Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»
статья на тему

Доклад «Способности и задатки , их развитие в структуре индивидуальности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_raboty.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

городского округа Тольятти

                                                           ДОКЛАД

                                                         

«Способности и задатки,

их развитие в структуре индивидуальности»

для педагогов дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

 

                                                                         Разработали:

                                                                                     методист:  Елисеева С.Б.;

                                                                                     педагог дополнительного образования:                    

                                                                                     Якунина И.А.

                                                                                     

                                                         2012г

                                             Содержание

1.Введение

2.Способности

     2.1 Общее понятие способностей

     2.2  Классификация способностей

3.Способности в структуре индивидуальности личности

4. Задатки

5. Развитие способностей

6. Уровни развития способностей

7. Заключение

8. Литература

                                                          Деятельность есть наше определение.

                                                                                                             И. Кант

                                       Введение

          В основе психических образований лежит активное и непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью, именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.  Деятельность человека понимается  как специфически человеческая, предметная, исторически обусловленная форма активности.

 Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Когда мы пытаемся понять и объяснить , почему разные люди, обстоятельствами жизни,

поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов,  мы обращаемся к понятию способности и утвердительно объясняем эту разницу в успехах этими самыми способностями.

Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают, знания, умения, навыки.

          Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

          В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности - условием  успешного осуществления определённой деятельности. Они не являются врождёнными и обнаруживаются только в конкретной деятельности. Именно деятельность является первым проявлением  способностей и условием их развития.

                               2.     Способности

          Что же такое способности?

           «Способности»- термин, несмотря на его давнее и широкое применение достаточно  неоднозначен. Если объединить и попытаться их представить в компактной классификации, то  будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти используется и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

               В научной психологии способности — это термин, значение которого имеет свои более  или  менее  определенные  границы. 

Совокупность психологических свойств человека, которая позволяет ему осуществлять максимально целесообразным и эффективным образом тот или иной вид социально значимой деятельности, называется способностями.

все особенности человека, имеющие отношение к его деятельности можно отнести к способностям. В связи с этим появляется необходимость ввести некоторые критерии, на основе которых можно было бы выделять психологические качества человека именно как способности.

              Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов.  Б.М. Теплов предложил следующие три признака, которые «всегда заключаются в понятии способность при употреблении его в практически разумном контексте».

Во-первых, «под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого». Свойства, в отношении которых все люди равны, не являются способностями. Таким образом, такие общечеловеческие качества, как способность говорить, воспринимать, мыслить, и т.д., как таковые не являются способностями в специфическом смысле этого термина, поскольку они являются родовыми признаками человека.

Во-вторых, «способностями называют не всякие вообще индивидуальные  особенности,  а  лишь  такие,  которые имеют отношение к

успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей». Такие индивидуальные особенности, как, например, вспыльчивость или тревожность, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, «понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»  Способности — это «результаты закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются» (Рубинштейн С.Л.). Способности обнаруживаются в том, «насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности» (Введение в психологию).

На основании вышесказанного можно вывести следующее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

                         2.1 Общее понятие о способностях 

          О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей.

          Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности...

Группы способностей.

           Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями.

       Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Связь способностей с деятельностью. 

         Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

Связь способностей с направленностью личности.

            Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

                                 2.2  Классификация способностей  

        Вопрос о классификации способностей человека довольно сложен из-за их большого разнообразия. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии пока не разработано.
           Дифференцируя способности, необходимо различать ПРИРОДНЫЕ (естественные) и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

           Кроме биологически обусловленных, есть и способности, обеспечивающие жизнь человека и его развитие в социальной среде. Это – ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
ОБЩИЕ способности – это те, которыми определяются успехи человека в самых разных видах деятельности. Это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и т.д.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Это музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные способности и т.д. При этом, наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных. и наоборот.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ способности – в первом случае, предопределяют склонности к абстрактно-теоретическим размышлениям; во втором – к конкретным, практическим действиям. В отличие от общих и специальных эти способности чаще всего не сочетаются. Это бывает только у особо одарённых и разносторонне талантливых людей.
УЧЕБНЫЕ (репродуктивные) и ТВОРЧЕСКИЕ способности – в первом случае, определяют успешность обучения и воспитания, усвоения знаний, умений, навыков.; во втором – создание предметов материальной и духовной культуры, новых идей и прочее индивидуальное творчество.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность. Общие способности обеспечивают более лёгкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные же способности помогают достичь высоких результатов в определённой области деятельности.
       Академик Климов представляет комплексную структуру общих и специальных способностей следующим образом:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности:
 наличие творческого воображения и мышления;
 зрительная память;
эмоциональное отношение к воспринимаемому;
волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ способности:
наличие творческого воображения и мышления;
хорошо развитая речь;
способность к представлениям (ярким и наглядным образам памяти);
развитые эстетические чувства;
чувство языков.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ способности:
педагогический такт; 
наблюдательность;
любовь к детям;
потребность в передаче знаний.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ способности:

умение легко входить в контакт с людьми;

понимание психологии человека;
умение распределять работу между исполнителями;

умение заставить (заинтересовать) людей хорошо работать;
 умение доводить дело до конца.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ способности:

 умение обобщать;

гибкость мыслительных процессов;
лёгкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей;
способность к логическому мышлению.
ТЕХНИЧЕСКИЕ способности:
наличие интереса к технике, техническому творчеству;

 стремление работать с машинами, приборами и инструментом;
 успешное усвоение физических, химических, математических знаний, черчения и т.д.

           Таким образом , способности имеют комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. Структуру той или иной способности составляет совокупность психических качеств, необходимых для успешного выполнения данной деятельности.

           3.  Способности в структуре индивидуальности личности

Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую:
1. Социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т. п.
2. Психологическая сторона способностей, т. е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т. д.
3. Физиологическая сторона способностей — это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это — 
задатки, которые являются врожденными особенностями.

