Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 7-8 лет
рабочая программа по теме

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 7-8 лет, то есть для обучающихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой 2 года. В ней содержится пояснительная записка, учебно-тематический план для первого и второго года обучения, содержание, список основной и дополнительной литературы, мультимедийное  и методическое обеспечение, а также диагностические методики обученности и воспитанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-8_let_1-2_kl..doc305 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Муниципальное образовательное учреждение

центр дополнительного образования для детей «ИСТОКИ»

г. Волгограда

                                                    УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

                                                  Прот. №  6 от   « 28» 06.  2011 г.  

 .                                               Директор            Н. Ю. Сташенко

                                                        

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Программа дополнительного образования

детей 7 - 8 лет

Срок реализации – 2 года

                                                                 

                                                                  Автор:

                                                                  Мелихова Юлия Александровна,

                                                        педагог дополнительного образования

                                                        МОУ центр «Истоки»

 

                                                                                                           

Волгоград  2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению -  культурологической; по форме организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.

Данная программа составлена в соответствии  с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60. Программа является авторской.

Новизна программы состоит в том, что она разработана отдельно для детей 7 – 8-летнего возраста, то есть учащихся 1-ых и 2-ых классов. В программе сделан акцент на этическом и антропологическом аспектах православной культуры. Иными словами, в данной программе углублена перспектива преломления христианских заповедей в тех или иных жизненных ситуациях и душевных коллизиях, характерных для детей данного возраста. В сочетании с изложением главных библейских сюжетов в программе конкретизирована личностно-ориентированная модель обучения, что выражается в формулировке многих тем занятий и подборе методического обеспечения.

Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, жертвенной любви.  Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая должна помощь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре. Итак, разработка программы направлена на:

  1. приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;
  2. профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;
  3. развитие у детей мотивации к познанию окружающего мира и самого себя;
  4. создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной культуры;
  5. интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

       

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что главная возрастная особенность детей 6-8 лет заключается в стремлении к подражанию, к максимально полному проживанию событий (Л. В.Сурова). И в связи с тем, что в этом возрасте детям весьма полезны рассказы, вызывающие чувство жалости и доброго отношения к другим людям и животным, ведущей формой занятий предлагается беседа по прочитанному (или прослушанному) рассказу, сказке, стихотворению или притчи соответствующего содержания. Дружелюбная атмосфера совместной игры или рисования так же необходима для душевного развития детей, как и то, что рассказывается на занятиях. Преподавать систематически в эти годы Библейскую историю – бессмысленно, т. к. хронология исторических событий не имеет для них важного значения. Повествования из Библии должны рассказываться каждое само по себе, ради того впечатления, которое оно может произвести на душу ребенка. Поскольку следует, насколько это возможно, углублять понимание детьми этого возраста «добра» и «зла», то на разборе этих понятий в программе - в содержании тем и в подборе методического обеспечения - сделан существенный акцент. Кроме того, в этом возрасте в детях полезно воспитывать способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, чему отведен отдельный раздел.

       Цель программы для I-ого года обучения:

  1. Понимание обучающимися христианской традиции отношений к окружающему миру, ближним и самому себе, основанной на добродетелях.

        Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие    задачи:

  1. Раскрытие красоты мира природы;
  2. Знакомство с миром добродетелей;
  3. Понимание ценности мира семьи.

       Цель программы для II-ого года обучения: 

  1. Познакомить обучающихся с элементами православного вероучения и мировоззрения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие    задачи:

  1. Объяснить православное учение о Боге;
  2. Раскрыть основные положения православного учения о человеке;
  3. Познакомить с основными христианскими заповедями и добродетелями.

       

              Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста. Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса.

      Прохождение каждой новой темы осуществляется при постоянном повторении пройденных тем. Такие методические приемы, как «возвращение к пройденному» и «забегание вперед» придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 6 до 8 лет. При реализации программы необходимо учитывать следующие особенности этого возраста детей. Сосредоточенность внимания ограничена несколькими минутами. Большая потребность двигаться. Очень хорошая память. Им понятна конкретная причинная связь в рассказе. В детских представлениях о мире не разграничены области фантазии и реальности. Окружающие их предметы нередко наделяются человеческими свойствами. Понятие о Боге определяется главным образом мыслью о Нем как о Творце всего мира. Учение об Иисусе Христе – как очень добром Человеке – Сыне Божьем, Который любил людей и помогал им и ради них и вообще всех нас умер, пострадав, и воскрес. Понятие о Церкви связано с впечатлениями от красивых зданий и убранстве храмов.

       Срок реализации данной программы 2 года. 1-ый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с основами православной культуры. 2-ой год предполагает более последовательное ознакомление обучающихся с библейскими сюжетами, хотя при этом главной остается нравственная тематика.   Ведущей познавательной категорией двухгодичного периода обучения является «добро», его сила и значимость.

     Формы занятий:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа; экскурсия (заочная или очная); праздничное мероприятие - утренник; викторина.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению знаний. 

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая включает  в себя, как правило, прослушивание детьми рассказа по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы учителя, рисованию по заданной теме или в игровой деятельности.

     Режим занятий:

По данной программе занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Продолжительность занятия – 40 минут.

     Ожидаемые результаты освоения программы:

 Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

  1. Что такое добродетели;
  2. библейское повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей в раю и их грехопадении;
  3. о православном понимании греха и покаяния;
  4. некоторые заповеди и самую общую -  о любви к ближним;
  5. евангельское повествование о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа;
  6. о православных праздниках Рождества Христова и Пасхи;
  7. что такое православный храм;

понимать:

  1. что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;
  2. что человек наделен Богом свободой выбора;
  3. что зло побеждается только добром;
  4. что у каждого человека есть совесть – голос Божий, который, если к нему прислушиваться, помогает совершать добрые дела;
  5. «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;
  6. что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;
  7. как важны дела милосердия в любой ситуации;  

Проявлять следующие отношения:

  1. наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;
  2. деятельную помощь ближним.

