Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»
проект на тему

Зинченко Олеся Афанасьевна

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»

Павлоградского муниципального района Омской области

Индекс: 646760,  Омская область, р.п. Павлоградка, улица Ленина 64.

Телефон 8(38172)-3-15-05;      e-mail:  centr_pionerov@mail.ru  

Литературно – музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

                                                                                                          Разработала: методист

                                                                                                          МКОУ ДОД «Детско –

                                                                                                           юношеский центр»

                                                                                                           Зинченко О.А.

р.п.Павлоградка, 2014

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Поэтому целью данной работы является создание в помощь школьным работникам материала, который было бы реально использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся. Россия — одна из самых музыкальных стран в мире. И многие песни, которые создавались в России, являются отражением ее истории. Поэтому при ознакомлении школьников с разными историческими событиями их Родины можно использовать литературно – музыкальную композицию (сценарий прилагается). Недаром говорят, что в песне, как в капельке родниковой воды, отражается душа народа.

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Задачи:

•         воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

•         развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

•         создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видео файлов;
  • аудио проигрыватель для воспроизведения аудио файлов.

Видео с минутой молчания.

Звучит музыка военных лет, демонстрируется слайд 1

        Музыка смолкает

(Ведущий из – за кулис)

Много разных потрясений пережило человечество в  20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.

Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.

Выход ведущих (в тишине, не громким голосом)

1 ведущий:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

2 ведущий:

Почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Все громче мелодия довоенной популярной песни «В парке Чаир». Танцующая девочка. У края сцены мальчик смотрит на нее, в руке – цветок. Сближаются. Мальчик протягивает цветок. Оба улыбаются. Музыка внезапно смолкает. Пара замирает.

(по мере появления музыки слайд 2)

1 ведущий: Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

Слайд 3

2 ведущий: На фоне фанерного Крыма

Они, улыбаясь, стоят:

Она молода и любима,

Он молод, влюблен, не женат.

И вместе – ни голод, ни холод не страшен,

Их счастье – навек!

Тридцатые годы –

И молод, и полон надеждами век…

1 ведущий:

А долго ли будет светиться

Такой  безмятежный покой

На этих смеющихся лицах,

Не знает ни тот, ни другой…

Как, впрочем, и те, что за кадром

Ровесники юной страны –

Над книгой, над полем, над картой –

Три года еще до войны.

(Звучит вой сирены. Девочка прижимается к мальчику. Оглядываются назад. По одному выходят мальчики и девочки в военной форме и становятся, рассредоточившись по сцене).  Слайд 3.

2 ведущий: Сорок первый, июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже тенью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила покорно, кумачовые звезды

На полотнах знамен унося

(Мальчик и девочка расходятся в разные стороны. Звучит фонограмма «Священная война»). Слайд 4.

Выходят 2 ребенка (девочка и мальчик)

Чтец 1: Ах, война, что ты сделала, подлая

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Чтец 2: Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлука и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим,

Сапоги  – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом!

Пусть болтают

Ведущий: верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки!

Постарайтесь вернуться назад!

Демонстрируется видео «Перышко»

(Звучит тихая лирическая мелодия).  Слайд 5.

Мальчик: Как больно, милая, как странно,

Сроднясь с землей, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно,

Раздваиваться под пилой,

Не зарастёт на сердце рана –

Прольется чистыми слезами

Не зарастет не сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

Девочка: Пока жива, с тобой я буду,

Душа и кровь – не разделимы.

Пока жива, с тобой я буду.

Любовь и смерть всегда вдвоем,

Ты понесешь с собой повсюду,

Не забывай меня, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Мальчик: Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой?

Но ели мне укрыться нечем

От горести и темноты?

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Смотри, уже пылает небо,

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Девочка: Я верю, встреча повторится,

С тобою буду, где б ты ни был…

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

Мальчик: Но если я безвестно кану,

Короткий свет луча дневного,

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, млечный дым?

Девочка: Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Вместе: С любимыми не расставайтесь,

С  любимыми не расставайтесь,

Всей кровью прорастайте в них.

И каждый раз навек прощайтесь,

И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг!

Чтец 1: Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Помните!

Чтец 2: Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Слайд 6, 7.

Чтец 3: Люди!

Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Слайд 8

Мальчик: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставай на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твое – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава, Родина!

1ведущий: Время шло, а война все не отпускала.

На привале досуг, коротая недлинный,

Мы услышим в тот час, когда запад погас,

Как в выси пролетает косяк журавлиный.

2 ведущий: Он на Родину вести уносит от нас.

Крикнуть хочется в след:

«Журавли, расскажите

Вы родной стороне,

Что придем мы назад,

Что  тропинка нам каждая памятна в жите,

Каждый холм на погосте, где предки лежат!»

