Конспект занятия по теме "Проект "Настольная игра"
план-конспект занятия по теме

Шараева Ольга Анатольевна

Проект выполняется в рамках занятий курса программы «Радуга» по искусству бисерного плетения по теме «Творческий проект». Дети проектируют и изготавливают настольную игру из бисера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_nastolnaya_igra.doc99.5 КБ
Microsoft Office document icon etapy_proekta.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Российская федерация

Ханты-Мансийский автономный округ

(Тюменская область)

город окружного значения Сургут

администрация города

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. педагога: Шараева Ольга Анатольевна

Тема занятия: Проект «Настольная игра»

Форма проведения занятия: Занятие творчество

Возраст детей: 10-13 ле.

Место проведения: Центр детского творчества. Городской семинар-практикум «Работа с одарёнными детьми в образовательных учреждениях»

г. Сургут

Проект «Настольная игра»

Вид проекта – групповой.

Описание проекта. Проект выполняется в рамках занятий курса программы «Радуга» по искусству бисерного плетения по теме «Творческий проект». Воспитанники проектируют и изготавливают настольную игру из бисера.

Потребность (проблема). Как провести свободное время или переменки между занятиями в объединении? Во что можно поиграть?

Пусть это будет настольная игра,  сплетённая из бисера руками самих же воспитанников. Эта настольная игра сможет организовать досуг детей, принести им радость.

Цель проекта: 

  • Закрепить знания и умения плетения из бисера на проволочной основе.
  • Способствовать развитию исследовательских проектировочных умений, творческих способностей детей.

Задачи проекта:

  • Рассмотрев различные варианты готовых настольных игр, разработать свой вариант в технике искусства бисерного плетения.
  • Изготовить настольную игру для досуговых занятий.

Перечень формируемых знаний и умений:

Знания:

  • Способы плетения бисером на проволочной основе.
  • Инструменты и материалы для плетения.

Умения:

  • Плести бисером по схемам.
  • Составлять композиции из различных сплетённых из бисера элементов и деталей.
  • Оформить настольную игру.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка и изготовление настольных игр.
  • Расширение знаний о способах плетения бисером.
  • Развитие умений планировать работу по изготовлению проектируемого изделия.

Условия запуска проекта:

Дидактические:

  • Освоение приёмов плетения по схемам.
  • Разработка и составление композиции из сплетённых элементов и деталей.

Материально-технические:

  • Ватман формата А3, бумага формата А4.
  • Простые карандаши.
  • Клей ПВА.
  • Ножницы.
  • Проволока.
  • Бисер разных цветов, видов.
  • Образцы плетения, схемы для плетения.
  • Образцы настольных игр.
  • Энциклопедические издания: энциклопедии, словари, справочники.
  • Книги со стихами и загадками.
  • Деревянная рамка с основой.

Важный компонент проектной деятельности: при создании настольной игры обратить внимание на форму, на сочетание выбранного фона и цвета бисера.

Тема: Проект «Настольная игра».

Цель занятия: приобщение детей к проектной исследовательской деятельности в области искусства бисерного плетения в процессе коллективной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить воспитанников с основными этапами творческого процесса, методом морфологического анализа исследования проектируемого объекта («морфологической матрицей-таблицей» изготовления изделия).
  • Дать понятия что такое «Проект», «настольная игра», «морфологическая матрица-таблица».

Развивающая:

  • Развивать способность к творческому самовыражению и самореализации в деятельности через сотрудничество в группах.

Воспитательная:

  • Воспитывать доброжелательное взаимоотношение в группе, ответственность за достижение совместно поставленной цели, сплочённость и взаимопомощь, коммуникативность.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети разделены на 2 группы.

П. – Здравствуйте уважаемые гости. Добрый день дорогие друзья!

Игра – занятие серьёзное!

        Так ли это? Есть мудрая пословица: «Делу время – потехе - час». Дело – это дело, а потеха – она и есть потеха. Но всегда ли это так?

        Вспомним один пример из российской истории. После смерти царя Алексея Михайловича Романова наследниками престола стали сразу два его сына: старший – Иван и младший – Пётр. Но оба они были ещё детьми, и управление государством захватила в свои руки их взрослая сестра Софья. Она очень серьёзно занималась государственными делами. Иван был с детства слаб здоровьем и, судя по всему, недолговечен. А малолетний Пётр занялся … играми! Он создал своё «потешное» войско, нарядил его в мундиры и после обучения строю и владению оружием стал проводить бесконечные игры: походы, атаки, штурмы нарочно построенных укреплений. Софья смотрела на эти забавы сквозь пальцы: чем бы дитя ни тешилось… Пусть бегают, пусть кричат, пусть палят из ружей мягкими пыжами, а из пушек – пареной репой.

