Открытое занятие в группе 2-го года обучения объединения "Хореография в нашей жизни".
план-конспект занятия на тему

Шандыба Елена Юрьевна

Дети знакомятся с различными формами элемента "верёвочка": общепринятыми в хореографии, фольклорными. В рамках раздела "Детский народный игровой фольклор" дети разучивают игры русского народа и Северной Осетии(региональный компонент).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_khoreog_2-ygod_verevochka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                             К О Н С П Е К Т

открытого занятия по хореографии в группе 2-го года

обучения объединения «Хореография в нашей жизни».

                                                              Педагог: Шандыба Е.Ю.                                          

Тема:  «Элемент «Верёвочка» в танцевальных композициях. Рус-

              ские народные игры с использованием индивидуального

              мастерства играющих и отражение этих игр в народных

              танцах. »

Цели и задачи:

        а)  разучить танцевальные комбинации с «верёвочкой»,

        б)  познакомить детей с разными видами элемента и с техни-

             кой исполнения в танцах разных народов,

        в) совершенствовать навыки коллективной работы при знаком-

            стве с народными играми.

Тип занятия:  комбинированный.

Метод:  словесно-практический.

Оборудование:  танцевальный зал, CD- проигрыватель.

                              План   занятия:

1)   организационный момент,

2)   разминка,

3)   основная часть,

4)   анализ занятия,

5)   подведение итогов.

                                Ход занятия.

  1. Организационный момент:

а)   построение,

б)   проверка присутствующих,

в)   проверка готовности к занятию,

г)   поклон,

д)   повторение правил ТБ на занятии.

  1. Разминка, повторение пройденного.

     Разминка на середине зала: шаги народные простые (вперёд, на-

зад),  шаг-притоп  вперёд, шаг с  притопом  вперёд, тройной  шаг с притопом вперёд, шаг с фликом, тройной шаг с фликом, все шаги с

работой руками, бег простой, бег с коленями вперёд, тройной бег с коленями вперёд, тройной  бег с соскоком, хороводные  перестрое-ния.

             Экзерсис у опоры:

  1. Demi-plie по I, II, III позициям, с grand-plie.
  2. Battements tendus на носок с работой опорной ноги в комбинации с вattements tendus на каблук поV крестом.
  3. Battements tendus носок-каблук-носок по V крестом.
  4. Pa passé с разворотом бедра в венгерском характере.
  5. Ваtements developpe на каблук поV крестом.
  6. Grand battements jetes с сокращённым подъёмом по v крестом.

     На середине комбинации притопов, дроби, вращения на месте и по диагонали.

  1. Основная часть.

     Сегодня мы уделим внимание элементу народного танца  «верёвоч-ке»,  без  неё невозможно представить народный танец.  Лишь  редкие танцы  обходятся  без  такого  удивительно  красивого и  самобытного движения.

     Название «верёвочка» объясняется внешней формой движения ног,

которые как бы, заплетаясь, рисуют необыкновенные переплетения.

     Сейчас мы вспомним знакомые нам варианты «верёвочек» и испол-ним их в комбинации: 4 – простых «верёвочки», 4 – с двойным ударом

сзади  подушечкой стопы, 4 – с постановкой ноги на каблук, 4 – с пос-

тановкой  ноги  на  носок (вариант  из движения  «ковырялочка»),  4 – двойных дробных ударов с переступанием с двумя «верёвочками».

    Пришло время познакомиться с элементом, который дополняет тан-

цевальные  комбинации  с  «верёвочками»  и  придаёт  им  нестандарт-ность при  исполнении и восприятии. Этот элемент называется «косы-ночка».  При  визуальном  рассмотрении это выглядит  как  половинка «верёвочки»,  как  треугольник,  ведь  косынка – это  половина  платка или квадрата. Важное отличие от «верёвочки» в том, что нет подскока

на опорной ноге.  Ноги во время исполнения  «косыночек»  просто пе-реставляются по очереди: попробуем вместе выполнить 4 движения.

      Конечно, вы заметили, что произошло достаточно большое продви-

жение назад – это тоже характерная особенность «косыночки».  Кроме

того «косыночка» в отличие от «верёвочки» более быстрый элемент, и

при его исполнении  требуется определённая доля виртуозности. А те-перь разучим пару комбинаций  «верёвочек»  с «косыночками»,  кото-рые могут быть использованы в народных танцах.

     1-вая комбинация: 2 простых «верёвочки», 4 «косыночки», 1 «верё-

вочка» с двойным ударом, 2 «косыночки».

