Методы и приёмы организации самостоятельной работы учащихся
опыты и эксперименты
Данная тема всегда актуальна, так как многие учащиеся школ имеют проблемы в обучении, которые являются следствием недостаточно сформированных навыков самостоятельной работы. Перед каждым учителем стоит задача систематического формирования этих навыков. Только самостоятельная работа учащихся дает им полное усвоение материала по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_uchashchihsya.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы организации самостоятельной работы учащихся.
Данная тема всегда актуальна, так как многие учащиеся школ имеют проблемы в обучении, которые являются следствием недостаточно сформированных навыков самостоятельной работы. Перед каждым учителем стоит задача систематического формирования этих навыков. Только самостоятельная работа учащихся дает им полное усвоение материала по предмету.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:
По дидактическим целям | По уровню самостоятельности учащихся | По степени индивидуализации | По источнику и методу приобретения знаний | По форме выполнения | По месту выполнения |
обучающие; контролирующие; развивающие | воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно – вариативные; эвристические; творческие (исследовательские). | общеклассные, групповые и индивидуальные | работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов и т.д | устные и письменные самостоятельные работы | классные и домашние |
Рассмотрим некоторые виды самостоятельных работ и их сочетание более подробно.
- Самостоятельные работы по дидактическим целям:
- Самостоятельные работы по уровню самостоятельности учащихся:
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу - при выполнении по образцу учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение основными знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при этом задания выполняются по образцам и алгоритмам, показанным учителем или подробно описанным в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, ибо способствуют созданию условий для перехода учащихся к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. Поэтому учитель должен уметь отбирать, вовремя предъявлять и требовать от учащихся их точного воспроизведения. | Примерами таких самостоятельных работ могут быть практические работы в учебниках Угриновича, где описан алгоритм выполнения работы с подробным выполнением. А также раздаточный материал. Например: Создайте в ТР документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В основном абзаце есть слова, выделенные жирным шрифтом и курсивом. При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца. Текст сохраните в файле. Текст «Краснодaрский край был выделен из состава Азово-Черноморского края 13 сентября 1937 года. Административный центр края — город Краснодар. Край омывается водами Азовского и Черного морей. Из общей протяжённости границы — 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Край делится рекой Кубань на две части: северную — равнинную (2/3 территории) и южную — предгорья и горы (1/3 территории). Имя реки часто распространяют на весь край, называя его просто – Кубань.» | |||||||||||||||||||||||||
Реконструктивно–вариативные - обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные. | Как правило, после выполнения воспроизводящей самостоятельной работы для формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, дано задание «Собери компьютер сам!». И дан текст «Компьютер для школьника, Процессор Intel Celeron® Dual-Core E1400, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB ,Цена комплекта: 7430 руб, Компьютер для школьника, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 5000+ AM2, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB , Цена комплекта: 9660 руб Игровой компьютер, Процессор Intel Core™2 Duo E7300, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB ,Цена комплекта: 18550 руб Игровой компьютер, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 6000+ AM2, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB ,Цена комплекта: 16780 руб». Необходимо выяснить: Сколько конфигураций компьютеров? Какие процессоры установлены? Сколько характеристик конфигураций выбрано? Учащимся сложно ориентироваться в данном тексте. Они предлагают структурировать информацию - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Вариант таблицы
Возможен и другой способ представления данных. Задания на составление решения задачи позволяют развивать у детей логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления. Такой тип работ приводит к улучшенному осмыслению нового, закреплению в памяти изученного материала. | |||||||||||||||||||||||||