      Способы проверки результатов освоения программы:

      Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в виде игр-викторин, творческих заданий.  Кроме того, в конце года готовится большая выставка детских рисунков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( I-ый год обучения )

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

0

Вводное занятие

2

0,5

1,5

1

Красота вокруг нас

22

5

17

1.1

Облака над нами

2

0,5

1,5

1.2

Красота воды

2

0,5

1,5

1.3

Великолепие горных вершин

2

0,5

1,5

1.4

Цветы вокруг нас

2

0,5

1,5

1.5

Звездное небо, или Необъятный космос

2

0,5

1,5

1.6

Подводное царство

2

0,5

1,5

1.7

Мир насекомых

2

0,5

1,5

1.8

Птичий базар

2

0,5

1,5

1.9

В мире животных

2

0,5

1,5

1.10

Планета Земля

2

0,5

1,5

1.11

Красота вокруг нас

2

2

2

В мире добродетелей

32

7,5

24,5

2.1

Дружелюбие

2

0,5

1,5

2.2

Щедрость

2

0,5

1,5

2.3

Гостеприимство

2

0,5

1,5

2.4

Вежливость

2

0,5

1,5

2.5

Правдивость

2

0,5

1,5

2.6

Доброжелательность

2

0,5

1,5

2.7

Скромность

2

0,5

1,5

2.8

Послушание

2

0,5

1,5

2.9

Уважение к старшим

2

0,5

1,5

2.10

Забота о младших

2

0,5

1,5

2.11

Трудолюбие

2

0,5

1,5

2.12

Терпение

2

0,5

1,5

2.13

Милосердие

2

0,5

1,5

2.14

Сострадание

2

0,5

1,5

2.15

Бескорыстная любовь

2

0,5

1,5

2.16

В мире добродетелей

2

2

3

В кругу семьи

14

3

11

3.1

Мамины сказки

2

0,5

1,5

3.2

Папины рассказы

2

0,5

1,5

3.3

Старинный книжный шкаф

2

0,5

1,5

3.4

На кухне

2

0,5

1,5

3.5

В деревне

2

0,5

1,5

3.6

У окна

2

0,5

1,5

3.7

Моя семья

2

2

4

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

72

16

56

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие

Форма занятия: коллективная работа; вводное занятие; урок-знакомство.

Содержание материала: Знакомство педагога с детьми.

Методическое обеспечение: Игра на знакомство «Снежный ком» и др.

РАЗДЕЛ 1. Красота вокруг нас

Тема 1.1. Небеса над нами

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Рисуем мир: что сначала? Красота облаков. Учимся быть наблюдательными: причудливые фигурки на небе. Кто живет на небе?

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Облака над нами» с творческим заданием разглядеть фигурки; 2) Рисунок-поделка «Облака»; 3) Рассказ «Белокрылый ангел» // Детские сказки (аудиозапись).

Тема 1.2. Красота воды

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что мы нарисуем вслед за небом? Водоемы как островки неба на земле. Красота воды в разных состояниях. Учимся у воды послушанию.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Красота воды» с творческим заданием угадать тему занятия; 2) Рисунок-поделка «Красота воды»; 3) Рассказ Н. Абрамцевой «Дождик» // Искра Божия: Сборник рассказов для мальчиков, юношей и мужей; «Дождик-путешественник» // М. Сладкова «Самая сладкая ягода».

Тема 1.3. Великолепие горных вершин

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что отделяет воду от воды? Великолепие горных вершин. Учимся у гор возвышенности чувств.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Великолепие горных вершин»; 2) Рисунок-поделка «Великолепие гор»; 3) Рассказ «».

Тема 1.4. Цветы вокруг нас

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Красота цветов. Учимся быть внимательными: разнообразие цветовой гаммы и форм цветов. Чему нас учат цветы?

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Цветы вокруг нас»; 2) Рисунок-поделка «Цветы»; 3) Рассказ «Ромашки» / монах Лазарь. Ромашки.

Тема 1.5. Звездное небо, или Необъятный космос

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Продолжаем рисовать мир: красота ночного неба, грандиозность космоса. Необыкновенность светил и планет.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Звездное небо, или необъятный космос»; 2) Рисунок-поделка «Наши светила»; 3) Рассказ «Сказка про луну и солнце» // Е. Королева. Светящийся колокол (аудиозапись); рассказ «Планета Земля» // Н. Агафонов. Правдивые сказки для маленьких деток (аудиозапись); рассказ «Солнечный лучик» //// Сборник «Белокрылый ангел»/ Детские сказки (аудиозапись).

Тема 1.6. Подводное царство

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Первые живые существа: удивительный подводный мир. Путешествие под водой.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Подводное царство»; 2) Рисунок-поделка «В подводном мире»; 3) Рассказ «Эти удивительные дельфины» // Добрые чувства животных.

Тема 1.7. Мир насекомых

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Заселяем воздушное пространство: разнообразие в мире насекомых. Красота и своеобразие этих маленьких существ. Чему нас могут научить муравьи и пчелы?

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Мир насекомых»; 2) Рисунок-поделка «Мир насекомых»; 3) Рассказ Николая Агафонова «Чем комары в раю питались?» / Н. Агафонов. Правдивые сказки для маленьких деток (аудиозапись); рассказ «Кузнечик» // Сборник «Белокрылый ангел»/ Детские сказки (аудиозапись); рассказы «Светлячок», «Гордый комар» // Сборник «В сказочной стране»/ Детские сказки (аудиозапись).

Тема 1.8. Птичий базар

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Красота и своеобразие в мире пернатых существ. Взаимопомощь и дружба птиц.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Птичий базар»; 2) Рисунок-поделка «Птицы»; 3) Рассказ «Часовые и вожаки у птиц» // Взаимопомощь и дружба животных; рассказ «Забота собратьев» // Добрые чувства животных; рассказ «Птицы» // Сборник «Белокрылый ангел»/ Детские сказки (аудиозапись).

Тема 1.9. В мире животных

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Продолжает рисовать живые существа: неповторимость каждого вида животных. Служение человеку.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «В мире животных» с кратким рассказом о добрых чувствах животных // сборники рассказов «Взаимопомощь и дружба животных», «Добрые чувства животных», «Преданность животных своим близким», «Незабудки»; 2) Рисунок-поделка «Мой любимый зверь».

Тема 1.10. Планета Земля

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Гармония и порядок в природе. Законы природы. Уникальность каждого вида растений и животных. Всё – для человека. Забота и ответственность людей за природу – место своего обитания.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр слайдов «Планета Земля: ответственность человека»; 2) Рисунок-поделка «Будем беречь природу».

Тема 1.11. Красота вокруг нас

Форма занятия: коллективная работа; практическое занятие.

Содержание материала: Обобщение и закрепление изученного материала раздела.

Методическое обеспечение: 1) Рисунок-поделка «Красота вокруг нас»; 2) Творческое задание «Чему доброму учит нас мир природы?»; 3) Просмотр док/ф. «В мире природы».

РАЗДЕЛ 2. В мире добродетелей

Тема 2.1. Дружелюбие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое дружелюбие? Дружба соединяет людей. Как приобрести друзей? О взаимопомощи.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Клубочек дружбы»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ганаго Б. Прозрение // Б. Ганаго. Детям о вере; Ганаго Б. Разве это друг? // Там же; «Толик, хочешь яблоко?» // Сборник «Навстречу детским сердцам»; «До первого дождя» // Там же; 3) Просмотр м/ф; 4) Рисунок на тему «Дружелюбие».

Тема 2.2. Щедрость

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое щедрость? О том, как плохо быть жадным.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Теремок»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ганаго Б. Щедрость // Б. Ганаго. Свеча в окне; Ганаго Б. Мамин урок // Б. Ганаго. Воскресное чудо; 3) Просмотр м/ф; 4) Творческое задание «Подарок другу».