Способности — это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Все способности человека классифицируют, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т. п.; «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные — это способности человека в неосновном для него виде деятельности. 

Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей — творческие. Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т. п., а их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, производственной, общественной, воинской.

Способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:
1. Одаренность

2. Талант

3. Гениальность

                                                4.  Задатки

             Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни под влиянием обучения и воспитания. В то же время в проявлении и развитии способностей существенную роль играют природные анатомо-физиологические свойства как предпосылки развития способностей.          

       Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности.  Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

          Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности:

 художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы,

 мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы, 

третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.
       Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал все мелодии, которые пела его мать, в четыре года он уже напевал все, что играл отец, вскоре сам начал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.   Игорь Грабарь рассказывает про себя: «Когда началась страсть к рисованию, не помню, но достаточно сказать, что не помню себя не рисующим».

      Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Не следует думать, что    каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

      Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

        Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

                                       5. Развитие способностей

       

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. В свою очередь и способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

 На процесс формирования и развития способностей влияют задатки. При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их равновесие.

  Большое значение для развития способностей имеет и характер человека. Именно характер определяет уровень развития способностей, причем одинаковое значение имеют как нравственные, так и волевые его черты. Недостаток волевых черт, как правило, приводит к потере тех возможностей, которые содержатся в анатомо-физиологических задатках, потому что развитие способностей требует постоянной деятельности, а осуществление деятельности связано именно с волевыми особенностями характера.

           Выделяют два уровня развития способностей — репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать той или иной деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное, открывает для себя неизвестное, овладевает деятельностью самостоятельно.

Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая — репродуктивную, без которой творчество вообще немыслимо.

       В. Н. Князев подчеркивает, что определить способности человека чрезвычайно трудно. Если бы существовали надежные методики распознававания хотя бы анатомо-физиологических задатков, лежащих в основе способностей, то был бы решен целый ряд очень важных для человечества проблем.

          Основная для человека деятельность — трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.

С. Л. Рубинштейн основную сложность в определении способностей видит в том, что о способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо отлаженной и исправно, гладко функционирующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области. Способности формируются не только при усвоении продуктов, созданных в процессе исторического развития, но также их создания; процесс же создания человеком предметного мира — это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы.

Способности, как индивидуальные особенности функционирования центральной нервной системы, не являются врождёнными, унаследованными, неизменными качествами. В ходе жизни человека врождённые особенности центральной нервной системы (задатки) развиваются, изменяются, выступая уже в качестве способностей как условия успешного овладения теми или иными знаниями, умениями и навыками.
Способности являются функцией не задатков, а развития! Ибо задатки, как органические и нервно-психические предпосылки способностей,обусловливают, но не предопределяют одарённости человека и возможностей его дальнейшего развития в целом. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же формируются и развиваются.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих способностей это развитие начинается с первых дней жизни. Оно не прекращается до самой смерти, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются.
Так называемые, СЕНЗИТИВНЫЕ (особо чувствительные) периоды развития в большинстве своём приходятся на детские годы. Очень важно не пропустить эти периоды. Именно в это время существуют возможности, облегчающие освоение той или иной деятельности.

Известны следующие сензитивные периоды:
1.            для усвоения родной речи – возраст от 1 до 3 лет;

2.            для развития движений – дошкольный возраст;
3.            для усвоения народного языка –  5-летний возраст;
4.            для развития математических способностей – 15-летний возраст
Детские годы – время сензитивных периодов развития множества психических функций, поэтому так важно не пропустить его для продуктивного развития способностей.
Однако, не следует забывать, что недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, более развитыми на данный момент способностями человека. Одной из важнейших особенностей психики человека является именно возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с определённой способностью. При отсутствии одной способности можно, опираясь на другие способности, выработать такое умение, которое необходимо в данной деятельности.
Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы.
Успех или неуспех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Гениальность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и одаренности является 
устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все гениальные люди отличались горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пушкин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский -изучению межпланетных космических полетов.

В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знаменитых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намеченной цели, неустанно искать пути ее достижения.

Из этого следует : успешность выполнения любой деятельности зависит не только от наличия тех или иных способностей, а и от ряда других условий, но, прежде всего, – от ТРУДОЛЮБИЯ. Любовь к труду и умение трудиться является важнейшим фактором всестороннего развития самих способностей и успешной деятельности вообще.

                                6. Уровни развития способностей

             Способности существуют и развиваются или погибают в личности точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности.  Принято выделять уровни развития способностей:

  • Задатки
  • Способности
  • Талант
  • Гениальность  

 В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Согласно позиции Б. М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие “коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама жизни.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая градация деятельности условна. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

                                         7.   Заключение

Все индивидуальные психологические особенности человека, способствующие успешному выполнению общественно-значимой деятельности называются способностями. Спсобности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков -наследственных,  врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способностей к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

                         

                                            Литература:

1.     Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. (Серия «Мастера психологии»).

3.     Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М. 1986, 1998 г.

4.     Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. М. 1940.

5.     Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."

Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности» для педагогов дополнительного образования....

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ: ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ В СТРУКТУРАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

            В статье проанализированы результаты исследования успешности обучения математики и информатики современных школьников....

ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»

Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....

Примерная структура индивидуальной программы развития педагога

Задачи программы. Цели программы. Профессиональные затруднения, на решение которых направлена ИОП. Условия непрерывного профессионального образования, способствующие разработке ИОП....

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В памятке представлена структура индивидуального заниятия по развитию речевого слуха и формированию произношения....

Статья "Способности и задатки"

В данной статье дано определение способностей и задатков человека, сформулированы отличия способностей от задатков. Приведены примеры развития способностей. Рассмотрены вопросы зависимости способносте...