Формирование критического мышления на основе применения метода Шести шляп
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7 класс)

Николаева Анастасия Николаевна

 В работе рассматриваются следующие вопросы:

1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы                                                              

2. Особенности метода «Шесть шляп» в рамках изучения технологии развития критического мышления.                                                    

3. Практическое освоение метода «Шесть шляп» на уроках литературы в 5-6 классах                                                                                                          

4. Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» на основе технологии развития критического мышления                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                             с.2

1 глава

1.1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы                                                              с.

1.2.  Особенности метода «Шесть шляп» в рамках изучения технологии развития критического мышления.                                                            с.

2 глава

2.1. Практическое освоение метода «Шесть шляп» на уроках литературы в 5-6 классах                                                                                                          с.

2.2. Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» на основе технологии развития критического мышления                     с.

Заключение

Список, использованной литературы                                                              с.

Введение

XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе были творческие ученики, успешно познающие предмет. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления. Данная технология – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения.

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что осуществляется направленность на практическое использование, акцент делается на формирование социальных навыков, внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания, технология направлена на развитие собственного мышления, на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение. Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Педагогическая технология создавалась для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя, что очень важно в свете задач «Стандартов второго поколения».

Актуальность исследования заключается в том, что в  условиях  модернизации  образование  строится  на  основе качественно   новой   личностно-ориентированной   развивающей   модели. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Одной из основных целей образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Сегодня  информационное  общество  запрашивает  человека  обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным  действиями  принятию  решений.  Данная  проблема  очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного,  а  проявление  и  возможность  использовать  то,  что есть,  то  есть  не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Критическое  мышление - это  один  из  видов  интеллектуальной  деятельности человека,  который  характеризуется  высоким  уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление имеет 5 характеристик.

1.Критическое мышление –это  мышление самостоятельное

2.Критическое мышление –это мышление обобщённое

3.Критическое мышление –это мышление проблемное и оценочное

4.Критическое мышление –это мышление аргументированное

5.Критическое мышление  есть  мышление социальное

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные  решения.  Элементы  критического  мышления  включают  в  себя следующие умения и навыки: применение знаний для принятия решений и решения задач;  рефлексивную  постановку  вопросов;  предоставление  разумных  и обоснованных аргументов; исследования. Критическое  мышление –способность  анализировать  информацию  с  позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты,  как  к  стандартным,  так  и  нестандартным  ситуациям,  вопросам  и проблемам.

Формирование  критического  мышления –одна  из  актуальнейших  задач современного обучения.

Новизна исследования заключается в выделении одного из методов технологии развития критического мышления и на примере его применения на уроках литературы в 5-6 классах выявление его особенностей,   обоснование значимости технологии развития критического мышления.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс преподавания литературы в средней школе, а предметом исследования– применение метода  «Шесть шляп» на уроках литературы в 5-6 классах.

Целью данной работы является изучение метода «Шесть шляп» в рамках технологии развития критического мышления на уроках литературы и выявлении особенностей преподавания литературных произведений на основе использования данного метода. Для того чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

1) выявить особенности, цели, задачи и приемы ТРКМ как общепедагогической технологии.

2) объяснить значение критического мышления.

3) обосновать возможность и необходимость применения ТРКМ в процессе преподавания литературы в средней школе.

4) изучить особенности метода «Шесть шляп мышления» и представить его использование на уроках литературы в 5-6 классах.

В работе были использованы методы наблюдения, метод беседы, метод изучения и процесса и продуктов деятельности.

Структура работы обусловлена поставленными задачами, в нее входят введение, одна теоретическая, она практическая, заключение и список использованной литературы.

1 глава

  1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы

Современные исследователи в области методов развития критического мышления  как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.[]

Как можно определить критическое мышление? Д.Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

  1. КРМ есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

    Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

   ТРКМ - это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.

Разработана технология в конце 20 века в США (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курсис Мередит). В ней синтезированы  идеи и методы коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:

> четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей.

>применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами).

>ориентация знаний учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности.

> организацию процесс обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.[10]

       Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Педагогическая технология создавалась для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя, что очень важно в свете задач «Стандартов второго поколения».

       ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают списки (написанное индивидуально). Учитель на доске составляет общий список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать. Парная работа способствует лингвистической грамотности.

Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова, «корзина идей», « верные - неверные утверждения»), позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным  на этой стадии является прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его:

«V» - уже знал, «+» - новое, «думал иначе», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками при запоминании материала. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.

 Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие), кластер, 10-минутное эссе, З-Х-У, вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников.

1.2. Особенности метода «Шесть шляп» в рамках технологии развития критического мышления.

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.  Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Новизна и эффективность методики  де Боно в подходе мыслительного процесса.

Эдвард де Боно  работает  с восприятием. Восприятие расширяет  возможности нашего мышления, поскольку можем сознательно  расширить точки зрения и выбирать перспективы.

Эдвард де Боно  родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ.  И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

•        Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

•        Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

•        Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

•        Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

•        Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

•        Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Преимущества 

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
  2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
  3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

2 Глава

  1. Практическое применение метода «Шесть шляп» на уроках литературы в 5-6 классах.

Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. По ходу освоения той или иной технологии, когда она, обретая личностные характеристики, превращается в методику, учитель находит свои дидактические приёмы, которые позволяют превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс. Проанализировав свою работу по данной технологии, можно сказать, что действительно данная технология позволяет умственно и эмоционально активизировать деятельность учащихся на уроках, что несомненно сказывается на рабочем в процессе в целом в плане достижения поставленных целей.  Более того, на практике у нас сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов. Используя на уроках приемы ТРКМ, можно убедиться, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  На таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Итак, более подробно нам бы хотелось остановиться на примере работы с методом «Шесть шляп» в рамках технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5-6 классах. Во - первых, следует иметь в виду, что на данном методе может быть построена основная часть урока, а может быть затронута только одна стадия – стадия осмысления, стадия рефлексии. Во-вторых, чтобы работа на уроке, основанная на данном методе прошла успешно, следует доступно объяснить технологию работы этого метода. К примеру, для того чтобы ученики 5-6 классов на доступном примере поняли механизм работы метода «Шесть шляп мышления», я воспользовалась мастер-классом опытного педагога Наумовой Наталии Владимировны и провела урок внеклассного чтения по этой методике на примере всеми известной сказки «Колобок».

Главный вопрос, на который нам нужно было ответить звучал так: Давайте подумаем, почему сказка «Колобок»  популярна до сих пор? Что же в ней такого, чему она учит детей, попробуем разобраться. Далее класс был поделен на группы и каждая группа по жребию выбрала себе шляпу определенного цвета.  

«Белая шляпа» - информация.

Как правило, ученики могут восстановить сюжет по памяти, но интереснее было бы применить интерактивную доску и вспомнить сюжет по иллюстрациям («Белая шляпа»).

«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.

Положительные качества

Вывод

путешественник любознательный

бесстрашный

веселый, разговорчивый

доверчивый

Захотел узнать мир

Не боится других зверей (учит не бояться окружающих)

Поет песенку, общается (учит общению)

«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое.

Отрицательные качества

Вывод

непослушный

нетерпеливый

доверчивый

любит лесть

хвастун

 Слушать старших

Учит терпению (съела лиса)

Разбираться, что есть добро, что зло.

Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя.

«Красная шляпа» - чувства.

Чувства, которые испытывает Колобок

Вывод

радость

счастливый

беспечность

От того, что познает мир

Что он один

«Зеленая шляпа» - креативность.

СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями?

Внешнее сходство.

Радостный, как и  Колобок.

Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.

Таким образом, в ходе проведенной работы над анализом сказки дети пришли  к выводу о том, что в любом возрасте ребенок - это личность,  и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности. Что сказка остается актуальной и по сей день в связи с теми простыми истинами, которые были затронуты в народном творчестве.

Кроме того, для знакомства учеников с данным методом, на мой взгляд, не помешало бы рассказать ученикам притчу. Ученики всегда сосредоточенно слушают и воспринимают информацию, которая является своего рода предысторией того или иного материала.

          В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

Ключевое из этой притчи, что они должны усвоить это то, что «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их».

Типы использования шляп.

Э. де Боно показывает 4 основных способа использования шляп: Надеть шляпу, Снять шляпу, Сменить шляпу, Обозначить свое мышление (распознать шляпу). Все эти способы дети стали использовать при решении проблемных вопросов и задач, некоторые отмечали, что нечто подобное они делали раньше интуитивно. Нужно отметить, что из всех приведенных выше способов использования наибольшие затруднения вызывало распознавание собственной «шляпы», своего текущего режима мышления

В групповой работе к обозначенным способам добавляются следующие: использование шляп для организации межгрупповой работы (как в приведенном выше примере), использование шляп для работы в группе (распределение ролей - режимов мышления между участниками внутри группы или планирование мыслительного процесса группы в целом) и использование шляп при индивидуальной работе.

Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то выказывал нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали черную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой, в ходе чего все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.

Но впоследствии в групповой работе этот метод применялся все реже из-за несколько больших временных затрат. Чаще стал использоваться метод «распределения шляп» между участниками. Однако это очень быстро привело к закреплению ролей, «шляпы приклеились» и появились «записные критики в черных шляпах», «мечтатели в зеленых» и т.д. Конечно, это произошло в результате естественных склонностей детей, но могло мешать их дальнейшему развитию. Э. де Боно отмечает, что каждый мыслитель должен научиться с легкостью менять шляпы. Чтобы добиться этого, мы стали использовать не только групповые, но и индивидуальные способы работы, и общую работу с классом, в ходе которой сразу всем учащимся предлагалось высказаться в определенном режиме мышления.

Таким образом, выявилась еще одна важная роль учителя: удерживать баланс в применении детьми режимов мышления. Эта роль характерна только для определенной стадии работы: приблизительно через два месяца многие учащиеся стали с удовольствием выбирать разные режимы мышления и получать удовольствие уже от смены режимов.

Нужно отметить, что насчет оптимального порядка шляп единого мнения не возникло, но многие склонялись к тому, что начинать лучше с красной. Высказать, как это трудно, какой «дурацкий» (противный и т.д.) вопрос, легко. После чего приходит понимание, что «все равно надо что-то делать». Учащиеся из математического склада ума предпочитают сбор и анализ информации (белый), но многим, чтобы «раскачаться» приносит пользу «желтая» (почему это хорошо бы решить) для создания дополнительной мотивации.

Применение этой технологии учит использовать более широкий спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться с разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более полно обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Приоритетом современного общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, коммуникабельность, способность к рефлексии, разработке и проверке гипотез,  инициативность в принятии решений т.е. из школы должен выйти человек мобильный.

Решить эти задачи помогает метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Работа по этой методике – это групповая работа. Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира). Руководители групп и их состав  подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное  обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Особенность данной  групповой работы  состоит в том, что  этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть возможность  выбора.  Это учит учащегося в жизни гибкости, активности, самостоятельности.

 Каждой группе условно предлагается «примерить»  шляпу определенного цвета.

«Надевая» белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  учащихся интересуют только факты.  На уроке  в 6 классе « Проблема выбора по сказке- были М.М.Пришвина « Кладовая солнца»  ребятам предлагаю «примерить» шляпу белого  цвета и собрать информацию по тексту  о ссоре Насти и Митраши, когда они стоят перед выбором тропы.  

В режиме красной шляпы  учащиеся рассказывают о чувствах героев  и   какой отклик в их душе оставили  чувства и поступки Насти и Митраши. Всплек эмоций  вызывает  вопрос: почему поссорились герои Пришвина?  Что переживают  Настя и Митраша  и что переживаю я? 

Черная шляпа позволяет дать волю критической  оценке  поступкам героев. Данная группа собирает необходимую  информацию  о  том, кто прав: Настя или  Митраша, доказывая свои выводы текстом.  

Пытаются найти положительное в этой ссоре группа  «Желтая шляпа», отвечая на вопросы (Какие аргументы приводит Настя, доказывая правоту своего решения? Какой наказ пытается исполнить Митраша?  Какой урок извлекут ребята из этой ссоры?).

Сделать вывод помогает группа «Зеленая шляпа». Ребята рассказывают о том, почему им интересно было читать это произведение, какой урок они извлекли для себя.

«Надевая»   «Синюю шляпу»  ребята сами оценивают  свою работу, заполняя оценочный лист.

Учитель только корректирует работу групп.  

2.2. Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» на основе технологии развития критического мышления

 УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Цели урока:  способствовать осознанию обучающимися  идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста,

Задачи:

  1. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;
  2. вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;
  3. продолжить формирование  нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать,  анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию  произведения, давать характеристику героя.

Метапредметные результаты

•        Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

•        Развитие коммуникативной компетенции.

•        Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

•        Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

•        Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

•        Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Технология: РКМЧП

 Метод обучения: проблемно-диалогический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства обучения: компьютер,  учебник,  раздаточный материал.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг.момент

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Мои чувства вызваны не только встречей с каждым из вас, но и той возможностью, которую мы получаем каждый раз, соприкасаясь с произведениями художественной  литературы.

Обучающиеся готовятся к уроку. Внимательно слушают.

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

I. Вызов

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Знаете, один ученик несколько лет назад сказал: «Да вообще это скучная книга! Никакого развлечения! Никаких приключений!» И это было сказано о произведении Альберта Лиханова «Последние холода». Помню, как ему тут же возразили многие дети, сказав, что он ничего не понимает. И мы начали анализировать повесть. В конце урока мальчик сказал: «Ну, надо же! Так ведь такая интересная повесть, оказывается!» Да! Мы не всегда правильно при беглом, торопливом чтении, как это часто бывает в школьном возрасте,  понимаем авторский замысел.  Что  хотел нам сказать писатель? Чему научить? Какими мыслями поделиться!

Воспринимают информацию. анализируют мотивы внутренней потребности в обучении.

Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося.

1. Актуализация

Организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий, является подготовка мышления учащихся.

  • Сегодня мы попытаемся погрузиться в мир рассказа «Васюткино озеро», узнать новое, понять авторский замысел. Давайте вспомним, а кто его автор?
  • Каким вы его себе представляете, познакомившись на прошлом уроке с биографией этого человека.
  • Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нем собран фотоматериал, иллюстрирующий некоторые факты биографии  писателя. Всмотритесь внимательно в его лицо. Предположите, какими качествами характера обладал этот человек?
  • Как вы думаете, а человек рождается таким смелым, мужественным, решительным?

Вспомните, какие биографические факты говорят о смелости Астафьева?

Рассказ, который будет в центре нашего внимания, создан на основе автобиографии писателя. Что такое автобиография?

Есть произведения автобиографические и автобиографичные.

Рассказ «Васюткино озеро» автобиографический или автобиографичный?  

Как вы думаете почему?

Автор рассказа – Виктор Петрович Астафьев.

Смелый, мужественный, добрый…

Его таким делает жизнь.

Ответы

Ответы

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, стремление к совершенствованию своих способностей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации умственных сил и энергии.

2. Постановка цели, проблемного вопроса.

Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий.

Вы знаете, что основой рассказа стало детское сочинение Астафьева, которое он назвал «Жив». Как вы думаете, почему Астафьев поменял название на «Васюткино озеро»?

Давайте определим, на какой вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашего урока?

Выскажите предположения?

Продумайте в группах  пути достижения результатов.

Чтобы иметь возможность оценить наш труд,  давайте заполним таблицу, которая покажет нам в конце урока, выполнили ли мы задачу. Во 2 колонке поставьте перед собой личную цель (что вы хотите узнать на уроке?!, что открыть для себя?) последнюю, третью колонку, вы заполните в конце занятия.

Предположения

Формулируют вопросы

(Почему поменял название? В чем его смысл?)

Гипотезы

Анализ рассказа, выявление авторской позиции, средства выразительности.

заполнение 2-х колонок таблицы

Личностные: смыслообразование,  сформированность внутренней позиции обучающегося.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:  прогнозирование, оценка.

II. Стадия осмысления.

Сопоставление новой  информации с уже имеющимися знаниями и опытом.

      Акцентирование  внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Выявление неясности.      

      Стремление  отследить сам процесс знакомства с новой информацией, акцентирование  внимания на аспектах.     Подготовка  к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

А чтобы вам удалось  выполнить все задачи,  мы работаем в мини-группах.

Давайте вспомним правила работы в группах.

Напоминаю, что во время выступления группы остальные участники урока внимательно слушают, задают «толстые» и «тонкие» вопросы, и конечно, оценивают выступление. Сегодня мы усложняем задачу. Если группа активно задает вопросы, то она может получить дополнительные баллы к своему результату.  

Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем, по каким критериям вас будет оценивать другая группа.

-Оцените выступление другой группы, приняв общее решение.

(красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)

Давайте вспомним сюжетную линию рассказа. Чтобы было удобнее работать, я приготовила для вас вот такой материал, который показывает развитие  сюжета. Но, по-моему, с ним произошли чудеса. И они перемешались «Будни рыбаков». «Глухарь». «Заблудился». «Живём!» «Унылое озеро» «Озеро проточное!»

«Енисеюшко!» «Огромное пламя костра». «Дома!»

Перед погружением в работу прошу проанализировать материал на листах с заданиями и поставить перед группой цель деятельности!

Формулировка критериев., актуализация правил работы в группах.

Составляют правильную сюжетную линию рассказа.

Определяют цель работы в группах.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Физминутка

Снятие физического и психологического напряжения

Перед серьезной работой давайте отдохнем! Сегодня нам помогут пословицы, поговорки и народные приметы. Если речь пойдет о зиме, приседаем. О весне и лете– поднимаем руки вверх

 Хороший снежок урожай сбережет.

 Без дождя и трава не растет.

Мороз и метели под февраль налетели.  Утренний дождь не долог. Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод.  Будет дождичек — будут и грибки. Как роса упадет, так и след пропадет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.  Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой.

Активно работают.

4. Групповая работа:

 Реализация плана.

Приём - «Групповая дискуссия»

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.


Ну а теперь мы приступаем к основной части нашей работы.

Работа в группах. 5 минут

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

5. Выступление групп: первичное закрепление

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Наблюдение

Во время выступления групп на доске оформляется кластер-лестница, которая показывает формирование характера героя.

Над «ступенькой» - название эпизода – день в тайге, на ступеньке – главное качество характера, под ступенькой – правила поведения в тайге.

Ответы  групп, взаимооценка деятельности.

После выступления каждой группы  другие участники задают «толстые и тонкие» вопросы, происходит оценивание по критериям.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

6. Включение в систему знаний.

Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Ребята, посмотрите на наш кластер-лестницу.  Мы с вами проследили путь Васютки к спасению. Но вы сами понимаете, что ступеньки не могут находиться в воздухе, они  должны иметь опору. В нашем случае опорой является главное нравственное качество героя, которое помогло ему выжить. Какое это качество?

Давайте вернемся к вопросу: Давайте вернемся к нашим  ГИПОТЕЗАМ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ. Выполнили ли мы задачи урока?

Мы с вами часто говорим о том, что литература дает нам нравственные уроки. Ребята, а  данный рассказ помимо нравственных, дает еще важные уроки. Как вы думаете, какие? 

Как вы можете в связи с этим прокомментировать слова  восточного  писателя первой половины 20 века Лу Синь.  «Пути не открываются перед теми, кто не борется».

Астафьев рассказывает нам не только историю своего героя, но и демонстрирует изменения, который с ним произошли. И эти перемены свидетельствуют о самом главном: как вы думаете, какой процесс показывает нам писатель?

Вы видите, что  одна запись на доске осталась нераскрытой. Как вы думаете, какая?

Ответы

Вера в себя

«Васюткино озеро» - значит, в честь героя. Он проявил сильные качества характера. Названием Астафьев показал свое отношение к поступку героя.

Уроки жизни

Ответы

Формирование характера

Тема урока

Становление характера главного героя рассказа «Васюткино озеро»

Личностные: формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

III. Рефлексия

 

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому

Приём «6 шляп» (на уроке используются возможности 4 «шляп»)

Учитель: В качестве послесловия мне бы хотелось предложить вам рефлексивное задание, которое поможет вам выразить мысли. А для этого я предлагаю вам  волшебные шляпы мышления. 

«Шляпы» предлагаю в зависимости от особенностей развития полушарий головного мозга обучающимся. (право-левополушарность)

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Астафьева?

 «Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Васютке.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

.

Участвуют в рефлексивной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция.

Личностные: формирование самооценки, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Домашнее задание

Предложить на выбор использовать полученные на уроке знания.

Дома я предлагаю вам на выбор 2 задания:

1 - на основе наших выводов составить памятку «Как выжить в экстремальных ситуациях». 2 – написать рассуждение по прочитанному  на основе высказывания Лу Синь.  «Пути не открываются перед теми, кто не борется».

Личностные умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа

На основе вопросов докажите, что рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» должен иметь первоначальное название «Жив»! Докажите, что именно такое название передает основное содержание рассказа.

  1. Что такое ЗАЛГАВИЕ произведения?
  2. Какова его роль?
  3. Какие события легли в основу сочинения?
  4. Докажите, что рассказ «Васюткино озеро» должен  иметь первоначальное название «Жив».

2 группа

На основе вопросов расскажите о первом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

  1. Почему Васютка заблудился?
  2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия?...)
  3. Опишите душевное состояние героя.
  4. Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
  5. Почему не растерялся?
  6. Какое главное качество характера проявил Васютка?
  7. Какие правила поведения в лесу соблюдал?

3 группа

На основе вопросов расскажите о втором дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

  1. Как Васютка провел  предыдущую ночь?
  2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия?...)
  3. Опишите душевное состояние героя.
  4. Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
  5. Какой план спасения придумал?
  6. Какое главное качество характера проявил Васютка?
  7. Какие правила поведения в лесу соблюдал?

4 группа

На основе вопросов расскажите о третьем дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

Расскажите, какой Васютка увидел природу, проснувшись на 3 день в тайге. Найдите и прочитайте слова, описывающие природу.

  1. Почему он удивился, увидев белую рыбу в озере?
  2. Какие чувства испытывал? (какие слова помогают автору передать душевное состояние Васютки?)
  3. Почему герой боялся поверить в то, что озеро проточное? (прочитайте слова: стр.141, которые помогают понять душевное состояние героя)
  4. Почему этот день для Васютки был более тяжелым, чем предыдущие? (какое природное явление лишило героя сил?)
  5. Сделайте общий вывод: как чувствовал себя Васютка перед сном.

5 группа

На основе вопросов расскажите о четвертом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

  1. Каким мы видим Васютку в начале четвертого дня?
  2. Прочитайте описание героя (ПОРТРЕТ).
  3. Какой звук обрадовал героя?
  4. Как он добрался до Енисея?
  5. Какой увидел реку? (прочитайте описание)
  6. Почему эта ночь стала самой тяжелой для Васютки?

6 группа

На основе вопросов докажите, что В.П. Астафьев поступил правильно. Когда изменил первоначальное название рассказа с «Жив» на «Васюткино озеро».  Докажите, что именно такое название не только  передает основное содержание рассказа, но и выражает основную идею.

  1. Расскажите, какие географические объекты называли в честь кого-либо. (воспользуйтесь материалом из домашнего задания)
  2. Сформулируйте, что хотел донести до читателей Астафьев своим рассказом.
  3. Какой образец поведения показывает герой рассказа Васютка?
  4. Сделайте вывод, что изменится в понимании смысла рассказа, если бы он имел  название «Жив»?

Заключение

В условиях модернизации образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Одной из основных целей образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт Хаббард.

Свою деятельность нужно организовывать, руководствуясь этим положением. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, можно убедиться, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

Обобщая вышесказанное, хочется сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.   Самое же главное – на таких уроках дети учатся  самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.


В ходе исследования были выполнены поставленные задачи, а именно: рассмотрено понятие «критическое мышление», рассмотрены  приёмы преподавания литературы в рамках рассматриваемой технологии, более подробно проанализирован метод «Шесть шляп» и разработаны уроки на основе использования данного метода.
В ходе  проведенной работы по исследованию использования технологии развития критического мышления сделаны

следующие выводы:

Во-первых, педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими.  Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Во-вторых, при активной реализации метода «Шесть шляп» мы смогли убедиться в результативности использования данного метода, и в том числе на позитивном влиянии работы на развитие обучаемых, так как на уроках оказываются задействованы все ученики.

Применяемый  метод, повышает активность  обучаемых на уроке, познавательную  деятельность, развивается вариативное мышление, стремление к самостоятельности. В процессе работы в группах  ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.  На уроке царит спокойная,  доброжелательная атмосфера. «Цветные шляпы» — это хорошо запоминающийся образ, который легко запомнить и использовать при аналитической деятельности. Такой подход к теме  на уроках литературы помогает понять обучаемым, что проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.  Данная методика развивает   творческую, инициативную   личность, уверенную в своих силах.

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234

2. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и

критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Докт. дисс. – Баку, 1968.-560с.

3.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47

4. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013.

5.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение  и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4

6. Дэвид Клаустер. Что такое критическое мышление? \\ Интернет-журнал. Русский язык. –Издательский дом «Первое сентября». - №29. - 2002

7. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы. М.: Просвещение - 1985.

8. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и

педагогические способы его формирования. Дисс. …канд.пед.наук. Казань, 2000,-260с.

9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО,2009.

10. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

11.         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с.

12. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. -М.1986-136с.

13. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. -  2009 .

14. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.:Просвещение, 2004. – 236 с.

15. Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.М.:Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.- С.53-56.

16.    Педагогические мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб.,1998.

17.    Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.

18. Шакирова Д. М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления //Педагогика. 2006, № 9 Мышление учителя. Под. ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М., 1990.С.56-68.

19. Вилькеев Дж. Сущность, функции и структура профессионального мышления учителя. В кн. «Педагогическое мышление и егоформирование у студентов» - Казань, 1997.С.28-29.

20. Попков В.А. Коржуев А.В. критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. – М.,2002-236с.

21. Тягло А.В. и Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования 21 века. http:// www/geocities.com/tyaglo/ct/.

22. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление:метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. – Красноярск, 2002.-139с.

23. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011.-342с.-Стандарты второго поколения.

24. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-112с.- Стандарты второго поколения.

Интернет-ресурсы:

  1. http://metodisty.ru/download_file/7756.doc
  2. http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf
  3. http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333
  4. Буленкова Т.В. сайт- chain.nkolschool.edu.tomsk.ru
  5. www.koob.ru/edwdebono
  6. Шесть шляп мышления - де Боно Эдвард
  7. www.e-reading.org.ua/book.php?book=144926
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Боно,_Эдвард_де
  9. www.5port.ru/edwdebono
  10. Использование методики "Шесть шляп мышления"

nsportal.ru/.../ispolzovanie-metodiki-6-shlyap-pri-provedenii

nsportal.ru/shest-shlyap-myshleniya

  1. http://www.syntone.ru/library/books/content/4117.html
  2. festival.1september.ru/articles/577559/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод "Шесть шляп мышления"

Презентация данного метода.Класс делится на группы. Каждая группа получает  задание для подготовки к уроку.Тема для обсуждения:  люди, которые выделяются из общей массы.Синяя шляпа: формулир...

Метод шести шляп или параллельное мышление

Данная работа является конспектом к уроку изобразительного искусства или Мировой художественной культуре. Разработанна для учащихся средней и старшей школы. Тема работы: " Шесть шляп или параллельное ...

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп...

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й классСказка – ложь, да в ней намё...

Урок по повести И. С. Тургенева "Муму" с применением метода "шести шляп"

Итоговый урок по повести И. С. Тургенева "Муму". Рассчитан на два академических часа....

Памятка по применению технологии "Шесть шляп мышления"

Памятка по применению технологии "Шесть шляп мышления" на уроках обществознания....