Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
методическая разработка (5 класс) по теме

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики.
В представляемую рабочую тетрадь включены различные типы учебных заданий: кроссворды, схемы, таблицы, тексты с пропусками, тексты (притчи, стихи, рассказы) для осмысления и др.
Задания в рабочей тетради расположены в соответствии тематическим планированием курcа. Задания представлены не ко всем темам курса, надеюсь, что совместными усилиями педагогам-практикам удастся создать Рабочую тетрадь по курсу ОРКСЭ.

К сожалению, из-за того, что матариал содержит много рисунков, загрузить его сюда не имею возможности. Кому нужна работа целиком, заходите на мою страничкуhttp://www.proshkolu.ru/user/Filgala/file/1453075/ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

 

Основы религиозных

культур и светской этики

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 Модуль «Основы светской этики»  

Составитель: Филимонова Г.П.

учитель истории и обществознания

муниципального общеобразовательного

учреждения

основная общеобразовательная школа №7

города Красноуфимска

2011 год

Пояснительная записка

к представляемым материалам на конкурс  учебно-методических  разработок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Педагоги, преподающие  новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прекрасно знают, что курс обеспечен учебными пособиями по всем модулям,  издательство выпустило пособие для родителей и справочное пособие для учителей.

Родители смотрят на этот курс позитивно, что очень важно, т.к. значение родительского участия в изучении курса ОРКиСЭ велико. На уроках школьники  получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых  происходит в семье, затем на следующем уроке. Часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Эти вопросы-задания подталкивают школьника обратиться к  опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнать их точку зрения по тому или иному вопросу, познакомится с традициями семейной жизни. Например, урок 1 «Россия - наша Родина» предусматривает следующие вопросы-задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.

Актуальность включения представляемой рабочей тетради в образовательный процесс курса «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в необходимости обеспечения учащихся материалами, организующими их деятельность по освоению тем курса, т.к. их недостаточно в учебнике. На территориальной конференции  (октябрь 2010 г., Красноуфимск) идея создания рабочей тетради была высказана многими педагогами.

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы светской этики».

В представляемые материалы включены различные типы учебных заданий: кроссворды, схемы, таблицы, тексты с пропусками, тексты (притчи, стихи, рассказы) для осмысления и др.

Задания в расположены в соответствии тематическим планированием курса. Задания представлены не ко всем темам курса, надеюсь, что совместными усилиями педагогам-практикам при активной поддержке специалистов ИРО удастся создать Рабочую тетрадь по курсу ОРКиСЭ. Спасибо организаторам конкурса.

Урок 1. Россия – наша Родина.

Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.

Мы живём в замечательной стране, имя которой –  ___________________________________ .

Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.

Основной закон нашего государства – _________________________ .

Столица России – город __________________________ .

Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.  

Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.

Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.

Герб  России

Назови элементы государственного герба Российской Федерации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Флаг  России

Что, по твоему, символизируют цвета российского флага?

белый цвет — _________________________________

синий цвет — _________________________________

красный цвет — _______________________________

Гимн  России

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое  достоянье на  все  времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Кто авторы музыки и текста гимна России.

Музыка - _____________________________________

Текст  - ______________________________________

Подчеркни в тексте гимна слова, которые характеризуют нашу Родину.

Какие чувства ты испытываешь, когда исполняется гимн России?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Кроссворд. (Реши вместе с родителями)

1.

Р

2.

О

3.

С

4.

С

5.

И

6.

Я

  1. Всенародное голосование.
  2. Власть народа.
  3. Основной закон государства?
  4. Столица России.
  5. Первый президент России.
  6. Одна из ветвей власти России.

Задание 4. Есть у России символы официальные, государственные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?

(природный объект, город, сооружение, человек, литературный герой, песня, предмет, растение, животное и т.д.)

Нарисуй такой символ России

Кратко объясни свой выбор. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Перед тобой карта России. Отметь флажком место, где ты живёшь.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь

Если долго-долго-долго

На Россию нам глядеть

То увидим мы тогда

И леса, и города

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края

Тундру, где звенит весна

И поймёшь тогда, какая

Наша Родина большая

Необъятная страна…

Задание 6. Заполни таблицу «На карте России». Попроси о помощи своих родителей, воспользуйся физической картой России.