Тема 2.3. Гостеприимство

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое гостеприимство? О том, как плохо быть негостеприимным.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Лиса и журавль»; 2) Чтение и беседа по рассказам; 3) Просмотр м/ф; 4) Рисунок на тему «Гостеприимство».

Тема 2.4. Вежливость

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое вежливость? Как научиться быть вежливым?

Методическое обеспечение: 1) Чтение и беседа по рассказам; 2) Игра «Вежливые слова»; 3) Просмотр м/ф.

Тема 2.5. Правдивость

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое правдивость? О том, как плохо обманывать.

Методическое обеспечение: 1) Чтение и беседа по рассказам: «Пятачок» // Сборник «Сказки православных народов»; «Мне было очень стыдно!» // Б. Ганаго. Навстречу детским сердцам; «Кнут» // «Незабудки»; 3) Творческое задание «Быть честным».

Тема 2.6. Доброжелательность

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Что значит иметь?

Методическое обеспечение: 1) Игра «Добрые пожелания»; 2) Чтение и беседа по рассказам: 3) Просмотр м/ф.

Тема 2.7. Скромность

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Что такое скромность?  

Методическое обеспечение: 1) Игра «Сивка-бурка»; 2) Чтение и беседа по рассказам; 3) Просмотр м/ф; 4) Поделка «Скромная птичка».

Тема 2.8. Послушание

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое послушание? О том, как плохо быть непослушным.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Колобок»; 2) Чтение и беседа по рассказам; 3) Просмотр м/ф; 4) Рисунок на тему «Послушание».

Тема 2.9. Уважение к старшим

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: В чем выражается уважение к старшим?

Методическое обеспечение: 1) Игра «Учимся всех уважать»; 2) Чтение и беседа по рассказам; 3) Просмотр м/ф; 4) Рисунок на тему «Уважение к старшим».

Тема 2.10. Забота о младших

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Почему надо заботиться о младших? О том, как плохо обижать малышей.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Колобок»; 2) Чтение и беседа по рассказам; 3) Просмотр м/ф; 4) Рисунок-поделка «Подарок малышу».

Тема 2.11. Трудолюбие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое трудолюбие? О том, как плохо лениться.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Золушка»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ушинский К. Утренние лучи // Сборник «Незабудки»; Сладкова М. Самая сладкая ягода // М Сладкова. Самая сладкая ягода; Модзалевский Л. Дети в Школу собирайтесь…» // Первое словечко: хрестоматия для детей; 3) Просмотр м/ф; 4) Поделка «Трудолюбие муравьев».

Тема 2.12. Терпение

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Что такое терпение? О том, как плохо быть не терпеливым.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Терпение и труд – всё перетрут»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ганаго Б. Хочешь быть королем? // Б. Ганаго. Детям о душе; «Про нетерпеливого короля» // Видеозапись телепрограмм «Шишкин лес». Выпуск № 2; 3) Просмотр м/ф; 4) Поделка «Терпеливые пчелки». 

Тема 2.13. Милосердие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Что значит иметь милостивое сердце?

Методическое обеспечение: 1) Игра «Снежная королева»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ганаго Б. Милосердие // Б. Ганаго. Воскресное чудо и др.; 3) Просмотр м/ф; 4) Поделка «Милостивое сердце».

Тема 2.14. Сострадание

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Что такое сострадание?

Методическое обеспечение: 1) Игра «Аленький цветочек»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ганаго Б. Игрушка // Б. Ганаго. Свеча в окне; Худошин А. Две чудесные истории; Поздняков Н. В чем сила? // Сборник «Чудесная верба»; Сказка про ящерку // Сборник «Навстречу детским сердцам»; 3) Просмотр м/ф; 4) Поделка «Добрые дельфины».

Тема 2.15. Бескорыстная любовь

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Что значит бескорыстная любовь?

Методическое обеспечение: 1) Игра «Дикие лебеди»; 2) Чтение и беседа по рассказам: Ганаго Б. Милосердие // Б. Ганаго. Воскресное чудо и др.; 3) Просмотр м/ф; 4) Поделка «Милосердие животных».

Тема 2.16. В мире добродетелей

Форма занятия: коллективная работа; практическое занятие. 

Содержание материала: Занятие по обобщению и закреплению материала раздела.

Методическое обеспечение: 1) Игра-викторина «В мире сказок»; 2) Выставка детских рисунков и поделок.

РАЗДЕЛ 3. В кругу семьи

Тема 3.1. Мамины сказки

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Роль Мамы в семье. Материнская любовь. Любовь к маме.

Методическое обеспечение: 1) Рассказы «Стрекоза и зеркало», «Один за всех, а все за одного», «Мотыльки и солнце», «Посидим в тишине» // Хорошо дома: книга для чтения в кругу семьи; 2) Просмотр м/ф; 3) Рисунок «Моя мама»; 4) Игра-викторина «Мамин помощник».

Тема 3.2. Папины рассказы

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Роль Папы в семье. Отцовская любовь. Любовь к папе.

Методическое обеспечение: 1) Рассказы «Самый красивый плюх», «Папа пишет письмо» // Хорошо дома: книга для чтения в кругу семьи; 2) Просмотр м/ф; 3) Рисунок «Мой папа»; 4) Игра-викторина «Папин помощник».

Тема 3.3. Старинный книжный шкаф

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое родословная? Памятные вещи и фотографии.

Методическое обеспечение: 1) Творческое задание «Дерево моей семьи»; 2) Просмотр м/ф; 3) Игра «Старинный книжный шкаф».

Тема 3.4. На кухне

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Умеем ли мы готовить пищу? Какие рецепты мы знаем?

Методическое обеспечение: 1) Рассказы «Про Аполлонию, которая лучше всех умела варить варенье», «Запасайтесь морковкой!» // Хорошо дома: книга для чтения в кругу семьи; «Сказка о полотенчике» // М. Сладкова. Самая сладкая ягода; 2) Просмотр м/ф; 3) Рисунок «Овощи и фрукты»; 4) Игра-викторина «На кухне».

Тема 3.5. В деревне

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое деревня? Чем для детей деревня отличатся от города? Чем интересна деревенская жизнь? Как можно помогать дедушке и бабушке в деревне?

Методическое обеспечение: 1) Компьютерная презентация «Русская деревня»; 2) Рассказы; 3) Просмотр м/ф; 4) Рисунок «В деревне».

Тема 3.6. У окна

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Комнатные растения дома. Домашние животные.

Методическое обеспечение: 1) Творческое задание «Соберемся вместе у окна»; 2) Просмотр м/ф; 3) Рисунок «Что видно из моего окна?»

Тема 3.7. Моя семья

Форма занятия: коллективная работа; практическое занятие.

Содержание материала: Обобщение и закрепление пройденного материала раздела.

