Урок "Совесть"по ОРКСЭ
методическая разработка (5 класс) по теме

Уринова Наталья Андреевна

Материал данного урока поможет учителю раскрыть тему "Совесть" на примере литературных произведений, на примере жизни Апостол Петра. Можно организовать мини- проектную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Совесть" по курсу ОРКСЭ1.15 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема урока:  «Совесть и раскаяние»

ФИО

Уринова Наталья Андреевна

Место работы

Приморско – Ахтарский район, станица Ольгинская, МОУ СОШ № 4

Должность

Учитель

Предмет

Русский  язык и литература. ОПК, ОРКСЭ

Класс

4

Тема и номер урока в теме

Урок № 10. «Совесть и раскаяние»

Базовый учебник

Основы религиозной культуры и светской этики, 4 класс. Комплексный учебный курс для общеобразовательных школ. Автор – составитель отец Кураев,  автор программы – А.Я.Данилюк.

Тема: «Совесть и раскаяние»

Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.

Цель урока: сформировать православные представления о совести и раскаянии в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока:

обучающая: 

- изучение новых знаний о православных понятиях: совесть, грех, стыд, раскаяние.
- сообщение новых фактов из Библии;

- отработка речевых навыков;
- изучение новой лексики;
- обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к совести и бессовестности, о добру – злу, совести – раскаянию, греху – добродетелям,

- формирование представления о роли покаяния в духовной жизни человека, узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния

развивающая:

- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов,
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение,

- усвоить влияние покаяния на состояние совести; формировать у учащихся навык размышления;

воспитывающая: 

- воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (критичности и самокритичности, великодушия, благородства, человечности, чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, скромности, дружелюбия, приветливости, стремления к взаимовыручке).

- воспитать привычку вести диалог со своей совестью, что значит, прислушиваться к голосу Бога в себе.

-  осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.

- способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: - сочетание различных форм занятий.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное   чтение, работа с иллюстрационным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, игровое моделирование, проектная деятельность.

Педагогические  технологии на уроке –

Технология разноуровневого обучения

Информационно-коммуникативные технологии

Технология проблемного  обучения

Технология игрового моделирования

Технология интегрированного обучения 

Проектная технология.

Восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Оборудование: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма? мультимедийный проектор,  документы, раздаточный материал.

Основные термины и понятия: Совесть, стыд, раскаяние.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Инсценирование рассказов А. Гайдара «Совесть» и В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

«Артисты»: герои, собака игрушечная, автор – рассказчик.

  1. Создание мини – проектной деятельности:

- работа со словарями, объяснение лексического значения слова;

- работа с текстами  Библии: истории о Закхее, об отречении апостола Петра, о предательстве Иисуса.  Помощь благочиния ст. Ольгинской.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Что вы узнали об устроении человека?

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: актуализация знаний.

Работа с понятия «Добро», «Зло»

Групповая работа:

1 группа:

Записывает слова с приставкой СО (сорадование, сопереживание, сострадание, сочувствие, сожаление)

2 группа:

Записывает слова с приставкой БЕС (бессовестный, безжалостный, бесчувственный, бесчеловечный, бессердечный, безнравственный, бескультурный)

Беседа:

 Какие чувства отображают ваши слова? (Добрые - злые)

Какие из них можно назвать греховными?

С каким человеком вы бы хотели дружить? Почему?

Что мы испытываем,  когда совершаем недоброе? (Стыд)

Комментарий учителя:

 Приставка Со означает близость к чему – либо в жизни человека: беде – радости, горю – счастью.

Приставка Бес, Без означает отсутствие чего – либо в человеке: жалости, воспитанности.

Как вы думаете, кто или что нам подсказывает, что мы совершаем хорошее или плохое?

Давайте вместе разберёмся.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Изучение темы урока.

Обсуждение темы урока с учащимися: Как вы понимаете тему урока?

 Инсценирование текста по рассказу Аркадия Гайдара.

Аркадий ГАЙДАР

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

V.Этап первичной проверки понимания изученного

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

Возможные вопросы учителя:

- Почему Нина решила не идти в школу?

- Зачем же она пошла в рощу украдкой?

- Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?

- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

- Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?

- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

- Давайте понаблюдаем за настроением девочки.

 Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

- Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.

- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

- Почему Нине было стыдно?

- Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.

