Урок" Веселье о Боге. Радостный старец".
методическая разработка по теме

Орехова Ирина Викторовна

Урок для 4 класса по православной культуре. Использован материал о местночтимом старце Серафиме Тяпочкине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_serafim_sarovskiy_i_serafim_tyapochkin.zip2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Ступенька «Веселье о Боге. Радостный старец»

Цели:

  1.  воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к ближнему, своему народу, Родине, сопереживание, ответственности за другого человека, уважения к старшим, милосердия) на  примере жизни христианских святых;
  2. освоить первичные знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, православных памятников архитектуры;
  3. формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник “Православная культура” автор Л.Л.Шевченко3-й год обучения (2 ч.), видеофильм «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец», презентация к учебному занятию.

Понятия: Святые, благочестивая жизнь, старец, старчество

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1.

Угодник Божий Серафим

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег с улыбкой на устах.
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный,
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от него,
Гордый разум цепенеет
Перед святостью его.

Сергей Бехтерев, 1933г.

2. Подготовка к работе на основном этапе. Слайд 2.

Изучение истории христианской культуры позволяет узнать о святых, которые, подобно светильникам, освещали всем христианам путь к благочестивой жизни. Их называли старцами. Старцы стали наставниками, воспитателями многих русских людей. Им была дарована духовная мудрость понимания воли Божией. Руководство опытного наставника на пути спасения стало называться старчеством.

3. Определение темы урока. Слайд 3.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью двух старцев, носящих одно имя – Серафим и поднимемся ещё на одну ступеньку «Веселье о Боге. Радостный старец»

         4.Усвоение новых знаний и способов действий.

        Для христиан размышление о цели жизни было всегда важным. Но особенно занимал этот вопрос русских людей, живших во второй половине 18 - начале 19 века. В то время укреплял людей великий старец – святой Серафим Саровский. Он родился в городе Курске в купеческой семье Мошниных в 1759 году. Назвали сына Прохором. О том, как он рос, какие чудеса с ним совершались с детства, какова была его жизнь, мы узнаем из мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец».

Вся Россия знала о благодатном старце из Сарова. К нему приходили тысячи, и он помогал людям ответить на самый главный вопрос: для чего человек живёт на свете? Однажды в беседе с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни он сказал, что правила благочестия следует исполнять ради приближения человека к Богу. Все добрые дела своей жизни человек должен делать ради Христа. И тогда он получает помощь Божию – Его благодать. В приобретении доброй, преображающей повреждённую страстями душу человека силы Божией – благодати Святого Духа – для счастливой вечной жизни с Богом и состоит смысл жизни человека. (слайд 4).

5.Первичная проверка понимания изученного.

Вспомним стихотворение святителя Иоасафа Белгородского «Сражение семи добродетелей с семью грехами», с которым мы знакомились в прошлой четверти (стр.105) и попробуем выполнить задание на экране (слайд 5): 

Задание: Подбери добродетели, противоположные страстям.

  1. Гордость                       Кротость
  2. Гнев                              Пост
  3. Жадность                      Любовь
  4. Лень                              Милостыня
  5. Ненависть                     Труд
  6. Зависть                          Смирение
  7. Обжорство                     Щедрость

Свет любви святого Батюшки озарял всё, что его окружало. К нему, как к тёплому солнышку, тянулись не только люди. Дикие звери: лисицы, волки подходили к его лесной келье. А большой бурый медведь терпеливо ждал еды, которую преподобный Серафим давал ему из своих рук.

 Представление иконы.

Рассмотрите иллюстрацию 123 учебника. Перед вами икона «Преподобный Серафим Саровский в житии». Какие эпизоды жития преподобного Серафима на них изображены? Чему христиане учились, читая житие святого?

Почил преподобный Серафим, стоя на молитве пред иконой Божией Матери «Умиление».

Память преподобного Серафима Саровского празднуется

15 января и 1 августа (слайд 6).

Чтение стихотворения «Памяти преподобного Серафима Саровского», стр.68.

