Принципы позитивного воспитания детей
консультация ( класс) на тему

Волошина Ирина Ник.

Принципы позитивного воспитания детей представлены в книге Джона Грея "Дети с небес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novichkova_printsipy_pozitiv_vospit.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«Принципы позитивного воспитания детей» .

Педагог-психолог ГБОУ Лицей 1501 СП 1388

Новичкова Ирина Николаевна

В современном мире родители придерживаются различных систем воспитания. Кто-то предпочитает старые авторитарные методы, основанные на подчинении ребенка своей воле с использованием различных средств наказания. Кто-то выбирает демократический стиль, не ограничивая ребенку свободу действий. Перед каждым родителем встает вопрос: «Как воспитать ребенка достойным, самостоятельным человеком?» И каждый отвечает на него и выбирает способ воспитания исходя из своего опыта, наблюдений и знаний.

Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию систему позитивного воспитания, разработанную американским психологом, доктором психологии Колумбийского университета, автора 17 книг, отцом троих детей  Джоном Греем. Основы этой системы и методы взаимодействия с детьми, а также возможные результаты представлены в книге Джона Грея «Дети - с небес: Уроки воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивости и уверенности в себе». – М.: ООО Книжное издательство «София», 2015.

Цель позитивного воспитания – вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка.

 Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем-то навязанным извне – она идет изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями.

Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идет впереди. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться. Такие дети меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать. А это очень важно в наше время.

Пять важнейших принципов позитивного воспитания:

1. Отличаться от других - нормально.

2. Совершать ошибки - нормально.

3. Проявлять негативные эмоции - нормально.

4. Хотеть большего - нормально.

5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа – главные.

Если правильно воплощать эти принципы в жизнь, ваш ребенок разовьет в себе качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение прощать других и себя, умение делиться, умение дожидаться осуществления своих желаний, чувство собственного достоинства, терпение, упорство, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, отзывчивость, уверенность в своих силах, способность быть счастливым.

Давайте рассмотрим каждый принцип позитивного воспитания подробнее.

 1. Отличаться от других – нормально. Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами. Дети также различаются в том, как они обучаются, и родителям важно осознавать эти различия, чтобы не расстраиваться понапрасну, сравнивая своих детей с другими.

2. Совершать ошибки – нормально. Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что-то недопустимое. Ошибки – естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству: умению любить себя и принимать собственное несовершенство.

Если дети видят, что родители всегда извиняются за допущенный промах, то они и сами постепенно приучаются брать на себя ответственность за свои ошибки. Вместо того чтобы заставлять детей просить прощения, родители должны сами служить им примером. Дети учатся на ролевых моделях, а не из лекций. При этом дети учатся не только ответственности; регулярно прощая родителям их ошибки, ребенок постигает важнейшее искусство прощения.

Существуют альтернативные методы позитивного воспитания таковы: просьбы вместо приказов, поощрение вместо наказания, тайм-ауты вместо шлепков и тумаков. О них я расскажу позже.

3. Проявлять негативные эмоции – нормально. Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Негативные эмоции нормальны, и о них необходимо беседовать.

Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. С другой стороны, не нужно задабривать ребенка, чтобы он не давал воли гневу, иначе он станет устраивать скандалы именно в те моменты, когда у вас нет возможности предложить ему тайм-аут и эффективно разобраться с текущей проблемой.

После того как ребенок научится осознавать и выражать негативные эмоции, ему намного проще отделить себя от родителей, развить сильное самосознание и постепенно открыть свою внутреннюю сокровищницу творческих способностей, интуиции, любви, уверенности, радости, сострадания, совести и способности исправлять свои ошибки. Все эти замечательные качества, которые помогают человеку сиять в полную силу и добиваться успеха и самореализации, развиваются тогда, когда он осознает свои чувства и умеет отпускать негативные эмоции. Успешные люди осознают свои потери, но скоро наверстывают утраченное, поскольку умеют отпускать негативные эмоции.

