2.1. Задатки и способности (для родителей)
материал по психологии по теме

Дедович Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

Задатки и способности детей как основа развития творческой личности

Здравствуйте Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем доме детского творчества! И от всей души поздравляем Вас с окончанием учебного года .Меня зовут Оксана Николаевна, я педагог-психолог и сегодня тема нашей встречи «Задатки и способности детей как основа развития творческой личности».

 Способности взывают к своему использованию и прекращают взывать,  когда используются хорошо.

Абрахам Маслоу

Таким образом, логичным будет умозаключение о том, что  для успешного использования способностей, необходимо услышать их зов, то есть  выявить имеющиеся  способности.

Напомню, что:

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека. Поэтому длинные гибкие пальцы не являются способностями пианиста (аккордеониста). Нужны еще и музыкальный слух, и чувство ритма, и эмоционально-волевые качества для занятий музыкой. Способности формируются в деятельности, в процессе обучения, но не всегда они выявляются у человека сразу. Известно, что великого будущего художника В. И. Сурикова не приняли в Академию художеств, Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка, а великого ученого-физика И. Ньютона считали в школе неспособным именно к физике и математике.

В развитии способностей определенную роль играют природные предпосылки - так называемые задатки.

Задатки - это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Это могут быть некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатки лежат в основе любых способностей.

Таким образом, способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Ребенок, имеющий способности, но не развивающий их в процессе воспитания и обучения, знаний, умений и навыков не приобретет. Таким образом, способности - это только возможность, но еще не действительность.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение чем правило.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.

Ах, как мечтают многие мамы и папы вырастить талантливого ребенка! Но, оказывается, все не так просто. Взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам.

Поэтому необходимо строить отношения с ребенком таким образом, чтобы не подавить в нем творческие способности и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

  • Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
  • Остановить развитие его уникальных способностей;
  • Заглушить проявление индивидуальности;
  • Привести к неправильному выбору в жизни;

В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

  • Первый путь – приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.
  • Второй путь – ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен.

Кроме того,  непродуктивный  стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

1. Первый этап – игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность”.

2. Второй этап – индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

На этой стадии у ребенка появляется  наставник, в выбранной сфере деятельности, который работает с ним уже индивидуально. Быстрота  успехов ребенка является наградой, как для учителей, так и для родителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования (график занятий и домашних репетиций), то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий – этап роста.

Педагог на этой стадии становится основным судьей  успехов  ребенка. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый – этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”.

Из вышесказанного следует, что

  • На первом этапе ребенок тянется за родителями;
  • На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
  • На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в развитии способностей и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Таким образом, главные задачи родителей в развитии ребенка это:

  • Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь.

Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы.

Потому что:

  • Никакие алгоритмы и каллиграфически выведенные буквы не помогут договориться между собой двум молодым супругам, а умение общаться – поможет. Когда мы учим ребенка общаться, - мы на самом деле помогаем ему избежать одиночества. Как говориться, одиночество – есть результат неумения общаться.
  • Если ребенок умеет думать (у него не исчезло желание познавать мир), будет стремиться к получению знаний всю свою жизнь. Но взрослые должны научить ребенка выбирать для себя из огромного потока информации нужные знания, а от знаний ненужных и вредных держаться в стороне.
  • Если ребенка приучить трудиться, он не только сможет выполнить обыденную работу и не испугаться никаких материальных трудностей, но и сможет достичь мастерства в любом виде творчества и в профессиональной деятельности.

Очень важно научить всему этому ребенка в детстве, когда ум и сердце открыты, и не замутнены ненужными знаниями и недобрыми чувствами.

Очень  важно, ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), как можно больше общаться с ним, интересоваться его успехами и трудностями, оказывать поддержку, любить ребенка не за его заслуги, а за то, что он у Вас есть. Учить  его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • Как смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • Как слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • Как почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • Как говорить, чтобы тебя услышали;
  • Как быть самим собой;
  • Как не причинить другому  вреда, своими чувствами или своей любовью;
  • Как трудиться творчески;
  • Как творить вдохновенно.

В развитии  творческих способностей важным компонентом является фантазирование.

Фантазирование – это соединение деталей разных образов, создание в воображении новых фантастических объектов, явлений или ситуаций.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

1. Четкое и ясное представление образов предметов;

2. Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

3. Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

4. Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов.

Таким  образом, одним из направлений развития творчества  является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.Поощряйте в ребенке  в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы. Необходимо позволять ребенку оставаться наедине с собой и  самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.

Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким.

Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учит ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым, как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

А теперь я отвечу на все Ваши вопросы.