Эвристические - в ходе выполнения деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует учитель по ходу урока, учащиеся при этом решают не всю проблему, а отдельные подпроблемы, в результате этого они приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса или явления, не приобретают способности видеть и самостоятельно решать познавательно-практические значимые творческие задачи. | В ходе изучения темы «Компьютерные вирусы» учащимся предлагается проблемный вопрос «Статья из журнала CHIP «CSI: Место преступления – Интернет»: «Если так пойдет и дальше, мне придется закрыть мою сеть интернет-кафе, - жалуется господин Д.- Некоторых клиентов я уже потерял». Он показывает распечатки электронных писем, которые в течение последних двух недель приходят посетителям его кафе. Клиенты обеспокоены не меньше, чем сам владелец. На первый взгляд их невозможно отличить от настоящих: «В связи с проведением работ по техническому обслуживанию мы проверяем состояние пользовательских счетов наших клиентов. Убедительно просим вас срочно посетить веб-сайт (следует ссылка). Если вы не сделаете этого в течение 24 часов, мы вынуждены закрыть ваш счет и аннулировать зачисленные на него средства. Пожалуйста, обратите внимание на то, что наши сотрудники не просят вас сообщить по электронной почте свои конфиденциальные данные». - Что вы можете сказать по данному факту? (учащиеся выдвигают свои гипотезы). - Учитель предлагает учащимся посетить Интернет- музей вирусов по ссылке http://www.securelist.com/ru/threats/detect Делит учащихся на группы по 4 чел. и раздает задания группам для самостоятельного поиска ответа: 1.Кто создает вредоносные программы. 2.Классификация детектируемых объектов. 3. История вредоносных программ. 4.Ваш компьютер заражен. Результат своего труда учащиеся оформляют в форме документа. Объем не более 1 страницы. | |||||||||||||||||||||||||
Творческие (исследовательские) - в ходе выполнения ученик обучается раскрывать новые стороны явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения, оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи; самостоятельно разрабатывать тематику и методику опытнической, экспериментальной работы, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации, ставить новые проблемы, выдвигать гипотезы их решения, обстоятельно разрабатывать планы их решения. | При изучении темы «Устройство компьютера» учащимся можно предложить провести исследование носителей информации: 1.«DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики». 2. «СD-ROM, СD-RW и CD-R, их отличие, технические характеристики». |
- Самостоятельные работы по степени индивидуализации
общеклассные (коллективные) | Примером коллективной работы может служить работа учащихся по одному или нескольким аналогичным вариантам заданий «средней» трудности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
групповые - объединяют учащихся в звенья по 2 или 4 человека. Она также выполняется всеми учащимися класса в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом. Обязательными элементами такой групповой работы будут: наличие и осознание цели (общегрупповой задачи); выполнение индивидуального задания каждым участником работы в соответствии с общей целью; обязательная взаимная проверка результатов работы каждого, помощь и разъяснение друг другу возникающих затруднений; формулировка вывода сообща на основании обобщения результатов, полученных каждым членом группы; соотнесение вывода с поставленной в начале работы целью. | Тема «Системы счисления». Задание нарисуй рисунок по точкам. Координаты точек представлены в различных системах счисления и чтобы нарисовать рисунок необходимо перевести их в десятичную СС.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные — ориентировка на различие в индивидуальных особенностях учащихся, а не только единоличное выполнение задания. Работу такого типа принято называть индивидуально-дифференцированной. Подобным образом предлагают проводить контрольные работы. Суть способа состоит в том, что задания составляют для всех учащихся аналогичные, но содержащие последовательный ряд задач и упражнений, расположенных по принципу нарастающей трудности. Учащиеся, приступая к выполнению задания, могут начать с первого, самого легкого вопроса и постепенно продвигаться ко второму, третьему и т. д. Могут, оценив свои силы и знания, пропустить первые вопросы, а начать с более трудных, чтобы в итоге одолеть и самые сложные задачи, предложенные в конце задания. При такой работе учащиеся естественным образом дифференцируются. Выполняя такой формы задания, учащиеся правильно оценивают свои достижения, видят перспективу и возможности своего дальнейшего роста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему...
Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии
В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА МОДУЛЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование метода проектов...
Методы и принципы организации самостоятельной работы студентов на уроках истории
Самостоятельная работа представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей частью.Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и угл...
«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»
Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредст...
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы....
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...