Программа кружка "Умелые ручки" по декоративно-прикладному искусству
рабочая программа по теме

Головачева Вероника Анатольевна

Два мира есть у человека,

Один - который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Умелые ручки»

по декоративно-прикладному

искусству    

         

                

                                                        Педагог дополнительного образования  

                                                    Головачева Вероника Анатольевна  

                                 МОУ школа № 567      

                                   срок реализации 3 года

С-Пб

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.

Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, природным материалом, гофрированной бумагой, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси и в других странах мира.

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.

Уровень усвоения программы общекультурный.

Новизна программы

Образовательная программа «Умелые ручки» предполагает использование на занятиях образовательных сайтов при знакомстве учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. Коллектив объединения «Умелые ручки» организует и проводит совместно с фольклорным коллективом творческие посиделки.

Актуальность

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе воспитания декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России и народов мира. Воспитанники получают дополнительные знания по изучаемым в школе предметам (истории, экологии, черчению, развитию речи и др.) и имеют творческие связи с другими объединениями, изучающими декоративно – прикладное творчество.

        Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Цель программы:

Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно -прикладным творчеством.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить воспитанников с историей и современными
    направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы
    с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, бисероплетение.
  • формировать умение самостоятельно решать
    познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
  • развивать образное и пространственное мышление, память,
    воображение, внимание;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

•        формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;

  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • воспитывать уважение к народным культурным ценностям.

Педагогическая целесообразность

Образовательная программа направлена на развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики пальцев рук и определенных конструкторских навыков.

Чередование занятий разных видов творческой деятельности дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

     Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Условия реализации:

Программа предназначена для учащихся от 6-10 лет

Сроки реализации программы – 3 года.

Набор учащихся осуществляется на добровольной основе без учета степени подготовленности и наличия способностей к изобразительному искусству.

Режим занятий

1 года обучения – 4 часа в неделю, год – 144 часа.

2 года обучения – 4 часа в неделю, год – 144 часа.

3 года обучения - 4 часа в неделю, год – 144 часа.

Формы организации занятий:

- групповая;

- индивидуально-групповая;

Формы проведения занятий:

- комбинированное занятие;

- беседа;

- наглядно-демонстрационное занятие;

- конкурс;

- соревнование;

- практическая работа, связанная с выполнением аппликаций, поделок;

Методы обучения:

Словесные:

- рассказ;

- беседы;

- обсуждения;

Наглядные:

- показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;

- демонстрация гербариев;

- показ готовых работ;

Практические:

- практические работы;

- создание мини докладов и презентаций.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- работы детей;

- выставки работ;

- викторины, праздники;

- участие в школьных, районных и городских конкурсах;

- итоговая выставка.

Формы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Ожидаемые результаты обучения по программе.

К концу первого года обучения ребенок должен знать:

- назначение инструментов и материалов и правила работы с ними;

- терминологию в области декоративно – прикладного искусства;

- технологию заготовки природного материала;

- технологию обработки природного материала, строения материала;

- технологию подетального способа изготовления изделий;

- порядок изготовления аппликаций из засушенных листьев;

- порядок изготовления поделок из природного материала;

- порядок изготовления аппликаций из бумаги;

- историю возникновения ремёсел;

- технику бисероплетения «навстречу, параллельное низание»

- порядок изготовления плоских фигурок из бисера;

должен уметь:

-  работать с инструментами и приспособлениями;

-  заготавливать и обрабатывать природный материал;

- изготавливать плоские композиции из природного материала;

- изготавливать поделки из природного материала;

- подбирать фон;

- выполнять аппликацию, используя шаблоны;

- плести из бисера простейшие поделки;

-  работать подетальным способом;

-  изготавливать сувениры.