Выяснение имеющихся у учащихся представлений о совести.

- Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Вывод: Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть.

- В конце рассказа Нина плакала? Почему?

- Она раскаялась.

Рекомендация: учителю следует подвести учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

Инсценирование текста по рассказу В. Сухомлинского.

Звучит пение соловья.

В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

 Рассказ

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой,— тихо ответила Лида.

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

Возможные вопросы учителя:

- Почему Лида забрала с собой мусор?

-Как она объяснила свой поступок?

- Давайте понаблюдаем за настроением девочки. Прочитайте, чем занималась Лида до пения соловья?

- Докажите словами из текста, что настроение у Лиды изменилось.

- Совершила ли Лида хороший поступок? Какой?

- Можно ли сказать, что в Лиде проснулась совесть?

- Почему стыдно может быть даже перед соловьём?

VI.Этап закрепления изученного

Выводы: Совесть в человеке работает, работает его душа. Можно даже сказать, что Господь поручил совести 2 дела:

  1. Перед выбором совесть подсказывает – можно – нельзя;
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Беседа

Учитель: Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются.

Как нужно жить с совестью?

Вывод: Жить с совестью нужно в ладу.

Учитель: Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Надо:

  1. Слышать совесть;
  2. Слушать совесть;
  3. Поступать по её подсказкам.

Если не следовать этим правилам, что будет делать с нами совесть?

Работа в двух группах над афоризмами и пословицами.

Дети подбирают пословицы и поговорки, написанные  на карточках, объясняют, почему им понравилась именно эта пословица: 

Карточка № 1

Самое главное украшение — чистая совесть.

Цицерон

Чистая совесть есть постоянный праздник.

Сенека

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Пушкин А. С.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть — лучшая нравоучительная книга…, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести…

Эйнштейн А.

Совесть — это наш внутренний судья…

Гольбах П.

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

Бальзак О.

Задание к карточке. Продолжите предложение словами из афоризмов.

Совесть бывает … чистой

Совесть – это…. Судья, когтистый зверь, закон,  нравоучительная книга.

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, кошки на душе скрести.

Когда совесть молчит?  Когда мы убиваем её.

Карточка № 2

  1. Говори по делу, живи по совести (русская пословица)
  2. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  3. Совесть без зубов, а грызет.
  4. Добрая совесть — глаз Божий / глас Божий.
  5. Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
  6. Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
  7. Ни бога не боится, ни людей не стыдится.
  8. От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Задание к карточке. Продолжите предложение словами из афоризмов.

Совесть бывает … доброй

Совесть – это…. Глас Божий.

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить,  не давать спать, грызть, томить, убивать,

Что сопровождает совесть?  Стыд.

Проблемный вопрос: Что общего в пословицах и афоризмах о совести и раскаянии?

VII. Этап применения новых знаний.  Мини проектная деятельность.

Учитель: обратимся к словарям. Как же в них объясняется слово «Совесть».

Группа « учёных» поработала над разными словарями и сейчас нам выскажет свою точку зрения. А вы выберете то определение этого слова, которое вам ближе.

(Формирование критического мышления)

   Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
  
Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
  
Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

Так же и в русском языке СО и ВЕСТЬ – СОпричастность Бога к твоим помыслам и делам, его осуждение или похвала, ВЕСТЬ от Бога твоей душе.

Учитель: Какое определение вам по душе?

Значит, Бог всегда рядом с тобой, он подсказывает, предостерегает, переживает за нас. Когда мы не мучаемся угрызениями совести, наша душа умирает, холодеет. В нас умирает живительная частичка Бога. Поэтому такого человека во все времена называли БЕССОВЕСТНЫМ.

Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести».

VIII. Этап обобщения и систематизации знаний.

   Итак, мы выяснили, что совесть способна взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.
Вспомним, что такое в нас образ Божий? Для чего нам Бог дал разум, сердце, волю? Кто – нибудь из вас пробовал проследить за собой, хорошо ли он пользуется дарами, данными Богом?

- А когда мы теряем то,  что подарил нам Бог?

- Когда не хотим делать добра себе и другим людям – не исполняем воли Божией?

- А что в нас подсказывает, что хорошо, а что плохо?

Я спрашиваю, а вы отвечаете: хорошо или плохо.

Благодарить после еды?

Оставлять после себя огрызки хлеба?

Помогать маме убирать дом?

Обзываться плохими словами? Драться?