                                         Спасибо за внимание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задатки и способности детей как основа развития творческой личности Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного образования «Дом Детского Творчества» город Когалым , ХМАО-Югра Подготовила педагог-психолог МАУ ДО «ДДТ» город Когалым , Дедович Оксана Николаевна

Слайд 2

Здравствуйте Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем доме детского творчества! И от всей души поздравляем Вас с окончанием учебного года. Меня зовут Оксана Николаевна, я педагог-психолог и сегодня тема нашей встречи «Задатки и способности детей как основа развития творческой личности». Задатки и способности детей как основа развития творческой личности

Слайд 3

Способности взывают к своему использованию и прекращают взывать, когда используются хорошо. Абрахам Маслоу

Слайд 4

Таким образом, логичным будет умозаключение о том, что для успешного использования способностей, необходимо услышать их зов, то есть выявить имеющиеся способности. Напомню, что:

Слайд 5

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека. Поэтому длинные гибкие пальцы не являются способностями пианиста (аккордеониста). Нужны еще и музыкальный слух, и чувство ритма, и эмоционально-волевые качества для занятий музыкой. Способности формируются в деятельности, в процессе обучения, но не всегда они выявляются у человека сразу. Известно, что великого будущего художника В. И. Сурикова не приняли в Академию художеств, Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка, а великого ученого-физика И. Ньютона считали в школе неспособным именно к физике и математике. В развитии способностей определенную роль играют природные предпосылки - так называемые задатки.

Слайд 6

Задатки - это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Это могут быть некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатки лежат в основе любых способностей.

Слайд 7

Таким образом, способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Ребенок, имеющий способности, но не развивающий их в процессе воспитания и обучения, знаний, умений и навыков не приобретет. Таким образом, способности - это только возможность, но еще не действительность.

Слайд 8

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Слайд 9

Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение чем правило.

Слайд 10

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Слайд 11

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.

Слайд 12

Ах, как мечтают многие мамы и папы вырастить талантливого ребенка! Но, оказывается, все не так просто. Взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. Поэтому необходимо строить отношения с ребенком таким образом, чтобы не подавить в нем творческие способности и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Слайд 13

Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

Слайд 14

Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка; Остановить развитие его уникальных способностей; Заглушить проявление индивидуальности; Привести к неправильному выбору в жизни;

Слайд 15

В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями : Первый путь – приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству. Второй путь – ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен.

Слайд 16

Кроме того, непродуктивный стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным. Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Слайд 17

Игровой Первый этап

Слайд 18

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность”.

Слайд 19

Индивидуальность Второй этап

Слайд 20

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Слайд 21

Н а этой стадии у ребенка появляется наставник, в выбранной сфере деятельности, который работает с ним уже индивидуально. Быстрота успехов ребенка является наградой, как для учителей, так и для родителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования (график занятий и домашних репетиций), то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Слайд 22

Этап роста Третий этап

Слайд 23

Педагог на этой стадии становится основным судьей успехов ребенка. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Слайд 24

Этап мастерства Четвертый этап

Слайд 25

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”. Из вышесказанного следует, что

Слайд 26

На первом этапе ребенок тянется за родителями; На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка; На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Слайд 27

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в развитии способностей и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Слайд 28

Таким образом, главные задачи родителей в развитии ребенка это: Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь. Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы.

Слайд 29

Никакие алгоритмы и каллиграфически выведенные буквы не помогут договориться между собой двум молодым супругам, а умение общаться – поможет. Когда мы учим ребенка общаться, - мы на самом деле помогаем ему избежать одиночества. Как говориться, одиночество – есть результат неумения общаться. Если ребенок умеет думать (у него не исчезло желание познавать мир), будет стремиться к получению знаний всю свою жизнь. Но взрослые должны научить ребенка выбирать для себя из огромного потока информации нужные знания, а от знаний ненужных и вредных держаться в стороне. Если ребенка приучить трудиться, он не только сможет выполнить обыденную работу и не испугаться никаких материальных трудностей, но и сможет достичь мастерства в любом виде творчества и в профессиональной деятельности . Потому что:

Слайд 30

Очень важно научить всему этому ребенка в детстве, когда ум и сердце открыты, и не замутнены ненужными знаниями и недобрыми чувствами. Очень важно, ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), как можно больше общаться с ним, интересоваться его успехами и трудностями, оказывать поддержку, любить ребенка не за его заслуги, а за то, что он у Вас есть. Учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

Слайд 31

Как смотреть, чтобы увидеть красоту; Как слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе; Как почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами; Как говорить, чтобы тебя услышали; Как быть самим собой; Как не причинить другому вреда, своими чувствами или своей любовью; Как трудиться творчески; Как творить вдохновенно.

Слайд 32

В развитии творческих способностей важным компонентом является фантазирование. Фантазирование – это соединение деталей разных образов, создание в воображении новых фантастических объектов, явлений или ситуаций. Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

Слайд 33

1 . Четкое и ясное представление образов предметов; 2. Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; 3. Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; 4. Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Слайд 34

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов. Таким образом, одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Слайд 35

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

Слайд 36

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”

Слайд 37

Поощряйте в ребенке в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы. Необходимо позволять ребенку оставаться наедине с собой и самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности.

Слайд 38

Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком. Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.

Слайд 39

. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким. Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учит ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

Слайд 40

В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению. Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

Слайд 41

Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни. И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Слайд 42

Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым, как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Слайд 43

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

Как развивать математические способности (советы родителям)

 Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у ребенка интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти и...

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»

Доклад «Способности и задатки , их развитие в структуре индивидуальности»...

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»

Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности» для педагогов дополнительного образования....

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

Статья "Способности и задатки"

В данной статье дано определение способностей и задатков человека, сформулированы отличия способностей от задатков. Приведены примеры развития способностей. Рассмотрены вопросы зависимости способносте...

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (по В.П. СИМОНОВУ)

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВи СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ(по В.П. Симонову)...