К концу второго года обучения ребенок должен знать:

-  правила ТБ на рабочем месте и с инструментами;

-  материалы, приспособления, оборудование;

- технологию заготовки цветов и насекомых;

- технологию изготовления полуобъемных композиций из природного материала;

- создавать несложные поделки из природного материала;

- технологию изготовления полуобъемных композиций из бумаги;

- народные традиции;

- технику бисероплетения «полотном, крестом, низание петлями»;

- порядок изготовления объемных фигурок из бисера;

должен уметь:

- работать с материалами, приспособлениями, оборудованием;

- заготавливать цветы и насекомых;

- изготавливать полуобъемные аппликации из природного материала;

- изготавливать более сложные поделки из природного материала;

- изготавливать полуобъемные композиции из бумаги;

     - плести из бисера объемные поделки  с использованием в работе нетрадиционные материалы (кольца, бусины, ракушки и др.)

-  изготавливать сувениры.

К концу третьего года обучения ребенок должен знать:

-  современные направления и традиции декоративно-прикладного искусства;

-  технологию изготовления гербария;

-  технологию изготовления объемных композиций из природного материала;

- технологию изготовления объемных композиций из бумаги;

- технику бисероплетения «французского плетения»;

- порядок изготовления бансаев;

должен уметь:

-  правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

-  правильно, поэтапно оформить гербарий;

-  изготавливать объемные композиции из природного материала;

-  создавать сложные поделки из природного материала;

-  изготавливать объемные композиции из бумаги;

-  плести из бисера поделки используя французскую технику плетения;

-  изготавливать сувениры.

Учебно-тематический план (1 год)

п/п

Содержание

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

Индивидуальные

занятия

Всего часов

1.

Природный мат-л

Вводное занятие. ТБ.

2

-

-

2

2.

Составление аппликации «Осенний букет»

2

8

2

12

3.

Технология заготовки природного материала

2

6

-

8

4.

 Сбор природного материала

1

7

-

8

5.

Изготовление

картин

1

8

2

11

6.

Поделки «Лесовички»

1

6

2

9

7.

Поделка «Дом для зайчонка»

1

7

2

10

8.

Торцевание

Вводное занятие. ТБ.

1

1

-

2

9.

Торцевание

 «Фрукты»

2

6

1

9

10.

 Торцевание

 «Грибочки на тарелочке»

2

3

1

6

11.

Торцевание

 «Цветик семицветик»

2

3

1

6

12.

Торцевание

 «Зонтик»

2

3

1

6

13.

Торцевание

 «Ягоды в лукошке»

2

6

1

9

14.

Бисероплетение.

Вводное занятие. ТБ.

1

1

-

2

15.

Плетение из бисера «Цветы»

2

5

1

8

16.

Плетение из бисера панно «Стрекозы»

2

6

1

9

17.

Плетение из бисера «Зоопарк»

2

12

1

15

18.

Экскурсии

1

3

-

4

19.

Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления

3

-

3

6

20.

Работа с родителями

1

-

-

1

21.

Итоговое занятие

1

-

-

1

Итого:

34

91

19

144

Учебно-тематический план (2 год)

п/п

Содержание

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

Индивидуальные

занятия

Всего часов

1.

Природный мат-л

Вводное занятие. ТБ.

2

-

-

2

2.

Составление аппликаций

1

2

1

4

3.

Технология заготовки цветов

2

4

-

6

4.

 Сбор природного материала

1

4

-

5

5.

Изготовление

панно

2

8

2

12

6.

Поделки «Мухоморчики»

1

4

1

6

7.

Поделка «Подворье»

1

4

1

6

8.

Торцевание

Вводное занятие. ТБ.

1

1

-

2

9.

Торцевание

 «Подсолнух»

1

3

-

4

10.

Торцевание

 «Кактусенок»

1

2

1

4

11.

Торцевание

 «Божья коровка»

1

2

1

4

12.

Торцевание

 «Самолетики»

1

2

1

4

13.

Торцевание

 «Зоопарк»

1

5

2

8

14.

Бисероплетение.

Вводное занятие. ТБ.

1

1

2

15.

Плетение из бисера «Пауки и паутины»

4

8

2

14

16.

Плетение из бисера браслетов

2

6

2

10

17.

Плетение из бисера деревьев «Сакура»

2

10

2

14

18.

Экскурсии

1

3

-

4

19.

Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления

3

-

-

3

20.