Прослушивание песни «Журавли»

Слайд 9.

1 ведущий: Четыре года – много это или мало? Кому, как ни солдату, знать об этом? Что же помогало выжить, не ожесточиться сердцем? Наверное – письма, которые говорили бойцам, что их любят и ждут.

Мальчик: Жди меня, и я вернусь

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет, жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.

Пусть не верят сын и мать,

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет «Повезло».

Не понять, не ждавши, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Слайд 10.

2 ведущий:     В тихие минуты перед большим боем или наступлением командиры приказывали солдатам писать письма домой, родным и любимым. Да и так каждый знал, что это нужно. Как закончится бой? А если эти строчки окажутся последними?

Мальчики рассаживаются на сцене как бы для отдыха, в руках у них карандаши и бумага. В это время демонстрируется видео «В землянке»

Слайд 11.

Чтец: Победа сладка, говорят…

Ты о ней спроси  у солдат.

Гулкий пламень, глаза бессонные,

На губах – кровяной прикус…

Пот, и слезы, и кровь – соленые:

У Победы – соленый вкус!

Ведущий: И все же мы выстояли. Все вместе – и в тылу и на фронтах – мы приближали светлый день победы над врагом!

Слайд 12.

Мальчик: Такое площадь знала лишь однажды

Однажды только видела земля:

Солдаты волокли знамена вражьи,

Чтоб бросить их к подножию Кремля.

Девочка: Они, свисая, пыль мели с брусчатки.

А  воины в сиянии погон

Все били, били в черные их складки

Надраенным кирзовым сапогом.

Мальчик: Молчала площадь. Только барабаны

Гремели. И еще – шаги, шаги…

Вот что такое русские «Иваны» -

Взгляните и запомните, враги!

Просмотр видео клипа «Еду с армии домой»

Слайд 13.

Чтец 1: Снова распускаются цветы,

В майский день так хочется поверить,

Что красивые и светлые мечты

Словно солнца свет, ворвутся в двери.

Чтец 2: Опустившись в мягкую траву,

Вспомни тех, кого нет с нами,

Но они в душе твоей живут,

Согревая вечным словом «память».

Чтец 3: Это было много лет назад,

Но земля хранит безумство боя,

Помнит взрывы танковых гранат,

Помнит тех, кто умирали стоя!

Чтец 4: Небеса давно уже чисты,

Жизнь идет, и солнце так же светит,

Но кладут на парапет цветы

С трепетом и со смущеньем дети.

Чтец 5: И мы с ними будем наравне,

Потому что много не видали,

Ведь не мы погибли на войне,

Ради Жизни жизнь свою отдали!

Чтец 1: Хоть на миг оставьте все дела,

Вспомните, и мир светлее станет!

Время все стирает, но должна

В наших душах оставаться память!

Чтец 2: Ночь покрыла всю землю орлиным крылом.

Отступила она перед вечным огнем.

У огня тополя часовыми стоят,

В честь тебя он горит, неизвестный солдат.

Чтец 3: Где-то Волга волнуется у берегов.

Не забыла она, как мы били врагов,

Как дрожала земля от стальных канонад,

Как кричал ты «ура», неизвестный солдат!

Чтец 4: Незакатный огонь днем и ночью горит,

Пламя трепетно - нежно со мной говорит,

Разговор этот слышит ночной Волгоград.

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат!

Слайд 14.

Дети (начальная школа) выходят на передний план, взявшись за руки. Они держат шары и цветы. Остальные выстраиваются за ними плечом к плечу.

1-й ребенок: На планете сейчас не спокойно.

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»!

Пусть нам снятся звездные сны.

2-й ребенок: Я не знаю войны.

Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять,

Чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

3-й ребенок: Именем солнца, именем Родины

Клятву даем,

Именем жизни клянемся!

То, что деды не допели –

Мы допоем!

То, что они не достроили, мы достроим!

Звучит песня «День Победы»

(Голос из – за кулис).

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира. В память о  миллионах замученных,  расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется ).

Склонитесь и молод, и стар

В честь тех, кто за счастье,

Что жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами

Горечью пахнет полынь,

Черными колоколами

Стонет бездонная синь.

Стонет земною печалью

Тех, чьи сердца не стучат.

Колокола не молчат.

«Минута молчания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

Сценарий мероприятия, посвященный 72-й годовщине окончания Сталинградской битвы. Материал касается судеб детей военного Сталинграда. Содержит инсценировки, сценки....

Путешествие в прошлое. Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»

70-ой  годовщине Победы  в Великой Отечественной войне посвящается…....

литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о героическом подвиге, мужестве и стойкости детей и подростков в годы Великой Отечественной войны....