4. Хотеть большего – нормально. Детям очень часто вбивают в голову, будто только нехороший, эгоистичный, испорченный ребенок хочет большего или огорчается, не получая желаемого. Родители изо всех сил стараются приучить детей к добродетелям благодарности, вместо того чтобы позволить им желать большего. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», – стандартный ответ на желание ребенка получить больше.

Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого.

Если не позволить детям свободно просить, они так и не узнают, что они могут получить, а что – нет. Кроме того, когда дети просят, они быстро развивают умение вести переговоры. Большинство взрослых – никудышные дипломаты. Они ни о чем не просят, если не ожидают положительного ответа. Когда же ответ отрицательный, они обычно молча принимают его и уходят - либо затаив обиду за маской смирения, либо с откровенным раздражением.

Дайте ребенку свободу просить о том, чего он хочет, – и его врожденная способность добиваться желаемого расцветет в полную силу. Став взрослым, он не будет считать отрицательный ответ окончательным. Он с детства привыкнет вести переговоры, и нередко ему будет удаваться убедить вас дать то, о чем он просит. Позволить блестящему дипломату убедить себя – это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у капризного ребенка. Родители, практикующие позитивное воспитание, уверенно контролируют ход таких переговоров и жестко устанавливают их рамки.

Позволив ребенку просить большего, вы тем самым даете ему возможность ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни.

Если девочкам нужно дозволение хотеть больше, то мальчикам – особая поддержка, когда они не получают большего. Довольно часто мальчишка ставит перед собой труднодостижимые цели, и, стараясь уберечь сына от разочарований, родители пытаются убедить его быть реалистичнее. Мама с папой не понимают, что для парня важно не столько достичь цели, сколько научиться справляться с разочарованием, – вставать и снова идти к своей цели.

5. Выражать свое несогласие – нормально, но помни, что мама и папа – главные. Нужно позволять детям говорить «нет», но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Наряду с возможностью хотеть большего и вести переговоры, позволение говорить «нет» дает им немало прав. Большинство родителей боятся дать детям слишком много прав, чтобы не разбаловать их. Одна из крупнейших проблем с современными детьми состоит в том, что им дают слишком много свободы. Родители почувствовали, что дети заслуживают того, чтобы иметь больше прав, но не научились при этом оставаться хозяевами положения. Если они при этом не используют такие техники позитивного воспитания, как тайм-ауты, дети становятся слишком требовательными, эгоистичными и раздражительными. Давая детям свободу, нужно следить за тем, чтобы все-таки уверенно держать ситуацию под контролем.

Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо.

Корректировать свои желания – это отнюдь не то же самое, что отступаться от них. Откорректировать свои желания – значит привести их в согласие с желаниями старших. Отступаться – значит подавлять свои желания и чувства, подчиняясь воле родителей. Подчиняя ребенка, вы ломаете его волю.

Дети, у которых развит дух сотрудничества, по-прежнему хотят то, что они хотят, но главное их желание – доставить радость родителям. Позволить детям говорить «нет» – не значит передать контроль в их руки; на самом деле это приводит к тому, что именно взрослые начинают лучше контролировать ситуацию. Всякий раз, когда ребенок говорит «нет», но тем не менее старшие проводят свою линию, дети вновь убеждаются, что мама и папа – главные. Именно поэтому тайм-аут такой важный воспитательный прием.

Даже хорошо понимая все пять принципов позитивного воспитания, быть хорошим отцом или матерью нелегко. Этому обучаешься в процессе общения с ребенком. Быть родителем – значит снова и снова отдавать больше, чем ты когда-либо считал возможным. И, как бы хорошо ты ни справлялся со своими задачами, перед тобой опять и опять открываются неизведанные просторы, и ты думаешь: «Ну, а теперь-то что делать?» Тут необходимо отчетливо видеть имеющиеся у вас возможности.

 Пять методов позитивного воспитания:

 1. Чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, просите, а не командуйте.

2. Чтобы свести сопротивление ребенка к минимуму и улучшить качество общения, слушайте и проявляйте понимание, – не пытайтесь ничего уладить.

3. Чтобы мотивировать ребенка к тому или иному поведению, поощряйте его, – не наказывайте.

4. Чтобы утвердить свое главенствующее положение, распоряжайтесь, – не требуйте.

