Тема занятия. Лепка сказочной птицы..
план-конспект занятия по теме

Кузнецова Маргарита Николаевна

Содержание занятия. Лепка сказочной птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya_lepka_skazochnoy_ptitsy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: « Лепка глиняной игрушки – Сказочной птицы»

        Цель : 

  • Продолжение освоения приёмов лепки, в частности, соединения деталей не традиционным «примазыванием» друг к другу с помощью жгутика,  а присоединением  частей изделия посредством увлажнения поверхности деталей  водой.
  • Развитие творческой фантазии.
  • Закрепление знакомых приёмов лепки.
  • Развитие интереса к труду и уважения к нему.
  • Воспитание интереса и любви к искусству своего народа, чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

        Материалы к занятию:

  • Для учителя: Глина, стакан с водой, стеки, образец работы.
  • Для учащихся: Глина, стакан с водой, дощечки для лепки, стеки, салфетки для рук.

        Зрительный ряд: Таблицы с изображением разных форм заготовок  ( шар, яйцо, капля, стог, морковка, колбаска) и изделий, которые можно слепить непосредственно из каждой заготовки с добавлением отдельных деталей.  Выставка работ учащихся.

        Музыкальный ряд: Русские мелодии.

План занятия

1. Организационный момент.  

2. Объяснение учебного задания.

3. Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

4. Коллективный анализ детских работ.

Ход занятия

 Организационный момент:  

Приветствие. Объявление темы занятия «Лепка глиняной игрушки - Сказочной птицы ».

Объяснение учебного задания.

  • Напомнить детям, какие формы заготовок используются в лепке и способы соединения деталей изделия.

        Вопрос детям: « Глядя на таблицы с изображением различных заготовок, используемых в лепке, ответить:

  • Как называется форма заготовок.
  • Какие изделия они уже лепили из таких форм?»

- ( Шар, яйцо, капля, стог, морковка, колбаска)

- ( Лепили котика, свинку, рыбку, черепаху, дельфина)

  • Показать учащимся  образец выполнения – заготовку будущей птицы.

        Вопрос детям: «Чем отличается соединение деталей птицы от ранее вылепленных игрушек?»

        - (Детали птицы соединяются  посредством увлажнения поверхности водой, а  у других игрушек  детали «примазывали»  друг к другу с помощью жгутика. )

  • Сказать детям, что основа для выполнения работы у всех детей одинакова. А украшение птицы – у каждого учащегося своё: крылья, клюв, хвост, перья, хохолок на голове и т.д.
  • Показать учащимся, какую форму деталей можно использовать для украшения птицы.

Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

В конце занятия  провести коллективный анализ детских работ: 

  • Раздать детям по несколько жетонов
  • Учащимся предложить обойти все работы детей и положить жетон к той птице. которая понравилась больше всего.
  • Учащиеся, получившие наибольшее количество жетонов, считаются победителями.
  • Обязательно похвалить всех остальных детей, принимавших участие на занятии кружка.

Спеть всем вместе песню «Птица счастья завтрашнего дня», держа в руке свою птичку.

Сделать коллективную фотографию учащихся со своими работами .

Тема: «Лепка сувениров. Ангелочек.»

Цель: 

  • Продолжить освоение приёмов лепки с  соединением деталей с помощью жгутика
  • Развить творческую фантазию, закрепить знакомые приёмы лепки.
  • Развить интерес к труду и уважение к нему.

Материалы к уроку:

  • Для учителя: Глина, стакан с водой, стеки. Образец работы
  • Для учащихся: Глина, стакан с водой, дощечки для лепки, стеки, салфетки для рук.

Зрительный ряд: Таблицы с изображением разных форм заготовок  ( шар, яйцо, капля, стог, морковка, колбаска) и изделий, которые можно слепить непосредственно из каждой заготовки с добавлением отдельных деталей.  Выставка работ учащихся.

Музыкальный ряд: Лучшие мастера-исполнители. Гитара.

План урока

1. Организационная минутка:  Приветствие. Объявление темы урока «Лепка ангелочка».

2. Объяснение учебного задания:

3. Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

4. Коллективный анализ детских работ.

Ход урока

  • Рассказать учащимся о Рождестве, об ангелах.
  • Напомнить детям, какие формы заготовок используются в лепке и способы соединения деталей изделия.
  • Показать учащимся  образец выполнения – заготовку будущей работы. Основа для выполнения у всех детей одинакова. А украшение ангелочка – у каждого своё: крылья, волосы, платье (воротник, рукава, воланчики на платье и т.д.). В руках  каждый ангелочек что-то держит: цветочек, книгу, свиток, муз. инструмент, какое-нибудь животное и др.

Показать учащимся, какую форму деталей можно использовать для украшения ангелочка.

Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

В конце урока провести коллективный анализ работ:

  • Раздать детям по несколько жетонов
  • Учащимся предложить обойти все работы детей и положить жетон к той работе. которая понравилась больше всего.
  • Учащиеся, получившие наибольшее количество жетонов, считаются победителями.
  • Обязательно похвалить всех остальных детей, принимавших участие на уроке.

