ПРОГРАММА «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по физкультуре на тему

Состояние физического здоровья школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 136»

ПРОГРАММА

 «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор: Слищенко Г.М., учитель   физической культуры,

высшая квалификационная категория

2014 г.

г. Пермь

Пояснительная записка

 В настоящее время для общества актуален вопрос о состоянии здоровья молодежи. За последние годы в России обострилась ситуация с состоянием здоровья населения. По статистическим данным ВОЗ, 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников школ можно назвать здоровыми. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет на 18%. На этом фоне снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи.  Существующее положение актуализировало работу по реализации мониторинговых исследований в различных сферах деятельности и на различных уровнях, в том числе и в сфере физической культуры с целью повышения эффективности процесса физического воспитания учащейся молодежи.

     Мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдения за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья как для индивида, так и для группы индивидов.

Целью исследования является  анализ результатов мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников МАОУ «СОШ №136».

Согласно федеральному закону об образовании в РФ № 273- ф3 от 29.12.2012 г., реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с планом модернизации общего образования (распоряжение правительства РФ от 27.02.2010 № 246-р), в соответствии с которым в 2013-2014 учебном году в общеобразовательном  учреждении будет проведен мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся.

  Задачи

1. Определение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школы.

2. Проведение  анализа  динамики физической   подготовленности респондентов и обработка в виде цифровых данных и графическом

изображении.    

3. Создание индивидуальных программ и рекомендаций для учащихся по организации физической подготовки с учетом физического развития.

Инструментарий:

1. Комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов

под редакцией В.И. Лях М.: Просвещение, 2013.

2. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным

развитием двигательных способностей» В.И. Лях, Г.Б. Мейксон.:    Просвещение, 1993.

3. Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми» Пермь 2008.

4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

5. Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ф3 от 29.12.2012 г.

6. Таблицы САНПИНа по обработке результатов физического развития.

7. Таблицы для заполнения результатов обследования (приложения)

Состав группы по проведению мониторинга:

учителя физической культуры

Мелихов В.С., Слищенко Г.М., Солдатенков А.Н.;

медицинский персонал школы – Андреева Г.П.;

учитель информатики – Самосушев В.Л.

Руководитель группы: Слищенко Г.М.

Объект исследования: учащиеся 4,9,11 классов МАОУ «СОШ №136»

Содержание программы:

1. Определить состояние здоровья учащихся по определению физкультурной группы /данные медицинского осмотра (сентябрь).

2. Определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий) по индексу массы тела (И.М.Т.- отношение массы тела к росту).

Данные медицинского осмотра на начало учебного года (сентябрь)

Согласно таблице антропометрических показателей определяют уровень физического развития.

Средний уровень (нормальное соотношение массы и длины тела) составляет

для 4 класса (9-10 лет)                        15.5-18.8  

9 класса (14-15 лет)           юноши –        18.2-21.2

девушки –         18.5-21.5

11 класса (16-17 лет)           юноши –        19.5-22.9

девушки –         18.5-20.3

Показатели выше диапазона средних показателей соответствуют высокому уровню физического развития, а ниже – низкому.

3. Мониторинг физической подготовленности учащихся по развитию кондиционных качеств:

1) быстрота – бег на короткие дистанции: 4 кл.-30м.,9кл.-60м.,11кл.-100м.;

2) скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места;

3) сила – подтягивание на перекладине из виса (юноши);

подъём туловища  из положения лежа за 30 сек. (девушки);

4) выносливость – бег в 1000м.

Прием тестов физической подготовленности проводится 2 раза в год (сентябрь, май) учителями физической культуры.

4. Обработка результатов исследования.

5. Выводы и рекомендации учащимся и педагогам.

I.Физкультурная группа.

  Учащиеся, прошедшие школьный медицинский осмотр в начале учебного

года подразделяются на три «Физкультурные группы»

  1. Основная: к ней относятся учащиеся практически здоровые, не имеющие

заболеваний и выполняющие программу по физической культуре в полном объёме.

  1. Подготовительная: к этой группе относятся учащиеся имеющие хронические заболевания различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, половой) и выполняющие программу по физической культуре с ограничением тех упражнений и тестов которые им противопоказаны.
  2. Специальная: к этой группе относятся учащиеся имеющие серьёзные заболевания и освобождённые от практических занятий. Но некоторые учащиеся с разрешения родителей посещают уроки физической культуры и выполняют практические задания доступные им.

II.Физическое развитие:

  1. Определить индекс массы тела (вес разделить на квадрат роста).
  2. По таблице определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий).
  3. Сопоставить в % уровень развития по половому признаку у мальчиков и девочек.
  4. Сопоставить в % уровень развития в начальном, среднем и старшем звене.

III. Физическая  подготовленность.  

  1. провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося  по каждому тесту  на конец учебного года по следующим заданиям:
  • бег на короткие дистанции;
  • прыжок в длину с места;
  • подтягивание на перекладине (мал), упражнение на пресс  (дев);
  • бег1000м.
  1. провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося  по 4  тестам  на конец учебного года.
  2. Выводы и рекомендации для учащихся и учителей.

        

        Значение внедрения системы мониторинга

Для учащихся:

- вооружение каждого учащегося алгоритмом отслеживания своего физического состояния;

- повышение интереса к занятиям.

- определение уровня физической подготовленности каждого учащегося, в том числе и ее динамику, двигательный возраст, динамику и оценку всего класса, позволяет дублировать протокол.

Для преподавателей физической культуры:

- освобождение от рутинной работы по обсчету, хранению и анализу результатов тестирования каждого школьника, класса;

- повышение интереса учащихся к тестированию и самостоятельной тренировке;

- упрощение отслеживания динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося;

- объективный критерий оценки собственной работы, позволяющий вносить в нее коррективы.

- представляются протокол класса, динамика и оценка каждого учащегося, рассчитывается рейтинг учащихся, классов в школе.

Для директора или завуча школы:

- повышение информированности при принятии административных решений;

Программа позволяет решать следующие задачи:

  • осуществлять мониторинг изменений, происходящих в морфофункциональном развитии, физической подготовленности и других компонентах здоровья как отдельного обследуемого, так и возрастных, половых и других группах школьников в течение всего периода пребывания в образовательном учреждении;
  • получать целостное многостороннее представление о функциональном состоянии организма школьников, о симптомах патологических изменений, происходящих в организме, а в ряде случаев и о наличии конкретных заболеваний;
  • оперативно обрабатывать первичную информацию о различных компонентах здоровья и представлять количественную и качественную их оценку;
  • на основе анализа полученных данных предлагать индивидуальные рекомендации по организации физической подготовки с учетом особенностей телосложения школьников и поставленных оздоровительных задач;
  • выполнять статистическую обработку полученных данных и представление в цифровых выражениях и наглядном графическом изображении.

Список литературы

1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 126 с.

2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

3. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.№ 916 // Российская газета. - 2002. - 12 янв.

4. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. - М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.

5. Уильямс Д. Система мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы, 1995. - № 1. - С. 36-41.

6. http: // www.rian. ru/society/20110225/33887766.html.

7. http: // www.sport28.ru.


Приложение №1

Таблица оценки тестов учащихся по физической подготовленности согласно документу «Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми»

4 класс

тесты

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

1

Бег 30м.

6.4

5.7

5.5

6.6

6.2

5.8

2

Прыжок в длину с места

125

150

160

115

130

150

3

Подтягивание (м);

упр. на пресс (д)

1

3

5

12

15

22

4

Бег 1000м

6.30

5.30

5.00

7.00

6.00

5.30

9 класс

тесты

юноши

девочки

3

4

5

3

4

5

1

Бег 60м.

10.0

9.0

8.8

10.6

10.0

9.4

2

Прыжок в длину с места

175

200

220

160

175

185

3

Подтягивание (м);

упр. на пресс (д)

3

8

10

12

17

24

4

Бег 1000м

4.30

4.10

4.00

6.00

5.30

5.00

11 класс

тесты

юноши

девочки

3

4

5

3

4

5

1

Бег 100м.

15.0

14.5

14.0

17.8

17.0

16.3

2

Прыжок в длину с места

195

220

240

170

185

195

3

Подтягивание (м);

упр. на пресс (д)

5

10

15

18

20

25

4

Бег 1000м

4.10

3.55

3.35

6.00

5.20

4.50


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ТАБЛИЦА

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ «СОШ №136»

класс

Фамилия, имя

пол

мед гр.

физическое развитие

физическая подготовленность

вес

рост

имт

оцен

уровень

бег 60м

прыжок

в длину

подтяг(ю)

пресс (д)

бег 1000м

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

р

о

р

о

р

о

р

о

р

о

р

о

р

о

р

о

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние физического здоровья российских школьников

состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и п...

Практическая работа по ОБЖ 10класс "Оценка состояния физического здоровья".

Практическая работа рекомендуются при изучении темы о здоровом образе жизни....

"Физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре" Выступление на родительском собрании

физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре...

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...

Лабораторная работа "Оценка состояния физического здоровья"

Предназначена для учащихся основного общего образования...