Статья "Способности и задатки"
статья по психологии

Тарасова Ольга Константиновна

В данной статье дано определение способностей и задатков человека, сформулированы отличия способностей от задатков. Приведены примеры развития способностей. Рассмотрены вопросы зависимости способностей от унаследованного фонда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sposobnosti_i_zadatki.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Способности и задатки»

Каждый, приходящий в этот мир человек, обладает собственным потенциалом. Можно назвать состоявшимся, счастливым человеком того, кто смог развить данные природой задатки и в полном объеме реализовать свои способности. Чем же отличаются способности от задатков?

Дадим определение:

  • Под способностями подразумевают индивидуальные особенности личности, содействующие достижению успеха в определенном роде деятельности.

Способности имеют не физиологическую, а именно психологическую основу.

О том, что у человека есть способности к чему либо, можно судить по быстрому овладению конкретным умением и высокому качеству достижений.

  • Задатки- присущие личности анатомические и физиологические особенности, которые выступают как база для развития способностей.

Неверное умозаключение, что из всякого отдельного задатка формируется одна соответствующая способность. Задатки многозначны: каждый из них служит основой для выработки разнообразных способностей.

Например, если в наличие у человека в качестве задатка абсолютный музыкальный слух, то он может стать композитором, настройщиком инструментов или дирижером.

Отличия:

Из определений следует, что первичными являются задатки. Это не означает, что человек ими обладающий, будет иметь и определенные способности.

С задатками люди уже рождаются на свет, а способности необходимо целенаправленно развивать, занимаясь соответствующей деятельностью.

Задатки могут быть связаны с особенностями строения тела человека

(например: весом, ростом и т.д.), работой органов чувств (например: острота зрения), индивидуальными свойствами нервной системы (например: уравновешенностью, скоростью реакции, рабочим темпом), функционированием полушарий мозга и прочим.

Задатки у человека проявляются впервые когда он пробует освоить то или иное занятие. А вот произойдет ли после этого развитие способностей, во многом зависит от созданных для дальнейшей деятельности условий. Если эти условия окажутся благоприятными, то при хороших задатках способности могут развиться очень рано.

Решающую роль в формировании способностей играет степень трудолюбия человека и его настойчивости в достижении поставленных целей.

Человек обладающий даже самыми выдающимися задатками не станет талантливым ученым, спортсменом или актером, если не будет проявлять волю и целеустремленность в овладении мастерством. И напротив, посредственные задатки при усиленном труде помогут добиться весьма заметных успехов.

Литература

  1. Большой  психологический словарь /Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко,-СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питер,1999
  3. Шадриков В.Д. Способности человека.-М.:НПО НОДЭК, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»

Доклад «Способности и задатки , их развитие в структуре индивидуальности»...

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности» для педагогов дополнительного образования....

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (по В.П. СИМОНОВУ)

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВи СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ(по В.П. Симонову)...