Методическое обеспечение: 1) Игра-викторина «Моя семья»; 2) Просмотр м/ф.

4. Итоговое занятие

Форма занятия: коллективная работа; урок по обобщению знаний. 

Содержание материала: Занятие по обобщению и закреплению материала курса.

Методическое обеспечение: 1) Игра-викторина «Что я знаю?»; 2) Выставка детских поделок.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( II-ой год обучения )

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

0

Вводное занятие

2

0,5

1,5

1

Библия – священная книга  

28

7

21

1.1

Библия - о Боге

2

0,5

1,5

1.2

Библия – о сотворении мира

2

0,5

1,5

1.3

Библия – о видимом и невидимом мире

2

0,5

1,5

1.4

Дар свободы и послушание: появление зла в мире

2

0,5

1,5

 1.5

Библия – о человеке. Адам и Ева в раю

2

0,5

1,5

 1.6

Непослушание Адама и Евы Богу – первый грех

2

0,5

1,5

1.7

Душа человека

2

0,5

1,5

1.8

Борьба добра и зла в сердце человека

2

0,5

1,5

1.9

Голос совести в человеке

2

0,5

1,5

1.10

Бог дает людям заповеди

2

0,5

1,5

1.11

Десять заповедей

2

0,5

1,5

1.12

О почитании родителей

2

0,5

1,5

1.13

«Не убей» и о грехе сквернословия

2

0,5

1,5

1.14

«Не укради», «не лги» и «не завидуй»

2

0,5

1,5

  2

Евангельская история

14

2,5

11,5    

 2.1

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

2

0,5

1,5

 2.2

О рождении Иисуса Христа

2

0,5

1,5

 2.3

О Рождестве Христовом

2

  2

 2.4

Евангелие - о воскресении Иисуса Христа

2

0,5

1,5

 2.5

О празднике Пасхи

2

   2

 2.6

О чем учил Иисус Христос – самая главная заповедь

2

0,5

1,5

2.7

Для чего живет человек?

2

0,5

1,5

  3

О Церкви

12

3

9

3.1

Православные святые

2

0,5

1,5

3.2

О святом Герасиме и льве

2

0,5

1,5

3.3

О святом Сергии Радонежском

2

0,5

1,5

3.4

Православные иконы

2

0,5

1,5

3.5

О православных молитвах

2

0,5

1,5

3.6

Православный храм

2

0,5

1,5

4

О добродетелях

14

3,5

10,5

4.1

Как научиться любить?

2

0,5

1,5

4.2

О любви ко всему живому

2

0,5

1,5

4.3

О дружбе

2

0,5

1,5

4.4

О прощении

2

0,5

1,5

4.5

О благодарении

2

0,5

1,5

4.6

Что такое патриотизм?

2

0,5

1,5

4.7

О трудолюбии

2

0,5

1,5

5

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

72

16,5

55,5

CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; вводное занятие.

Содержание материала: Что такое культура? Что такое православие? Что такое православная культура?

Раздел 1. БИБЛИЯ – СВЯЩЕННАЯ КНИГА

Тема 1.1  Библия  - о Боге

Форма занятия:  Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала:  Библия дана людям в помощь и наставление. Она рассказывает о Боге, мире и человеке. Библия – это учебник жизни. В ней говорится, что Бог всемогущий, вездесущий, Он все содержит в своей власти, непостижимый, многомилостивый.

Методическое обеспечение: 1) Чтение и беседа «Бог-Творец» из книги Б. Ганаго. Навстречу детским сердцам; 2) Рассматривание Библии; 3) Творческое задание по рисованию или раскрашиванию при чтении рассказа Алешиной М. Где живет Бог? / М.  Алешина. Маленький домик для совести.

Тема 1.2  Библия  - о сотворении мира

Содержание материала: Библия говорит о том, что Бог – Создатель и Творец всего мира, видимого и невидимого. Бог всё сотворил на земле: моря, реки, леса, горы, всех животных и людей. Как же был сотворён мир? О сотворении мира за шесть дней.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

 Методическое обеспечение: 1) Библейское повествование о сотворении мира за 6 дней; 2) иллюстрации «Дни творения мира»; 3) игра-фланелеграф «Сотворение мира»; 4) игра «Тварное, нетварное»; 5) раскраски по теме // тетрадь-раскраска «Здравствуй мир».

Тема 1.3  Библия - о видимом и невидимом мире

Содержание материала:  Бог сотворил видимый и невидимый мир. Невидимый мир ещё называют миром духовным, ангельским. Ангелы – это невидимые, бестелесные существа или, как их ещё называют, светлые духи. Об  Ангеле- Хранителе.

Форма занятия:  Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Сладкова М. История, подаренная Ангелом. // М. Сладкова. Самая сладкая ягода; 2) Белокрылый Ангел // mр3 запись «Детские сказки»; 4) практическое задание «Ангел», 5) рассматривание православных образов «Ангела Хранителя», «Архангела Михаила».

Тема 1.4  Дар свободы и послушания: появление зла в мире

Содержание материала:  Бог наделил ангелов свободой и разумом. Они должны были служить Богу и людям. Но один ангел по имени Денница направил свою волю против Бога, не захотел повиноваться Ему, превратился в злого и был низвергнут с Небес. Последовавшие его примеру ангелы также стали злыми, их еще называют падшими ангелами или бесами. Так появилось первое зло в сотворенном Богом добром мире.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Превращения // Б. Ганаго. Об образе Божием; 2) Ганаго Б. Капризка // Б. Ганаго. Детям о молитве.

Тема 1.5  Библия - о человеке. Адам и Ева в Раю

Содержание материала: Когда Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, Он поселил их в чудесном саду – Раю, в котором произрастали всевозможные деревья, прекрасные цветы, и жили только добрые и ласковые звери. Люди должны были заботиться и ухаживать за ними. Но главное, Адам и Ева должны были возрастать в своей любви к Богу.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа;  комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Библейское повествование; 2) рассматривание иллюстрированной Библии; 3) рисунки «Райский сад»; 4) игра «Райский сад».

Тема 1.6  Непослушание Адама и Евы Богу – первый грех

Содержание материала: Бог наделил людей, как и ангелов, свободой и разумом. Первой заповедью Бога  для Адама и Евы было послушание. В Библии говорится, что посреди рая стояло два дерева: Древо познания добра и зла и Древо Жизни. Бог дал людям заповедь не есть плодов с Древа познания добра и зла. А змий-искуситель убедил Адама и Еву не слушать Бога, нарушить заповедь. Что же произошло после того, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию? Души первых людей потеряли связь с Богом, перестали ощущать Его любовь. Адам и Ева потеряли радость и почувствовали себя самыми одинокими и несчастными на свете. Ум их перестал различать что хорошо и что плохо; чувства стали капризными. Поэтому они потеряли силы и не могли хранить и возделывать Райский Сад. Так Адам и Ева совершили первый грех.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) иллюстрированной Библии; 2) Ганаго Б. О послушании // Б. Ганаго. Навстречу детским сердцам; 3) Ганаго Б. Вова и змей // Б. Ганаго. Детям о душе.