Подарки своими руками:

-День учителя

- Новый год

- День влюбленных

- сувенир для папы

- сувенир для мамы

1

1

1

1

1

3

5

5

5

5

-

-

-

-

-

4

6

6

6

6

21.

Работа с родителями

1

-

-

1

22.

Итоговое занятие

1

-

-

1

Итого:

36

92

16

144

Учебно-тематический план (3 год)

п/п

Содержание

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

Индивидуальные

занятия

Всего часов

1.

Природный мат-л

Вводное занятие. ТБ.

2

-

-

2

2.

Составление аппликаций

1

2

1

4

3.

Технология заготовки природного материала

2

4

-

6

4.

 Сбор природного материала

1

4

-

5

5.

Изготовление

панно

2

8

2

12

6.

Поделки «Метелка-оберег»

1

4

1

6

7.

Поделка «Пасека»

1

4

1

6

8.

Торцевание

Вводное занятие. ТБ.

1

1

-

2

9.

Торцевание

 «Космос»

1

3

-

4

10.

Торцевание

 «Цыпленок Цып»

1

2

1

4

11.

Торцевание

 «Аквариум с рыбками»

1

2

1

4

12.

Торцевание

 «Ежик на поляне»

1

2

1

4

13.

Торцевание

 «Чудо дерево»

1

5

2

8

14.

Бисероплетение.

Вводное занятие. ТБ.

1

1

2

15.

Плетение из бисера «Китайский фонарик»

4

8

2

14

16.

Плетение из бисера «Сапожок с ромашками»

2

6

2

10

17.

Плетение из бисера панно «Клематисы»

2

10

2

14

18.

Экскурсии

1

3

-

4

19.

Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления

3

-

-

3

20.

Подарки своими руками:

-День учителя

- Новый год

- День влюбленных

- сувенир для папы

- сувенир для мамы

1

1

1

1

1

3

5

5

5

5

-

-

-

-

-

4

6

6

6

6

21.

Работа с родителями

1

-

-

1

22.

Итоговое занятие

1

-

-

1

Итого:

36

92

16

144

Содержание программы:

1-й год обучения

Природный материал:

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с детьми и родителями, с содержанием программы, планом работы на год.  Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила организации рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.

Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Сбор природного материала.

Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

Практика: Прогулки по лесу и парку, сбор природного материала.

Технология заготовки природного материала.

Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом. Тепловой способ обработки. Сушка листьев, злаков, ягод и др. природного материала. Хранение природного материала.

Практика: Засушивание листьев. Отбор шишек и желудей.

Составление аппликации «Осенний букет».

Теория: Что такое аппликация? Определение. История развития аппликации, как  декоративно-прикладного искусства. Последовательность работы.

Правила наклеивания листвы.

Практика:  Аппликация из природного материала.

Изготовление картин.

Теория: Знакомство с техникой изготовления картин, правильный подбор материала.

Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев.

Поделки «Лесовички».

Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал,  используемый при  изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного  материала в  поделки. Разнообразие объемных  поделок.

Практика: Изготовление  поделки  из шишек и желудей: «Лесовички»

Поделка «Дом для зайчонка».

Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных  поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы  соединения  частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися  инструментами.

Практика: Изготовление коллективной поделки «Дом зайчонка».

Торцевание:

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство  с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться  материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками  организации рабочего места.

Практика: Изготовление  и заготовка торцовок.

«Фрукты»

Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.

Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление декоративных картинок методом торцевания.

«Грибочки на тарелочке»

Практика: Подготовка рисунка на одноразовой тарелочке и изготовление декоративных грибочков методом торцевания.

«Цветик семицветик»

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление цветика семицветика.

«Зонтик»

Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление зонтика.

«Ягоды в лукошке»

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление ягод.

Бисероплетение:

Вводное занятие.

Теория: История развития бисероплетенияи и “Родословная стеклянной бусинки”. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, обучение чтения схем.

«Цветы»

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение.

Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

Панно «Стрекозы»

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок по схемам.

Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка, подготовка основы и составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.  

