенки, народную, классическую музыку, петь песенки, музицировать, посещать концерты.

Именно единство требований к одаренному ребенку не только от педагогов детского сада (музыкального руководителя, психолога, воспитателя), но и родителей является одним из условий успешного развития его способностей в будущем, формирует у ребенка творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

«Развитие музыкальных, творческих и исполнительских способностей детей методом коллективного музицирования в классе скрипки»

  Концепция модернизации образования обозначила обновленную, возрастающую роль преподавателя в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.В связи с этим повышаются требовани...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...