Делиться тем, что у тебя есть?

Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос Божий внутри человека.

 Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи)  - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.

Вывод: совесть помогает человеку стать лучше, а значит,  помогает прийти к Царствию Небесному.

Надо советоваться с совестью, прежде, чем  начать что – то делать. В нас горит божественный огонь. Наша задача – передать его другим поколениям. Но если мы не будем работать над своим духом, проявлять волю,  трудолюбие, терпение, то этот свет погаснет, и наша душа пропадёт, погибнет. (Зажжённую свечу погасить).

Совесть можно возродить, воскресить раскаянием. Тогда человеку становится легко.

Учитель: Что же такое раскаяние?

- То, что казалось хорошим, стало плохим.

Рассмотрим схему на слайде.

                                       Покаяние:

согласие с криком совести    -    изменение душевных стремлений

Учитель:

- Что просит покаяния? (Душа).

- Что нужно сделать, чтобы вылечить душу, как покаяться?

Надо:

  1. согласиться с голосом совести;
  2. пересмотреть свои поступки мысли;
  3. вымолить прощение у Бога. 

Учитель:

       1) Как можно понять, что твоё раскаяние принять Богом?

- Чувство радости, легкости, желание всем делать добро, всех любить.

      2)Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести?

  1. Чем раскаянье отличается от мучений совести?

IX. Этап контроля и самоконтроля

В истории нашего православного народа есть примеры того, как совесть и раскаяние влияли на судьбы людей. 

БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ

На партах у учеников тоже лежат тексты. Чтение учащихся и самостоятельные ответы на вопросы.
                                                   История о Закхее – сборщике налогов

 «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Учитель: раскаялся ли Закхей? В чём?

-  Мытарь Закхей был глубоко тронут любовью и милостью Иисуса Христа. В ответ он сделал то, к чему давно побуждала его совесть: возместить убытки всем, кого он обидел и обобрал, движимый своею алчностью: Лука 19:1-8 

Чему учит эта притча? Если человек искренне раскаялся, его надо простить, как Иисус.

Учитель: в чём Сила покаяния? Давайте рассмотрим икону и вы послушаете мой рассказ.

Учитель: Благоразумный разбойник покаялся в последние минуты жизни и первым вошел в рай. Как вы думаете, можно ли специально откладывать покаяние «на старость» и спокойно грешить всю жизнь?

История отречения Петра

 В ночь, когда Иисус был предан, апостол Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Господа и, обличаемый совестью горько заплакал: Матфея 26:75 «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».

Комментарий учителя к иконе. Беседа с учениками.

Материал для учителя.

Через все пространство иконы протягивается стена — непреодолимая и неодолимая человеческими силами ограда, с рисунком «аканта» (akanthos) — та самая, созданная человеческом грехом Адама стена рая, за которой наша земля, произрастившая «плода терние».

Петр — образ человека-грешника — одетый в ризу с клавием, символ благородства, патрицианского достоинства — стоит за пределами стены, вне «рая сладости». В чернеющем пустотой дверном проеме – дева (глава ее непокрыта). Ее образ возводит нашу мысль к воспоминании о падении через деву — Еву, а красные ризы напоминают об огненном Херувиме, стерегущем райский сад и к страшному последствию отпадения от Бога – «Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя» (Мих.6,14).

Человек в своем богоподобном достоинстве («образ есмь неизреченные Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений») с царственной печатью — клавием стоит вне, во тьме внешней, «кромешной», за кромкой осязаемой египетской тьмы (Исх.10,21) греха, заслоняющей свет Божественный — там, где собирают ставшие сухой прежде плодоносную виноградную ветвь-лозу «и во огнь влагают, и сгарает»(Ин 15,1-6).

Он уже касается этого «огня негасимого геенского», созерцает грехи свои и приходит в себя, как блудный сын, возносит молитву (жест левой руки), готов идти, восстав, ко отцу своему (Лк.17-18). Слуги тьмы — с постыдно обнаженными голенями или дико, по-варварски облеченные в штаны (это символ ритуальной нечистоты – так, в штанах, нельзя было заходить в храмы в Византии), взирают на него, стоя по ту сторону огня.

Но грешник не приходит к ним, а возвращается внутрь ограды — дивное чудо покаяния! Вспоминаются слова кроткого русского монаха двадцатого века Силуана Афонского — «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся».

