Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)
элективный курс (11 класс) на тему

Раянова Гульчачак Рифкатовна

Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.
В процессе занятий используется организованное при помощи анализа материалов СМИ и знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека; анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в гуманитарных вузах. Программа элективного предмета «Проектируем будущее»  (34 часа) составлена на основе пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы», автор  Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук, научный консультант МОУ «СОШ № 4».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proektiruem_budushcheegumanitariya11b.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЯНАО г. Губкинский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Согласовано на заседании МС:        Утверждено приказом протокол № 1         № 239/1 от 16.09.2011

от 09.09.2011         Директор школы:

председатель МС Шульга И.В.

Программа

элективного предмета

«Проектируем  будущее»

Учитель: Раянова Г.Р.

11 классы

Программа составлена на основе учебно – методического пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы» (автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор,  доктор философских наук)

Составитель: Раянова Г.Р.

2011

Пояснительная записка

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути старшеклассниками. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Педагогическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, в том числе и профессиональных, но не дает основания строить долговременный прогноз. Его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствию.

Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений школьников проходит через элективный предмет. Одним словом, проводится информационно – просветительская работа, направленная на развитие профильной культуры учащихся.

Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.

В процессе занятий используется организованное при помощи анализа материалов СМИ и знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека; анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.

Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в гуманитарных вузах. Программа элективного предмета «Проектируем будущее»  (34 часа) составлена на основе пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы», автор  Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук, научный консультант МОУ «СОШ № 4».

Цель курса состоит в формировании готовности к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания учащихся; расширении их представления о себе, своих личностных особенностях и оказании помощи в проектировании вариантов продолжения послешкольного образования.

Для достижения обозначенной цели, ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Сформировать и удержать познавательный и исследовательский интерес школьников к гуманитарии как к профессиональной сфере и как к типу организации практики, на всем протяжении реализации образовательной программы;
  2. Обеспечить знакомство школьников с основными принципами, приемами, задачами и проблемами современной гуманитарной деятельности, а также наиболее вероятными тенденциями ее развития и точками роста (преимущественно, посредством организации собственной исследовательской деятельности учеников);
  3. Создать условия для собственной пробно-проектной деятельности школьников в сфере гуманитарных разработок, включающей в себя постановку задачи, исходящей из реальных потребностей производственного процесса, анализ имеющихся технологий, выстраивание связной последовательности действий и системы условий для решения поставленной задачи;

Участники курса: учащиеся 11  класса г. Губкинский заинтересованных/участвующих в научно-практических конференциях, ориентированных на профессионализацию в области гуманитарной деятельности, в частности, на получение образования в ведущих высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Основные мероприятия в рамках курса:

  1. Образовательные экскурсии в учебный центр ООО «РН – Пурнефтегаз»;
  2. Различные ознакомительные экскурсии по профилю;
  3. Показ к/ф;
  4. Презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях.

Требования к знаниям и умениям

      Учащиеся должны знать: 

  1. начальные навыки этих профессий;
  2. правила выбора профессии;
  3. понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  4. понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
  5. понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  2. о современных формах и методах организации труда;
  3. о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  4. о предпринимательстве;
  5. о рынке труда;
  6. о гуманитарных вузах, факультетах.

     Учащиеся должны уметь:

  1. соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  2. составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  3. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  4. анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  5. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  6. проектировать свою будущую профессию.

Содержание программы (11 класс)

1.  «Гуманитарные профессии» (знакомство с профессиями - 34 ч.)

Знакомство с миром профессий по данному направлению. Что такое профессия. Признаки профессии. Классификация профессий. Получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях гуманитарии.  Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии.  Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. Ответы на вопросы: "ЧТО Я ХОЧУ?",  "ЧТО Я МОГУ?". Основные шаги выбора профессии. Требования к уровню образования. Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.

Календарно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма работы

Дата

1.

Введение

1

Собеседование

06.09.11 – 11б

2.

«Введение в проект».

1

1

Беседа

Презентация

13.09.11 – 11б

20.09.11 – 11б

3.

«Технология составления проекта»

1

1

Беседа

Презентация

27.09.11 – 11б

04.10.11 – 11б

4.

Гуманитарные профессии. Политология

1

1

Лекция

Презентация

11.10.11 – 11б

17.10.11 – 11б

5.

«Психология»

2

Круглый стол

(встреча с психологом школы)

24.10.11 – 11б

с 31.10.11 – по 06.10.11 – каникулы

07.11.11 – 11б

6.

«Юриспруденция»

1

1

1

Собеседование

Презентация

Экскурсия

(встреча с юристом)

14.11.11 – 11б

21.11.11 – 11б

28.11.11 – 11б

7.

«Журналистика»

2

 Круглый стол (встреча с рук. центра школьно-сетевой журналистики «Альтернатива»

05.12.11 – 11б

12.12.11 – 11б

8.

«Реклама и связи с общественностью»

1

1

Круглый стол

(встреча со специалистами рекламного журнала «Юла»)

19.12.11 – 11б

26.12.11-11б

с 27.12.11 – по 07.01.12 – каникулы

9.

«Международные отношения»

1

1

Беседа

Презентация

16.01.12 – 11б

23.01.12 – 11б

10.

«Зарубежное регионоведение»

1

1

Лекция

Работа в группах

30.01.12 – 11б

06.02.12 – 11б

11.

«Культурология»

1

1

Беседа

Презентация

13.02.12 – 11б

20.02.12 – 11б

12.

«Теология»

1

1

Презентация

собеседование

27.02.12 – 11б

05.03.12 – 11б

13.

«Документоведение и архивоведение»

2

Экскурсия

в городской архив

12.03.12 – 11б

19.03.12 – 11б

с 24.03.12 по 01.04.12 - каникулы

14.

«Лингвистика»

1

1

Беседа

Презентация

02.04.12 – 11б

09.04.12 – 11б

15.

«Перевод и перевоведение»

1

1

Беседа

Круглый стол

(встреча с учителем анг.яз)

16.04.12 – 11б

23.04.12 – 11б

16.

«Социолог»

1

1

Лекция

Работа в группах

07.05.12 – 11б

14.05.12 – 11б

18.

Обобщающий урок «Калейдоскоп профессий»

2

Круглый стол

21.05.12 – 11б

28.05.12 – 11б

Всего:

34

Используемая литература

  1. Попов А.А. Программа «Росатом», Москва, 2011 г.;
  2. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие.  Москва-Томск, 2003 г.
  3. Дубовицких Т.Ю. «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для 10-11 классов, Самара 2011 г.;
  4. Информация взята с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации http:|//mon/gov.ru|work|obr|dok|;
  5. Интернет – источник: www.kommersant.ru;
  6. Интернет-источник:Accreditation.org ;
  7. Интернет-источник:TryNano.org;

Учебно – методическое обеспечение

  1. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие.  Москва-Томск, 2003 г.
  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: academia, 2005 г.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.

Оборудование

  1. 30 ноутбуков, интерактивная доска, Интернет вай-фай, (центр Управления карьерами подростков)
  2. Образовательные ресурсы Интернет
  3. Системный продукт по профориентации «Эффектон студио Онлайн» ООО «Эффектон», г.Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля

Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в  11 классе социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...

Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...


 

Комментарии

Раянова Гульчачак Рифкатовна

Программа "Проектируем будущее" для старшей ступени очень актуальна, т.к. тема профориентация стоит остро. Рекомендую для среднего и старшего звена.
Раянова Гульчачак Рифкатовна

Программа рекомендуется для гуманитарного класса.