Программа работы кружка "Подарки своими руками"
календарно-тематическое планирование по теме

Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_podarki_svoimi_rukami.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Содержание рабочей программы кружка «Подарки своими руками» адаптировано к условиям сельской школы с малой наполняемостью. 

   Работа кружка построена в форме творческой мастерской. Это даёт возможность организовать занятия одновременно по нескольким направлениям, учитывая интересы каждого кружковца.

  Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности:

  1. бисероплетение;
  2. искусство «канзаши»;
  3. мягкие игрушки.

   Учащиеся могут на занятии одновременно заниматься в разных группах, что способствует их творческому развитию.

   Содержание программы направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, изготовление игрушек, полезных предметов для школы и дома. Работа с разными конструкционными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.  Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся развивают эстетический вкус, приобретают определенные эстетические навыки.

     Результат занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления, эстетического вкуса.

   Программа рассчитана на учащихся, проявляющих достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

    По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Ценности, на  которых построена программа:

  1. самоопределение учащихся;
  2. творческое развитие  личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
  3. нахождение каждым ребенком своего места в этом мире.

     Программа рассчитана на обучающихся 4 – 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Выполнение программы рассчитано на один год. Всего 66 часов. Кружок начал свою работу с 15 сентября 2012 года.

Цели программы: 

  1. Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
  2. Создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребенку, как в области материальной культуры, так и в социуме.
  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:

1. Обучающие задачи: 

  1. приобретение общих представлений о  материалах и проектной работе;
  2. усвоение элементарных знаний  в области материаловедения, технологии обработки материалов;
  3. изготовление поделок и сувениров из различного материала;
  4. правильное использование цветовой гаммы;
  5. формирование у учащихся способности к планированию.

 2. Воспитывающие задачи: 

  1. выработка адекватной самооценки;
  2. приобщение к общечеловеческим ценностям;
  3. помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
  4. воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать);
  5. воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

3. Развивающие задачи: 

  1. развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
  2. совершенствование интеллектуального потенциала личности;
  3. развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
  4. помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством,  и их популяризацией.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как на базе школы, села, так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, ножницы канцелярские, кисточка для клея и красок, иголки швейные, шаблоны выкроек, схемы по бисероплетению,

Материалы:  бумага цветная, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клеи (ПВА, силикатный, обойный), бисер, стеклярус; картон, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа, ленты атласные.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.  Введение. Знакомство с планом, режимом работы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.

Раздел 2.  Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Связь народного декоративно-прикладного искусства с бытом.
Влияние исторических факторов на традиции народного декоративно-прикладного искусства. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства. Значение мастера в народном искусстве. Художественная промышленность. Коллективный характер творчества. Преемственность мастерства.

Раздел 3.  Основные технологические приёмы работы с материалами. Отработка навыков и практика.

Бисероплетение

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Плоское плетение на проволоке.

Цветовой подбор бисера, способы плетения на проволоки (параллельное, игольчатое, петельное). Петельная техника плетения бисером. Техника игольчатого плетения бисером. Техника параллельного плетения бисером на проволоке. Техника параллельного плетения бисера ''на ребро''. Круговая (французская) техника плетения бисером.

Практика.

Плетение  листиков деревьев, лепестков цветков, тычинок к цветкам, ветвей сосен.

плетение бабочек.

Традиционные технологические приёмы низания.

Основные виды искусства бисерного низания  (демонстрация изделий из бисера). Цветовой подбор бисера. Техника  бисерного  низания. Приемы и варианты бисерного низания. Виды узлов. Техника плетения сетки из бисера. Техника плетения бисерного шарика. Оплетение бусины бисером. Обучение приёмам выплетания.

Практика.

Изготовление ожерелья техникой низания бисера. Изготовление цепочки ромбом. Объемное плетение на проволоке.

Техника плетения бисерного кубика. Объемные фигурки на проволоке. Техника изготовления веток цветов из бисера на проволоке.

Практика.

Отработка приёмов плетения бисерного кубика. Изготовление объёмных фигурок по выбору учащихся. Плетение из бисера объемных изделий: деревьев, цветов. Декоративные розы, выполненные в смешанной технике плетения из бисера. Миниатюрные деревья из бисера. Цветущая сакура. Деревья «Бонсай».