Покаявшийся человек — снова в Церкви, в ограде рая, упокоевается на нерукотворенной скале, на «столпе и утверждении истины». Гиматий его уже не грязно-желтого, а чисто-желтого цвета — настало просветление, просвещение ума («Иисусе, просвещение ума моего!»)

И петух — или феникс,- знаменующий воскресение, восстановление разрушенного, взирает на обновленного грешника, а теперь уже — вновь друга Божия.

«Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21,17).

История предательства Иуды.

Демонстрация слайдов и повествование учителя.

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

В этот день, по нашему это была среда, — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Беседа:

  1. Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды? Почему?
  2. В чем ошибка Иуды?

  1. Вспомните, кого из одноклассников  обижали вы? Как?  Чем? Что вы готовы сделать, чтобы исправить положение?  (Извиниться, попросить прощение, написать письмо, поцеловать и обнять, объясниться).
  2. Что вы почувствовали в душе во время этой работы?

Дети отвечают. Если есть время, можно написать ответ.

X.Этап рефлексии

Корабль жизни

Чтобы лучше понять, как важно беречь совесть, представим жизнь человеческую в виде моря. Оно может быть спокойным, может штормить.  Человека можно сравнить с кораблём, несущимся по волнам. Этот кораблик, - душа человеческая.

Кого мы поместим на кораблике? Что есть в душе человека?

- Ум, чувства, воля, желания.

Куда плывёт кораблик? Ведь не всё равно, для чего живёт человек?

- Пристань «Царство небесное».

Как найти путь к этой пристани?

Господь дал Заповеди - они указывают пути к счастью человека, то есть а Царствию Небесному. Почему? Они указывают, предупреждают человека: если нарушишь заповеди, совершишь плохой поступок, будет рана на душе. Как светофор на дороге предупреждает нас: если пойдёшь на красный свет, можешь погибнуть. Заповеди, как маяки, которые указывают дорогу кораблю (нашей душе).

Маяк указывает дорогу, но идти по пути корабль должен сам Капитан, стоящий у штурвала, должен правильно вести свой корабль. Это похоже на то, что происходит в душе человека. Я могу знать Заповеди Божьи, но я могу их и не выполнять. Именно я сам принимаю решение: поступать так или иначе. Именно я направляю свою волю – силу души – на те или иные поступки, дела. Вот почему наше Я на этой картинке представлено в  виде капитана, а воля  -  в виде штурмана.

Что помогает капитану обнаружить, что корабль сошёл с правильного пути, курса?

- Компас.

А есть ли такой компас в человеческой душе?

- Это совесть.

Если мы нарушаем заповеди, то совесть говорит в нас.  Как?

- Становится тяжело на душе.

- В таких случаях говорят: «Совесть гложет». О совести есть много пословиц и поговорок, загадок: «Беззуба, а с костьми сгложет?».

- Совесть помогает человеку исправиться угрызениями совести.

Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, Который при создании человека, сотворил его по Своему образу и подобию (Бытие 1:27), вложив в его сердце Свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине.

Вера является важной частью духовной жизни и необходимым компонентом нашего спасения (Ефесянам 2:8). «Кораблекрушение веры» – это величайшая трагедия. Посему Господь и предупреждает нас о необходимости хранить чистую совесть, чтобы не потерпеть крушение веры и не потерять спасение.

На доске вы видите нарисованный корабль. Он плывёт по морю жизни. Чтобы корабль не утонул, нужно на его палубу взойти с чистой совестью, с хорошими помыслами, делами, поступками. На ваших партах лежат билеты на этот корабль. Нужно написать на нём своё хорошее дело, хорошее качество характера. Тогда ты пассажир. И мы отправимся с Богом в путь.

Дети по очереди подходят, читают свои записи. Прикрепляют свой билетик к кораблю.

Учитель: Эти хорошие дела и качества не дадут утонуть нашему кораблю.

Выводы:

  1.  Совесть – это способность различать добро и зло,
  2. Совесть помогает человеку  сделать осознанный выбор в пользу добра.
  3. Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья! 
  4. Чистая совесть является источником внутренней радости и покоя,
  5. Совесть есть голос Божий. 
  6. Совесть и раскаяние следуют друг за другом.
  7. Без покаяния нет прощения ни людского, ни Божьего.
  8. Раскаяние и покаяние  требуют активного, искреннего действия от человека.