5. Чтобы сохранить контроль над ситуацией, назначайте тайм-ауты, – не бейте ребенка.

Эти методы работают, когда Вы начинаете их использовать последовательно и постоянно. Теперь разберем каждый из этих методов подробнее.

  1. Методы установления сотрудничества : «Просите, а не командуйте»

Формулируя просьбу, следите за тем, чтобы говорить «Не сделаешь ли ты… ?» или «Сделай, пожалуйста…» вместо «Ты можешь сделать… ?» Когда вы говорите: «Наведи, пожалуйста, порядок в комнате?» – это просьба. Если же вы говорите: «Ты можешь навести порядок?» – вы как бы ставите под вопрос способность человека. Вы тем самым спрашиваете: «Ты в состоянии навести тут порядок?» Чтобы побудить человека к сотрудничеству, нужно выражать свои желания предельно прямо и ясно. Нужно с самого начала высказать просьбу таким образом, чтобы у собеседника возникло желание сотрудничать.

Вопрос: «Ты можешь навести порядок?» – уместен только в том случае, если вы действительно спрашиваете человека о том, способен ли он навести порядок. Если же вы хотите о чем-то попросить ребенка, высказывайтесь прямо.

Откажитесь от риторических вопросов. Каждый такой вопрос подразумевает некое скрытое послание. В воспитании скрытые послания обычно содержат обвинение, которое отец или мать не желает высказывать прямо и маскирует под риторическим вопросом. Многие матери даже не осознают, что выражают негативные чувства, но стоит им глубже заглянуть себе в душу, и они легко обнаружат их.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

 Риторический вопрос: Почему в комнате такой беспорядок?

Возможное скрытое послание: Тебе следовало бы прибрать в комнате. Ты плохой. Ты – лентяй. Ты меня не слушаешься и т. д.

 Риторический вопрос: Когда ты наконец повзрослеешь?

Возможное скрытое послание: Ты ведешь себя как маленький. Мне за тебя стыдно. Ты – великовозрастный младенец. Пора бы вести себя иначе.

 Риторический вопрос: Почему ты бьешь братика?

Возможное скрытое послание: Ты плохой. Ты – бестолочь. У тебя нет никаких причин так обращаться с братом.

Говорите прямо. Один из важнейших навыков, которые нужно приобрести матерям, – научиться высказываться прямо, особенно при общении с мальчиками. Женщины часто выражают свое недовольство, не высказывая просьбы прямо. Это все равно что ловить рыбу в пустыне. Они оставляют себе очень мало шансов получить желаемую реакцию. Вот некоторые примеры непрямых высказываний:

 Негативное высказывание: Дети, вы слишком шумите.

Подразумеваемое приказание: Ведите себя тише.

Позитивная просьба: Ведите себя, пожалуйста, тише.

 Негативное высказывание: В твоей комнате опять беспорядок.

Подразумеваемое приказание: Наведи порядок в комнате.

 Позитивная просьба: Не наведешь ли ты порядок в комнате?

Негативное высказывание: Не годится бить брата.

Подразумеваемое приказание: Не бей брата.

Позитивная просьба: Не бей брата, пожалуйста.

 Откажитесь от объяснений. Объясняя ребенку свою позицию, чтобы обосновать просьбу, вы тем самым уступаете свою родительскую власть. Вы приводите ребенка в замешательство. Очень многие родители из лучших побуждений пытаются убеждать детей следовать их инструкциям, вместо того чтобы просто напоминать им, что они имеют полное право сопротивляться, однако мама и папа – главные.

Не нужно говорить: «Не почистишь ли ты зубы? Уже пора идти спать: завтра тебе предстоит трудный день». Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» Если вы хотите, чтобы малыш понял, почему ему следует отправляться в кровать, объясните ему это позже, после того как он выполнит вашу просьбу. Когда ребенок будет лежать под одеялом, можете сказать ему: «Я так довольна тобой. Ты очень хорошо почистил зубки. Теперь ты успеешь хорошенько выспаться, и завтра будешь свежим, как огурчик. Завтра у нас с тобой много дел, а крепкий сон придаст тебе сил». После того как ребенок что-то сделал хорошо, он гораздо восприимчивее к небольшой беседе.

