« Метод шести шляп, терминокарта».
статья по теме

Надёжкина Марина Юрьевна

 

     Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_shest_shlyap_.doc575 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре методической недели.

Тема: « Метод шести шляп, терминокарта».

                                                                                 Подготовила

                                                                                 учитель истории СОШ № 6

                                                                                 Надёжкина М.Ю..

                                           2011 год.

                                                                               

     Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

     В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».

      Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

    Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу — это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде. Поначалу к такому способу мышления привыкнуть сложно, поскольку нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений.

     Черная шляпа: критика

    Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.

     Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой). Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе.

     Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления. Инструменты латерального мышления позволяют избежать шаблонных подходов, по-новому взглянуть на ситуацию, предложить множество неожиданных идей.

     Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно.

    Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

    Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует ведущий, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».

Правила переодевания шляп

    Чаще всего используется следующий вариант. Руководитель коротко знакомит собравшихся с концепцией шляп и обозначает проблему. Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты. Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе — разумеется, в черной шляпе. После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.

     После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс — не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.

    Аллегория со шляпами имеет еще одно очень важное преимущество: методика позволяет избежать перехода на личности. Вместо привычного "Ты чего орешь и все критикуешь?" участник услышит нейтральную, но обладающую не меньшим эффектом фразу: "Снимите свою красную шляпу и наденьте зеленую"».

    Это снимет напряжение и позволит избежать ненужных отрицательных эмоций. К тому же на совещаниях обычно кто-то отмалчивается, но технология, когда все одновременно надевают шляпу одного цвета, вынуждает каждого высказать свои соображения».

Краткое описание технологии урока:

1.        В начале урока все участники делятся на группы методом жеребьевки, затем каждая группа выбирает себе "шляпу" определенного цвета из набора:

КРАСНАЯ - эмоции, чувства, интуиция

ЖЕЛТАЯ - преимущества, "плюсы"

ЧЕРНАЯ - недостатки, опасения, "минусы"

ЗЕЛЕНАЯ - творчество, идеи, предложения

БЕЛАЯ - информация, факты, вопросы

СИНЯЯ - организация, "мышление о мышлении"

2.        Для знакомства с позициями "шести шляп" можно использовать презентацию.

3.        Затем в группах участники готовят свое выступление, собирая аргументы в защиту, или напротив, в опровержение тезиса, учитывая формат и специфику своей "шляпы" - позиции.

4.        Выступление групп, после окончания выступления все другие группы-участники задают вопросы на понимание и уточнение позици выступавшей группы

5.        Подведение итогов.

6.        Рефлексия на форуме

«Шесть шляп мышления».

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод Шести шляп

Метод тренинга для подрастка с целью профилактики суицида....

Метод "Шесть шляп мышления"

Презентация данного метода.Класс делится на группы. Каждая группа получает  задание для подготовки к уроку.Тема для обсуждения:  люди, которые выделяются из общей массы.Синяя шляпа: формулир...

Урок по литературе.9 класс. метод шести шляп

Урок методом шести шляп. Литература. 9 класс...

Метод шести шляп или параллельное мышление

Данная работа является конспектом к уроку изобразительного искусства или Мировой художественной культуре. Разработанна для учащихся средней и старшей школы. Тема работы: " Шесть шляп или параллельное ...

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп...

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й классСказка – ложь, да в ней намё...

Урок по повести И. С. Тургенева "Муму" с применением метода "шести шляп"

Итоговый урок по повести И. С. Тургенева "Муму". Рассчитан на два академических часа....