Рабочая программа элективных курсов по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс)

Сафонова Анастасия Владимировна

Элективные курсы "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnye_kursy_ege.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №2

Сафоновой Анастасии Владимировны, учителя биологии,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Излучинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №1

Рабочая программа

элективного учебного курса

«Подготовка к ЕГЭ по биологии»

Пояснительная записка

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся, что соответствует   Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 № 1897;

Биология – один из предметов полного среднего образования, по которому школьники смогут сдать единый государственный экзамен. Материал, представленный в учебниках по биологии для  9-11 классов, слишком прост и лаконичен. Этого недостаточно для получения высокого балла на Едином государственном экзамене. Отдалённость сдачи экзамена за курс основной школы также является причиной того, что доля знаний  по изученным ранее дисциплинам (ботанике, зоологии, анатомии) оказывается утерянной. Кроме того, ограниченное количество часов, отведенных на изучение теоретических основ генетики, решение генетических задач означает, что многие дети испытывают трудности при решении типовых экзаменационных заданий. В  связи с этим, элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во-вторых, он дает возможность ученикам получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. В-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. И до конца  определиться с будущей профессиональной деятельностью.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии

Курс рассчитан на 2 часа  в неделю, 70 часов в год в 11 классе.

В  соответствии со Стратегией развития образования ХМАО – Югры до 2025 г. Программа помогает обеспечить: 1. Развитие интеллектуального потенциала. 2. Формирование высокого уровня социальной мобильности обучающихся. 3. Профессиональное  самоопределение обучающихся.

Целью курса является, обеспечение качественной подготовки учащихся 11 класса к сдаче единого государственного экзамена по предмету «Биология» с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Задачи курса:

Образовательные:

        - Расширить, систематизировать, закрепить знания базового уровня и сформировать систему знаний по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии, которые обеспечат успешность в сдаче экзамена по биологии.

        - Сформировать умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами, а так же с дополнительной литературой по предмету

        - Отработка навыка работы с контрольно –измерительными материалами по предмету «Биология».

Развивающие:

- Развитие навыков объективной самооценки и самоконтроля знаний с помощью различных форм тестирования;

-  Развитие  навыков самоанализа  своей деятельности

-  Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

Воспитательные:

- Воспитание у школьников культуры и гигиены труда при использовании информационно - компьютерных технологий, а так же ответственного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты обучения:

Изучение биологии во время курса обусловливает достижение следующих

Личностных результатов:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

Метапредметные результаты:

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты 

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

В результате изучения курса выпускник научится:

-понимать: основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; учений (о путях и направлениях эволюции; сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); сущность биологических процессов, происходящих в организмах всех Царств живой природы; классификацию, строение, многообразие и значение растений, животных, бактерий, грибов

-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,

-научится  правильно и быстро решать биологические задачи из КИМ ЕГЭ

Выпускник получит возможность научиться:

-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- построению жизненных планов во временной перспективе;

-при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

-выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Курс  предполагает использование современных учебно-методических материалов, опубликованных на доступных для обучающихся цифровых образовательных платформах. С помощью которых имеется неограниченная возможность реализации элективного курса путем дистанционного обучения учеников во время их длительного отсутствия.

Предусматривает использование современных образовательных технологий в преподавании элективного курса: во время курса копятся все работы обучающихся в личном кабинете сайта Решу ЕГЭ, что позволят отследить прогресс и застои в освоении курса.  Информационные технологии, в том числе создание презентации, использование электронных ресурсов.

Предусматривает использование современных оценочных средств в процессе обучения - pейтинговую систему ранжирования оценки качества знаний обучающихся. Собеседования с педагогом, выполнение практических заданий, публичное выступление.

Оценка планируемых результатов будет проведена  следующим образом:

  1. Текущий контроль (оценивание активности учащихся при обсуждении проблемных вопросов, решении  заданий);
  2. Тематический контроль (оценка уровня знаний в  виде тематического тестирования);
  3. Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Оценивание работы учащихся осуществляется по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.

Основные средства обучения: 

- электронные учебные пособия;

- теоретические материалы в электронном и печатном формате;

- презентации уроков;

- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам

- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2023году, стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.

                                   

  Содержание курса

N

Наименование тематического раздела

Кол-во часов по разделу

1

Многообразие живых организмов

3

2

Царство растения

5

3

Царство животные.

9

4

Человек и его здоровье

9

5

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

4

6

Химический состав живых организмов

5

7

Строение клетки

3

8

Обмен веществ и превращение энергии

6

9

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

10

Генетика и селекция

9

11

Эволюция.

