Проблемы выбора репертуара в классе общего фортепиано в ДШИ
статья по теме

Рощина Елена Александровна

Важность правильного выбора репертуара про обучении игре в классе общего фортепиано признается всеми педагогами. Правильный выбор учебного материала может активно стимулировать интерес к занятиям фортепианной игрой и способствует воспитанию самостоятельного музицирования за роялем, проявлению  творческой инициативы и активности. Успех выступлений юных музыкантов на публике во многом зависит от грамотного подбора произведений, то есть, профессионального подхода в деятельности педагогов. Поэтому проблема выбора репертуара как фактора воспитания музыкантов всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchee_f-no.docx32.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА

В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ДШИ

Е. А. Рощина

Преподаватель ДШИ № 2 ЗАТО Шиханы

Важность правильного выбора репертуара при обучении игре в классе общего фортепиано признается всеми педагогами. Правильный выбор учебного репертуара может активно стимулировать интерес к занятиям фортепианной игрой и способствовать воспитанию самостоятельного музицирования за роялем, проявлению творческой инициативы и активности. Успех выступлений юных музыкантов на публике во многом зависит от грамотного подбора произведений, то есть профессионального подхода в деятельности педагогов. Поэтому проблема выбора репертуара как фактора воспитания музыкантов всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.

Ключевые слова: репертуар, проблема выбора, фортепиано, профессиональный подход.

Учащиеся народного, эстетического, хореографического отделений в рамках предмета по выбору имеют возможность обучиться игре на дополнительном инструменте. Большинство учащихся выбирают фортепиано, но некоторые проявляют интерес к таким инструментам, как гитара, балалайка. Но именно через курс общего фортепиано прокладываются весьма важные векторы в развитии юного музыканта, как будущего профессионала, так и любителя музыки. Практическое освоение этого инструмента является основой для успешного изучения курса музыкально-теоретических дисциплин, так как на уроках сольфеджио и музыкальной литературы демонстрация музыкального материала проводится исключительно на фортепиано. Обучение на фортепиано оказывает благотворное воздействие на исполнительские возможности учащихся и в специальных инструментальных классах. «Говоря о месте фортепиано в системе массового музыкального воспитания и образования, нельзя также не сказать и о классах «общего фортепиано», дверей которых не миновать, как известно, музыканту ни одной специальности, чем бы он ни занимался и на какой бы иерархической ступени учебной лестницы ни находился – от первой (школа) и до последней (вуз)» [1, c.7].

При составлении программ педагогам следует принять во внимание ряд специфических особенностей курса общего фортепиано. Учащиеся должны приобщиться к исполнительской деятельности, то есть овладеть комплексом технических и выразительных средств, научиться мыслить художественными образами, используя творческую фантазию, воображение и интуицию. Фортепиано — многогранная дисциплина, поэтому задача выбора репертуара имеет первостепенное значение. Следовательно, имеет смысл подробно рассмотреть ключевые аспекты в работе педагогов, чтобы избежать ошибок при подборе программ.

Предмет «Общее фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального и дифференцированного обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.

Выбирая репертуар для того или иного ученика, преподаватель стоит перед сложной проблемой, т.к. данный момент является одним из главных в обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому вопросу. Выбранные произведения должны соответствовать основным критериям, таким как: художественная ценность, доступность, педагогическая целесообразность, развивающая направленность и т.д. А также, педагог должен чувствовать тонкую грань, через которую не следует переходить в силу неподготовленности или неопытности обучаемого, чтобы не переоценить возможности ребёнка и не выбрать для него репертуар, превышающий его возможности.

В традиционной педагогике установлено, что школьный репертуар должен быть соразмерен с возрастом ребенка. «В младшем возрасте это должны быть небольшие пьесы-действия с текстом» [2, с. 28]. В основе репертуара маленького музыканта должна лежать эмоционально-ассоциативная связь с миром образов, знакомых ему. В старшем возрасте «восприятие искусства становится активным процессом, в который входит и эмоциональное переживание, и работа воображения, и мысленное действование» [3, с. 12]. Таким образом, педагог, как настоящий психолог, всегда в курсе сложностей и возрастных проблем, возникающих у ученика. Чем он может помочь ему? Только одним: через музыку разобраться в себе самом. Вместе подобрать такое произведение, в котором разрешается создавшееся напряжение.

Составляя репертуарный план ученика любого возраста, необходимо постоянно поддерживать его заинтересованность в обучении, а также учитывать и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых, как в зеркале, отражаются душевная организация, сокровенные желания.

Важно, чтобы репертуар начинающего пианиста включал больше разнообразных пьес, из которых впоследствии можно подобрать программу выступления на зачет или экзамен. Количеством пройденных произведений ученик нарабатывает основные навыки, приемы игры на фортепиано, что положительно влияет на качество исполнения.

При составлении репертуара педагогам и исполнителям необходимо учитывать одну из существенных проблем — это недостаточное количество часов для занятий, отпущенных по программе. Заниматься в домашних условиях у некоторых детей нет возможности, например, из-за отсутствия фортепиано. В таких условиях желание играть на фортепиано исчезает, а творческий процесс превращается в формальное и некачественное выполнение обязательной программы. В результате на зачетах и экзаменах произведения исполняются в недоученном виде, при этом психологически-напряженное состояние испытывают и ученик, и преподаватель. В данной ситуации нужно искать разные пути, методы, которые помогут справиться с трудностями.