Объяснение: Ты сегодня слишком много смотрел телевизор, и теперь пора его выключить. Я хочу, чтобы ты уделил время другим занятиям.

Альтернативная формулировка: Будь добр, выключи, пожалуйста, телевизор и займись чем-нибудь другим.

 Объяснение: Всякий раз, когда пора идти в школу, ты не можешь отыскать свои туфли. Мне бы хотелось, чтобы ты всегда ставил их в одно место.

Альтернативная формулировка: Ставь, пожалуйста, свои туфли в определенное место, где ты всегда сможешь их найти.

Откажитесь от лекций. Лекции на тему, что такое хорошо и что такое плохо, еще менее эффективны, чем объяснения. Нецелесообразно говорить: «Нехорошо бить братика. И вообще драться плохо. Прекрати, пожалуйста, сейчас же». Кроме того, что эти слова звучат надуманно и неестественно, они просто не работают. Конечно, вы должны устанавливать те или иные правила и политику в семье, – но не для того, чтобы мотивировать действия ребенка. Если лекции о том, что такое хорошо и что такое плохо, нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать и вместо этого пытается разобраться, что же хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. Дети до девяти лет еще не готовы к таким сложным головоломкам, а после девяти они просто не слушают подобных лекций.

Детям и подросткам нужно читать лекции только тогда, когда они об этом просят. Многие родители жалуются, что их дети не разговаривают с ними. Главная причина в том, что такие родители дают слишком много советов и читают слишком много лекций. Как бы ни была хороша и полезна вся эта информация, если ребенок сам не просил совета, ваши слова только вызовут у него сопротивление.

Не пытайтесь манипулировать своими чувствами. Делиться чувствами нужно с равными. Идентифицировать свои чувства и делиться ими с окружающими – очень важное искусство; но обучать ему ребенка при помощи замечаний типа «я чувствую» – ошибка. Когда родители, которые являются главными в семье, делятся с детьми своими негативными эмоциями, чтобы побудить тех к определенному поведению, дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей. В результате ребенок или чувствует себя виноватым в огорчениях взрослых и пытается подстроиться под их желания, или же приходит к выводу, что им манипулируют, и сопротивляется воле родителей. Не нужно делиться с детьми негативными эмоциями. «Главному» не годится ставить себя на одну доску с ребенком. Говоря о своих негативных чувствах, вы в значительной мере теряете контроль над ситуацией и утрачиваете силу добиваться сотрудничества. Понятно, что делиться с детьми позитивными чувствами – замечательно, но негативные чувства будут восприняты как форма манипуляции и встретят только сопротивление.

  1. Методы преодоления сопротивления:

Удовлетворяя потребность ребенка в сопротивлении, мы можем эффективно уменьшить это сопротивление, но при этом сохранить волю. Вот четыре способа удовлетворить эту потребность:

1. Слушать и понимать.

2. Обеспечивать подготовку и структуру деятельности.

3. Отвлекать и направлять.

4. Обеспечивать ритуал и ритм.

Чтобы отпустить сопротивление и ощутить внутреннее побуждение к сотрудничеству, ребенку необходимы понимание, структура, ритм и направление. Если эти потребности не удовлетворены, в детях притупляется естественное желание сотрудничать.

Существует четыре основных типа детского темперамента: сензитивный, активный, реактивный, восприимчивый. Если у ребенка преобладает один темперамент, это не значит, что все остальные ему совсем не свойственны. У некоторых детей черты всех темпераментов проявляются в равной степени, а у других сильнее развит один. Ни один темперамент не хуже и не лучше остальных – они просто разные.

Сенситивным детям нужно, чтобы их слушали и понимали. Они уязвимы и чувствительны. Они остро осознают собственные реакции на жизненные обстоятельства, касающиеся их потребностей и желаний. Эти дети лучше всего реагируют, когда их слушают и понимают. Жаловаться – часть их натуры. Дайте такому ребенку возможность поделиться своими тяготами – и ему сразу станет легче.

