Лабораторная работа "Оценка состояния физического здоровья"
опыты и эксперименты по биологии (6 класс)

Крючкова Елена Анатольевна

Предназначена для учащихся основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_8.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Тема. Оценка состояния физического здоровья

 

Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

 Ход работы

1.  Подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.

2. Выполните 20 приседаний за 30 с.

3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки.

4. Проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.

Средние значения величины пульса до и после нагрузки

Характеристика

Спортсмены

Здоровые

нетренированные

люди

Лица с нарушениями

сердечно-сосудистой

системы

1

2

3

4

В состоянии покоя

58

72

80

В состоянии после

88

107

122

нагрузки

Прирост частоты

30

35

42

сердцебиений

5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.

Проектная деятельность

Тема 1. Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и особенности

Цель: изучая разные группы жителей земного шара, осознать их общность. Ход работы

1.  Выбор темы и распределение обязанностей в группе учащихся.

2.  Подбор научной и публицистической литературы.

3.  Поиск фотографий, предметов культуры и быта разных этнических групп.

4. Посещение клубов и кружков народного творчества.

5. Обсуждение формы презентации проекта.

6. Защита проекта: театрализованное представление «История народного костюма» или экскурсия по мини-музею этнографии с найденными вами экспонатами (достаточно 5-6 экземпляров).

Тема 2. Влияние природно-климатических условий  на  разные группы

населения

Ход работы

1.  Выберите интересующую вас группу жителей любого уголка земного шара.

2. Объясните, под действием каких природно-климатических условий шло ее формирование.

3. Защита проекта: сообщения по теме в классе.

Эта работа опирается в основном на литературный, научный и художественный материал. Форма презентации: небольшие устные выступления. Возможна индивидуальная работа.


Лабораторная работа

Тема. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой1. Цель: оценить уровень подготовленности к занятиям спортом. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, скамья или ступенька высотой 40-45 см.

Ход работы

1.  Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождений на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Высота ступеньки для девушек 40 см, для юношей - 45 см.

2.  Каждый цикл состоит из четырех шагов: первый — левая нога встает на ступеньку, второй — правая нога поднимается на ступеньку, третий — левая нога спускается со ступеньки, четвертый — правая нога спускается со ступеньки.

3.  Время восхождения — 4 мин. Если обследуемый из-за усталости начинает отставать от заданного темпа, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследования прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкании и т. п.

4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение 30 с подсчитывает пульс.

5.  Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле:

где Т- время восхождения на ступеньку в секундах; F — пульс за 30 с. 6. Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ.

ИТ

Оценка

Менее 55

Слабая

55-64

Ниже среднего

65-79

Средняя

80-89

Хорошая

90 и более

Отличная

1   Тест, применяемый в Гарвардском университете для оценки подготовленности спортсменов и физически тренированных лиц.


Проектная деятельность

Цель: изучая режим двигательной активности, формировать навыки активного образа жизни.

Тема 1. Польза движений в судьбах великих людей всех эпох (полководцы,

политики, деятели науки, культуры и др.)

Ход работы

Эта работа базируется на воспоминаниях современников, мемуарах известных

деятелей, научной и художественной литературе.

1.  Отбор художественно-исторической, научной литературы (мемуары, воспоминания современников, исторические документы).

2. Составление плана сообщения.

3.  Подбор иллюстративного материала.

4. Подготовка к защите реферата или сообщения.

Тема 2. Режим двигательной активности для разных возрастных групп

Ход работы

1.  Выбор исследуемой возрастной группы и распределение обязанностей

среди учащихся.

2. Определение норм движений в данной возрастной группе.

3.  Наблюдение за режимом дня объекта исследования.

4. Составление рекомендаций по двигательному режиму с указанием видов

движений.

5. Оформление стенда или альбома «Движение — это жизнь».

Тема 3. Режим занятий на спортивных тренировках Ход работы

1.  Выбор анализируемых спортивных занятий.

2.  Наблюдение и видеозапись нескольких тренировок или уроков физкультуры (виды предлагаемых упражнений, индивидуальная активность учащихся).

3. Анализ хода тренировки по основным категориям упражнений и их индивидуальному выбору (например, разминка, работа основных групп мышц), завершение тренировки.