5

12

Экология и учение о биосфере

3

13

Решение  ЕГЭ прошлых лет, вызвавших наибольшую  сложность

4

Всего

70

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ по биологии»

№ занятия

Раздел

Тема

занятия

Форма проведения занятия

Кол-во

часов

Дата

план

Дата факт

1.

Многообразие живых организмов

(3ч.)

Вирусы. Бактерии.

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии.  

1

2.

Грибы. Лишайники

1

3.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями

1

4.

Царство Растения (5 ч.)

Ткани и органы высших растений

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

5.

Низшие растения, споровые растений

1

6.

Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения

1

7.

8.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

2

9.

Царство Животные (9 ч.)

Царство Животные (9 ч.)

Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

10.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски.

1

11.

12.

Тип Членистоногие Класс Ракообразные,  Класс Паукообразные  Класс Насекомые.

2

13.

14.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс  Рыбы. Класс  Земноводные. Класс Пресмыкающиеся

2

15

Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

1

16.

17.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

2

18.

Человек и его здоровье (9 ч.)

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности.

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

19.

Нервная система

1

20.

Органы чувств. Анализаторы.

1

21.

Опорно-двигательная система.

1

22.

Внутренняя среда организма. Транспорт веществ

1

23.

Дыхательная система.

1

24.

Пищеварительная система и обмен веществ

1

25.

Выделительная система. Кожа и её производные.

1

26.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

27.

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

(4 ч.)

Предмет и методы биологии, свойства живой материи.

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

28.

Уровни организации живой материи Науки, входящие в состав биологии

1

29.

Происхождение жизни на Земле

1

30

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

31.

Химический состав живых организмов

(5ч.)

Неорганические соединения клетки

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

32.

Углеводы, строение и функции Липиды, строение и функции

1

33.

Белки, их строение и функции

1

34.

Нуклеиновые кислоты, их строение

1

35.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

36.

Строение клетки (3 ч.)

Типы клеточной организации. Основные различия клеток прокариот и эукариот.

Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма. Строение клетки:  ядро

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

37.

Строение клетки:  одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки

1

38.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

39.

Обмен веществ и превращение энергии (6ч.)

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме - ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция (энергетический обмен)

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

40.

41.

АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез

2

42.

43.

Биосинтез белка.

2

44.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

45.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч.)

Размножение организмов. Воспроизведение клеток: митоз.

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

46.

Воспроизведение клеток: мейоз

1

47.

48.

Овогенез. Сперматогенез. Индивидуальное развитие организмов

2

49.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

50.

Генетика и селекция (9 ч.)

Наследственность и изменчивость.

Первый, второй и третий закон Менделя.

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

51.

Генетика пола, сцепленное с полом наследование.

1

52.

Методы генетики

1

53.

Селекция, центры происхождения культурных растений.

1

54.

Решение задач на моногибридное скрещивание

Практическое занятие

Нарешивание типичных  задач

1

55.

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

56.

Решение задач на сцепленное наследование и группы крови

1

57.

58.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

2

59.

Эволюция.

(5 ч.)

Эволюция.

(5 ч.)

Эволюционное учение Ч. Дарвина

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

60.

Происхождение человека.

1

61.

Макроэволюция. Микроэволюция

1

62

Основные закономерности биологической эволюции

1

63.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

64.

Экология и учение о биосфере

(3 ч.)

Экологические факторы. Популяции.

Теоретические занятия.

Дифференцированное обучение

Обучение в сотрудничестве

ИКТ технологии

1

65.

Экологические системы. Понятие о биосфере.

1

66.

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

1

67.

68.

69

70.

Решение  ЕГЭ прошлых лет, вызвавших наибольшую  сложность (4 ч.)

Решение типовых заданий ЕГЭ

Работа КиМ и тренировочными заданиями. Работа на платформе Решу ЕГЭ.

4

Рекомендуемая литература.

  1. Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.
  2. Высоцкая Л.В. и др. под ред. Академика Шумного В.К., проф. Дымшица Г.М. и проф. Рувинского А.О. Общая биология.- М. «Просвещение» 1995
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
  5. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
  7. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.
  8. Генетика с основами селекции. Петров Д.Ф.- М. «Высшая школа» 1976.
  9. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания 8 класс.- М. «Аквариум» 1997.
  10. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания 9 класс.- М. «Аквариум» 1998.
  11. Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.
  12. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"

Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...