Методы и принципы организации самостоятельной работы студентов на уроках истории
статья по истории на тему

Омельченко Евгения Николаевна

Самостоятельная работа представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей частью.

Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение, и усвоение нового материала без посторонней помощи.Самостоятельная работа студентов повышает культуру их умственного труда, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

 

Методы и принципы организации самостоятельной работы

 студентов на уроках истории

Рассмотрено на заседании комиссии

общих гуманитарных, естественнонаучных,

математических и социально-экономических дисциплин  

22.10.2015.,    Протокол №2

 Омельченко Евгения Николаевна

преподаватель истории

 

Моршанск

2015г

Самостоятельная работа наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей частью. Для ее успешной организации и выполнения необходимо планирование и контроль со стороны преподавателя.      

Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение, и усвоение нового материала без посторонней помощи.

Факторы, определяющие значимость самостоятельной работы студентов.

Во-первых, самостоятельная работа позволяет студентам глубоко вникнуть в сущность изучаемого вопроса, основательно в нем разобраться.

Во–вторых, самостоятельный учебный труд вырабатывает у обучающихся стойкие идейные взгляды и убеждения.

В–третьих, в ходе самостоятельной работы студент формирует у себя такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициативу, силу воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.

В-четвертых, систематическая самостоятельная работа студентов повышает культуру их умственного труда, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания.

Это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту, после окончания учебного заведения, приходится заниматься самообразованием – повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников.

Правильно организованная самостоятельная работа обучающихся имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении, в формировании нравственных качеств; служит главным путем превращения полученных знаний в убеждения и навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием и, стало быть, является как средством, так и целью обучения. Только через самостоятельную работу студент может стать хорошим специалистом.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый) уровни самостоятельной деятельности студентов.

Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с решением задач, заполнением таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков.

Реконструктивная самостоятельная работа предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, аннотирования, написания рефератов и т.д.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения стоящей перед ним задачи.

В настоящее время преобладают две общепринятые формы самостоятельной работы: традиционная, т. е. выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории; аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого, в ходе выполнения задания, можно получить консультации.

Самостоятельная работа всегда вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

Многие первокурсники испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Всякая самостоятельная работа студентов должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятия нужного материала. От установки зависит то, какие детали или объекты будут восприниматься более ярко, а на какие студенты не будут обращать внимание. Основное средство формирования установки – это словесная инструкция преподавателя (актуализация проблемы).

Источниками знаний при организации самостоятельной работы студентов являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно – популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет.

Средством систематизации объемного материала учебника истории является самостоятельная работа со статистическими данными. Их использование позволяет наглядно представить некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития государств.

Статистические данные позволяют не только экономно и наглядно изложить материал, но и приучить студентов пользоваться ими как веским аргументом при обосновании своей позиции.

В работе с историческими картами наиболее распространенными являются задания, направленные на систематизацию, сопоставление материала, характеристику этапов того или иного события. Например, по карте «Раздел мира в конце XIX- начале XX в» и по материалам учебника студенты составляют таблицу, в которой отмечают особенности развития крупных западных стран. Они определяют, какие из этих стран захватили территории слаборазвитых государств в Африке, Азии, Латинской Америке и т.д., и делают в последней графе таблицы записи, отвечая на вопрос: для чего крупные западные страны захватывали слаборазвитые государства?

Общественно – политические, справочные, научно – популярные и другие издания используются при подготовке сообщений, рефератов.

Степень самостоятельности студентов в данном случае значительна. Ученик должен составить план сообщения, в соответствии с ним изложить материал, сделать выводы.

Преподаватель предлагает студенту, в конце сообщения записать 5 – 6 вопросов для закрепления прослушанного материала. С ними докладчик обращается к группе, он также имеет возможность поставить одну – две оценки, учитывая правильность ответов студентов. Такая организация работы позволяет всем студентам серьезно относиться к изучаемому материалу.

Объяснение нового материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации работы студентов – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:

  • запишите тему и план лекции;
  • составьте тезисы, запишите выводы;
  • выделите в записях трудные термины и объясните их значение;
  • не упустите нужные даты;
  • конспект лекции дополните сведениями из учебника;
  • подготовьте ответы на вопросы, поставленные преподавателем перед лекцией.

Если в лекцию включаются сообщения студентов, группе предлагается дать рецензии на них. В тетрадях студентов записаны рекомендации по составлению рецензий. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  • правильность приводимых исторических фактов, дат, имен;
  • полнота содержания;
  • последовательность, логичность сообщения;
  • использование дополнительных источников информации, средств наглядности;
  • речь, стиль изложения;
  • умение обобщить, сделать вывод;
  • общая оценка.