 Спеть всем вместе песню «Рождество Христово, ангел прилетел»,  держа  в руке своего ангелочка.

 Сделать коллективную фотографию учащихся со своими работами

Тема занятия: «Дымковская игрушка. Лепка фигуры человека.»

        Цель: 

  • Продолжить освоение приёмов лепки с  соединением деталей с помощью жгутика.  
  • Развивать творческую фантазию.
  • Закрепить знакомые приёмы лепки.
  • Способствовать формированию художественного вкуса.
  • Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций,

        Материалы к занятию:

  • Для учителя: Глина, стеки, банка с водой, дощечка для лепки, образец работы.
  • Для учащихся: Глина, банка с водой, дощечки для лепки, стеки, салфетки для рук.

        Зрительный ряд: Таблицы с изображением разных форм заготовок  (шар, яйцо, капля, стог, морковка, колбаска). Таблицы последовательности выполнения фигуры человека. Таблицы с изображением дымковских игрушек.  Выставка работ учащихся.

        Музыкальный ряд: Русские мелодии.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа о «Дымковской игрушке».

3. Объяснение учебного задания.

4. Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

5. Коллективный анализ детских работ.

Ход занятия

Организационный момент:  Приветствие. Объявление темы занятия «Дымковская игрушка. Лепка фигуры человека».

Беседа о народном промысле «Дымковская игрушка».

        Учащиеся рассказывают об истории создания игрушки:

«Родиной знаменитой игрушки является заречная часть г. Кирова (Вятки), где расположена слобода Дымково. Слобода – ремесленная. Поскольку пахотной земли ни у кого не было, поселенцы работали в городе или кормились рыболовством, перевозом, кустарными ремёслами. В ХIХ в – начале ХХ в.  в Дымкове жил ремесленный люд: рыбаки, кузнецы, маляры, сапожники, гончары и игрушечники. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы глиняных расписных игрушек».

Учитель дополняет рассказ: «Популярность дымковской (вятской) глиняной игрушки настолько велика, что нередко  представление о русской народной игрушке вообще отождествляется с яркими расписными фигурками, сделанными в бывшей Дымковской слободе города Кирова. Это не только игрушка в буквальном понимании, а даже малая декоративная скульптура. Когда-то глиняных барышень и всадников-гусаров ставили на подоконник, а зимой – между рамами окон, чтобы окно выглядело наряднее.

        Условность, обобщённость и феерическая яркость свойственны малой  народной пластике всех стран и континентов. Дымковская игрушка отличается от аналогичных явлений в искусстве лиризмом, задушевностью, глубокой человечностью, мягким юмором».

        Вопрос учащимся: «Какие они знают глиняные игрушки, кроме дымковских?».

 - ( «Каргопольские», «Филимоновские», «Тверские», «Хлудневские»).

- «Чем отличаются глиняные игрушки из деревни Филимоново и слободы Дымково?».

- (В Филимонове глина пластичная. Всю игрушку лепят сразу из целого куска, вытягивая туловище, голову, руки, ноги. Дымковские игрушки лепят из разных частей, «примазывая» их  друг к другу.)

        Показать плакат с изображением  «Дымковских» и «Филимоновских» игрушек.

Учащиеся прочитают стихотворения про глиняные игрушки.

        Рассказать детям, почему мастерицы начали лепить игрушки именно с животных. (Существовало поверье, что душа умершего поселяется в животное  /тотем/).

        Вопрос детям : «Каких именно животных лепили, а каких нет?. И почему?».

- ( Лепили домашних птиц и животных. Из диких животных – медведя, оленя, лису, зайца, белку и др. Никогда не лепили волка – он считался отрицательным персонажем).

        Вопрос: «Какие ещё игрушки лепили?».  (Изображали реальные персонажи из жизни слободы – водоноски, няньки (потому что молодые девушки в поисках работы ездили из слободы в город нянчить детей), барыни,  гусары, кавалеры и др. И ещё лепили композиции из русских сказок).

        Показать игрушки с натурного столика.

Объяснение учебного задания.

  • Напомнить детям, какие формы заготовок используются в лепке и способы соединения деталей изделия.
  • Обратить внимание учащихся на таблицу  выполнения последовательности выполнения работы.
  • Показать учащимся  образец выполнения.

Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

В конце занятия провести коллективный анализ работ:

  • Раздать детям по несколько жетонов.
  • Учащимся предложить обойти все работы детей и положить жетон к той работе. которая понравилась больше всего.
  • Учащиеся, получившие наибольшее количество жетонов, считаются победителями.
  • Обязательно похвалить всех остальных детей, принимавших участие на занятии кружка.

Сделать коллективную фотографию учащихся со своими работами.

Тема занятия: «Дымковская игрушка.

Роспись фигуры человека.»

Цель занятия: 

  • Развивать творческую фантазию.
  • Закреплять умения творчески применять элементы народной росписи.
  • Способствовать формированию художественного вкуса.
  • Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций,

        Материалы к занятию:

  • Для учителя: Кисти, тычки, темпера, гуашь, банка с водой, тряпочка.          