Искусство «канзаши»

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с техникой изготовления поделок из атласных лент.

Практика.

Изготовление из атласных лент цветков и лепестков разной формы. Украшение заколок, ободков цветами по выбору учащихся. Составление картины с использованием цветов из атласных лент.

Мягкие игрушки своими руками

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с техникой изготовления мягких игрушек. Изготовление игрушек.

Раздел 4.  Подведение итогов

Выставка работ в школе: «Делаем сами своими руками». Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества учащихся. Оформление фотоальбома  и компьютерной презентации «Наши достижения».

Требования к уровню подготовки учащихся.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся  изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы, творческие проекты, готовые изделия и т.д.

Обучающиеся должны знать: 

  1. название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  2. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  3. правила планирования и организации труда;
  4. способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка.

Обучающиеся должны уметь: 

  1. правильно использовать инструменты в работе;
  2. строго соблюдать правила безопасности труда;
  3. самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  4. самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  5. экономно и рационально расходовать материалы;
  6. контролировать правильность выполнения работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Разделы.

Кол-во часов

Тема занятия.  

Бисероплетение

1

Введение

1

Знакомство с планом, режимом работы кружка. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,  учебной  литературы.

2

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

1

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства.

3

Основные технологические приёмы работы с материалами. Отработка навыков.

1

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

1

Плоское плетение на проволоке. Работа со схемами.

1

Традиционные технологические приемы низания   бисером.

1

Объемное плетение на проволоке.

4

Изготовление изделий. Художественное оформление изделий.

2

Фигурки из бисера.

2

Изготовление украшений

2

Объемные цветы, деревья.

5

Украшаем интерьер  дома своими руками.

2

Объемные цветы и забавные игрушки, картины, панно  из бисера.

4

Изготовление из бисера предметов для дома по выбору учащихся.

                                                                      Всего

18

Искусство «канзаши»

6

Основные технологические приёмы работы с материалами. Отработка навыков.

2

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изготовление заготовок из атласных лент

2

Изготовление круглых лепестков из атласных лент. Инструктаж по ТБ

2

Изготовление острых лепестков из атласных лент. Инструктаж по ТБ

2

Изготовление заготовок из атласных лент. Инструктаж по ТБ

7

Изготовление изделий. Художественное оформление изделий.

4

Изготовление цветов.  Инструктаж по ТБ

4

Изготовление бабочек. Инструктаж по ТБ

 2

Изготовление роз из атласных лент. Инструктаж по ТБ

4

 Изготовление украшений. Инструктаж по ТБ

8

Украшаем интерьер  дома своими руками.

4

Изготовление картин и панно с использованием заготовок. Инструктаж по ТБ

4

Изготовление предметов по выбору учащихся

                                                                      Всего

30

Мягкие игрушки своими руками

9

Основные технологические приёмы работы с материалами. Отработка навыков.

2

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изготовление заготовок из материала

10

Изготовление изделий. Художественное оформление изделий.

4

Изготовление сердечка. Инструктаж по ТБ

6

Изготовление лисички. Инструктаж по ТБ

4

Изготовление мишки. Инструктаж по ТБ

                                                                      Всего

16

11

Подведение итогов

2

Организация выставки «Делаем сами своими руками». Составление презентации.

                                                           Всего за год

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народ...

Дополнительная развивающая программа "Делаем сами своими руками"

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей, увлекающихся ручным трудом, наиболее развито пространственное, логич...

Программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа дополнительного образования...

Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"

Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...

Программа кружка "Кукла своими руками"

Представленная программа занятий кружка «Кукла своими руками» предложена для учащихся 4-6 классов. Целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравстве...

Программа кружка "Физика своими руками"

Программа направлена на развитие способностей учащихся в области технического творчества на базе теоретических знаний. Целесообразность данной программы состоит в приобретении учащимися практических н...

Исследовательско-проектная работа «Мультфильм своими руками»

Данная работа была представлена на городском конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Одаренок – 2021». Авторы работы - обучающиеся 1 года обучения мультст...