В нашей Белгородской области и далеко за её пределами известен ещё один старец, носящий имя Серафим, что значит «огненный», - это Серафим Тяпочкин, родившийся в 1894 году в городе Новый Двор Варшавской губернии (слайд 7). Нарекли мальчика Димитрием. Весьма примечателен тот факт, что во время богослужения маленький Димитрий увидел икону святого, которая поразила его. Он сказал отцу в порыве детского вдохновения, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображён преподобный Серафим Саровский, к которому Димитрий с этого дня стал испытывать особое благоговение.

Учился в духовном училище, Холмской духовной семинарии, а затем Московской духовной академии. Годы его служения пришлись на тяжелые времена гонения на церковь, повсеместно происходили осквернение святынь, разрушение храмов и обителей, гонения на священнослужителей. В 1941 году батюшка был арестован и осужден на десять лет, где он продолжал свое служение как верный пастырь Христовой Церкви: вел беседы с заключенными, крестил новообращенных, исповедовал, отпевал умерших.

В 1961 году отец Серафим начал своё служение в Свято – Никольском храме посёлка  Ракитное (слайд 8). С первых дней его пребывания на новом месте к нему потянулись со всех городов и весей многочисленные почитатели и духовные дети, число которых постоянно возрастало. Здесь в полноте раскрылись благодатные дары мудрого старца – наставника, непрестанного и горячего за свою паству молитвенника и смиренного пастыря. Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Есть десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима люди вновь обретали себя, исцелялись иногда на глазах, иногда через месяцы и годы. И теперь к его могилке непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его молитвах (слайд 9). Это люди с разных концов России и те, кому посчастливилось знать и видеть батюшку, и  те, кто никогда не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный век.

           6.Физкультминутка.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

{Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

     

7.Актуализация знаний. Работа в группах. Класс  делится на две группы.

Задание 1. Учитель задаёт вопросы по очереди каждой группе. Если команда не может ответить на вопрос, то отвечает другая. (слайд 10)

- В каком городе родился преподобный Серафим Саровский? (Курск)

- В каком году родился святой? (В 1759)

- Как звали преподобного Серафима до принятия монашеского пострига? (Прохор)

- Как звали Серафима Тяпочкина до принятия монашеского пострига? (Димитрий)

- В детстве преподобный Серафим тяжело заболел. Приложившись к какой иконе он стал здоровым? (К Курской Коренной иконе Знамения Пресвятой Богородицы)

- Сколько дней молился преподобный Серафим на камне? (Тысячу дней)

- За что разбойники избили святого? (Они думали, что у него есть деньги, и хотели отобрать их)

- Перед какой иконой скончался преподобный Серафим? (Перед иконой Божией Матери «Умиление»)

Ребята, догадайтесь и назовите самую главную добродетель, которую в своей жизни проявили Серафим Саровский и Серафим Тяпочкин?(Любовь)

Задание 2. Составление логической цепочки. Каждая группа получает по 3 пары карточек, на которых написаны христианские добродетели: воздержание, смирение, блаженный плач, кротость, целомудрие, нестяжание и соответствующее объяснение добродетели, проявленное в жизни Серафима Саровского. (Слайд 11)

Дети выполняют задание, находят соответствие. Ответы детей:

Воздержание. - Преподобный Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней.

Целомудрие.- С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться и чаще ходить в церковь, чтобы избежать искушений.

Нестяжание.- У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались, то нашли там только икону и несколько картофелин.

Кротость. - Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: « Я ни у кого ничего не беру». Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружён топором, он, без сомнения, смог бы отбиться. Но святой спокойно преклонил колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно». Один из разбойников подхватил с земли топор и ударил обухом святого по голове, так что он упал без чувств.

Блаженный плач.- Тысячу дней и ночей провёл святой Серафим в молитве на камне.

Смирение. - Святой Серафим скрывал свои подвиги и просил других людей не раскрывать их.

