Метод шести шляп или параллельное мышление
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Феоктистова Наталья Борисовна
Данная работа является конспектом к уроку изобразительного искусства или Мировой художественной культуре. Разработанна для учащихся средней и старшей школы. Тема работы: " Шесть шляп или параллельное мышление". Автор метода – французский психолог Эдвар де Боно, 80гг.ХХв. Применяется этот метод при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его.Один из инструментов развития творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shest_shlyap_myshleniya.docx67.42 КБ

Предварительный просмотр:

17ур.11кл.                            ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

   Если даже мысли – в шляпе,

      Значит, в шляпе-то – вся суть!

          Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

          Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

          Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, и лежит в основе «Метода шести шляп» или параллельного мышления(латерального).

Автор метода – британский  психолог Эдвард де Боно, 70-80гг.ХХ, номинант Нобелевской премии 2005г.

          Применяется этот метод при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Метод ролевой игры.

           Один из инструментов развития творческого мышления.

          «Шесть шляп мышления»    -   простой и практический способ,позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности,связанные с практическим мышлением:

-  эмоции

-  беспомощность,

-  путаница.

          Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

             В полиграфии есть нечто подобное,  когда основные цвета наносятся на бумагу каждый отдельно,  но на выходе получается цветная печать.  Метод шести шляп  -  это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз.

          В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме, поскольку шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

-  Надевая шляпу мышления, мы примеряем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

-  Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа  мышления.

-  При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.

-  Для обозначения своего мнения, достаточно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать.

         Сами шляпы:

Белая шляпа    -   Белый цвет  -  чистый лист бумаги. В этом режиме мы

                                сосредоточены на той информации, которой располагаем

                                или которая необходима для принятия решения: только

                                факты и цифры.

Красная шляпа -  Красный цвет – огонь. Красная шляпа связана с эмоциями,

                                интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не надо ни

                                чего обосновывать. Ваши чувства – это данность, и красная

                                шляпа дает возможность эту данность изложить.

Желтая шляпа  -  Желтый цвет – солнце, оптимизм.  Под желтой шляпой мы      

                                 стараемся найти достоинства и преимущества предложе-

                                 ния, перспективы и возможные выигрыши,  выявить

                                 скрытые ресурсы.

Черная шляпа   -   Черный цвет – мантия судьи, осторожность. Черная шляпа -

                                 это режим критики и оценки, она указывает на недостатки

                                 и риски и говорит, почему что то может не получиться.

Зеленая шляпа  -   Зеленый цвет – растения, рост, энергия, жизнь.

                                 Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей,

                                 нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Синяя шляпа      -   Используется в начале либо в конце обсуждений,  чтобы

                                  поставить задачу мышления либо решить,  чего мы хотим

                                  достичь в результате. Это режим наблюдения за самим

                                  процессом мышления и управления им (формулировка

                                  целей, подведение итогов).

ПРИТЧА

           В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал.

          Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались.

          Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

          Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

          Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

         Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

          Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

          Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал (зеленая шляпа).

          Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

.

ВЫВОД:

         Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно.

          В основе этого метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Это универсальный метод.

          Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

http://ic.pics.livejournal.com/a_s_zvyagin/62352940/310/310_900.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод "Шесть шляп мышления"

Презентация данного метода.Класс делится на группы. Каждая группа получает  задание для подготовки к уроку.Тема для обсуждения:  люди, которые выделяются из общей массы.Синяя шляпа: формулир...

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп...

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й классСказка – ложь, да в ней намё...

Мастер-класс "Метод "шести шляп мышления" Эдварда де Боно"

Представление метода "шести шляп мышления" на конкурсе "Учитель года - 2019"...

Формирование критического мышления на основе применения метода Шести шляп

В работе рассматриваются следующие вопросы:1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы                ...

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...