Тема 1.7  Душа человека

Содержание материала:  У человека есть не только тело, которое мы видим, но и душа. Многие люди верят, что душа – невидимая бессмертная часть человека, которая придает живость всему телу. Тело – дом для души, оно служит ей всю жизнь. Мы видим, как растет и крепнет наше тело, а что же происходит с душой? Душа тоже способна расти и накапливать в себе духовные силы – добрые или злые.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение:  1) Сказка-загадка «Чудесный домик»; 2) Ганаго Б. Кто там? // Б. Ганаго. Детям о душе; 3) Ганаго Б. Твой птенчик // Там же.  

Тема 1.8  Борьба добра и зла в сердце человека

Содержание материала:  После совершения греха в сердцах Адама и Евы поселилось семя зла. В людях как бы два голоса говорят: один зовёт к добру, другой – ко злу, поэтому постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить.

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Хочешь быть королём? // Б. Ганаго. Детям о душе; 2) Шинкевич В. Часы // Искорки света.

Тема 1.9 Голос совести в человеке

Содержание материала:  Совесть – это весть от Бога, совет с Богом, это голос Божий, который звучит в сердце и тем самым соединяет нас с Творцом. Совесть – это постоянный наш советчик и судья. Совесть учит нас служить людям и меньше думать  себе.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа;  комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Шинкевич В. Пожар // Искорки света; 2) Полещук О. Булочка // Там же.

Тема 1.10 Бог дает людям заповеди

Содержание материала:  Когда очень давно люди перестали слушать голос совести, Бог, как написано в Библии, дал заповеди. Заповеди – это написанные правила жизни, следуя которым, люди могут быть счастливы.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Библия в рассказах для детей: о десяти заповедях; 2) Ганаго Л. Митя – гость // Искорки света.  

Тема  1.11 Десять заповедей

Содержание материала: О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. 

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение:  DVD о. Артемий (Владимиров). Десять пальчиков // о. Артемий. Милым деткам.

Тема  1.12 О почитании родителей

Содержание материала: О заповеди уважения и любви к родителям.  

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение:  1) Ганаго Б. Печенье; Непослушные дети // Ганаго Б. Навстречу детским сердцам. 2) «Дед и внук» // Первое словечко: хрестоматия для детей; 3 ) Ганаго Б. Собачка // Б. Ганаго. Воскресное чудо.

Тема  1.13  «Не убей» и о грехе сквернословия

Содержание материала: Заповедь «Не убей» означает, что нельзя обижать других людей даже грубым словом. 

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Сказанное слово // Б. Ганаго. Детям о слове; 2)  Ганаго Б. Оторвали мишке лапу // Там же. 

Тема  1.14  «Не укради», «не лги» и «не завидуй»

Содержание материала: К каким печальным последствиям может привести нарушения заповедей «не укради», «не лги» и «не завидуй». Поправить дело способно искреннее раскаяние.    

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. «Мне было очень стыдно!» // Б. Ганаго. Навстречу детским сердцам; 2) Сказка про жадного Семена // запись mp3 «Детские сказки». 

Раздел 2. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

Тема 2.1  Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Содержание материала:  Люди не слушались Бога, тогда Сам Бог захотел прийти в мир и спасти человека. Для этого Он выбрал Пресвятую Деву себе в мамы, чтобы родиться на земле. Дева Мария родилась у пожилых родителей Иоакима и Анны, которые посвятили Её Богу и отдали на воспитание в Храм. Однажды Ей явился ангел и возвестил, что на неё сойдёт Дух Святой и Она родит Сына Божия. Так и произошло.

Форма занятия:  Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Евангельское повествование; 2) рассматривание православных образов: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение».

Тема 2.2 О рождении Иисуса Христа

Содержание материала:  Рождение Христа было чудом. Об этом событии и о всей жизни Иисуса Христа рассказывает книга Евангелие.

Форма занятия: Коллективная работа; урок-беседа; комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) Евангельское повествование о рождении Иисуса Христа; 2) православная икона «Рождество Христово»; 3) Ганаго Б. Рождественский гость // Б. Ганаго. Навстречу детским сердцам;  4) раскраска; 5) рождественские сказки // запись mp3 «Детские сказки».

Тема  2.3 О Рождестве Христовом

Содержание материала:  Праздник Рождества Христова – один из самых больших и светлых праздников, в которые люди стремятся сделать как можно больше добрых дел. Именно свои добрые дела приносят люди в подарок Младенцу Христу

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное, праздничное мероприятие.  

Методическое обеспечение: 1) Просмотр рождественского спектакля; 2) праздничная викторина; 3) колядки.

Тема 2.4  Евангелие - о Воскресении Иисуса Христа.

Содержание материала:  Иисус Христос совершал разные чудеса: насыщал голодных, исцелял больных, воскрешал мёртвых. И многие поверили в то, что Христос – Спаситель, что Он послан Самим Богом. Многие, но не все…Когда Иисусу Христу было 33 года, те люди, которые не верили в Него, казнили Его: распяли на кресте, но через три дня произошло небывалое чудо – Спаситель воскрес! Этот праздник у православных называется Светлое Христово воскресение или Пасха.

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное, занятие по углублению знаний.  

Методическое обеспечение: 1) рассказы «Маленькое пасхальное чудо» // запись mp3; 2) рассматривание православных образов «Сошествие во ад», «Воскресение Христово»; 3) раскраски «Пасха Красная».

Тема 2.5 О празднике Пасхи

Содержание материала:  Пасха – самый светлый и радостный православный праздник.

Форма занятия:  Коллективное; праздничное мероприятие.   

Методическое обеспечение: 1) просмотр пасхальной выставки детского творчества; 2) колокольный звон.

Тема 2.6 О чем учил Иисус Христос?

Самая главная заповедь.

Содержание материала: В Евангелии говорится о том, что Христос учил людей истиной любви, вере, и добру. Самой главная заповедь, которой учил Иисус Христос – «Возлюби ближнего своего как самого себя». Ближним может оказаться и совершенно незнакомый человек – это тот, кому нужна помощь. Иисус учил прощать обидчиков.   

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное.   

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Поляна Добра и Любви// Б. Ганаго. Воскресное чудо; 2) сказка про некрасивую игрушку //запись mp3 «Детские сказки»; 3) игра «доброе дело для ближнего».

Тема 2.7 Для чего живет человек?

Содержание материала: Полнота и радость жизни — в любви к ближним.

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Легенда о халифе // Б. Ганаго. Детям о душе; 2) Абрамова И. Про Тютельку, Мутельку и Зимнего Деда; 3) Ганаго Б. Подарок // Б. Ганаго. Детям о вере.