На карте России

Города

Реки

Озёра

Горы

Моря

Задание 7. В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Люди каких национальностей живут в твоём крае? Запиши _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье и запиши некоторые из них _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций, запиши ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

 

Основы религиозных

культур и светской этики

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 Модуль «Основы светской этики»  

Составитель: Филимонова Г.П.

учитель истории и обществознания

муниципального общеобразовательного

учреждения

основная общеобразовательная школа №7

города Красноуфимска

2011 год

Урок 2. Что такое светская этика?

Задание 1. Мыслители.

На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей, предположительно ведущих спор о философии. Кто они?

_______________________________________________________________________________________

Задание 2. Словарь

__________________________ – любовь к мудрости.

__________________________ – (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).

__________________________ –  не церковный, гражданский.

Задание 3.  Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди светских профессий.

Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены светские сооружения.

Задание 5. Что помогает понять человеку светская этика? (При ответе используй учебник) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 3. Культура и мораль.

Задание 1. Словарь.

________________________ – 1. Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

_________________________ – совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа.

Мораль — это заданные этикой правила поведения.

Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила

Задание 2. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

  1. __________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________
  5. __________________________________________________________________________

Задание 3. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает особенности жизни в России того времени.

«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего».

Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы.

  1. Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
  2. Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?
  3. Как вам кажется, хорошо ли это?

Урок 4. Особенности морали.

Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет

Смелость

Трусость

Верность

Предательство

Правдивость

Общительность

Замкнутость

Зависть

Скромность

Доброта

Великодушие

Злорадство

Щедрость

Жадность

Милосердие

Вежливость

Высокомерие

Хамство

Уважение

Пренебрежение

Скромность

Отвага

Бесстрашие

Стойкость

Мужество

Приветливость

Равнодушие

Лживость

Подумай, есть ли в тебе эти качества? Почему ты сделал такой вывод?

Уроки 5-6. Добро и зло.

Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

чтобы тебя не погубило зло

Твори добро, чтобы любя

От доброго – добро,

От злого – зло родится

Худо тому,

добро нашло тебя

Зла не верши,

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому

Задание 2.                                 Доверие

Ответственность

Братство

Радость

Отвага

Предложи свой вариант «расшифровки» слов

Д____________                        

О____________                        З____________

Б____________                        Л____________

Р____________                        О____________

О____________

Задание 3. Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Как ты понимаешь слова старика? Что значит быть сыном, дочерью?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни

ХУДО                ЛИХО                ДУШЕВНОСТЬ                ЖЕСТОКОСТЬ                 СВИРЕПОСТЬ

     

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________

Задание 5. Какое слово лишнее  в ряду? Подчеркни.

МИЛОСЕРДИЕ                ДУШЕВНОСТЬ                 ЧУТКОСТЬ        РАВНОДУШИЕ                 СЕРДЕЧНОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. ________________________

Информационные ресурсы, использованные при составлении рабочей тетради:

Толковый словарь русского языка Ушакова http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Добродетель/ 

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

http://slovari.yandex.ru/порок%20/Толковый%20словарь%20Даля/ПОРОК%20(недостаток)/ 

Герб России http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_России 

Карта России http://www.vladtime.ru/uploads/posts/1281921568_map2.gif 

Флаг России  http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Flag_of_Russia.svg&filetimestamp=20110207130312 

Дети в национальных костюмах http://peterburg2.ru/attachment/92PxjWPtd531/700x438/3_resize.jpg 

Платон и Аристотель http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C&p=0&img_url=upload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F9%2F98%2FSanzio_01_Plato_Aristotle.jpg%2F458px-Sanzio_01_Plato_Aristotle.jpg&rpt=simage 

Пословицы о дружбе, добр и зле http://www.poskart.ru/drug.html 

Правила поведения в театре http://www.teatrskasok.ru 

Иллюстрация к рассказу В.Осеевой «Сыновья»  http://www.r-ech.ru/images/stories/rasskazi/sinovya.jpg 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Урок по ОРКСЭ модуль"Основы светской этики". Тема урока "Добро и зло"

В начальной школе важно не только обучать ребят общеучебным умениям, давать знания по предметам, но и формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, моральных нормах, гражданской поз...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Методическая разработка по ОРКСЭ.Модуль "Основы светской этики" на тему "Род и семья" 4 класс

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе на тему "Род и семья"...

Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...