      2-ая комбинация: 1 «верёвочка»  с двойным  ударом  правой ногой,

1 «косыночка»  левой ногой  назад, 1 – левой  ногой  вперёд, всё  тоже, начиная с левой ноги.

    Элемент «верёвочка» существует не только в русских танцах, он ча-

сто  используется и в танцах других народов.   Правда,  следует   отме-тить, что у разных  народов  исполнение  «верёвочки» порой очень си-льно  отличается.

     Например, в украинском танце, где костюм  девушки  имеет узкую

длинную  юбку, «верёвочка» очень сдержанная с мелкими  движения- ми, что позволяет при  необходимости  исполнять  элемент  очень бы-стро, но при этом практически не акцентируя работу коленей.   Чтобы окунуться в атмосферу украинского танца, давайте  представим себя в узких юбках и исполним «верёвочку» в украинском характере.

   Интересно, что в некоторых областях России, в деревнях, до сих пор

сохранилось  не выворотное  исполнение «верёвочки».  Такой элемент

является достоянием фольклорной составляющей нашей культуры.

    Давайте вместе исполним такой вариант «верёвочки», и таким обра-

зом ненадолго перенесёмся на какое-то время назад в историю.

    Скажите: ведь интересно же, как проводили  своё  свободное  время наши  прабабушки.  Да и бабушки  ведь  тоже застали  время, когда не было телевизоров.  Вот и  представим себя девушками, которые  соби-раются  на лугу  попеть,  потанцевать и  поиграть. А  чтобы  облегчить эту задачу,  наденем  сарафаны и повяжем на голову ленты,  которыми

украшали себя в далёком прошлом девушки. (Воспитанники надевают

народные костюмы либо отдельные элементы. Педагог собирает детей на игрища «закличкой».)

                « Радуга-дуга, не давай дождя,

                   Давай солнышка, колоколнышка.

                        Эй, подружки выходи, да на солнце погляди,

                        Станем плечиком водить, хороводы заводить!»

И давайте начнём наши  потешки  с хоровода. Правда  хоровод  для

вас  будет  не совсем обычный:  держаться  мы  будем  не за  руки, а за платочки.  Фигуры  тоже не все вам знакомы, но представим, что заво-

дила хоровода  придумывает их  на  ходу, а  всем участникам остаётся

прсто следовать за ведущим. (Хоровод: «змейка», круг, линия с подня-тыми  вверх руками,  проход  всей линии  под  каждые «ворота», круг,

«веночек», колонна, проход колонны через свои центральные ворота в

линию, линией делается поклон, хоровод закончен. Возможны другие варианты фигур.)

   А теперь сыграем в игру «Заря»: для этого встанем в круг и выберем

водящего. Кто знает интересную считалку?(Выбирают водящего – это «заря».) «Заря» ходит за кругом, говорит слова:

            Заря-заряница, красная девица,

            По полю ходила, ключи обронила,

            Ключи золотые, ленты голубые,

            Кольца обвитые – за водой пошла!

   С последними словами «заря» осторожно кладёт ленту на плечо од-ному из играющих, который, заметив это, быстро хватает ленту, и они

оба бегут в разные стороны по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто остался – становится «зарёй». (Игра  проводится несколько

раз, чтобы дети лучше поняли игру и запомнили её.)

      Как выдумаете, может сюжет этой игры использоваться при поста-

новке танца.(Дети высказывают свои версии.)  Конечно, сюжет этой игры очень интересен будет при постановке танца, например, про отношения юноши и девушки: когда суженый выбирает свою любимую девушку с помощью ленты, а затем они, встретившись, в кругу исполняют танец вдвоём.

      А теперь мы познакомимся с ещё одной интересной игрой «Колеч-ко». И для этой игры мы тоже встанем в круг и выберем водящего. Те-

перь водящий будет находиться в кругу. Главный атрибут этой игры

колечко на ленточке, которая завязана в на концах. Играющие держат

ленту и передвигают по ней кольцо, но так чтобы водящий этого не замечал. Водящий спрашивает: «У кого кольцо?», каждый игрок пыта-

ется обмануть его, говоря: «У меня!», и в это время, на глазах водяще-

го, старается передать кольцо другому. Водящий хватает за руку того

у кого, как ему кажется кольцо, этот игрок открывает руку. Если здесь

кольца не оказывается, водящему показывают, где находится кольцо на самом деле, при этом водящий старается схватить руку с кольцом, а игрок опять незаметно передать другому. Если кольцо найдено пра-вильно, водящий меняется.  (Игра проводится несколько раз.)      

      Вот и ещё две  народные забавы попали в нашу копилку  игр.  Эти

игры представляют собой часть русской культуры.