Приём со свечами.

Зажигаем одну свечу. В ней сила, но её мало. От этой свечи зажигаем несколько. Их много – в них много силы. Где много свечей? В церкви, в храме. Где сильнее будет ваше покаяние? Подумайте….

X. Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание:

  1. выполнить творчески задания в рабочей тетради;
  2. найти и записать пословицы и поговорки о совести, высказывания святых отцов о совести;
  3. работа с карточками № 1 и 2.

     Карточка № 1

  АНТОНИМЫ

  1. Душа разрывается                                                
  2. Душа  не лежит
  3. Душа не на месте
  4. Душа поёт
  5. На душе легко
  6. В душе ангелы пою
  1. О каких поступках человека могут свидетельствовать эти фразеологизмы антонимы?  (Плохих и  хороших)
  2. Наши плохие и хорошие поступки отражаются на чём? (На состоянии души и духа)

     Карточка № 2

АНТОНИМЫ

  1. Падать духом – воспрянуть духом
  2. Душа болит – душа поёт
  3. Душа не лежит – душа в душу
  4. Камень на душе – камень с души свалился
  5. Плевать в душу – войти в душу
  6. Кривить душой – с открытой душой
  7. Душа не на месте – отдыхать душой

  1. Когда человек испытывает такие разные состояния? (Делает плохое или хорошее).
  2. Что помогает человеку изменить состояние души? (Совесть – раскаяние).

Приложение к уроку.

В помощь учителю

Священномученик Сергий (Мечев)

О совести

Святые отцы о совести

Такое учение о совести находим мы у всех святых отцов, и наш святитель Тихон Задонский пишет в своем слове «О совести»: «Бог, созидая человека, насадил в душе его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться

 «Совесть есть естественная книга велений Божиих: деятельно читающий оную получает опыты Божественного заступления», - говорит Марк Подвижник.

Можем ли мы доверять нашей совести, можем ли руководствоваться в жизни велениями этого голоса, который то оправдывает, то обвиняет нас? Да. В нашей воле повиноваться совести или попирать ее и пренебрегать ею.

Мы должны постоянно помнить, что в нас живет совесть, что надо стремиться к тому, чтобы огонь этот не потух, как искра под пеплом, но постоянно разгорался. «Ныне же в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда наша совесть говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим и когда она говорит нам, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за занавесью, начинает показывать нам вещи темней.

- Но почему же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать и делаем, и за это она осуждает нас,

- Чем же очищается совесть истинная, совесть, обладающая добротой первого Адама в раю? Ведь по мере очищения совесть становится истинным судилищем и истинным учителем жизни по Богу.

- Следующий вопрос - как хранить свою совесть в чистоте? Святые отцы говорят, что надо хранить совесть в трояком отношении: по отношению к Богу, по отношению к ближним и к самому себе и по отношению к вещам

- Итак, в отношении к нашим ближним мы должны помнить, что надо хранить не только свою совесть, но и совесть ближнего. Принимая во внимание, что совесть есть истинный Закон Божий, нам надо со вниманием подойти к хранению этого закона не только в себе, но и в ближнем.

- Я должен хранить совесть по отношению к себе, потому что во мне образ Божий.

Так хранится совесть, а очищается она, как мы говорили, Телом и Кровию Господа.

. Нам необходимо испытывать нашу совесть и очищать ее покаянием.

Покаяние совсем не тогда начинается, как уже не раз я вам говорил (и уже, верно, надоел), когда мы стоим пред Крестом и Евангелием и исповедуем свои грехи

-Нужно всячески заставлять совесть говорить, вернее, надо заставлять себя слышать и слушаться ее, потому что она-то не молчит никогда, она говорит постоянно, хотя и тихо, а это мы ее не слушаем. Надо каяться. -

Святые отцы называют совесть зеркалом нашего послушания Воле Божией, исполнения заповедей Божиих: «Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно».

Всем нам надо одно помнить: самое главное это - хранение совести по отношению к Богу, ибо есть только Бог и

Стихи о совести.

               ИМЕНЕМ СОВЕСТИ

Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!

Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды
С укором совести своей.

Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!

Но тот глупец - кто совесть потеряет,
Ведь он понять не сможет никогда,
Что при рождении,
одна даётся совесть,
Даётся Богом раз и навсегда..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;●знакомство с ценностями:  О...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...