Принципы позитивного воспитания
статья по теме

Краюшкина Ольга Владимировна

Рекомендации родителям по воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon О принципах воспитания детей32 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы позитивного воспитания

 

           Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную героем фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».

           Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?

              Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

           Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.

               В любом возрасте у ребенка есть свои трудности, переживания, и вы, как любящие родители, должны будете научить его справляться с проблемами и помочь вырасти ответственным, счастливым, уверенным в себе и уважаемым человеком. Здесь важна ориентация на принципы позитивного воспитания.

           Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. И ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Положительное самовосприятие необходимо для того, чтобы чувствовать себя эффективным человеком, способным отвечать за свои поступки. Люди, уверенные в себе, обладающие чувством собственного достоинства и мыслящие позитивно, чаще добиваются успехов в жизни.

           Психологи говорят, что от повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение: «со мной что-то не так», «я – плохой».

           Сформулируем некоторые принципы воспитания.

Во-первых, необходимо понимать потребность ребенка в принадлежности.

Ребенку необходимо ощущение, что его любят, что он нужен. Когда родители меньше думают о проступке и акцентируют внимание на хорошем в ребенке, проводят с ним много времени и поощряют нормальное поведение, он лучше к себе относится.

      Во-вторых, в семье должно быть взаимное уважение.

Взаимное уважение означает следующее: «Я буду относится к тебе хорошо, так, как я хотел(а) бы, чтобы относились ко мне». Вы выражаете уважение к своему ребенку, когда вместе решаете проблемы, совместно делаете серьезный выбор и учитесь на общих ошибках. В этой атмосфере ребенок учится понимать и выражать чувства, становится уверенным в себе, контактным, ответственным за себя и других.

      Далее, родителям необходимо любить и принимать ребенка таким, какой он     есть.

Чтобы ваш ребёнок стал человеком, обладающим позитивным самоотношением и здоровым чувством собственного достоинства, он должен знать: что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, какую бы ошибку он ни совершил – вы всегда будете любить его. Оценивать и критиковать можно поступки, но не личность человека.

Помните о необходимости последовательности воспитательных воздействий.

Следует взвесить, что является минимально необходимым набором ограничений – «нельзя» и «нет», и быть в этом твердым и последовательным. «Нельзя» всегда должно быть «нельзя» - если позволить себя уговорить один раз, можно спровоцировать развитие вымогательства, истерик, вечного нытья и т.д. Все взрослые, причастные к воспитанию, должны придерживаться этих правил. Пагубно сказывается на развитии ребенка «нет» мамы, и – назло: «да» папы.

Следующий важный принцип - правильно построенное общение.

Вместо «ты-высказываний» следует употреблять «я-высказывания». Родительские поучения и порицания типа: «ты – неряха», «ты вечно копаешься», «опять ты не собрался с вечера в школу» и т.д. вызывают в ребенке комплекс неполноценности, обиду или агрессию. Кроме того, если ребенка часто «пилят», он может выработать защитную реакцию: научиться пропускать все мимо ушей и не обращать внимания на слова родителей.

   «Я-высказывания» являются значительно более эффективным воспитательным воздействием, они показывают ребенку, что вы его любите и верите, что он может изменить свое поведение. Примерами таких высказываний могут быть: «Мне очень жаль, что разбилась чашка», «Я переживаю, что ты опоздаешь в школу, и учительница будет недовольна», «Двойка – это неприятно, но мы с тобой постараемся ее исправить». Растет чувство собственной эффективности, способности справиться с трудностями и ответственность за свои поступки. Высказывание собственных негативных чувств в этой форме не разрушает отношений доверия, а свидетельствуют о подлинности чувств: «Я страшно злюсь, когда мне приходится по несколько раз напоминать тебе, чтобы ты переоделся…(почистил зубы и т.д.)»

И, наконец,  в повседневном общении полезно использовать приветливые фразы:

- Мне хорошо с тобой.

- Я рад(а) тебя видеть.

- Хорошо, что ты пришел.

- Мне нравится, как ты…

- Я по тебе соскучилась (соскучился).

- Ты, конечно, справишься…

- Как хорошо, что ты у нас есть.

- Ты мой хороший.

    Психологи считают, что ребенку, для того чтобы «правильно» расти, нужен такой

«витамин»: его нужно обнимать, поглаживать, прижимать к себе не менее 5-ти раз в день (а лучше – 10).

        Пусть Ваше общение с ребенком будет радостным!

                                                     

                                                                          Педагог-психолог: О.В. Краюшкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

Формы,методы,принципы,технологии воспитания

Формы,методы,принципы,технологии воспитания...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

Принципы позитивного воспитания

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста,...

Принципы позитивного воспитания

Данная статья содержит короткие, но ёмкие принципы позитивного воспитания детей, которые будут полезны родителям...

Принципы позитивного воспитания детей

Принципы позитивного воспитания детей представлены в книге Джона Грея "Дети с небес"...

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...