РАЗДЕЛ 3. О ЦЕРКВИ

Тема 3.1. Православные святые

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Святые – это люди, которые в своей жизни очень любили Бога и ближних, поэтому после смерти они оказались рядом с Богом, как верят христиане. Это друзья Божии, а значит, могут ходатайствовать за всех, кто обращается к ним за помощью.  О Святых- Покровителях.

Методическое обеспечение: 1) Соботович К. Видение Ангела // К. Соботович. Маленькие подвижники; 2) Ганаго Б. Дивный пламень // Б. Ганаго. Об образе Божием; 3) «Книги в подарок»: жития святых; 4) Ганаго Б. В рождественскую ночь // Детям о слове.

Тема 3.2 О святом Герасиме  и льве

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Повествование о святом Герасиме и его льве.

Методическое обеспечение: 1) Сказание о преподобном Герасиме и льве.

Тема 3.3 О святом Сергие Радонежском

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Повествование о детстве отрока Варфоломея – будущего святого Сергия Радонежского – покровителя учащихся.

Методическое обеспечение: 1) Соботович К. Благодатный отрок // К. Соботович. Маленькие подвижники; 2) картина Нестерова М. В. «Видение отроку Варфоломею».

Тема 3.4 Православные иконы

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие. 

Содержание материала: Икона как окно в невидимый Божий мир. Какие бывают иконы?

Методическое обеспечение: 1) иллюстрации православных икон Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, некоторых Святых.

Тема 3.5 О православных молитвах

Содержание материала: Что такое молитва? Молитва как разговор  с Богом. Молитвы бывают в виде просьбы, благодарения или прославления Бога. Примеры православных молитв.

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное.   

Методическое обеспечение: 1) м/ф «Отче Наш»// DVD «Ангелочек»; 2) Ганаго Б. Детям о молитве; 3) Михаленко Е. Воскресная литургия // Искорки света.

Тема 3.6 Православный храм

Содержание материала: Для христиан Храм – это Дом Божий на земле. Чем внешне похожи все храмы? Что есть в каждом православном храме? Для чего люди ходят в храмы?

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное.   

Методическое обеспечение: 1) Иллюстрации православных храмов: архитектуры и внутреннего убранства; 2) заочная (или очная) экскурсия в храм; 3) рисунки «Божий Храм».

Раздел 4. О ДОБРОДЕТЕЛЯХ

Тема 4.1. Как научиться любить?

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Эгоизм - главный противник добра. Как победить свой эгоизм?

Методическое обеспечение: 1) Рощина Е. О сердитой девочке // Е. Рощина. Подарок; 2) Ганаго Б. Поляна Добра и Любви // Ганаго Б.Воскресное чудо; 3) Ганаго Л. Это – Вовочке // Искорки света; 4) практическое задание  «Найди, кому что нужно».

Тема 4.2. О любви ко всему живому

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Наблюдательны ли мы? Умеем ли мы любить?

Методическое обеспечение: 1) Худошин А. Впервые на воле; 2) Ганаго Б. Соня проснулся // Б. Ганаго. Об образе Божием; 3) Ганаго Б. Птички // Детям о вере.

Тема 4.3. О дружбе

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Дружба соединяет людей. О щедрости. О взаимопомощи.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Клубочек дружбы»; 2) Ганаго Б. Щедрость // Б. Ганаго. Свеча в окне; 3) Ганаго Б. Прозрение // Б. Ганаго. Детям о вере; 5) Ганаго Б. Разве это друг? // Там же; 6) Худошин А. Мизинчики. Пастила. Разговор. Благодарность.

Тема 4.4. О прощении

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О добрых делах и прощении обид.

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Мамин урок // Б. Ганаго. Воскресное чудо; 2)  Ганаго Б. Велосипед // Детям о душе; 3) «Заветное кольцо»// Сборник «Незабудки»; 4) Ганаго Б. Детская исповедь // Детям о вере; 5)«Подарок»//Видеозапись телепрограмм «Шишкин лес». Выпуск№ 1.

Тема 4.5. Как научиться благодарить?

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что значить благодарить? Как научиться благодарить?

Методическое обеспечение: 1) Православная сказка «Благодарность соловья»; 2) мон. Лазарь. Удивительная история маленького ёжика; 3) Притча о птицах // запись mp3 «Детские сказки».

Тема 4.6. Что такое патриотизм?

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Патриотизм – это любовь к Родине и к людям. Война и дети.

Методическое обеспечение: 1) Ганаго Б. Дуэль // Б. Ганаго. Детям о вере; 2) Ганаго Б. Награда // Б. Ганаго. Воскресное чудо.

Тема 4.7. О  трудолюбии

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Как важно быть трудолюбивым. Лень портит человека. Лекарство против лени – труд.

Методическое обеспечение: 1) Худошин А. Немного терпения; 2) Ушинский К. Утренние лучи // Незабудки; 3) «Роза» // Сказки православных народов;  4) Сладкова М. Самая сладкая ягода // М Сладкова. Самая сладкая ягода; 5) Модзалевский Л. Дети в Школу собирайтесь…» // Первое словечко: хрестоматия для детей; 6) «О трудолюбии царевен» // Видеозапись телепрограмм «Шишкин лес». Выпуск № 2; 7) «Про трудолюбие короля» // Там же.

5. Итоговое занятие

Содержание материала:  Обобщение и повторение пройденного материала.

Форма занятия:  Коллективное, комбинированное, занятие по обобщению знаний.

Методическое обеспечение: Утренник - викторина «Православная азбука»; выставка детских рисунков.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Библия в рассказах для детей. – М.: Российское библейское общество, 2006.
  2. Протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие для православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. 1 класс. – М.: «Про-пресс», 2006.
  3.  Сурова Л.В. О Библии и церкви. Тетрадь 10. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.
  4. Шевченко Л.Л. Православная культура. 1-ый год обучения: в 2-х книгах. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова И. Про Тютельку, Мутельку и Зимнего Деда: рождественская сказка. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.
  2. Ганаго Б. Воскресное чудо: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2002.
  3. Ганаго Б. Детям о вере: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2005.
  4. Ганаго Б. Детям о душе: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.
  5. Ганаго Б. Детям о молитве: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.
  6. Ганаго Б. Детям о слове: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.
  7. Ганаго Б. Навстречу детским сердцам: первые беседы для малышей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.
  8. Ганаго Б. Об образе Божием: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.
  9. Ганаго Б. Помыслы сердца: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.
  10.  Ганаго Б. Свеча в окне: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.
  11. Екимова Е. Православная азбука в стихах. – Минск: изд-во Свято-Елисаветинского монастыря, 2006.
  12.  Здравствуй, мир!: рабочая тетрадь-раскраска для 1-го класса общеобразовательной школы. – М.: «Покров», 2005.
  13.  Зернышки: Добрые истории для малых ребят. – Рязань: «Зерна», 2008.
  14.  Искорка света: рассказы для детей / Сост. Б. Ганаго. – Минск: Белорусская православная церковь, 2008.
  15.  Монах Лазарь. Удивительная история маленького ёжика. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007.
  16.  Незабудки: Назидательные истории для маленьких ребят. – М.: «Изограф», 2007.
  17.  Первое словечко: Хрестоматия для детей / Сост. К. Лукашевич. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
  18.  Рощина Е. Подарок: рождественские сказки. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.
  19.  Сказки православных народов. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2005.
  20.  Сладкова М. Самая сладкая ягода. – Рязань: «Зерна», 2005.
  21.  Чудесная верба: сборник для детей / Сост. О. Стацевич. – М.: «Смирение», 2007.
  22. Хорошо дома: книга для чтения в кругу семьи / сост. Д.Шеваров. – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2010.
  23.  Худошин А. Рассказы о простом и чудесном для детей и взрослых. -Воронеж: «Оранта», 2006.