        Но незаметно подрос Пётр, подросли и его юные солдаты и офицеры. И когда настал час решительной борьбы за власть, отлично обученные «потешные» полки Петра оказались сильнее стрелецкого войска Софьи. Властолюбивая царевна была свергнута и окончила свои дни в монастыре…

        Игры учат жить. Каждый из вас любит отдыхать  и в свободное время во что-то поиграть. И игры помогают нам развлекаться в свободное время. Кто назовёт мне наши любимые, традиционные игры?

Ответы детей.

П. - Среди различных игр есть настольные игры. Длительность этих игр невелика, поэтому играть в них можно в любое свободное время, в любом месте. Они, несмотря на предельную простоту правил, требуют ловкости, находчивости, внимания, помогают узнать о чём-то новом и интересном. А в какие настольные игры вы играли раньше?

Ответы детей.

        

П. - Сегодня наше занятие мы посвятим изготовлению проекта настольной игры. Вы должны учесть, что ваша настольная игра должна быть выполнена в течение нескольких занятий, включая занятие защиты проекта.

        За отведённое сегодня время выполнить работу нет возможности, поэтому вам предстоит изготовить только эскиз проекта настольной игры.

        

II. Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности.

П. – Итак, тема нашего занятия: Проект «Настольная игра». Что же такое ПРОЕКТ?

Ответы детей.

П. – Дать определение этого слова нам помогут наши консультанты.

Дети, поработав  заранее со словарем, дают толкование слова (ПРОЕКТ – 1) Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;2) Замысел, план). Толкование слова вывешивается на доске.

П. – ПРОЕКТ – (от латинского слова – брошенный вперёд) – разработанный план, замысел, текст какого-либо документа, реальный замысел о желаемом будущем. Проект – это самостоятельная творческая завершённая работа. Она состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Теоретической частью является пояснительная записка. В качестве последней (практической части) выступают конкретные изделия, макеты, модели, видеофильмы и т.д. В последнее время слово «проект» ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.  

- А теперь ответьте, что такое НАСТОЛЬНАЯ ИГРА?

Ответы детей.

П. – Слово предоставляется нашим консультантам.

Консультанты дают толкование словам: настольный и игра (НАСТОЛЬНЫЙ – помещаемый на столе. ИГРА – 1) Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования;2) Комплект предметов для такого занятия). Толкование слов вывешивается на доске.

П. – Таким образом, НАСТОЛЬНАЯ ИГРА – комплект предметов, для занятия, отдыха или развлечения, размещенный на столе. Конечно, вы догадались, что нам предстоит сделать настольную игру, которую мы с вами сможем использовать для отдыха на переменках между занятиями или в другое свободное время.

        Я предлагаю вам познакомиться с готовыми образцами настольных игр, которые я для вас приготовила.

Педагог раздаёт несколько образцов настольных игр на каждого участника группы.

П. – Обратите внимание на название и содержание игр, на структуру, т.е. основные части, предметы, детали, наличие текста в каждой игре. Как изображено

  • название игры;
  • содержание игры;
  • правила игры;
  • начало и конец в игре;
  • точки и маршрутные шаги;
  • содержательный текст;
  • сюжетные герои;
  • фишки;
  • кубики и т.д.

Теперь необходимо выбрать технологию выполнения настольной игры. Как можно выполнить настольную игру?

Ответы детей.

П. - В технике аппликации, вышивки гладью, вышивки крестом, сочетании различных техник. Я предлагаю вам выполнить настольную игру в технике плетения бисером на проволочной основе. Для составления содержания своей игры вы можете использовать различных героев или предметы, которые, можно сплести из бисера на проволочной основе.  

Педагог демонстрирует образцы изделий.

П. – Давайте вспомним способы и технологии плетения бисером на проволочной основе.

Дети перечисляют технологии плетения бисером на проволочной основе: параллельное плетение, петельное, игольное, круговое, дуговое и «цветочек».

 П. - Работа над проектом настольной игры будет состоять из следующих ЭТАПОВ:

Педагог вывешивает ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.

  1. Организационный: выбор варианта изготовления, зарисовка эскиза, выбор схем изготовления, подбор инструментов и материалов, подготовка рабочего места.
  2. Технологический: изготовление настольной игры.
  3. Заключительный: дизайн-анализ выполненной работы, экономический расчёт, защита проекта.

П. – Сегодня цель нашего занятия – 1) Провести исследование разных вариантов настольных игр и выявить основные признаки изготовления игры. 2) Составить «Морфологическую матрицу-таблицу» изготовления настольной игры. 3) Изготовить эскиз проекта.

Для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов можно использовать метод морфологического анализа. Сущность метода заключается в выявлении основных признаков изделия  и вариантов  его изготовления. Данные параметры заносятся в морфологическую матрицу-таблицу. Признаками могут служить различные знаки, символы, тексты и изображения, материалы, технологии и т.п. ПРИЗНАК - показатель, примета, по которым можно узнать, определить что-нибудь. ВАРИАНТ – разновидность чего-нибудь.

Педагог вывешивает понятия на доске. МОРФОЛОГИЯ – в переводе с греческого  - форма, строение. МАТРИЦА – таблица каких-нибудь элементов, состоящая из строк и столбцов. Вывешивается образец «Морфологической матрицы-таблицы» изготовления настольной игры. Проводится обсуждение и выявление основных признаков  настольной игры. Педагог объясняет правила заполнения таблицы.

Морфологическая матрица-таблица

Признаки

Варианты

1. Форма

2. Название игры

3. Правила игры

4. Начало игры

5. Конец игры

6. Маршрутные точки, шаги и т.д.

7. Герои, предметы, элементы

8. Текст (задания, вопросы и др. по содержанию игры)

9. Кубик

10. Фишки

11. Техники плетения

12. Цветовой фон

13. Материалы

14. Инструменты

Педагог раздаёт пример «Морфологической матрицы-таблицы» каждой группе.

III. Практическая часть.

П. – Чтобы приступить к созданию своего проекта настольной игры я предлагаю вам

  1. Воспользоваться предложенными настольными играми. Исследовать их и разработать свою «Морфологическую матрицу-таблицу» для изготовления настольной игры.
  2. Выбрать из предложенных схем героев или детали необходимые для изготовления настольной игры. (Выбор необходимого текста мы произведём на следующем занятии.)
  3. Сделать эскиз проекта настольной игры.

Педагог оказывает помощь детям в затруднительных ситуациях. 

IV. Итоги занятия.

Самоконтроль выполненной работы. Дизайн-анализ, защита эскиза проекта настольной игры.

П. – Кто из групп первый справился с работой, может представить защиту эскиз проекта настольной игры. 

Дети проводят защиту своих проектов по группам. Педагог с детьми даёт анализ выполненным работам. Педагог даёт рекомендации по практическому применению настольной игры в качестве проведения итоговых занятий и проведения контрольного тестирования.

П. – Итак, продолжить реализацию вашего эскиза проекта настольной игры вам предстоит на следующих занятиях. Вам необходимо изготовить все детали для проекта, оформить их и провести презентацию перед воспитанниками объединения. Со своим проектом вы можете принять участие в конкурсе творческих проектов воспитанников Центра детского творчества «Созвездие».

        Спасибо за ваши творческие решения. Успехов вам в реализации ваших идей.

        До свидания.

Приложение

Морфологическая матрица-таблица

настольной игры

Признаки

Варианты

1. Форма

2. Название игры 

3. Правила игры

4. Начало игры

5. Конец игры

6. Маршрутные точки,      шаги и т.д.

7. Герои, предметы, элементы

8. Текст (задания, вопросы и др. по содержанию игры)

9. Кубик

10. Фишки

11. Техники плетения

12. Цветовой фон

13. Материалы

14. Инструменты



Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.

  1. Организационный:
  • выбор варианта изготовления проекта,
  • зарисовка эскиза,
  • выбор схем,
  • подбор инструментов и материалов,
  • подготовка рабочего места.
  1. Технологический:
  • изготовление проекта.
  1. Заключительный:
  • дизайн-анализ выполненной работы,
  • экономический расчёт,
  • защита проекта.

ПРОЕКТ –

  1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

  1. Замысел, план.

НАСТОЛЬНЫЙ – помещаемый на столе.

ИГРА

  1. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

  1. Комплект предметов для такого занятия.

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА –

комплект предметов,

для занятия,

отдыха или развлечения, размещенный на столе.

МОРФОЛОГИЯ – (в переводе с греческого) 

форма, строение.

МАТРИЦА –

 таблица каких-нибудь элементов,

состоящая из строк и столбцов.

ПРОЕКТ – (от латинского слова – брошенный вперёд)

– разработанный план, замысел, текст какого-либо документа, реальный замысел о желаемом будущем.

ПРОЕКТ – 

это самостоятельная творческая завершённая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вместе весело играть"

Занятие расчитано на группу детей (10 - 12 человек) и решает такие задачи, как: развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование позитивного сотрудничества со взрослыми и другими детьми; воспитание ...

Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обученияТип занятия-изучение нового материалаЦель:-созд...

Схема конспекта занятия: «Малые Олимпийские игры». Проведение диагностики обученности.

Схема конспекта занятия для детского театра моды, возраст обучающихся 8 - 10 лет....

План-конспект занятия "Технические элементы игры в волейбол"

Для формирования физической культуру личности, расширения функциональных возможностей воспитанников и содействованию развитию психических процессов и индивидуальных свойств личности проводится...

Конспект занятия по обучению игре на гитаре: импровизация бас гитары.

Данное занятие посвящено теме "Импровизация на бас гитаре" и является одним из цикла занятий, посвященных развитию творческой активности и самостоятельной импровизации у...

Конспект занятия Учебно – деловая игра «Выборы и распределение должностей среди сотрудников велопарка».

Конспект занятия Учебно – деловая игра«Выборы и распределение должностей среди сотрудников велопарка»....

КОНСПЕКТ занятия по подвижным играм на основе баскетбола для учащихся 2 класса.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока:1.      Обучить технике ведения мяча правой и левой р...