      Образец работы, образец детской работы.

  • Для учащихся: Гуашь, темпера, банка с водой, клеёнки, кисти, тычки, палитра, тряпочка.  

        Зрительный ряд: Таблицы последовательности выполнения росписи игрушек (фигуры человека). Таблицы с изображением дымковских игрушек.  Выставка работ учащихся.

        Музыкальный ряд: Русские мелодии.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа о народном промысле «Дымковская игрушка».

3. Объяснение учебного задания.

4. Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

5. Коллективный анализ детских работ.

Ход занятия

Организационный момент: 

Приветствие. Объявление темы занятия «Дымковская игрушка. Роспись фигуры человека».

Беседа о народном промысле «Дымковская игрушка».

        Учащиеся рассказывают, какие игрушки лепили в слободе Дымково.

  (Изображали реальные персонажи из жизни слободы – водоноски, няньки (потому что молодые девушки в поисках работы ездили из слободы в город нянчить детей), барыни,  гусары, кавалеры, разные сценки из жизни жителей слободы – «Парочка на скамейке», «У подсолнуха», «Деревенский мотив», «У колодца»   и др. И ещё лепили композиции из русских сказок).

        Вопрос: «Для какого праздника лепили игрушки?»    («Свистунья»)

- Праздник проводился в 2 этапа: с утра поминали предков, а остальная часть дня посвящалась увеселениям. И целый день народ ходит по улицам и свищет.

        Показать игрушки с натурного столика.

        Дымковская игрушка многозначна. В ней ощущаются и отзвуки язычества, и влияние фабричного фарфора XIX века, и связь с ярмарочным лубочным фольклором. Недаром она была непременным атрибутом в древнем вятском празднике «Свистунья», который заканчивался развесёлой ярмаркой.

        Вопрос: «Чем отличается наряд барыни и няни?  Какого цвета юбка?  Какой на ней узор?  Какие головные уборы?  Что в руках?

- (Юбки всегда белые. У няни узор в клетку или полоску, у барыни – кружочки и овалы разной формы и величины. У барыни на голове шляпка, у няни – платок или кокошник. В руках у барыни может быть зонтик, сумочка, муфта, цветы, собачка. У няни – маленький ребёнок, мелкое животное, ведро для водоноски или доярки).

        Вопрос: «Какие цвета использовали для росписи?»

- ( Все, кроме двух – лилового и фиолетового).

Объяснение учебного задания.

Показать на доске последовательность выполнения росписи игрушки:

  • Глаза, брови  выполняются  «глазничкой», нос, прядь волос - кисточкой;

        рот, румянец – выполняются  «пятнушечкой».

  • Головной убор и кофта.
  • Узор на юбке ( сначала кружочки, затем тонкие полоски, «оживки».

Особая роскошь в украшении игрушек – сусальное золото в виде ромбов.

Обратить внимание учащихся на таблицу цветового круга, с помощью которого получаются оттенки промежуточных цветов, какие цвета для этого сочетаются.

Обратить внимание на цветовую гармонию в декоративной композиции. Объяснить приёмы работы в цвете. Напомнить, что при росписи кисть надо держать вертикально, тремя пальцами, локоть  не должен касаться стола. Роспись игрушки начинают с самого верха, со светлых цветов, а заканчивают яркими и тёмными.

Самостоятельная работа. Музыкальный фон.

В конце занятия провести коллективный анализ работ:

  • Раздать детям по несколько жетонов.
  • Учащимся предложить обойти все работы детей и положить жетон к той работе. которая понравилась больше всего.
  • Учащиеся, получившие наибольшее количество жетонов, считаются победителями.
  • Обязательно похвалить всех остальных детей, принимавших участие на занятии кружка.

Спросить мнение ребят: «Состоялся ли праздник игрушек?»

Игрушки получились все красивые, нарядные, весёлые. Поэтому они и пользуются таким большим вниманием и спросом.

Сделать коллективную фотографию учащихся со своими работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочная птица

Тема:Сказочная птица. /Фантастическое изображение - декоративная композиция./Форма: Беседа, творческая работа.Цели и задачи:·         Воспитывать интерес и любо...

Сказочные птицы

В данной конспекте представлен методическая разработка занятия "Сказочные птицы"...

Сказочные птицы

Сказочные птицы...

Занятие кружка по изобразительному искусству. Тема: «Сказочная птица»

Занятие кружка по  изобразительному искусству Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве....

Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по рисованию «Сказочные птицы!»

Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков....

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС. ЗНАКОМСТВО С ПТИЦАМИ».

Тема:  «Путешествие в сказочный лес. Знакомство  с видами  птиц». Цель:    Закрепление полученных знаний и умений  по раскрою игрушки, знакомство с ...


 

Комментарии

Кузнецова Маргарита Николаевна

Никак не пойму. Как попал мой конспект этого занятия и "Роспись фигуры человека" в интернет. Мой сайт создан только что.