«Зоопарк»

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных: параллельное, петельное, игольчатое плетение по схемам.

Практика: Подетальное выполнение фигурок животных по схеме. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.  

Экскурсии:

В парки и аллеи  города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод  кустарников.

Развивай-ка:

Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Сравнение», «Определи формы предмета», «Рисование по точкам», «Что на что похоже?», «Поможем художнику».

Работа с родителями:

Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми  в выставках и на праздниках.

Итоговое занятие:

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Содержание программы:

2-й год обучения

Природный материал:

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с работой  кружка, с его программой и задачами.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Сбор природного материала.

Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

Практика: Прогулки по лесу и парку.  Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод  кустарников.

 Технология заготовки природного материала.

Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом, - сушка утюгом. Техника безопасности при работе с утюгом.

Практика: Сушка листьев. Сушка декоративных растений. Сушка злаков.

Сортировка природного материала и его хранение.

Составление аппликаций.

Теория: Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год: определение. Виды аппликации:  предметная, сюжетная, декоративная. Аппликация из листьев. Молодое направление в художественном искусстве – флористика. Ее значение в жизни людей. Демонстрация флористических картин. Последовательность работы. Техника выполнения.

Практика:  Аппликация из листьев на свободную тему. Аппликация из семян, косточек и других природных материалов декоративные «Узоры».

Изготовление панно.

Теория: Знакомство с техникой изготовления панно, правильный подбор материала.

Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов и плодов.

Поделки «Мухоморчики».

Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал,  используемый при  изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного  материала в  поделки. Разнообразие объемных  поделок.

Практика: Изготовление  поделки  из шишек, иголок, травки, скорлупы: «Мухоморчики»

Поделка «Подворье».

Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных  поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы  соединения  частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися  инструментами.

Практика: Изготовление коллективной поделки «Подворье».

Торцевание:

Вводное занятие.

Теория: Повторение  понятия «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство  с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться  материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками  организации рабочего места.

Практика: Изготовление  и заготовка торцовок.

«Подсолнух»

Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.

Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха методом торцевания с использованием боковых торцовок.

«Кактусенок»

Теория: изготовление объемной работы.

Практика: Подготовка основы из пластилина и изготовление декоративных кактусят  методом торцевания.

«Божья коровка»

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление полуобъемной аппликации в технике торцевания на клею «Божья коровка».

«Самолетики»

Теория: Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление самолетиков.

«Зоопарк»

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление животных на клею. (коллективная работа)

Бисероплетение:

Вводное занятие.

Теория: Повторение истории стеклянной бусинки. План работы с бисером.  Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, чтение схем.

«Пауки и паутины»

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.  

Практика: Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

«Плетение браслетов»

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных изделий из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.  

 Практика: Выполнение браслетов.  Оформление. Применение.

 «Сакура»

Теория: Основной приём бисероплетения, используемый для изготовления деревьев из бисера: петельный. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.  

Практика: Выполнение отдельных элементов - веточек. Сборка изделий. Подготовка основы  - ствол декоративного дерева. Составление композиции.  Оформление дерева «Сакура».  

Экскурсии:

В парки и аллеи  города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод  кустарников, цветов, желудей и т.д.

Развивай-ка:

Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Фабрика», «Найди два одинаковых рисунка», «Рисование по точкам», «Ваза с цветами», «Поможем художнику».

Подарки своими руками:

Теория: История возникновения подарков. Праздник – что это?

Практика:

«День учителя» - изготовление осенних букетов – розы из клена.

«Новый год»- изготовление новогодних  сувениров – елка и поздравительная открытка.

«День влюбленных» - изготовление валентинок.

«Сувенир для папы» - изготовление самолетика.

«Сувенир для мамы»- изготовление поздравительной открытки и конфетного букета.

Работа с родителями:

Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми  в выставках, конкурсах  и на праздниках.

Итоговое занятие:

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Содержание программы:

3-й год обучения

Природный материал:

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с работой  кружка, с его программой и задачами.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Сбор природного материала.