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Ангелочек: Православное видео для детей.
  2. Детские сказки (Аудиозапись).
  3. Компьютерные презентации (авторские).
  4. Мультипликационные фильмы.
  5. Шишкин лес: Православные телепрограммы (Видеозапись).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Аудиозапись;
  2. Игра-викторина (см. Диагностические методики обученности);
  3. Компьютерная презентация;
  4. Мультипликационный или художественный фильмов;
  5. Рассказ;
  6. Слайд-фильм;
  7. Творческая задача;
  8. Творческая мастерская;
  9.  Художественно-прикладное творчество: поделка, раскраска, рисунок;
  10. Чтение;
  11. Экскурсия.

Приложение. Диагностические методики обученности

         «Закончи предложение»

В комплект входят 10 карточек с окончаниями предложений, которые раздаются на руки обучающимся, а ведущий берет карточки с началом этих предложений. (Предложения связаны с изученным материалом занятия или цикла занятий). И те и другие карточки нужно предварительно разрезать: карточки ведущего разрезать на маленькие (то есть на каждой карточке - отдельное предложение), а карточки игроков разрезать по столбцам, то есть на каждой карточке должно поместиться 5 предложений. 
Правила такие. Ведущий достает по одной карточке и читает начало предложения. Игрок, у которого окончание этого предложения должен прочитать его вслух. Тогда он получает эту карточку от ведущего и закрывает ей свою ячейку. Кто быстрее закрыл все ячейки, тот и выиграл.

  «Заполни графы»

  Играют 2-5 команд по 1-5 человек. Каждая команда получает листок с таблицей, в которой содержатся тематические графы.  Ведущим называется одна буква алфавита, на которую нужно вспомнить слова и вписать их в графы по темам. (Например, в таблице могут быть следующие графы: «Православные праздники», «Добродетели», «Пороки», «Православные Святые» и др.) Одновременно все команды начинают заполнять графы. Как только одна из команд заполнила, игра прекращается, и проверяются ответы всех. За каждую заполненную ячейку каждая команда получает 10 очков (если ее ответ ни у кого не повторяется) или 5 очков (если ее ответ совпадает с чьим-то еще). Затем называется другая буква и т.д. Побеждает та команда, которая заработает больше очков. Заранее ведущий обдумывает наилучшие варианты букв.

Пример:

буква

Православные праздники

Добродетели

Пороки

Православ ые святые

В

Вознесение

Воздержан е

вранье

Равноапостольный великий князь Владимир

 

        «Библейское лото»

         Каждому обучающемуся (или паре человек) на руки дается карточка (лист А4, разлинованный на 12 ячеек с ответами). Ведущий читает карточки с вопросами (их предварительно нужно разрезать по размеру ячеек в карточках игроков). Правила те же, что и в простом лото. Каждому игроку нужно закрыть ячейки на своей карточке, дав правильный ответ. Кто быстрее это сделает, тот и победил. (Можно, чтобы вопросы для всех были одинаковыми, тогда для ответов заранее раздать фишки).  

 

«Дорисуй картину»

Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок по теме занятия. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами.

          «Библейские картинки»

 Разрезаются карточки, на одной стороне у них, написано слово, а на другой, сколько очков дается за это слово. Из двух команд выходят по одному человеку, выбирают карточку по очкам и рисуют слово, чья команда быстрее отгадает слово, тому эти очки и записываются. Слова – по изученному материалу. Например:

  1. Ковчег, Жертвенник, Радуга, Потоп, Дерево познания добра и зла, Библия и т.д.

          «Спрятанные слова» 

Играющие делятся на 2-5 команд по 2-7 человек в каждой (либо индивидуально). Командам или каждому обучающемуся раздаются листочки. На этих листочках - большая таблица со множеством букв. Нужно найти спрятанные слова. Слова могут быть написаны по горизонтали (справа налево и слева направо), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), а также по диагонали. кто быстрее найдет 10 спрятанных слов - тот и выиграл!

«Мешочек с предметами» 

Педагог предлагает детям поочередно доставать из мешочка предметы на ощупь, угадывая их и вспоминая с каким событием эти предметы связаны. (Например, в мешочке могут находиться яблоко – запретный плод, любой инструмент – как инструмент строительства Вавилонской башни, веревка – связывавшая Исаака, рогатка – с помощью которой Давид победил Голиафа, ножницы – обессилившие Самсона и др.)

         «Пантомима»

Обучающиеся делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь понятие (из изученных тем), например, «Притча о мытаре и фарисее». Затем вызывается один любой игрок из противоположной команды, и говорят ему загаданное понятие. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это понятие для своей команды, чтобы та его угадала. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

«Поле чудес»

Варианты игры могут быть самые разные.

Как в телевизионной игре, игроки угадывают буквы в слове.

«Найди ошибку»

Педагог  меняет одно слово в названии на его синоним или на любое другое. Участники задания должны найти,  какое слово заменено.

«Один за всех…»

 Один человек выходит из аудитории, тогда как остальные загадывают слово. Вернувшись, игрок должен отгадать слово, задавая вопросы аудитории, на которые ответом может быть только «да» или «нет» (а также «почти», «иногда», «не совсем»). Можно ограничить количество вопросов, например, до пяти.

 

«Свиток»

Обучающиеся по-очереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги, разворачивают и читают написанное на нем слово. Задача: объяснить понятие.

Викторина «Брейн ринг»

Обучающиеся делятся на 2 или 3 команды. Поочередно команды выбирают вопросы из представленного списка разделов по номеру (в каждом разделе от 1 до 5 вопросов). Каждый номер означает количество баллов, которое можно получить команда в случае правильного ответа, и, соответственно, уровень сложности вопроса.

«Разложи по порядку» (для исторической части программы)

Задача: разложить представленные педагогом изображения в хронологическом порядке.

