Православие как культурообразующий фактор воспитания личности
статья по теме

В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoretiko-filosofskoe_obosn..doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОСЛАВИЕ  КАК КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

(Теоретико-философские основания программы факультатива «Основы православной культуры»)

       Культурой ведущие культурологи (такие как З. Бауман, Г. Маркузе,  С. Жижек, М. Мамардашвили и др.), называют постоянное воспроизведение такого чуда, как превращение хаоса в порядок. Иными словами, высокая культура, основанная на христианских ценностях, призвана развивать и укреплять человеческое в человеке, то есть те личностные начала, которые позволяют человеку возвышаться над природными инстинктами и желаниями.

      Православие как главный культурообразующий фактор формирования русской нации способно к вос-питанию и образ-ованию гармонически развитой личности не только в силу своей метафизической ( с греч.яз. «надприродной») устремленности, но и в силу  своей  пространственно-временной укорененности на территории России. Объясним подробнее.

  1. Этимология русского слова «воспитание» позволяет определить это понятие как «кормление» чего-то высшего в человеке; на нем. яз. звучит как Erziehung, что в дословном переводе означает «вытягивать». Это нам помогает лучше понять сущность данного понятия. Иначе говоря, культура для выполнения своей функции по воспитанию личности должна руководствоваться религиозной системой ценностей, в противном случае она неизбежно уподобится известному барону, пытающемуся вытянуть сам себя из болота. Как известно, либерализм и гуманизм как идеологии вседозволенности и обожествления человека, далеко отстоят от христианского мировоззрения. Слово «религия» и означает «отношение, связь с Богом», которая и определяет гармонию личности, имеющую двухчастную природу: не только тело, но и  душу, стремящуюся к нравственным идеалам.
  2. Пространственно-временная укорененность православия определило формирование национальной культуры на территории России. Поэтому приобщение к основам православной культуры предоставляет школьникам  ключ к пониманию классической русской культуры, которая в свою очередь ценна именно как образец воплощения в жизни высоких христианских идеалов.

     Кроме того, очень важно отметить в связи с проблемой воспитания гармонически-целостной личности  современную тенденцию к размыванию культурных границ, к нивелированию культурных различий в мировом масштабе. Подобные процессы приводят  к деградации культурного уровня как общества в целом, так и отдельной личности. Поскольку так называемая массовая культура потребления, которая и стремиться объединить весь мир, ориентирована на чисто животные потребности человека, срезая высшие пласты мировоззрения и отбрасывая устремления духа. В силу этого, преподавание основ православной культуры в школах имеет, на наш взгляд, непреходящее значение как средство развития целостной личности. Ведь исторически сложившаяся национальная культура как система ценностей живет сохранением и передачей из поколения в поколение определенных смыслов жизни, а через современные средства массовой информации возможности осмысленной жизни для молодежи ограничиваются или искажаются путем размывания ценностных категорий, таких как честь, взаимовыручка, жертвенная любовь, патриотизм, преданность и т.д.

    Благодаря нравственному воспитанию мы должны преодолеть отсутствие среди подростков идеалов и надежных ориентиров, неспособность и неохоту действовать на благо обществу.

   Таким образом, следует сделать вывод о том, что для воспитания и образования личности и для обеспечения национально-культурной безопасности в целом существенным является всецелое поддержание и доведение до сознания молодого поколения ценностно-смысловых пластов культуры, а не поверхностно-бессмысленных ее напластований. Этим и должен определяться приоритет выбора в пользу «Основ православной культуры».     

Автор: Мелихова Юлия Александровна, педагог  дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» г.Волгограда                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное воспитание как фактор развития личности ребенка

статья для конкурса "Лучшая статья по психологии и педагогике - 2012"...

Экологическое воспитание как фактор становления личности

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое  воспитание школьников. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологичес...

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

Гражданско-правовое воспитание – как фактор социализации личности старшеклассника.

межрегиональная научно-практическая конференция "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка"...