Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:

"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й класс

Сказка – ложь, да в ней намёк. 

                                                                                                                                                                                                                               Добрым молодцам урок

А.С.Пушкин

 

   Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

   Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД  (универсальные учебные действия)

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.

Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.

 

Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, презентация, цветные шляпы

 

Ход урока

1. Орг. момент

2. Основная часть

1. Актуализация знаний

- Посмотрите на экран. Из какой сказки эти иллюстрации? (слайд 1)

- Правильно, сегодня мы проанализируем на уроке сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

- Прочитайте эпиграф к уроку (Слайд 2). 

Попробуйте определить главную мысль этих строчек Пушкина. ( В каждой сказке содержится мораль или нравоучение). Значит, все сказки воспитывают читателей.

- Ребята, как вы думаете, с какой целью Погорельский писал свою сказку для племянника? (с целью научить чему-то хорошему, дать уроки добра, уроки жизни). Обобщая ваши мнения, можем назвать одним словом «уроки жизни».

2. Определение темы и целей урока.

«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»  (запись темы урока на доске)

- Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?

- Понять, какие уроки жизни преподает нам А. Погорельский в сказке «Черная курица, или Подземные жители».(Слайд 3)

Учитель напоминает правила работы  «в шляпах»: (Слайд 4)

«Белая шляпа» : факты, информация.

 «Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

 «Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» : чувства, эмоции.

 «Зелёная шляпа»: новые идеи.

 

Выступление команд.

- Давайте восстановим сюжет сказки.

«Белая шляпа»: (Слайд 6) (Предварительное задание для «Белой шляпы»: Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте) -1вариант

Упорядоченный ход событий.

1.     Алеша остался в пансионе один, так как все ученики уехали на каникулы.

2.     Алеша читал книги, смотрел на улицу через забор, играл с курочками во дворе.

3.     Алеша спас Чернушку.

4.     Чернушка пригласила Алешу в подземное царство, потому что хотела отблагодарить мальчика за спасение своей жизни.

5.     Король подземного царства исполнил Алешино желание (всегда знать урок, даже не уча его)

6.     Король поставил Алеше условие – никому не рассказывать про подземное царство.

7.     Алеша постепенно вообразил, что он лучше и умнее все, сделался гордым и непослушным.

8.     Алеша потерял зернышко, и министр помог его вернуть

9.     Алеша выдал тайну о подземном царстве.

10.                       Подземные жители покинули свой дом.

11.                       Алеша осознал свои ошибки, снова стал прежним, добрым мальчиком.

 

2 вариант предварительного задания:

1.          Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

2.          Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)

3.          Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

4.          Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

5.          Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

6.          Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

7.          Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)

8.          Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

9.          Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

10.     Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

11.     Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)

12.     Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)

 

«Желтая шляпа»: (Слайд7)  Алеша « …умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали»,  любил читать, любит познавать новое, мечтатель, верит в волшебство, умеет жалеть, сострадать. Пустоту в душе и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны, где он воображает себя доблестным рыцарем.

Мальчик щедрый, отдает последнюю монету ради спасения курицы.Спаситель, защитник, благородный, милосердный.

 ( Он спас Чернушку от смерти, когда кухарка Тринушка хотела её погубить. Алеша отдал кухарке самое единственное и дорогое, что у него было –империал- подарок бабушки.(Слайд 8-9) .

Империа́л (от лат. imperialis — императорский, имперский) — российская золотая монета (10 рублей) 

Общительный, скромный, застенчивый

 

«Синяя шляпа»(учитель) : - Таким был Алеша до получения волшебного зернышка или после?

- В начале сказки, до получения зернышка.

 

«Черная шляпа»: Алеша шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи. Таким он стал после получения зернышка.

«Красная шляпа»: (Слайд 10) Сначала нам нравится главный герой этой сказки. Мальчик Алеша добрый и застенчивый, его любят все вокруг. Мы очень сочувствуем ему, потому что он страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые, заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Алеша не любил кухарку. Она вызывала у него ужас и отвращение, так как была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке. Когда он спасает  курицу Чернушку от кухарки, мы восхищаемся его смелостью и щедростью, ведь он отдал последние деньги ради курицы. К сожалению, ему достался в награду дар. Этот дар изменил его характер. Алеша стал непослушным, заносчивым, потерял друзей. В итоге, он совершил предательство. Мы не осуждаем Алешу, нам его жалко. Ведь в конце он все понял.

«Синяя шляпа» (учитель): Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. На экране находятся слова, которые характеризуют Алешу. Распределите эти слова в два столбика : До получения зёрнышка и После получения зёрнышка.

Умненький  Праздный  Миленький  Ленивый  Начитанный   Гордый

Высокомерный  Мечтатель  Заносчивый   Все любили  Шалун Романтик

Непослушный  Верит в волшебство  Его перестали любить товарищи

Остро чувствует своё одиночество

Самопроверка. Показываю правильный вариант ответа.(Слайд 11-12)

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

Праздный

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Заносчивый

Шалун

Непослушный

Его перестали любить товарищи

        

- Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

Ответ: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

Таким образом, является ли праздность пороком? Как, по-вашему, считает автор сказки?

Ответ: Да. Одно его желание не учившись, знать все уроки, т.е ленность потянула за собой все остальные пороки.

-Какие советы дает Чернушка? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши?  (Слайд 13):

Советы Чернушки

Выводы учителя

«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой»

«Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

 

 

 

 Советы Чернушки совпадают с выводами учителя. Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд - это условие нравственной красоты человека.

-Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

Ключевые слова (Слайд 14)

«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша»,  «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».

«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».

 Чернушка верит в исправление Алеши, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика. И Алеша старается  быть таким же хорошим мальчиком, как и раньше. 

 «Зеленая шляпа»:  (Слайд 15)   (Предварительное задание: Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?)

– Алёша стал милым, скромным мальчиком.Через некоторое время за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады.

 

Итог урока

Какие уроки жизни А. Погорельского вы усвоили сегодня??

( нужно сдержать данное слово, уметь хранить тайну;

не предавать друзей, родных, близких людей, несмотря ни на что;

быть добрыми, отзывчивыми, скромными;

не зазнаваться, не быть высокомерными, тщеславными;

быть трудолюбивыми, не искать легких путей в жизни, не впускать лень и другие пороки в души, тренировать силу воли).

-Пройдут года, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.


 

Домашнее задание. Мини- сочинение «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?»

Рефлексия.

Литература:

1.    Еремина Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013.

2.    Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm

3.    Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru

4.    Педагогические мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб.,1998.

5.    Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zhizni.pptx823.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ » Тойсинская СОШ» Учитель: Мулюкова А.А. " Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й класс ( по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)

Слайд 2

Из какой сказки эти иллюстрации?

Слайд 3

Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок А.С.Пушкин

Слайд 4

«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 5

Белая шляпа - пересказ основных эпизодов текста Красная шляпа - сбор информации о чувствах героя, свое отношение к поступкам героя Черная шляпа - сбор критической информации Желтая шляпа – сбор положительной информации Зеленая шляпа – написать продолжение истории

Слайд 6

Белая шляпа.

Слайд 7

Желтая шляпа- сбор положительной информации Таким был Алеша до получения волшебного зернышка или после?

Слайд 9

Империал (от лат. imperialis — императорский, имперский) — российская золотая монета (10 рублей )

Слайд 10

Черная шляпа -сбор критической информации

Слайд 11

Красная шляпа - сбор информации о чувствах героя, свое отношение к герою.

Слайд 12

Умненький Праздный Миленький Ленивый Начитанный Гордый Высокомерный Мечтатель Заносчивый Все любили Шалун Романтик Непослушный Верит в волшебство Его перестали любить товарищи Остро чувствует своё одиночество

Слайд 13

Алёша до получения конопляного семечка Умненький Миленький Все любили Начитанный Романтик Мечтатель Верит в волшебство Остро чувствует своё одиночество Алёша после получения конопляного семечка Праздный Ленивый Гордый Высокомерный Заносчивый Шалун Непослушный Его перестали любить товарищи

Слайд 14

Какие советы дает Чернушка? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши? Советы Чернушки «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой» Выводы учителя «Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

Слайд 15

Ключевые слова «…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша», «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком». «Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».

Слайд 16

Зеленая шляпа. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше

Слайд 17

Работал (а) в полную силу Белая Работал(а) хорошо Синяя Мог( ла ) работать лучше Коричневая Итог урока Какие уроки жизни А. Погорельского вы усвоили сегодня? Рефлексия - Как вы оцените свою работу? На партах у каждого ученика есть три карточки разного цвета:

Слайд 18

Домашнее задание Написать мини - сочинение на тему: « Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод "Шесть шляп мышления"

Презентация данного метода.Класс делится на группы. Каждая группа получает  задание для подготовки к уроку.Тема для обсуждения:  люди, которые выделяются из общей массы.Синяя шляпа: формулир...

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп...

Мастер-класс "Метод "шести шляп мышления" Эдварда де Боно"

Представление метода "шести шляп мышления" на конкурсе "Учитель года - 2019"...

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...

Урок-мастерская по рассказу Л. Андреева «Кусака» 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления")

Применение «Шести шляп мышления» в 7-8 классах на уроках литературы помогает формировать навыки и умения находить связь литературы с другими видами искусств на уровне идеи, нравственной пр...