Кроссворды. Головоломки. Загадки. Тесты

Приложение. Диагностические методики воспитанности

Недописанный тезис

        Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Обучающемуся предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).

  1. Хорошая жизнь – это…
  2. Быть человеком – значит …
  3. Самое главное в жизни…
  4. Нельзя прожить без…
  5. Чтобы иметь друзей, надо…
  6. Когда никого нет вокруг, я…
  7. Когда есть свободное время…
  8. Чтобы стать настоящей личностью, надо…
  9. Если видишь недостатки человека, надо…
  10. Я лучше чувствую себя, когда…
  11. Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я…
  12. Бессовестному человеку на свете живется…
  13. Встретив вежливого человека, я всегда…
  14. Мне кажется, что взрослые…
  15. Пожилые люди обычно…
  16. Лучшее хобби – это…
  17. Я думаю, что мои родители…
  18. Я не всегда добросовестно…
  19. Через пять лет я…
  20. Через двадцать лет я…
  21. Я благодарен…

        Посмотрев результаты, педагог группирует мнения детей: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т.д.

Альтернативный тезис

        Данный метод может содержать множество высказываний в зависимости от целей опроса. Применяют для контроля за формированием мировоззренческих позиций ребенка.

        Предлагается подчеркнуть тот тезис, который они считают верным, например

  1. Дисциплина – это свобода.
  2. Дисциплина – это неволя.
  3. Счастье – это много творчества и борьбы.
  4. Счастье – это много всего, чего хочется.
  5. Учит жизни не книга, а опыт.
  6. Учит жизни не опыт, а книга.
  7. Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого моя жизнь не была хуже».
  8. Один старик, умирая, говорил: «Моя жизнь была наполнена искусством, и только поэтому она была для меня ценна и богата».

Тест «Тематический рисунок»

        Представляет собой картинки неопределенного сюжета с палочными человечками. Ситуация, изображенная на картинке, неясна, поэтому дети, как правило, прочитывают картинку как им хочется, невольно выказывая свои предпочтения. Рисунок предъявляется в течение 5-7 минут, затем ребята пишут на листочках, что они «увидели».

        Например:

        При анализе все ответы делятся на 3 группы:

  1. Желание добра.
  2. Расположенность ко злу.
  3. Отсутствие отношения.

Недописанный рассказ

        Этот метод – один из наиболее гибких и эффективных. Рассказ должен быть предельно лаконичен, обрываться в кульминационной точке, выводить испытуемого на позицию субъекта разыгравшихся событий, не может содержать в себе назидательного указания на решение.

        Примеры рассказов.

  1. …Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша под не. Почти не было видно. Серега сказал: «Посмотрим, что там под шапкой!» - схватил ее и бросил вверх. Я…
  2. Дверь отворилась, кто-то крикнул: «Уроков не будет – водопровод прорвало!» Мы…
  3. Мне дали почитать одну книгу на вечер. Я устроилась поудобнее и начала читать. Тут позвонил мой парень …
  4. Новенький сказал, что у него есть замечательный пес. Мы в тот же вечер пошли смотреть собаку. Оказалось, что обыкновенный пес. Мы…

О тебе и обо мне

        Суть данной методики заключается в том, чтобы в результате игры обучающиеся выяснили какими качествами личности они обладают.

        Дается установка: «Представьте, что один из ваших товарищей уехал  на год в другой город. Вы стали скучать, вспоминать, какой он, и вот, что из этого получилось…» Ребята по одному выходят за дверь, а оставшиеся вспоминают качества личности «выбывшего» и записывают их на листочек. Важно условиться, что отрицательных качеств не должно быть больше положительных. «Вернувшемуся из поездки» устно зачитываются с листка качества, и дарят для работы над собой. Важно дать оценку всем участникам, а не выборочно, так как это может спровоцировать конфликт. Во время игры педагог не имеет права давать оценку никому из участников.

Дерево жизни

        Предложите детям нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

  1. Корень – цель и смысл вашей жизни.
  2. Ствол – ваше представление о себе.
  3. Ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания.
  4. Плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Обсудите с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Постарайтесь подвести детей к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы и ее плоды.

Мир внутри меня

        Предложите детям написать на одной половине листа все, что им нравится в себе, а на второй – все, что не нравится. Затем попросите их нарисовать все свои плохие и хорошие качества в виде каких-либо сказочных существ и сочинить о них небольшие сказки и истории. Для выполнения этого задания попросите детей завести тетрадь «Мир внутри меня». Предложите детям подумать, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных качеств.

Интервью с самим собой

        Предложите детям записать три  качества, от которых им очень хотелось бы избавиться. Затем из этих трех качеств попросите их выбрать какое-либо одно, самое неприятное, и поговорить с ним.

        Можно предложить детям взять интервью у этого качества. Вопросы для интервью:

  1. Почему ты поселилось во мне?
  2. Какие цели ты преследуешь?
  3. Нравится ли тебе разговаривать со мной?
  4. Что я должен сделать, чтобы ты исчезло?

Предложите детям разговаривать с этим качеством всякий раз, когда оно в них проявляется.

Что я умею и не умею

        Попросите детей разделить лист на четыре колонки. В первой колонке дети должны написать, что лучше всего они умеют делать, во второй – что они умеют делать не очень хорошо. В третьей – чему они хотят научиться. В четвертой – какие качества им для этого необходимы. Дети должны заполнить эти колонки, написав в каждой, как минимум, по четыре пункта.

Цветок качеств

        Предложите детям нарисовать цветок самых важных для жизни человека качеств. Число лепестков зависит  от количества качеств, которые дети сочтут самыми необходимыми для жизни. Каждое качество должно быть записано на отдельном лепестке. Затем предложите детям раскрасить свои лепестки-качества.

        После того как дети нарисуют свои цветы, обсудите с ними цветовые соответствия между разными качествами и красками, в которые окрашены лепестки. Предложите детям написать список качеств, которые большинством из них считаются самыми необходимыми для жизни.

Милосердное сердце

Предложить обучающимся вписать в нарисованное (на доске или на индивидуальных листах бумаги) сердце те качества, которые, по их мнению, характеризуют милосердное сердце. Затем обсудить полученные записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 9-10 лет

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 9-10 лет, то есть для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой ...

Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 11-14 лет

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 11-14 лет, то есть для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой...

Авторская программа "Декоративно-прикладное искусство для детей с нарушенным слухом"

Программа разработана с целью помощи   детям с нарушенным слухом при поступлении в художественное училище. В программе разработаны занятия по тем видам росписи, по которым обучаются дети в училищ...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...

Авторская программа по математике для одаренных детей по теме избранные вопросы математики “ Уравнения высших степеней” 9 класс

·                         Цель программы:  познакомить учащихся с основными и нетрадиционными приемами и методами решения ура...

Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху».

Авторская программа – «Методика первоначального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху». Цели и задачи авторской программы: 1. Укрепление здоровья, закаливание организма, при...