   Мы с вами  проживаем на территории Северной Осетии, и, конечно, должны познакомиться с забавами осетинского  народа.  Нас в первую очередь интересуют игры, ставшие, в последствии, основой народных танцев.

     Такой осетинской  игрой, наиболее  сохранившейся до наших дней в виде танца, является «Чепена». Само слово «чепена» не имеет опре-делённого перевода, но обозначает озорника, шутника, шалуна.

     Эта игра круговая, хороводная.  Считалкой  выбирается водящий  «чепена», он становится в круг, в котором все держатся за руки, и начинает игру словами :

– Левой ногой, чепена (прыгает левой ногой влево),

– Гой, гой, чепена(отзываются играющие и повторяют движения водя-

   щего),

–  Правой ногой, чепена,

–  Гой, гой, чепена,

–  Пойдём вперёд, чепена ( все идут мелкими шагами вперёд по кругу,

    либо в круг, поднимая руки вверх),

–  Пойдём назад, чепена,

–  Все мы спляшем, чепена, кругом, кругом, чепена,(продолжается та-

    нец-игра под музыку). Смысл игры заключается в том, что водящий должен быть хитёр и остроумен: придумывать смешные движения  что-

бы играющие ошибались, мешали друг другу и даже ссорились.

    Чепена либо его помощник строго следили за ошибками, выделяли этих играющих, для которых могло последовать наказание(даже могли бросить в воду, поэтому сделавшая ошибку женщина, во избежание наказания могла сбежать в хадзар и там запереться). Наказать могли и

чепену, если играющим не понравился ход игры.

      Игра, а в последствии танец «Чепена» – была сплошным смехом и весельем. Ни в каком случае ни обижаться, ни прибегать к оружию не

полагалось. Круг по команде чепены мог размыкаться, перестраивать-ся. (Игра проводится несколько раз.)

  1. Анализ занятия.

Преодаватель спрашивает воспитанников, что нового они узнали на

занятии, чему научились, какие трудности испытали при изучении но-

вых элементов, какие ошибки запомнили.        

         5.   Подведение итогов.

      Преподаватель делится своим впечатлением от занятия, выделяет

более  успешных  воспитанников,  даёт рекомендации  отстающим  и всем для работы дома.

      Все прощаются поклоном.

 

6.  Приложение.

     Считалки.

1).   Шла кукушка мимо сети,     2).  Заяц белый, куда бегал?

       А за нею малы дети.                    В лес дубовый.  Что там делал?  

       Все кричали куку – мак!            Лыко драл.  Куда клал?

       Отжимай один кулак.                Под колоду. Кто украл? Родион.

                                                              Выйди вон!    

 3). Игра «Горохова мучка».

     Играющие бегают, повторяя: «Горохова мучка то и дело солодела».

     Водящий ловит. Пойманные вместе с водящим ловят остальных,

     пока все не переловлены.

4). Игра «Золотые ворота» («Золотой мост», «Ворота»).

      Двое «луна» и «солнце» берутся за руки и поднимают их как воро-

     та со словами:

                  Золотые ворота пропускают не всегда:

                  Первый раз – прощается, второй – запрещается ,

                  А на третий раз – не пропустим вас!

     Участники на слова пробегают под воротами, водящие на послед-

     ние слова ловят в ворота игрока, который становится или к «луне»

     или к «солнцу», когда все переловлены, команды перетягивают

     друг друга.            

                    7.     Используемая литература.

  1.  Н.Б. Тарасова  «Теория и методика  преподавания  народно-сцени-

     ческого  танца», С.-П., 1996 г..

2.  Н.Б. Тарасова «Основные элементы русского народного танца», М.,

    1984 г..

3.  И.И. Заикин, И.А. Заикина  «Областные особенности  русского  на-  

     родного танца», Орёл, 1999 г..

4.   «Детские подвижные игры народов СССР», М., 1988 г..

5.  «Молодёжная эстрада», 1997г., №4.

6.  «Русский фольклор», М., 1986г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебно-тренировочного занятия для группы УТГ-2 года обучения

учебно-тренировочное занятие для группы УТГ-2 года обучения...

конспект учебно-тренировочного занятия для группы УТГ-3 года обучения

учебно-тренировочное занятие для группы УТГ-3 года обучения...

Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся третьего года обучения, имеющих общее недоразвитие речи

Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи...

Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы" по теме "Медленный вальс"

Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"...

Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы" по теме "Латиноамериканский танец Самба"

Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"...

Открытое занятие для детей 2-го года обучения - Танец Латиноамериканской программы: Ча Ча Ча

Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"по теме "Танец Латиноаме...

Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе - Медленный вальс

Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"по теме Медленный вальс"...