Активным детям требуется подготовка и структура. Их больше всего интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они стремятся действовать и добиваться результатов. Они сами себя побуждают к действию и проявляют наибольшее стремление к сотрудничеству в том случае, когда знают, что делать, или имеют определенный план. Им нужно непрестанно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему. Таким детям необходима структура, иначе они легко выходят из-под контроля и сопротивляются вашему авторитету. Им всегда нужно знать план действий, правила и кто главный.

Реактивных детей нужно отвлекать и направлять. Они общительны и дружелюбны, развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить жизнь. У этих детей широкие интересы, потому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция. Эти дети любят перемены, но сопротивляются необходимости на чем-то сосредоточиться. Они нередко закатывают скандалы в ответ на просьбу совершить какое-то рутинное действие, например надеть пальто. Если реактивный ребенок сопротивляется вашей воле, нужно просто перенаправить его к новой возможности, новой деятельности или опыту.

Восприимчивым детям требуется ритуал и ритм. Они больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего. Новые ситуации, когда эти дети не знают, что произойдет дальше, вызывают у них сопротивление. Они познают себя по собственным ожиданиям. Если такой ребенок ожидает от окружающих любви, он чувствует себя любимым. Ему нужен режим, повторяемость и ритм.

Для того чтобы преодолеть сопротивление ребенка и побудить его к сотрудничеству, важнее всего научиться слушать и понимать его. Если ребенок противится сотрудничеству, значит, у него есть какое-то неудовлетворенное желание или потребность. Нужно определить их и высказать вслух. Стоит идентифицировать желание или потребность ребенка, и его сопротивление нередко исчезает. В этом случае одного факта, что вы понимаете причину сопротивления малыша, бывает достаточно, чтобы оно исчезло. Усвоив новые методы улучшения общения, вы сможете очень быстро преодолевать сопротивление и пробуждать волю ребенка к сотрудничеству. Поймите причину сопротивления ребенка, и оно уйдет.

3. Методы мотивирования детей к сотрудничеству.

Не существует более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка к сотрудничеству и желание получить награду. Именно поощрение и признание достижений ребенка чаще всего пробуждают его желание сотрудничать. Каждому ребенку хочется, чтобы родители специально уделяли ему время. Каждый ребенок приходит в возбуждение при упоминании о десерте. Каждый ребенок любит подарки. Каждый ребенок с нетерпением ожидает праздника. Любой родитель не раз замечал, сколько тепла, дружелюбия и готовности к сотрудничеству проявляют дети, когда они хотят чего-то и полагают, что получат это.

Давайте ребенку небольшие поощрения, и вам станет намного проще исполнять свои родительские обязанности.

Однако многие родители опасаются, что ребенок начнет злоупотреблять таким отношением и станет требовать поощрения за любую мелочь. К счастью, это не так. Если использовать этот прием в комплексе с другими методами позитивного воспитания, поощрение даже усиливает желание ребенка сотрудничать просто так.

Для того чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, проще всего пообещать, что в награду вы уделите ему дополнительное время. Скажите: «Если ты будешь сотрудничать со мной сейчас, то у меня останется время, чтобы сделать для тебя то-то и то-то позже». Каждый раз, когда ребенок слушается, у вас действительно остается больше времени, чтобы заняться тем, что ему нравится. Достаточно напомнить ребенку эту простую истину, и вы сможете легко побудить его следовать вашим указаниям. Вы добьетесь наилучших результатов, если сформулируете свое обещание в форме, наиболее приемлемой для вашего ребенка.

Поощрение должно соответствовать возрасту ребенка. Подросткам уже не так важно, чтобы вы уделяли им время, но у них появляются другие потребности. Им нужны деньги и помощь. Как только подросток начинает зарабатывать и тратить деньги, можно использовать их в качестве поощрения. Не следует предлагать ребенку деньги слишком часто, но если соблюдать меру, такое поощрение оказывается очень эффективным.

Если подросток не желает тратить время на то или иное занятие, вы можете просто предложить ему вдвое больше карманных денег, чем он получает обычно. Если лишних денег в семье нет, то родители могут предложить подростку свозить его куда-то на машине или помочь с выполнением какой-то из его домашних обязанностей.