Теория: Технология сбора природных  материалов. Поведение в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

Практика: Прогулки по лесу и парку.  Сбор листьев, семян, коробочек, плодов и ягод с деревьев и кустарников. Сбор злаковых культур,  веток  и коры.

Технология заготовки природного материала.

Теория: Технология обработки природных материалов. Различные способы сушки цветов: в песке, манке, вазе, под прессом, метод консервации растений в глицерине.  Изготовление гербария и его хранения.

Практика: Сушка листьев. Сушка цветов и других природных материалов.  Сушка злаков и колосков. Сортировка природного материала и его хранение.

Составление аппликаций.

Теория: Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год. Виды аппликации:  предметная, сюжетная, декоративная.

Практика:  Аппликация из листьев, семян, цветов на свободную тему.

Изготовление панно.

Теория: Повторение техники изготовления панно, правильный подбор материала.

Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов и плодов, семян, злаковых культур, веток, коры.

Поделки «Метелка-оберег».

Теория: Что такое оберег? Какой необходимо использовать природный материал для оберега. Волшебное превращение природного  материала в  поделки.

Практика: Изготовление  поделки  «Метелка-оберег».

Поделка «Пасека».

Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных  поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы  соединения  частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися  инструментами.

Практика: Изготовление коллективной поделки «Пасека».

Торцевание:

Вводное занятие.

Теория: Повторение  понятия «торцевание». Торцевание  на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство  с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться  материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками  организации рабочего места.

Практика: Изготовление  и заготовка торцовок и образцов.

«Космос»

Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.

Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление космоса методом торцевания.

«Цыпленок Цып»

Теория: изготовление объемной работы.

Практика: Подготовка основы из пластилина и изготовление декоративного цыпленка цып  методом торцевания.

«Аквариум с рыбками»»

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление поделки на клею «Аквариум».

 «Ёжик на поляне»

Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление объемной поделки  в технике торцевания на пластилине «Ёжик на поляне».

 «Чудо дерево»

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление объемной поделки  в технике торцевания и использования материала шишки «Чудо дерево».

Бисероплетение:

Вводное занятие.

Теория: План работы с бисером.  Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.  Подготовка к работе, полезные советы; пробные  плетения. Знакомство со схемами,

Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций. Знакомство со схемами и чтение схем.

«Китайский фонарик»

Теория: Изучения «французской» техники плетения.

Основные приёмы этой техники, используемые для изготовления цветов из бисера: Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Практика: Выполнение фонариков. Составление композиции. Оформление. Применение.  

«Сапожок с ромашками»

Теория: Продолжение изучения французской техники, используемой для изготовления цветов и листьев. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.  

 Практика: Выполнение ромашек.   Оформление. Применение.

Панно «Клематисы»

Теория: Закрепление изучения французской техники. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.  

Практика: Выполнение отдельных элементов – лепестков, листочков. Сборка изделия.  Составление композиции.  Оформление панно «Клематисы».  

Экскурсии:

В парки и аллеи  города. Растительность парка и аллей. Сбор природного материала.

Развивай-ка:

Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Фабрика», «Найди два одинаковых рисунка», «Рисование по точкам», «Ваза с цветами», «Поможем художнику».

Подарки своими руками:

Теория: История возникновения подарков. Праздник – что это?

Практика:

«День учителя» - изготовление поздравительных открыток в технике торцевания.

«Новый год»- изготовление новогодней елки в технике бисероплетения.

«День влюбленных» - изготовление валентинок в технике торцевания.

«Сувенир для папы» - изготовление танка.

«Сувенир для мамы»- изготовление поздравительной открытки и букета для мамы.

Работа с родителями:

Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми  в выставках, конкурсах  и на праздниках.

Итоговое занятие:

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Методическое обеспечение:

Программа «Умелые ручки» предполагает обучение детей в течение 3 лет.

Основная задача I года обучения – введение детей в мир декоративно-прикладного искусства. Обучение их начальным приемам изготовления поделок из природного материала, аппликации и плетению из бисера, основам работы с ручными инструментами. Решение этой задачи достигается через использование различных форм, методов и средств обучения.