Задание 3. Группы выступают с заранее подготовленными сообщениями о чудесах преподобного Серафима Саровского и архимандрита Серафима Тяпочкина.

Задание 4.Работа над проектом «Создание  маршрута  путешествия по святым местам» (текст для экскурсовода). Слайд 12.

 Первая группа разрабатывает маршрут по Дивеевским местам (Серафимо  – Дивеевский монастырь, Троицкий собор, Канавка Божией матери, Святые источники Дивеевской земли), слайды 13-16, вторая – село Ракитное (Свято – Никольский храм, могилка отца Серафима (Тяпочкина), духовно-просветительский центр, Дом милосердия), слайды 7-9. Источники: учебник стр.69, брошюра к 25 летию со дня кончины архимандрита Серафима (Тяпочкина), слайды презентации.

Подведение итогов работы в группах.

Изучаем церковнославянскую азбуку.

Имя буквы: слово.

 Сс 

Серафjмъ - огненный ангел

Софjа - мудрость (греч)

Слово – это Сын Божий, Логос, Господь наш Иисус Христос:

«В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог…»

Обращаться со словом надо бережно. Господь Иисус Христос предупреждает в Евангелии, что на Страшном Суде мы будем отвечать за всякое праздное слово. Мф 12:36

VI  Информация о домашнем задании.

 Задание  каждый для себя определяет сам.

-Выучить стихотворение «Памяти преподобного Серафима Саровского», стр.68.

- Нарисовать и раскрасить заглавную буквицу «С»

- Составить правила поведения в святых местах.

VII  Итог урока.

 Дорогие ребята! Мы с вами сегодня на уроке узнали о жизни великих старцев, подвижников – Серафиме Саровском и Серафиме Тяпочкине. Желаю вам в своей жизни стараться быть похожими на них!

VIII  Рефлексия.

Слушаем музыкальную композицию «Преподобный Серафим»

Источники:

  1. Аудиодиск «Детский музыкальный катехизис», составители -протоиерей Игорь Лепешинский, Олег Гончаров, Игорь Сёмочкин;
  2. Видеофильм «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец», http://www.youtube.com/watch?v=VjyFqPRtwY8&feature=related;
  3. Рабочая тетрадь. Церковно-славянский язык, имяслов./Воскресная школа Вертоград, храм архангела Михаила, Пущино.
  4. Русская Православная церковь, Белгородская и Старооскольская епархия. 175 лет со дня основания Свято-Никольского храма, 25 лет со дня кончины архимандрита Серафима/ Ракитное -2007;
  5. Учебник “Православная культура”, Л.Л.Шевченко, 3-й год обучения

(2 ч.);

  1.  Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя./Москва, «Первое сентября»,2001;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа "Как сделать процесс обучения радостным"

Работа написана к конкурсу "Учитель года"...

"Праздник радостный для всех" выпускной для детей дошкольного возраста

Этот сценарий поможет без особых проблем провести выпускной для дошкольников. Наши дети с удовольствием показывают свои таланты на таких мероприятиях. Надеюсь, что этот сценарий будет востребованным....

Исследовательская работа "Старец земли Ракитянской"

Старец Ракитянской земли Серафим служил Богу и людям во второй половине 20 века. Отец Серафим никогда никуда не спешил, приходил в храм раньше всех и позже всех из храма уходил. Никто не оставался без...

Мастер-класс "Как сделать спектакль для детей простым, доступным и радостным".

Этот материап поможет творческим воспитателям и учителям младших классов интересно организовать досуг своих детей, полюбить сказку и разнообразные игры с ней....

Тема урока: Праведный старец-очевидец нескольких чудесных явлений.

Урок литературы в 9-ом классе. Изучение жития Сергия Радонежского в параллели с образами пророка А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова....

Светлый старец

Исследовательская работа ученика для участия в окружных школьных Кирилло-Мефодиевских чтениях.Направление "Новомученики и исповедники земли Русской"...

Дивный старец Серафим Соровский

Описывается жизнь и духовное становление Серафима Соровского....