4. Методы утверждения своей власти: распоряжайтесь, не требуйте.

Если предыдущее три шага не привели к сотрудничеству, пришло время утвердить свою власть и отдать распоряжение. Произнесите ваше распоряжение твердым голосом: «Я хочу, чтобы ты …» Ребенок должен из опыта знать, что вы уже не уступите. Переговоры окончены. Если он продолжает сопротивляться, чтобы взять верх в ситуации, просто выслушайте возражения с минимальным сочувствием и повторите свою фразу. Наилучший способ утвердить свою власть – просто повторять распоряжение с полной уверенностью, что ребенок скоро уступит вам. Если ребенок продолжает сопротивляться, а вы стоите на своем, не прибегая ни к эмоциям, ни к попыткам обосновать свою позицию, вы в конце концов добьетесь своего.

Распоряжение наиболее эффективно, если его произносят несколько раз четко и твердо без эмоциональной окраски.

Распоряжение лучше всего формулировать ясно и позитивно. Например:

 Негативное требование: Не бей сестренку.

Негативное распоряжение: Я хочу, чтобы ты перестал бить сестренку.

Позитивное распоряжение: Я хочу, чтобы ты обращался с сестренкой поласковее.

 Негативное требование: Перестань болтать.

Негативное распоряжение: Я хочу, чтобы ты перестал болтать.

Позитивное распоряжение: Я хочу, чтобы ты посидел молча.

5. Методы сохранения контроля над ситуацией – тайм-аут.

Когда ребенок не слушается или отвергает контроль со стороны старших, позитивное воспитание не определяет его поведение как плохое или неправильное, но просто констатирует, что ребенок вышел из-под родительского контроля. Вместо того чтобы осуждать, наказывать или поучать ребенка, нужно просто как-то ограничить или удержать его, чтобы не дать развиться неповиновению или неприятию родительского контроля.

Цель тайм-аутов состоит не в том, чтобы пригрозить ребенку или наказать его. Это просто способ помочь ребенку снова почувствовать, что он находится под контролем родителей и ему это нравится. Детям нужно испытывать на прочность границы дозволенного, чтобы прийти к внутреннему согласию и снова вступить в сотрудничество. Тайм-ауты регулярно требуются почти всем детям, поскольку помогают им научиться восстанавливать над собой контроль, – ведь эмоции иногда оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать.

Даже многие взрослые не умеют управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях. Тем более нельзя ждать этого от детей. Первое, что необходимо, чтобы разрешить конфликты во взаимоотношениях и покончить с любым насилием, – признать, что, когда нас переполняют слишком сильные чувства протеста или отрицания, необходимо взять тайм-аут и немного остыть. Взрослые люди, которые теряют контроль над собой и прибегают к насилию, ведут себя так главным образом потому, что их не учили брать тайм-ауты и освобождаться от негативных эмоций. Эта важнейшая способность в равной степени необходима и детям, и подросткам, и взрослым. Разница между взрослым и ребенком в том, что взрослый человек способен сам понять, когда ему необходим тайм-аут, а ребенок – нет. Если с ранних лет приучать ребенка к тайм-аутам, то, начиная с девяти или десяти лет, он будет сам брать тайм-ауты всякий раз, когда почувствует внутреннее напряжение и дух противоречия. Это несложно, но тут нужна практика.

Если ребенок упорствует в своем сопротивлении и не реагирует на четыре шага побуждения к сотрудничеству, значит, настало время прибегнуть к пятому шагу. В идеале тайм-аут выглядит так: отец или мать помещает ребенка в комнату и удерживает дверь закрытой. Если малыш пытается вырваться – это естественное проявление сопротивления. Помните: когда ребенок сопротивляется, это нормально. Когда ребенок оказывается один за закрытой дверью, он чувствует, что его все покинули. Для некоторых детей очень важно, чтобы вы были рядом (по ту сторону двери), – во всяком случае, пока тайм-аут еще является для ребенка новым опытом. Когда малыш привыкнет к тайм-аутам, он уже не будет пытаться вырваться из комнаты. Продолжительность тайм-аута – по одной минуте на каждый год, прожитый ребенком. Четырехлетний малыш остается один четыре минуты, а шестилетний – шесть. Когда родители впервые слышат об этом методе, они обычно не верят, что он подействует на их ребенка, – но он действует. Он эффективен для всех детей любого возраста, начиная с двух лет.