Такая рецензия дается студентами и на ответы товарищей по группе по домашнему заданию. При этом оценка выставляется и отвечающему студенту, и студенту дающему рецензию.

Гуманизация исторического образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития.

Формированию умения давать развитую характеристику исторической личности способствует использование алгоритма. В алгоритме заложены смысловые опоры, на которых строится система знаний об исторической личности, использование алгоритма предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно – исторического материала, позволяет студентам самостоятельно анализировать и обобщать факты из разных источников и способствует формированию исторического мышления.

Памятка – схема «Характеристика исторического деятеля»

  1. Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии) условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
  2. Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель.
  3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
  4. Способы действия; средства достижения цели.
  5. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов, какой – либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.
  6. Противоречия в деятельности личности.
  7. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
  8. Отношение студента к историческому деятелю.
  9. Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.

Необходимо также проводить постоянную словарную работу. Сейчас в новых учебниках почти после каждого параграфа имеется словарик. Студенты записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение и используют в дальнейшем при ответе.

Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения студентов чрезвычайно способствует организация игровой деятельности.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обсуждение. Здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты, явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически принимать известное, а мобилизовать все свои знания, самостоятельно думать, выбирать главное, отбрасывать второстепенное, сопоставлять, оценивать.

Как правило, в ходе игры студенты, отличающиеся, «леностью ума», желающие получать все в готовом виде, незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов в книгах, начинают размышлять. Чаще всего оказывается победителем не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но умеет пользоваться ее богатствами. «Слабые» и «средние» студенты с большим желанием принимают участие в викторинах, кроссвордах, изготовлении простых пособий.

Следует обратить внимание и на использование художественной литературы. Можно с уверенностью сказать, что она является одним из крупнейших вспомогательных источников изучения истории.

Формировать самостоятельность мышления у студентов можно при помощи логических заданий.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является подготовка рефератов. Организация данной работы расширяет творческие возможности преподавателя, ставит перед ним задачу поиска новых методов и приемов, работы с перспективой, помогает подходить индивидуально к возможностям каждого студента.

Реферат активно приобщает студентов к самообразовательной деятельности, к политическому самообразованию.

Реферат расширяет и углубляет теоретические знания студентов; формирует у студентов ценностное отношение к научным знаниям, умения анализировать научные теории и производственный опыт, обобщать их и делать выводы.

Реферат – это высшая форма письменной работы, она требует не только структурирования своих мыслей, но и сведения всех знаний вокруг одной проблемы (вопроса) на основе нескольких источников.

В системе формирования умений и навыков большое внимание уделяется планированию, конспектированию, составлению различного рода планов, планов – конспектов, не владея этими навыками и умениями, студенты реферата не напишут.

Работая над созданием реферата, студент трансформирует текст, выбирает главное, важное – работает мысль. При защите реферата  - опять работает мысль студента. Никогда не следует забывать очень важную мысль Л.Н. Толстого о том, что знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти.

Организация работы студентов над рефератом

  1. Студенты получают инструктаж

Что такое реферат. Каковы требования к нему, что главное в его содержании, в чем особенность этого вида работы. Преподаватель знакомит студентов с памятками: «Как писать реферат», «Примерная структура реферата», «Требования к реферату».

  1. Выбор темы реферата

При определении темы реферата учитываются не только указания программы, но и разделы, которым нет возможности уделить достаточное время в лекциях, вопросы, неполно освещенные в учебнике. Все это способствует более серьезному отношению студентов к подготовке рефератов, тщательному поиску специальной литературы, ее самостоятельному анализу. Возможность писать работу получают все желающие студенты.

  1.  Составление плана работы и подготовка списка используемой литературы

Необходимо обеспечить, чтобы у студентов, работающих над одной и той же темой, не было совершенно одинаковых планов и списков литературы. В случае дублирования темы путем индивидуальной беседы со студентами, выбравшими одну и ту же тему вычленяются отдельные аспекты темы, и каждый самостоятельно раскрывает их. В это же время отрабатывается: объем работы, последовательность, уточняются формулировки по отдельным вопросам, даются рекомендации по использованию источников.

  1. Работа с избранной литературой

Преподаватель просматривает черновики студентов, что дает возможность проверить, как систематически, регулярно, а главное самостоятельно работали студенты, выяснить, есть ли какие трудности, нужна ли помощь.