Количество пьес находящихся у ребенка в работе — разное. Все пьесы должны быть интересны, понятны по содержанию. Дети нуждаются в свежести репертуара, их утомляет однообразие. Грамотно подобранный репертуар поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

В настоящее время, когда в музыкальную школу приходят обучаться дети различной степени одаренности, педагогам приходится включать в работу пьесы для домашнего музицирования. Без доступных и доставляющих удовольствие родителям произведений, невозможно представить себе современные детские сборники, где пусть в облегченном изложении продолжается знакомство с лучшими образцами классической, джазовой и популярной музыки. Эти сборники могут быть использованы для домашних вечеров и праздников, тем самым создавая положительную мотивацию к занятиям у менее способных детей. Такой репертуар можно использовать, например, на выступлениях перед родителями, либо на концертах в детском саду.

Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени. В ходе занятий с учениками педагог наблюдает, изучает их, пробует различные методы, приемы воздействия, индивидуально подбирает репертуар. В умении найти для каждого ребенка наилучший путь и темп развития проявляется суть педагогической работы.

Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в подборе репертуара, способствующего оптимальному техническому совершенствованию учащегося.

Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый — установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

  • обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;
  • насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приёмам;
  • какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).

Второй аспект — педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения — период длительных занятий.

Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:

  • Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления;
  • Воспитание фортепианного мастерства учащегося;
  • Накопление репертуара.

При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.

Одной из основных форм планирования занятий в классе «Общего фортепиано» является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. Само название — индивидуальный план — очень точно передает сущность этого важного для педагогической работы документа. Он должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного, конкретного ученика, и в то же время планом в настоящем смысле слова — обоснованно, исходя из реальных закономерностей предшествующего развития, намечающим перспективы дальнейшего движения вперед.

 В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Общего фортепиано»:

  1. Учет индивидуальных музыкальных и психологических способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
  2. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).
  3. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.
  4. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.
  5. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.
  6. Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, концентрической организации художественно-технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.
  7. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.

Значительную помощь в различных вопросах деятельности специалистов-музыкантов, в том числе и в поиске фортепианного репертуара, оказывают ресурсы сети Интернет. Знание технологии поиска нотного материала позволяет обращаться к электронным нотным библиотекам, архивам и каталогам, а также музыкальным сайтам, порталам и форумам. Благодаря ресурсам Интернета педагог может найти разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.

Специальные сайты Интернет - магазинов позволяют получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах.

В ресурсах Интернета имеются нотные архивы, через которые можно заказать необходимые вам сборники нот, ноты отдельных музыкальных произведений. В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах. Огромные базы данных Интернета постоянно и регулярно пополняются и обновляются. Для педагогов - музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска,

Использование Интернет – ресурсов в процессе профессиональной деятельности педагога - музыканта добавляет в учебный процесс еще один авторитетный источник знаний. Этот источник требует умелого с ним обращения и подразумевает наличие у педагога познавательной мотивации, активной самостоятельной деятельности, желание идти в ногу со временем. А это можно только приветствовать. Ведь целью любого процесса профессиональной деятельности является наличие компетентного, широко образованного, современно и самостоятельно мыслящего специалиста, хорошо владеющего разнообразными методами работы.

Умело составленный репертуар – важнейший фактор воспитания ученика в классе «Общего фортепиано». Широкое ознакомление с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, тщательное прочтение нотного текста, а также всем известные принципы последовательности и постепенности, соответствия репертуара техническому и художественному уровню ученика - вот главные задачи  музыканта - преподавателя.

 «От любого произведения искусства, будь это картина художника, создание резца скульптора или вдохновенное исполнение музыканта, мы получаем впечатление праздничности человеческих действий. Прочтенный в тексте, каждый нотный знак должен быть услышан в воображении, а затем уже выполнен. Тогда игра пианиста, становится творческим актом, который превращает мир звуковых представлений в реальное звучание» [3, с. 11].

 

Список литературы:

1. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979. С. 28-29.

3.Теплов Б.М. Психологические основы художественного восприятия. Л., 1947. С. 11-12.

4. Ложакова, Е.А.  Использование образовательных ресурсов Интернета в процессе обучения будущих специалистов-музыкантов применению современных информационных технологий [Электронный ресурс]: доклад на международной научно - практической заочной конференции "Интернет в образовании" (12 октября 2009 - 1 апреля 2010г., Москва, Современная гуманитарная академия. Московская финансово-промышленная академия.).

http://www.conf.muh.ru/091012/thesis_Lozhakova.htm.

Дополнительная информация: Рощина Елена Александровна, 412950 Саратовская область, ЗАТО Шиханы, ул. Строителей, д.5, кв.30. Телефон 89873257724. E-mail: ya.alenushka6@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Методическое сообщение «Развитие музыкальных способностей и аналитического мышления в классе общего фортепиано».

Творческое начало, образное мышление, художественное восприятие – до сих пор эти уже примелькавшиеся слова остаются невыясненными до конца. Как же применить, развить это творческое начало в проц...

Проблема выбора репертуара для детского хора младшего школьного возраста.

Рассматривается проблема выбора репертуара как один из ключевых вопросов современного певческого воспитания. Показывается, что развитие вокально-хоровых навыков, формирование этической и эстетическо...

Открытый урок. Тема: "Особенности работы над совместным исполнительством в классе общего фортепиано"

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  "Ногинская детская школа искусств"  План-конспект открытого урока Преподаватель: Малиновская Ольга Николаевна...

Специфика работы в классе общего фортепиано с учащимися струнного отделения.

Доклад раскрывает основные методы работы педагога с учащимися струнного отделения....

Методический доклад на тему:"Работа над репертуаром в классе специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ....