Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"
методическая разработка по теме

Вербицкая Светлана Николаевна

 

 

         Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатливаются глубоко и надолго. 

Педагог учит ребенка тем или иным приемам сообразно характеру каждого вида творчества. Эти элементы обучения подчинены общевоспитательным целям, их следует осуществлять систематично, планово, лишь тогда они дадут нужный эффект. Они должны строиться на основе знания ребенка, знания путей развития детского творчества. Лишь это знание даст возможность правильно решить вопрос, чему следует учить ребенка и как его учить, сообразуясь с особенностями психики дошкольника и его творческих умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

                           При подготовке доклада использован научный  

                материал доктора педагогических  наук

     Евгении Александровны Флёриной.

        Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатливаются глубоко и надолго.

        Говоря о задачах художественного воспитания, мы подчеркиваем воспитательные возможности искусства и красоты, которые педагог может использовать и осуществлять в практике. Эти особенности касаются прежде всего чувственного восприятия ребенка, а оно является основой в развитии сознания ребенка.

        Красота и искусство пробуждают и развивают лучшие человеческие чувства. Искусства формирует моральный облик ребенка, его детское «мировоззрение», развивает любовь к Родине, волю, любовь ко всему прекрасному, что в жизни окружает ребенка.

        Велика роль искусства и в умственном развитии ребенка. Обращаясь к образному мышлению, искусство показывает ребенку мир во всем его разнообразии, обогащает новыми представлениями, учит связывать факты, делать несложные умозаключения.

        Образно мышление помогает логическому, отвлеченному мышлению ребенка. Процесс эстетического восприятия и творчества богато развивает память, мышление, воображение, развивает фантазию ребенка.

        При помощи искусства развивается творческая личность ребенка. В игре, рисовании, лепке, рассказывании ребенок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления и результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребенок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания, сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях. И эстетическое восприятие, и в особенности творчество ребенка раскрывают перед сверстниками его мысли, интересы, намерения и творческие возможности. На почве этого возникает взаимный интерес, взаимопомощь, дружба и организованность детей.

        Все это влияние искусства на ребенка педагог должен умело и четко использовать в работе с детьми.

        Каковы принципы художественного воспитания? В художественном воспитании следует стремиться к единству эмоционального и познавательного, а также к единству восприятия содержания и формы. Этот принцип поможет педагогу избежать двух ошибок: с одной стороны, формализма, а с другой – одностороннего использования искусства.

        Второй принцип – изучение ребенка, своеобразия его эстетического восприятия и творчества, лишь на основе которого возможно правильное осуществление задачи художественного воспитания.

        Третий принцип – полноценность, богатство и разнообразие эстетического восприятия и творчества ребенка. При этом важно их правильное чередование и повторность, систематичность.

        Четвертый общепедагогический принцип – наглядность. В применении к художественному воспитанию это означает стремление обеспечить ребенка конкретными эстетическими переживаниями и творческим действием, а также стремление использовать в полной мере образные средства каждого вида искусства.

        Пятым принципом считается внимание к детской инициативе и самостоятельности в творчестве и эстетическом восприятии ребенка. Однако не следует понимать этот принцип как ослабление помощи ребенку в тех случаях, когда это требуется. 

        Наконец, шестой принцип – это правильное сочетание коллективного и индивидуального  в эстетическом воспитании, использование коллективности воспитания в целях развития каждой личности и коллектива в целом. Это должно приводить к обогащению эстетических переживаний детей, повышению качества художественной самостоятельности и творчества каждого ребенка и коллектива в целом. Педагог должен направлять общение детей, предупреждать их от излишнего участия в работе друг друга.

        Средства художественного воспитания крайне многообразны. Одни из них действуют по преимуществу на эстетическое восприятие ребенка, другие выражаются в творческой деятельности детей; причем те и другие часто объединяются. Основные средства художественного воспитания: красота в окружающей ребенка жизни (в природе и в быту), все виды искусства, доступные ребенку для восприятия, художественная самодеятельность и творчество. Праздники представляют собой комплекс эстетических восприятий и художественной самодеятельности детей в различных областях искусства (пение, музыка, танцы, чтение стихов и т.д.)

        Каким должно быть искусство, которое мы даем детям?

  1. К искусству для ребенка мы предъявляем требование идейно-воспитательной ценности и высокого художественного качества. «Вкус не может развиваться на посредственных вещах, но только на самых лучших», - сказал Гёте.
  2. Искусство для детей должно быть доступно их восприятию. Искусство слишком сложное вызывает бесполезное напряжение детского сознания, приводит к нервному утомлению. Задача педагога – уметь раскрыть произведение искусства перед ребенком. Использование классической и народной музыки, песни, танцев дают самый лучший воспитательный эффект.
  3. Искусство для детей должно быть добрым и жизнерадостным. В нем не должно быть места пессимизму, а также грубости и жестокости.
  4. Искусство для детей должно обладать простотой, ясностью, яркостью изобразительных средств.
  5. Подбирая художественный материал, педагогу следует рассчитывать на тот интерес, который он может вызвать. Интересом в основном определяется и эмоциональное отношение ребенка, и познавательная ценность материала для него. Как уже говорилось выше, интерес у ребенка не всегда возникает сразу, но задача педагога, если он убежден в его ценности и доступности – вызвать интерес, умело раскрыв материал перед детьми.
  6. Искусство для детей должно быть выразителем высоких моральных качеств.

Подражание в воспитании ребенка играет чрезвычайно важную роль. На подражании в жизни, природе и в особенности на подражании человеку, его труду, его умениям, знаниям, на использовании наследства человеческих навыков и знаний строится рост и развитие психики человека, его знаний и умений. Для ребенка подражание особенно важно: от взрослых он учится говорить, ходить, обращаться с предметами, узнает о смысле и значении вещей, явлений; подражая взрослым, ребенок сначала в игре, а затем и в жизни научается многому. Однако активность ребенка, инициатива его и в подражании крайне ценны и важны, всякая механическая подражательность менее ценна, чем та, в которую ребенок внес новое, личное, творческое. Пассивное подражание, если оно станет привычкой ребенка, может убить инициативу. Педагог должен препятствовать такому пассивному подражанию.

        Педагог учит ребенка тем или иным приемам сообразно характеру каждого вида творчества. Эти элементы обучения подчинены общевоспитательным целям, их следует осуществлять систематично, планово, лишь тогда они дадут нужный эффект. Они должны строиться на основе знания ребенка, знания путей развития детского творчества. Лишь это знание даст возможность правильно решить вопрос, чему следует учить ребенка и как его учить, сообразуясь с особенностями психики дошкольника и его творческих умений.

        При четкости и серьезности постановки работы элементы обучения чрезвычайно повышают интерес детей, обогащают детское творчество по содержанию и качеству исполнения. Специальные наблюдения, устройство детьми выставок, участие в праздничном оформлении повышают детскую творческую активность, развивают эстетический вкус и наблюдательность. Все это положительным образом влияет на их творчество.

        Область художественного воспитания ребенка стала предметом широкой коллективной  работы педагогов. Ясно поставленные проблемы, четкое распределение работы по разделам эстетического воспитания сделали ее наиболее продуктивной, что безусловно обогатило практику работы педагогов гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок».

       

                                                     

СОСТАВИЛ

Методист С.Н.Вербицкая

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»

        В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...

Методические принципы физического воспитания

В этом материале можно проследить концепцию принципов физического воспитания....

Принципы позитивного воспитания детей

Принципы позитивного воспитания детей представлены в книге Джона Грея "Дети с небес"...

Анкета «Принципы воспитания детей»

Анкета для родителей «Принципы воспитания детей»...

Наглядность как принцип в обучении и воспитании детей в истории педагогики

Принцип наглядности является одним из наиболее популярным и интуитивно понятным. Этот принцип используется еще с древних времен. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют жив...