После четырнадцати лет потребность в тайм-аутах возникает редко. Если вы не приучали ребенка к тайм-аутам с раннего детства, возможно, эта мера потребуется ему и в подростковом возрасте, – в частности в те моменты, когда юноша или девушка ведет себя неуважительно или не реагирует на ваши распоряжения.

Давайте рассмотрим, что происходит во время идеального тайм-аута на примере четырехлетнего ребенка. Вначале малыш сопротивляется вашей воле, и возможно, вам даже придется отнести его в комнату на руках. Это может быть его комната или любое другое помещение. Сперва малыш бушует и пытается вырваться из комнаты. Минуты через две он перестанет рваться наружу, но пока еще уступает свои позиции не до конца; ребенок начинает плакать. Еще через минуту он переходит к более тонкому чувству – к страху. На этом этапе он, возможно, станет просовывать пальчики в щель под дверью и умолять: «Выпусти, выпусти меня, пожалуйста». В этот момент следует заверить малыша, что осталась всего одна минута и скоро он сможет выйти из комнаты. Вполне допустимо подбадривать малыша на любых этапах тайм-аута. Можно вновь и вновь повторять сыну или дочери, что вы никуда не ушли и остаетесь по ту сторону двери и ребенок скоро сможет выйти.

Если ребенок спросит, зачем вы устраиваете ему тайм-ауты, простейший ответ таков: «Когда мы теряем контроль над собой, нам необходим тайм-аут». Говорить о том, что ребенку требуется время, чтобы подумать и понять, в чем его ошибка, – неверно и бесполезно. Во время тайм-аута думать ни о чем не нужно. Все, что требуется ребенку, – это ощутить, как всплывают на поверхность подспудные эмоции, – и он автоматически вновь окажется под вашим контролем.

Если вы применяете тайм-ауты, то потребность наказывать или шлепать ребенка отпадает. Тайм-аут воссоединяет ребенка с его чувствами и желанием сотрудничать совершенно иным способом. Регулярно получая тайм-ауты, дети учатся справляться со своими внутренними чувствами. Когда жизненные невзгоды выводят их из равновесия, они сами берут тайм-аут, отпускают негативные чувства и возвращаются к своему истинному я более любящими, счастливыми, спокойными и уверенными в себе. Такие люди склонны идти на сотрудничество с окружающими, вместо того чтобы требовать, подчинять или манипулировать.

Для детей старше девяти лет ситуация несколько иная. Такому ребенку легче сдерживать свои чувства, и ему нужно меньше тайм-аутов. Он уже научился ощущать свои эмоции и отпускать их. Теперь можно дать ребенку возможность самостоятельно обрести контроль над собой. Начиная с девяти лет, давайте детям три предупреждения перед тайм-аутом.

Пять методов позитивного воспитания оказываются наиболее эффективными, если родители берут за основу своего подхода к воспитанию эти пять принципов. Обладая этими новыми знаниями, родители смогут принимать такие решения и общаться со своими детьми таким образом, чтобы помочь им в полной мере реализовать свой потенциал, развить таланты и сделать что-то хорошее в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

Принципы позитивного воспитания

Рекомендации родителям по воспитанию детей....

Принципы позитивного воспитания

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста,...

Принципы позитивного воспитания

Данная статья содержит короткие, но ёмкие принципы позитивного воспитания детей, которые будут полезны родителям...

Анкета «Принципы воспитания детей»

Анкета для родителей «Принципы воспитания детей»...

Наглядность как принцип в обучении и воспитании детей в истории педагогики

Принцип наглядности является одним из наиболее популярным и интуитивно понятным. Этот принцип используется еще с древних времен. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют жив...

Доклад «Позитивная динамика уровня воспитанности детей в процессе реализации программ художественного образования»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Реализация «модели выпускника» гармонично соотносится с целями и задачами д...