  1. Вводное занятие(начало учебного года, разделы, темы)
  2. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов действий.
  3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
  4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
  5. Систематизация и обобщение знаний.
  6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.

Образовательный процесс, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а дидактическое обеспечение образовательной программы должно обеспечивать свободный выбор модели, отвечающей возможностям и интересам.

На этом этапе используются такие формы организации образовательного процесса как работа в парах, в микрогруппах, которые наряду с решением обучающих задач, позволяет создать условия для развития навыков общения между детьми, индивидуальная работа с воспитанниками используется с целью обеспечения качества освоения ЗУН.

Содержание раздела позволяет предоставить детям право выбора изготавливаемого изделия и возможность проявить свои фантазию и индивидуальность при его оформлении, что будет способствовать развитию образного мышления воспитанников.

Задача II года обучения – расширение знаний детей о декоративно - прикладном творчестве, закрепление навыков работы с инструментами и материалами, усложнение основных приемов изготовления поделок из природного материала, аппликации, изделий из бисера и привлечение детей к самостоятельному оформлению работы. Основными методами работы педагога являются репродуктивные методы обучения с использованием частично-самостоятельной деятельности воспитанников.

Формы проведения занятий, применяемые на 2 году обучения следующие: занятия, игра, конкурс и др.. При знакомстве с новым материалом полезно использовать наглядный метод обучения, который позволяет разбор схем, рисунков, готовых образцов, демонстрация приемов работы.

Основная задача III года обучения – развитие пространственного воображения детей и творческих способностей воспитанников. Используются методы, предполагающие проявление творческой самостоятельности обучающихся как в выборе модели, так и выборе способов ее изготовления. Учет индивидуальных особенностей осуществляется через предъявления ученикам дифференцированных заданий, составленных с учетом сложности модели изделия, схем для плетения. Практическая работа составляет 75% учебного времени.

Для отслеживания уровня знаний и воспитанности ребят педагог использует методы психодиагностики:

- метод наблюдения используется для выявления индивидуальных особенностей воспитанников;

-   метод тестирования используется для отслеживания качества знаний ребят;

К методам контроля относится  - устный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, здесь дети выступают в качестве рецензентов, ставят вопросы, выступают с замечаниями и дополнения.

Анализируя продукты деятельности воспитанников, выявляется уровень умений и навыков, которыми овладел воспитанник за время обучения в объединении.

Техническое оснащение:

Оборудование:

- Столы и стулья;

- Раковина с водой;

- Компьютер с интерактивной доской;

Инструменты:

- Ножницы;

- Карандаши,

- Стеки;

- Зубочистки;

- Кисти;

- Клеющий пистолет;

Материалы:

- Природный материал;

- Клей ПВА;

- Пластилин;

- Картон;

- Гофрированная бумага;

- Бисер, бусины;

- Проволока, леска;

- Фурнитура для бижутерии;

- Акриловый лак на водной основе;

Литература.

  1. Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Сталкер, 2005г.
  2. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Сфера, 1999г.
  3. Столяров Ю.С. Уроки Творчества.-  М.: Педагогика, 1981г.
  4. Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2008г.
  5. Литке Н.А., Морозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г. (Серия «Мастер класс по бисеру» -  22 книги).
  6. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
  7. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – Волгоград: Изд. «Учитель», 2010г.
  8. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
  9. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2009г.
  10.  Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2011г.
  11.  Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 1997г.
  12.  Лукяненко Ю.Ю. Французская техника плетения. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г.
  13.  Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Изд. «Мир книги», 2011г.
  14.  Мешакина Л.В. Мозайка из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011г.


Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструменты и материалы для бисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6.    Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7.    Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

9.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

10.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

11.    Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

12.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

13.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

14.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Авторская программа творческого объединения "Декоративно-прикладное искусство"

Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня востребованным, обществу нужны творческие личности. Творческий человек будет творчески работать в любой области. В хо...

Авторская программа творческого объединения "Декоративно-прикладное искусство"

Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня востребованным, обществу нужны творческие личности. Творческий человек будет творчески работать в любой области. В хо...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...