  1. Защита реферата

Краткое сообщение студента, в котором излагаются узловые проблемы реферата, анализируются использованные источники, обосновываются выводы исследования. Студенты отвечают также на дополнительные вопросы (устные) преподавателя, связанные с содержанием реферата. При этом преподаватель стремится выяснить уровень сформированности основных исследовательских умений, определить, как студент осуществлял критику источников, их анализ, раскрывая причинно – следственные связи и закономерности исторического процесса.

Памятки для студентов при работе над рефератом

«Как писать реферат»

  1. Определите цель написания реферата в соответствии с составленной темой.
  2. Составьте его план.
  3. При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказа-тельства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание
  4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
  5. Проанализируйте собранный материал, продумайте и сделайте обобщенные выводы.
  6. Оформите реферат.

«Примерная структура реферата»

  1. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
  2. Обоснование выбора темы, ее актуальность.
  3. Теоретические основы выбранной темы.
  4. Изложение основного вопроса.
  5. Вывод и обобщения.
  6. Практическое значение реферата.
  7. Список использованной литературы.

«Требования к реферату»

  1. Реферат должен иметь четкий план изложения вопроса, а также список литературы, составленный в соответствии с требованиями библиографии.
  2. В содержании должны быть четко сформулированы суть вопроса, намечены пути его решения, в литературе или в опыте, обозначено собственное отношение автора, его точка зрения по выделенным вопросам.
  3. Реферат должен быть написан четко, разборчиво, грамотно, с обозначением страниц, иметь титульный лист.

На титульном листе указывается тема, фамилия, инициалы исполнителя и руководителя реферата. Ссылки на источники даются в соответствии с правилами библиографии. Список литературы приводится в конце реферата.

  1. Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страниц ученической тетради. Работа не должна быть перегружена цитатами, цифрами, таблицами.
  2. При необходимости к реферату оформляется приложение (документы, иллюстрации, таблицы, схемы, и т.д.).

При цитировании следует дать точные ссылки на источники: фамилию, инициалы автора, название книги, место издания, номер тома, страницы.

При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно: выходные данные не повторяются, название работы после фамилии автора обозначается словами «Указ. соч.». Если повторная ссылка следует сразу после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы.

Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы (под основным текстом), либо в конце реферата или его главы.

Примерные темы рефератов

  1. Место России в мировой цивилизации
  2. Принятие христианства на Руси
  3. Действующие лица Древней Руси: портреты Ярослава Мудрова, Владимира Мономаха, Александра Невского
  4. Борьба русских князей против монголо-татарского нашествия
  5. Свержение монголо-татарского ига
  6. Иван III – государь всея Руси
  7. Иван Грозный: личность и эпоха
  8. Самозванцы на русском престоле
  9. Земские соборы в истории России: 16-17 вв.
  10. Опричнина: замыслы и результаты
  11. Закрепощение крестьян на Руси: этапы и последствия
  12. Православная церковь и культура
  13. Быт и нравы русского боярства
  14. Династия Романовых
  15. Церковный раскол и его идеология
  16. Петр I: личность и эпоха
  17. Птенцы гнезда Петрова
  18. Культура в петровскую эпоху
  19. Демидовы: у истоков российского предпринимательства
  20. Дворцовые перевороты ХVIII в.
  21. Пугачевщина – крестьянская война
  22. Екатерина II: личность и эпоха
  23. Просветительство в России в первой половине ХVIII века.
  24. Герои Отечественной войны 1812 г.
  25. Декабристы: личности и эпоха
  26. Александр I: личность и эпоха
  27. Интеллигенция и самодержавие
  28. Александр II: личность и эпоха
  29. Крестьянское хозяйство и земельный вопрос в пореформенной России
  30. Развитие российского предпринимательства ХIХ в.: традиции, династии
  31. Иностранный капитал в российской промышленности
  32. Политические партии в России: портреты лидеров
  33. Государственная Дума в Российской истории
  34. Государственная деятельность С.Ю. Витте.
  35. П.А. Столыпин – одиночество реформатора
  36. Первая мировая война: военные действия в России
  37. Образование СССР
  38. Политические портреты государственных деятелей 30 х. годов XX века
  39. СССР накануне войны
  40. Великая отечественная война в современных спорах
  41. Победа советских войск под Москвой
  42. Сталинградская битва
  43. Курская битва
  44. Освобождение Ленинграда
  45. Роль советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне
  46. Советские партизаны и подпольщики в Великой Отечественной войне
  47. Антигитлеровская коалиция: проблема второго фронта
  48. Политический портрет Н.С. Хрущева
  49. Как мы покоряли космос или великое соперничество
  50. Брежнев и его окружение
  51. Политические портреты современных государственных деятелей (по выбору)
  52. Рефераты по краеведению (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания....