Урок-мастерская по рассказу Л. Андреева «Кусака» 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления")
методическая разработка по литературе (7 класс)

Чикина Елена Николаевна

Применение «Шести шляп мышления» в 7-8 классах на уроках литературы помогает формировать навыки и умения находить связь литературы с другими видами искусств на уровне идеи, нравственной проблематики; расширяется представление о языке художественных систем, в следствии чего это становится основой для понимания позиции автора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kusaka_6_shlyap.docx235.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская по рассказу Л. Андреева «Кусака» 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления")

Класс: 7

Тема: Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:

  • характеризовать героев произведений;
  • давать оценку поступкам персонажей рассказа;
  • определять тему, идею произведения;
  • составлять план рассказа;

2) научить творчески перерабатывать произведение.

Развивающие:

  • развитие речи, словарного запаса;
  • развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
  • развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
  • воспитание гуманного отношения к животным, ответственности за их судьбу;
  • формирование нравственного сознания.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Оборудование.

  1. Текст у каждого.
  2. Заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления доски (либо мультимедийная презентация).
  3. Фломастеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые-холодные цвета).

Индуктор

Нашу мастерскую я хочу начать словами русского поэта Эдуарда Асадова

 (слова записаны на доске):

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов

- Разместите слово сострадание в тетради так, как вам хочется; запишите его цветом, который, как вам кажется, больше всего подходит к этому слову.

Подберите к слову синонимы. Дети читают свои варианты, на доске появляется информация:

  • Сочувствие
  • Милосердие
  • Участие
  • Жалость

- Закончите предложения:

  1. «В слове сострадание я слышу…»
  2. «В слове сострадание я вижу, представляю…»
  3. «В слове сострадание я чувствую…»
  4. «Обладать состраданием - значит…

- А теперь заглянем в словарь:

«Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

- Дома вы прочли рассказ Л. Андреева «Кусака» (рассказ был дан не в полном варианте). Какие вопросы у вас возникли? (Дети называют, учитель записывает на доске - это и будут проблемные вопросы):

  • Почему люди были жестоки к Кусаке?
  • Почему Кусака не верит людям?
  • Люди жестоки только к собаке?

- На эти и др. вопросы мы сегодня постараемся ответить.

На этапе самоконструкции и социоконструкции целесообразно использовать прием «6 шляп критического мышления»:

1 шляпа - красная: эмоциональное восприятие текста.C:\Users\chikinaen\Desktop\6 шляп.jpg

2 шляпа - белая: изложение фактов, описаний.

3 шляпа - черная: критическая, негативная.

4 шляпа - желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного).

5 шляпа - синяя: аналитическая, поисковая.

6 шляпа - зеленая: творческая.

Инструкция к групповой работе.

Напишите свои предположения. Записи ведутся по принципу «двойного дневника»: справа - цитата, слева - размышления по поводу.

Белая шляпа. Выпишите фразы, характеризующие Кусаку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Кусаку одним определением.

Красная шляпа. Какие чувства вызвал у вас рассказ? Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые? Какие чувства вызывает это описание? Какие чувства испытает Кусака, подружившись с дачниками?

Черная шляпа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение детей и взрослых к Кусаке, и ответьте на вопрос: «Почему люди жестоки к Кусаке?»

Желтая шляпа. Отношение Кусаки к людям. Почему Кусака не доверяла людям? Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»? Почему дачники не взяли с собой в город собаку? Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Синяя шляпа.  Чей поступок для собаки больнее: Лёли или пьяницы-мужика, встреченного ею в начале рассказа? Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?

Зелёная шляпа. Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка? Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?  Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. (Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей.)

Социализация (Выступления групп)

С первых строк рассказа мы знакомимся с его героем. Автор дает литературный портрет Кусаки. Что мы знаем о ней?

Охарактеризуйте Кусаку одним определением.

Оформляется запись на доске и в тетради:

  • Забитая
  • Худая
  • Чуткая
  • Злющая

Дети, взрослые - Кусака

"...ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».

«С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».

«когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

Вывод: Живя на улице, Кусака терпит много обид и несправедливости со стороны людей и в конце концов почти теряет к ним доверие:
Как изменилась собака с приездом дачников? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Дачники -Кусака

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

   Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)

-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? (Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).

- Чей поступок для собаки больнее: Лёли или пьяницы-мужика, встреченного ею в начале рассказа?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».  В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными?  « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

 «Собака выла» - надо читать: «собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

 – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

- Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?

Чтобы ответить, вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.

- Зачем Леонид Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Вывод: Люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды.

- Как вы думаете, зачем Л.Андреев рассказал нам историю Кусаки? (Чтобы показать, какими люди быть не должны).

Рефлексия (варианты)

- Как бы вы озаглавили наш урок?

Слово учителя. Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу.  Проявлять сострадание - важная особенность человеческих отношений, придающая им теплоту и доверие.

Я желаю вам, ребята, никогда не забывать об этом. Не забывать о том, что каждое живое существо нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  в  8  классе.    СЛОВЕСНОСТЬ:  ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.Цели урока.1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по техноло...

Презентация урока литературатуры в 6 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Презентация  урока литературатуры в 6 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака"...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...