4. Возможен анализ двигательной активности отдельных личностей (предпочтительные виды физической нагрузки, тип телосложения, состояние здоровья).

5. Создание и просмотр с комментариями учебного фильма «Тренировка» или/и самостоятельное проведение тренировки.


Лабораторная работа

Тема. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

Цель: изучение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы по реакции изменения пульса в условиях психоэмоционального напряжения.

Ход работы

1.  Подсчитать пульс сидя в спокойном состоянии за 10 с (ЧП,).

2.  Максимально быстро, проговаривая вслух, выполнить задание по последовательному вычитанию из целого нечетного трехзначного числа целого нечетного однозначного числа в течение 30 с. Например, из 431 вычитать 3: 431 - 3 = 428; 428 - 3 = 425; 425 - 3 = 422 и т. д.

Для испытуемых нужно придумать другие числа.

3. Сразу после выполнения задания сосчитать пульс за 10 с (ЧП2).

4. Рассчитать показатель реакции сердечно-сосудистой системы (ПР):

ПР = ЧП2/ЧП,

5.  Подвести итоги. Если ПР больше, чем 1,3, то сердечно-сосудистая система обладает низкой стрессоустойчивостью.

Проектная деятельность

Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.

Тема 1. Роль прививок в поддержании здоровья населения

Ход работы

1.  Распределение обязанностей в группе учащихся.

2.  Посещение медицинского кабинета для составления графика обязательных прививок (с указанием названий, сроков проведения, противопоказаний).

3.  Работа с литературой по вопросу: «Вакцинация населения в нашей стране».

4. Беседа с учениками, учителями, родителями о значении прививок и их отношении к вакцинации.

5. Защита проекта: стенд для медицинского кабинета школы «Значение прививок» или диспут в классе «Прививки: „за" и „против"».

Тема 2. Артериальное давление и пульс — показатели состояния сердечно-сосудистой системы Ход работы

1.  Выбор объекта исследований. Возможно самонаблюдение или наблюдение за членами семьи и товарищами.

(Для работы необходим тонометр — прибор для измерения давления - и секундомер или часы с секундной стрелкой.)

2. Сравнение показателей людей, например: разных возрастных групп (дома или в школе), разных весовых категорий, тренированных и нет. (Обратите особое внимание на курильщиков.)

3.  Выбор времени замеров: после пробуждения, в состоянии покоя, после мышечной деятельности, умственной работы, в период проявления бурных эмоций и др.

4. Сравнение показателей и оформление вывода о роли этих видов деятельности в работе сердечно-сосудистой системы.

5. Составление рекомендаций для исследуемых лиц.


Лабораторная работа

Тема. Развитие утомления

Ход работы

1.  В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока - из первой карточки, в конце - из второй).

2.  Подсчитайте процент правильно решенных примеров. (Количество правильно решенных примеров умножить на 10.)

3.  Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

Задания

Карточка 1

1.   [(13 • 12 + 444) : 15] • 20 =

2.   [(300: 15 •20) -113]: 7 =

3.   [(16 •12+ 208): 16] • 7 =

4.   [(350-80) :3-8] + 200 =

5.   [(260 + 440) : 70 + 290]  3 =

6.   (3 •37 + 589) :10 + 80 =

7.   [(342+ 308+ 70): 90] •120 =

8.   [(11 •11 + 122) :3] •5 =

9.   [(146 + 354 + 310) : 270] • 108 = 10.   [(658 + 342 - 280) : 80] • 105 =

Карточка 2

1.   [(11•14 + 54) : 16] •20 =

2.   [(400: 16•20) -140] : 5 =

3.   [(14 • 12 + 192): 18] • 5 =

4.   [(370-90) : 4 7]+ 200 =

5.   [(240 + 360) : 12 + 340] •2 =

6.   [(2 • 49 + 502) : 10]+ 180 =

7.   [(308 + 362 + 130) : 160] •120 =

8.   [(12 •12+156):3] • 7 =

9.   [(154 + 356 + 300) : 90] • 104 = 10. [(642 + 456 - 290) : 90] • 106 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние физического здоровья российских школьников

состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и п...

Практическая работа по ОБЖ 10класс "Оценка состояния физического здоровья".

Практическая работа рекомендуются при изучении темы о здоровом образе жизни....

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...